X-PDF

Интенсивные формы урока: теория и практика

Поделиться статьей

Интенсивныеформы урока истории: теория и практика

 

  Тема нашего сколлегой  выступления – «Интенсивные формы урока истории: теория и практика».Это своеобразный экскурс в прошлое и настоящее преподавания истории, основанныйна достижениях преподавателей и методистов и собственном опыте педагогическойдеятельности.

  В педагогике,как и в моде, новое – это хорошо забытое старое. На рубеже ХIХ-ХХвеков передовые учителя истории и методисты искали пути и способысовершенствования преподавания истории. Традиционные методы обучения:объяснение нового материала, изучение его дома по учебнику и проведение опросана следующем уроке – подвергались резкой критике.

     Педагогистремились к такому построению урока, которое стимулировало бы самостоятельнуюмыслительную деятельность воспитанниц, формировало у них потребность в знаниях.Одни видели путь в изучении наглядности, другие – в работе обучающихся наддокладами и рефератами, третьи – в использовании исторических источников иработе с картой. Некоторые отдавали предпочтение трудовому методы обучения –рисованию, лепке, изготовлению моделей на исторические темы.

     Преподаватель варшавской гимназии С.В.Фарфоровский отмечал, что нельзяигнорировать индивидуальности, учить всех одновременно одному и тому же, водном и том же объеме, с одинаковыми для всех приемами. Преодолеть догматизмпреподавания, по его мнению, можно в том случае, если всю познавательнуюдеятельность ученика приблизить к методам исследования науки. Так он сталосновоположником лабораторного метода преподавания истории. Иначе подошел кактивизации учащихся методист А.Ф.Гартвиг, заменивший обычные уроки подготовкойрефератов и их разбором, а также отказавшийся от использования учебника приобъяснении нового материала. Он считал, что основательно надо изучать тольковопросы, имеющие существенное значение. При такой методике роль учителясводилась к руководству деятельностью учащегося и контролю. Гартвиг успешноприменял и метод драматизации. В нем он видел путь к пробуждению творчествашкольников. Принцип обучения этого методиста реализовывался так: «Учитьсяученик должен сам, наше дело только учить его, как надо учиться».  Болееупрощенную (на первый взгляд) методику обучения предложил М.Н.Коваленский. Оншироко использовал на уроках дополнительную литературу в сочетании с нагляднымипособиями.

    В поискахпутей активизации познавательной деятельности учащихся были и очень ценныенаходки, в частности связанные с совершенствованием системы реферирования.Большое значение ученическим рефератам придавал методист Н.П.Покотило; онрассматривал их как дополнение к изучению систематических курсов истории.Методист считал, что главная задача преподавателя в классе – заинтересоватьучеников своим предметом, заинтересовать настолько, чтобы они сами шлинавстречу преподавателю; как это сделать, это секрет каждого, но серьезное иинтересное содержание урока, в особенности красивый, живой рассказ могут помочьдостижению этой цели. Преподаватель должен развить самодеятельность учеников,научить их работать, читать серьезные книги, хорошо излагать свои мысли. Дляэтого приходится применять различные приемы преподавания.

     Последниедесятилетия широкое распространение получило понятие «педагогическаятехнология». На сегодняшний день существует более 300 формулировок этогопонятия. Сегодня под общим заголовком «технология» можно видеть и разработки попреподаванию целостных курсов, и отдельные организационные формы занятий, ижесткие алгоритмизированные предписания, и мягкие методические рекомендации.Одни технологии относятся в большей мере к работе с содержанием учебногоматериала, другие – к организации взаимодействия в системе «учитель-ученик» илимежду самими школьниками. В итоге от успешного применения НПТ в живом реальномпроцессе педагогического взаимодействия зависит усвоение любого содержания,общая результативность обучения и воспитания. На сегодняшний день наиболееизвестны и популярны технологии: АСО, КСО, ККО, системы Давыдова, Занкова,Амонашвили, технологии Зайцева, Монахова, Литвинова, Белкина, Макарова и др.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.29%
НЕТ
38.71%
Проголосовало: 1483

   Многочисленныепопытки усовершенствовать урок были направлены на повышение эффективностиотдельных его компонентов. Иногда узнать традиционный урок очень трудно.Отдельные учителя довели его до совершенства. Но совершенно очевидно, чтосистема, при которой ученики играют пассивную роль, никак не может воспитатьактивную, инициативную личность. Написаны сотни книг, в школах скопилосьогромное количество таблиц, наглядных пособий, ТСО, но уровень обучения, как иуровень воспитанности, падает из года в год. На каждом традиционном урокеученики не работают в полную меру своих сил и способностей. И не просто из-засобственной лени или низкой квалификации учителя. Просто сам урок не даетвозможности каждому ученику весь урок работать в полную силу. Учитель на урокобычно планирует выполнение определенного объема работы. Но всегда в классенайдется хотя бы один ученик, который эту работу может выполнить быстреедругих, но у учителя физически нет возможности проверять и контролироватьработу каждого ученика в любую минуту урока, и поэтому этот ученик, следуяобщему темпу урока, не работает на пределе своих сил. В отношениисамостоятельной работы обучающихся всевластие учителя играет отрицательнуюроль. Таким образом, учителя должны ответить на вопрос, как сделать ученикаактивным помощником в его обучении, сделать его субъектом, а не объектомобучения. Традиционный урок должен измениться и стать таким уроком, на которомглавное место будет занимать ученик.

