МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г.ОХИ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНТОНА ЕФИМОВИЧА БУЮКЛЫ
РАССМОТРЕНА ИПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА
на педагогическогосовете приказом № 303 – ОД от 24.06.2022 г.
протокол № 12 от 30мая 2022 года «Об утверждении ООП ООО, ООП
НОО, ООП СОО»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩИХ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХЗАНЯТИЙ
ЧИРИКА РУДОЛЬФА
на 2022/2023 учебный год
(дляслабовидящих детей (вариант 4.2.))
(срок реализации 1год)
Составлена на основе: АООП ООО МБОУ СОШ № 1 г. Охи им.А. Е. Буюклы
на 2022- 2026 годы (ФГОС ООО) 3 классы,
АООП ООО МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А. Е. Буюклы №1 г.Охи им. А. Е. Буюклы на 2022- 2023 год (обновленные ФГОС) 3 классы.
г. Оха
2022 год.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программакоррекционно-развивающих дефектологических занятий для слабовидящих обучающихсяопределяет структуру и содержание работы по коррекции зрительного восприятия,зрительно-моторной координации, зрительно-пространственных ориентировок.
Эти дети нуждаются в комплекснойлечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работе с учётомсвоеобразия их развития, состояния зрения и здоровья. Изучив практическиедействия детей с нарушением зрения, Л.И. Плаксина сделала вывод о том, чтоосвоение предметного мира, развитие предметных представлений, где требуетсязрительный контроль и анализ у детей с косоглазием и амблиопией происходитсложнее, носит замедленный характер. В ряде исследований Л. И. Плаксинаотмечает общую обыденность предметных представлений и снижение уровнячувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленностизрительно-пространственной ориентировки. Из–за монокулярного виденияпространства у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация впространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие изпризнаков зрительно не воспринимаются. У детей с нарушением зрения отсутствуютчеткие представления о своем теле и связи между пространственным расположениемпарно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями,отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений освоем теле, а это, в свою очередь, делает невозможным практическую ориентировкуна «себе» и перенос действий в конкретные предметно-пространственные ситуации.Косоглазие и амблиопия как сложный зрительный дефект обуславливает появлениеотклонений в развитии двигательной сферы ребенка, приводит к снижениюдвигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладениядвижениями. Обобщая все вышесказанное, определяется практическая значимостьпрограммы: спонтанное развитие выявленных отклонений в развитии детей снарушением зрения будет протекать медленно или совсем не произойдет, если небудет оказана грамотно выстроенная и своевременная медицинская,психолого-педагогическая и коррекционная помощь.
Наибольшее значениесопровождение дефектолога учащихся с нарушением зрения и группы риска приобретаетна начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполненияпробелов в развитии детей, тормозящих, осложняющих овладение детьми новыми,более сложными знаниями, умениями и навыками (М.И. Земцова, В.С. Изотова, И.С.Моргулис, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, Л.И. Солнцева, С.И. Хорош и др.). Ввозрасте от 6-ти до 11 лет (по данным нейрофизиологических исследований)зрительная система обладает высокой чувствительностью. Работа по расширениюсенсорного опыта детей предотвратит необратимые изменения структуры и функциизрительной системы, т.е., позволит сохранить и развить остаточное илинарушенное зрение у детей с различной степенью тяжести зрительной патологии.
Показано, что основой успешности обучения является накопление детьмипредметных представлений в результате конкретного наглядного ознакомления спространственными признаками и отношениями, а также в непосредственныхпрактических действиях с ними.
Профилактика возможных проблем в освоении АООП НОО, так же являетсяважной частью дефектологического сопровождения.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программакоррекционной работы на ступени школьного образования включает в себявзаимосвязанные направления, которые отражают ее основное содержание:
· диагностическая работаобеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностямиздоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций пооказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях школьногоучреждения;
· коррекционно-развивающаяработа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания образования икоррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с нарушениемзрения;
· консультативная работаобеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченнымивозможностями здоровья и их семей по вопросам дифференцированныхпсихолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции развития;
· информационно -просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам,связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей,со всеми участниками образовательного процесса.
В наиболее общемсмысле сопровождение характеризуют как помощь ребенку в преодолении возникающихтрудностей, встречающихся при организации образовательного процесса, в поискепутей решения, формирования и создания условий для комфортного прохожденияуровня начального обучения.
Сопровождениеребенка или группы детей с нарушением зрения в образовательном процессе какодно из направлений деятельности инклюзивного образования, может бытьопределено как «система профессиональной деятельности», направленной насоздание социально-психологических условий для успешного обучения ипсихологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.» (М.Р.Битянова, 1997). Поддержание функционированияребенка в условиях оптимальной для успешного раскрытия своего личностногопотенциала и успешности амплификации образовательных воздействий за счет недопустимости его дизадаптации(М. М.Семаго,2003).
Работа дефектологас учащимися не может проводиться в отрыве от общеобразовательного ивоспитательного процесса, осуществляемого в школе. Комплекс мероприятийсопровождения:
1. Систематическимотслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики егопсихического развития в процессе обучения.
2. Созданиемсоциально-психологических условий для развития личности каждого ребенка,успешности его обучения.
3. Созданием специальныхсоциально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощив обучении и развитии
детей с ОВЗ (вобразовательной парадигме — особыми образовательными потребностями).
Всоответствии с этими компонентами процесса сопровождения определяютсяконкретные формы и содержание работы специалистов со провождения: комплекснаядиагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование ипросвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса. Каждоенаправление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику,конкретное содержательное наполнение.
В ситуациисовместной, фактически междисциплинарной роботы
педагога класса ипсихолога и тифлопедагога, логопеда содержание анализа наблюдаемых особенностейребенка должно быть одинаковым.
Ребенокоценивается по восьми показателям:
-Поведение;
-Темповыехарактеристики деятельности;
— Познавательноеразвитие;
— Речевоеразвитие;
— Овладениепрограммным материалом;
— Игра и общениесо сверстниками;
— Эмоциональныеособенности;
— Моторное развитие.
Основные цели и задачи
Основная цель, которую ставит перед собой дефектологначальной школы для детей с нарушением зрения – подготовить учащихся квосприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных уроках,к самостоятельному и активному участию в учебной и повседневной деятельности.
Задачи:
— Максимальная образовательнаяадаптация ребенка с нарушением зрения в школьной среде, а также обеспечениесвоевременной помощи учащимся, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы
Цель диагностических мероприятий:
— определение уровня актуального развития ребенка,выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение меркоррекционного воздействия.
Цель тифлопедагогическогосопровождения:
— определение содержания и формработы;
— а также непосредственнопроведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении;
Задачи:
— нормализация ведущейдеятельности;
— сенсорное и сенсомоторноеразвитие;
— формированиепространственно-временных отношений;
— развитие познавательнойдеятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;
— формирование знаний, умений инавыков, необходимых для усвоения программного материала;
— формирование универсальныхучебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;
— формирование и расширениепредставлений об окружающей действительности;
— развитие речи на основеознакомления с окружающим миром;
— формирование школьныхкомпетенций (школьное поведение, навыки учебной деятельности);
— формирование навыков социальноговзаимодействия.
Цельаналитической работы:
— проведение анализа процессатифлопедагогического воздействия на развитие учащегося и оценку егоэффективности, а также анализа и
оценкивзаимодействия специалистов
Цельконсультативно-просветительской работы:
— обеспечениесотрудничества и взаимодействия между всеми участниками образовательногопроцесса.
Цель работы по охранезрения:
— повышение функциональнойактивности анализатора, улучшение состояние основных функций зрения.
— развитие анализа и синтеза сенсорной информации, ееинтерпретации и категоризации; развитие мышления, речи, памяти, внимания.
3. ОПИСАНИЕМЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане данный курс является элементом коррекционнойподготовки. Количество занятий в 3 классе 2 раза в неделю. Программарассчитана на 68 часов в год.
В программе учтены индивидуальные особенности и уровень развитияребенка.
Основной формой организации коррекционно- развивающей работы являютсяиндивидуальные занятия. Продолжительность индивидуального занятия -30-35 минут.Диагностика проводится с 01 сентября по 15 сентября и 15 мая по 30 мая.
Коррекционно- развивающий период с 15 сентября по 15 мая.
С принципом дифференцированного обучения детей с ОВЗ тесно связанаспецифика методов обучения. Выбор методов обуславливается характером иструктурой нарушения, возрастом, в котором возникло это нарушение, уровнем ипотенциальными возможностями развития ребенка, разнообразием осложняющих развитиеребенка нарушенных функций (М.И.Земцова). Методы обучения школьников снарушениями зрения строятся на основе общедидактических принципов обучения и сучетом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия(зрительного или осязательного), познавательной деятельности и компенсаторныхвозможностей. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятияхиз режима ближнего зрения, в режим дальний, введение физкультминуток, какобязательной части занятия. Суженный сенсорный опыт обязывает обращать вниманияна правильный способ деятельности, а не только на результат. Приемы: использование сохранных анализаторов; поэтапное, пооперационное выполнениедействий; совместно-разделенное выполнение действий ; дозировка впреподнесении материала; индивидуальный и дифференцированный подход; адекватный темп подачи материала; четкое разъяснение упражнений, частоповторяющееся; демонстрация, наглядный показ алгоритма рассматривания илиобследования, специальное обучение приемам обследования или действия;использование на занятиях дидактических развивающих пособий, игр и упражнений,занимательность; чередование форм и методов коррекции (использованиесюрпризных моментов, нестандартных приемов, эффекта неожиданности и т.д.);использование информационно-коммуникационных технологий; формирование навыковпрактической самостоятельной и совместной работы; использованиепроблемно-поисковых методов обучения, проектирование; предоставлениедополнительного времени для завершения упражнения; акцентирование внимания наудачных моментах; создание ситуаций успеха.
Методы:Степень применения каждого из методов зависит от возраста школьников. Упражнения,используемые на всех видах коррекционных занятий дефектолога: выкладывание измозаики, семян, ниток, бус; закрашивание; штриховка, вырезание, обводка черезкальку; обведение трафаретов; прорисовка контура по точкам; лабиринты(развитие глазодвигательных и прослеживающих функций глаза, зрительно-моторнойкоординации); нахождение несоответствий, сравнение; группировка,классификация, обобщение, выделение признаков; работа на листе в клетку;составление разрезных картинок, пазлов; упражнения на развитие зрительноговнимания, памяти; упражнения на развитие мышления, творческие задания.
Содержание лечебно-оздоровительных мероприятий.
В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительногоанализатора должна быть регламентирована:
· гимнастикадля глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся назанятиях и связанны со зрительным напряжением, на 10-11й минуте в течение 2-3минут,
· на14-17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного напряжения втечение трех минут,
Важным направлением работы дефектолога является снятиепсихоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психикудетей аппаратного лечения. Поэтому в начале каждого занятия, на этапеорганизационного момента, а также по его завершении проводятсяигры-гармонизации, элементы аутотренинга, психологические настрои. Проведениетаких моментов в начале и конце занятия способствует предупреждению негативныхэмоциональных реакций ребенка, мобилизации и настрою на занятие, установлениюпозитивного взаимодействия с взрослым и сверстниками. Обязательнымикомпонентами в работе с детьми с косоглазием и амблиопией являются: релаксационныеупражнения, проводимые после усиленной зрительной нагрузки; психодинамическиепаузы для снятия эмоционального, мышечного и зрительного напряжения. Снятиепсихоэмоционального напряжения у детей проводится также при помощи SAND-ART(рисования песком). В кабинете дефектолога дети обучаются рисованию песком насветовом планшете. Рисованию песком свойственно антиагрессивное действие:манипулируя сыпучими материалами, ребенок избавляется от негативных эмоций.Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствуетразвитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствуетразвитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). В процессетворчества ребенок развивает моторику, зрительное восприятие, координациюдвижений, внимание, воображение, мышление.
№ |
Разделы |
Количество часов |
1 |
В мире цвета. |
10 |
2 |
Восприятие формы |
8 |
3 |
Восприятие величины |
10 |
4 |
Восприятие пространства |
12 |
5 |
Формирование навыка письма |
14 |
6 |
Формирование навыков чтения |
14 |
Итого |
68 |
Развитие зрительного восприятия.
В начальных классах школы для детей с нарушением зренияпродолжается специальная коррекционная работа по развитию зрительноговосприятия детей, начатая в детском саду. У детей формируют зрительные образытех объектов, которые изучаются на общеобразовательных уроках.
В ходе занятий совершенствуются способности детей к зрительному выделению,восприятию основных информационных признаков (формы, величины, цвета, яркости,контраста и др.), позволяющих безошибочно опознавать объекты. Младшихшкольников с нарушением зрения учат опознавать и сравнивать объемныегеометрические тела, предметы с их контурными, силуэтными, точечными,черно-белыми и цветными изображениями.
Программой предусмотрена также система игр и упражнений, направленных насовершенствование цветовосприятия, восприятия формы и величины предметов, ихрасположения и удаленности в пространстве.
Значительное место в коррекционном курсе по развитию зрительноговосприятия отводится формированию у детей зрительных образов и представлений обокружающем мире, буквенных и цифровых изображений.
Применяются эти методики в комплексе.
Специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия ушкольников с нарушением зрения теснейшим образом связаны с развитием других –несенсорных психических функций (зрительной памяти и зрительного внимания,мышления, мотивации деятельности, интересов, эмоций). Осуществляется не толькостимуляция зрительных функций, но и познавательной, творческой деятельностидетей.
Ориентировка в пространстве.
Несмотря на некоторую специфичность в постановке задач обученияпространственной ориентировке важнейшей задачей является обучение детейполисенсорному восприятию окружающего пространства и расположенных в немобъектов и умению использовать получаемую информацию в практическойориентировке в пространстве.
В начальных классах школ для детей с нарушением зрения огромноезначение имеет работа по развитию зрительно-пространственного восприятия удетей. Тифлопедагог учит детей выделять, сравнивать, анализировать и обобщатьокружающие предметы по сходству и различию пространственных признаков, как спомощью нарушенного зрения, так и других анализаторов. Это позволяетслабовидящим учащимся успешно ориентироваться в макропространстве, т.к.находящиеся в нем предметы и объекты в результате подготовительной работыбезошибочно узнаются детьми даже на значительном расстоянии.
При обучении пространственной ориентировке младших школьников сдиагнозами косоглазие и амблиопия (функциональное слабовидение) большоезначение приобретает развитие стереоскопического зрения. В этом смысле весьмаэффективны игры и упражнения, требующие оценки детьми глубины пространства,удаленности предметов и объектов, расстояния между ними.
Формирование у учащихся с нарушением зрения начальных классов умениймоделировать пространственные отношения, читать схемы пространства, соотноситьрасположение реальных предметов в пространстве со схемой, а такжесамостоятельно составлять схемы пространства является важнейшим средствомкоррекции нарушений зрительно-пространственной ориентировки, (Л.И. Солнцева,Л.И. Плаксина), поэтому обучению детей ориентировке в пространстве с помощьюсхем отводится значительное место на специальных коррекционных занятияхтифлопедагога.
Социально-бытовая ориентировка.
Специальные коррекционные занятия дефектолога по социально-бытовойориентировке призваны подготовить учащихся с зрительной патологией ксамостоятельной жизни и труду в современном обществе. Для этого необходимоформировать у них знания, умения и навыки, способствующие социальной адаптации.Это, прежде всего, те навыки, которые связаны с организацией ребенком своегоповедения и общения с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях.
Основными задачами курса по социально-бытовой ориентировке в начальной школеявляются следующие:
-познакомить со службами быта, учреждениями и организациями, в которые можетвозникнуть необходимость обратиться;
-научить детей следить за своим внешним видом, контролировать поведение, самостоятельновступать в контакт с окружающими в различных бытовых и социальных ситуациях.
— Обогащение знаний и представлений учащихся по изучаемым темам наобщеобразовательных занятий;
Следует отметить, что на занятиях по социально-бытовой ориентировкетифлопедагог создает условия для активного использования детьми знаний.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В соответствии с требованиями ФГОСк результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовностьи способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивациик
обучению и познанию;
— формирование коммуникативной компетентностив общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими вобразовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видахдеятельности;
— умение ясно, точно, грамотно излагать своимысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,выстраивать аргументацию, приводить примеры;
— критичность мышления, умение распознаватьлогически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
— умение контролировать процесс и результатучебной деятельности;
Метапредметные результаты:
— способность самостоятельно планироватьальтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективныеспособы
решения учебных и познавательных задач;
-умение осуществлять контроль по образцу ивносить необходимые коррективы;
-способностьадекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, еёобъективную трудность и собственные возможности её решения;
— умениеустанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения,умозаключения и выводы;
— умениесоздавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели исхемы для решения учебных и познавательных задач;
— развитиеспособности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и ролиучастников, взаимодействовать и находить общие способы работы;
— умениеработать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основесогласования позиций и учёта интересов, слушать партнера. формулировать,аргументировать и отстаивать своё мнение;
-формированиеучебной компетентности в области использования информационно-коммуникационныхтехнологий;
-умениевыдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимание необходимости ихпроверки;
— пониманиесущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии спредложенным алгоритмом;
— умениесамостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебныхматематических проблем;
-способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решениезадач исследовательского характера;
Весь содержательный раздел программы тесносвязан с тематическим планированием в 1- 4 классах по разным предметам.
Перспективныйплан тифлопедагогического сопровождения младших школьников.
I этап (май-сентябрь). Сбор и анализ информации (информационно-аналитическаядеятельность). Результатом работы на данном этапе должна стать оценкаконтингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определенияспецифики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательнойсреды с целью соответствия требованиям программно-методического,материально-технической и кадровой базы учреждения.
II этап (октябрь-май). Этап планирования, организации и координации(организационно — исполнительская деятельность). Практическая реализацияПрограммы тифлопедагогического сопровождения. Результатом работы на этом этапеявляется особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно– развивающую направленность, а также процесс специального тифлопедагогическогосопровождения обучающихся первоклассников с нарушением зрения и группы риска.
III этап (май – июнь). Этап диагностики коррекционно-развивающейобразовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатомявляется констатация соответствия созданных условий и выбранныхкоррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательнымпотребностям обучающихся с нарушением зрения.
IV этап (август – сентябрь). Этап регуляции и корректировки (регулятивно –корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимыхизменений в образовательный процесс и процесс сопровождения обучающихся сограниченными возможностями здоровья (нарушением зрения), корректировка условийи форм обучения, методов и приемов работы.
Следует отметить, что в начальныхклассах школы для детей с нарушением зрения нет необходимости, так, как этоосуществляется в детском саду, проводить специальные коррекционные занятияразных видов в полном их объеме. Дефектолог (тифлопедагог) начальной школывыявляет учащихся, у которых наиболее страдает тот или иной вид деятельности ипроводит с ними соответствующую работу именно в этом направлении.
Специфика организации специальных занятий тифлопедагога в начальнойшколе состоит в том, что проводить их можно только по окончании уроков. Втечение недели каждый ребенок посещает занятие дефектолога один раз.
5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Программа коррекционной работы на ступенишкольного образования включает в себя взаимосвязанные направления, которыеотражают ее основное содержание:
· диагностическая работа обеспечиваетсвоевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья,проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказаниюим психолого-педагогической помощи в условиях школьного учреждения;
·коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоениисодержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическомразвитии детей с нарушением зрения;
· консультативная работа обеспечиваетнепрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностямиздоровья и их семей по вопросам дифференцированных психолого-педагогическихусловий обучения, воспитания, коррекции развития;
· информационно — просветительскаяработа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным сособенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всемиучастниками образовательного процесса. Целью диагностической работы являетсясвоевременное выявление проблем и трудностей, причин отклонений в развитиидетей, определение компенсаторных возможностей. Диагностическое обследованиедетей с нарушениями зрения тифлопедагог проводит по методике«Психолого-педагогического обследования детей с нарушением зрения» (АвторДружинина Л.А., Осипова Л.Б.) Диагностика включает в себя исследованиезрительного восприятия цвета, формы, величины; исследование пространственноговосприятия и ориентировки в пространстве; исследования зрительного восприятия ивоспроизведения сложной формы; зрительного внимания; исследования осязательногои слухового восприятия. В комплекс обследования введена бальная система,разработаны критерии оценок, соответствующие возрастным возможностям детей.Мониторинговая деятельность с целью отслеживания динамики развитиявоспитанников с нарушениями зрения проходит в течение года и имеет выборочныйхарактер, как по составу детей, так и по объему и перечню заданий издиагностического обследования. Процедура мониторинга осуществляется виндивидуальной форме. Результаты обследования являются определяющими приформировании подгрупп, которые создаются на основе выявленной «зоны актуальногоуровня развития» детей и имеют подвижный состав. Для занятий специалистовкритерием деления по подгруппам являются: состояние зрения, этапы лечениязрения, уровень психосоциального развития ребёнка. На основании полученных врезультате обследования данных дефектолог объединяет детей в подгруппы длякоррекционных занятий с учетом их возраста, диагноза зрительного заболевания,остроты зрения, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичныхотклонений в развитии. Специфика реализации коррекционных мероприятий с разнымигруппами воспитанников состоит в создании специальных офтальмо-гигиеническихусловий, индивидуального маршрута развития ребенка, специальных методов иприемов коррекционной работы, учета этапа лечения, на котором находитсяребенок. В первую подгруппу входят дети, которые обладают относительнойсамостоятельностью при выполнении работы. Во вторую подгруппу входят дети,которым необходима специальная корригирующая помощь и поддержка в процессеразличных видов деятельности. По результатам обследования детей дефектологпланируют коррекционно-педагогическую работу, дает рекомендации поосуществлению коррекционной работы всем участникампсихологомедико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (воспитателям,медсестре — ортоптистке, узким специалистам, родителям.) Содержаниекоррекционных занятий определяется перспективным планом, которыйразрабатывается дефектологом, в соответствии со структурой нарушения итематической направленности. Основой перспективного и календарного планированиякоррекционной работы является тематический подход, обеспечивающийконцентрическое наращивание информации по всем направлениямкоррекционно-развивающей работы. Содержание коррекционно-развивающей работысгруппировано по темам, которые являются сквозными на весь период школьногообучения.