    Сегодня новые перспективыоткрылись с использованием на уроках истории компьютера. Развитиеинформационных технологий, неуклонное превращение компьютера из предмета,доступного лишь узкому кругу посвященных, в явление повседневной обыденности,Интернет – все это рано или поздно должно было затронуть такую традиционноконсервативную область, как отечественное образование.

     Вопрос обоптимальных формах урока достаточно сложен; существует множество вариантовответа на него, но вряд ли какой-либо из них можно признать единственно верными бесспорным. Эффективное изучение истории возможно только тогда, когда учительиспользует разнообразные способы передачи знаний, нестандартные путивоздействия на ученика. Предпочтительными кажутся те формы работы, которыепринято называть активными и которые способны заинтересовать обучающихся,стимулировать и мотивировать процесс познания. Это могут быть такие видыучебной деятельности, как составление тезисов, конспектов, кроссвордов,викторины, эссе, решение проблемных логических задач, составление таблиц,работа над текстами с ошибками и с историческими портретами,проектно-исследовательская деятельность. Не следует пренебрегать возможностямиТСО: фильмы, аудиозаписи, видеоуроки не только развлекают обучающихся, нооблегчают многим из них осмысление материала. Все перечисленные формы работыхорошо известны учителям. Из этих вполне традиционных и привычных элементовможно конструировать нестандартные уроки: уроки-конференции, урок-вече,урок-путешествие, урок-деловая игра и др. Главное преимущество заключается втом, что преподаватель постоянно предлагает обучающимся нечто неожиданное, а,значит, занимательное. Кроме того, уроки, далекие от классических форм (опрос,изложение нового материала, закрепление, затем повторительно-обобщающее занятие)порой позволяют довольно эффективно организовать изучение материала,традиционно сложного и скучного для учеников.

     Нестандартнаякомбинация разных форм работы уместна не только на уроках в старших классах, ноособенно на ранних этапах исторического образования, когда необходимосформировать устойчивый интерес к предмету. Использование различных игровых ииных нетрадиционных форм урока облегчает усвоение многих трудных для детей тем,например, связанных с историей культуры, войн или хозяйственной деятельности. Вкачестве примера можно привести брейн-ринг по истории Древней Греции, научнуюконференцию «Художественная культура России второй половины ХVIIIвека». Большую возможность для развития и проявления творческих способностейдетей представляют мини-сочинения и эссе.

     Уход отобычных форм обучения дает возможность отличиться ученику, не обладающемухорошими знаниями, служит началом для самовыражения личности воспитанниц,позволяет создать ситуацию успеха. На уроке создается атмосфера раскованности,свободы мышления.

     Темойотдельного разговора является повышение познавательной активности обучающихсяна уроках истории с помощью информационных технологий. Компьютеры в школесегодня уже е воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако еще невполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя, столь же привычный,как мел и доска. Я начала заниматься этой проблемой без малого четверть веканазад, когда вся методическая литература, посвященная использованиюинформационных технологий, касалась в основном преподавания информатики, физикии математики. В 2001 году мною был написан реферат «Повышение познавательнойактивности учащихся на уроках истории с применением компьютерных технологий»,который был представлен на конкурс «Образование ХХI».На первых порах приходилось обращаться за помощью к студентам факультетаинформатики и старшеклассникам, увлеченным программированием. Так, чтобыпровести самый  первый урок в компьютерном классе, был создан программный пакетпо всеобщей истории на тему «Великие географические открытия» (среда Delphiс использованием Web-технологий).Вторым опытом стала программа «Тесты», написанная десятиклассником.Демонстрационный вариант содержал тесты по новейшей истории. И третьим опытомстало создание программного обеспечения урока, посвященного началу правленияПетра I.Сегодня никого не удивишь электронным учебником. Высокое качество графики,возможности анимации открывают новые перспективы при проведении практическихзанятий. Неотъемлемой частью электронных учебников являются фрагменты «живых»лекций лучших преподавателей. Анимированные карты, многочисленныеиллюстративные материалы, тщательно отобранная информация, прекрасныйдикторский текст должны обеспечить наглядность, научность, доступность,системность, последовательность и другие дидактические принципы, чтоспособствует формированию наглядно-образных знаний по истории.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.29%
НЕТ
38.71%
Проголосовало: 1483

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1483


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1483


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1483


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1483


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.29% НЕТ 38.71% Проголосовало: 1483


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет