X-PDF

Статья Развитие письменной речи

Поделиться статьей

                                 Развитиеписьменной речи.

Развитие письменной речи редко являетсяцелью специального урока. Однако письмо (как фиксация материала, входящего вговорение) имеет место на всех этапах работы. Формирование необходимых дляэтого орфографических навыков происходит в процессе создания лексических играмматических навыков.

Говоря о месте и роли каждого из видовдеятельности, нужно отметить, что важной чертой урока является комплексность.Эта предпосылка определяет в методике урока очень многое. У разных людейразличный тип памяти: одни лучше запоминают услышанное, другие – прочитанноеили записанное. Если человек и прочтет материал, и услышит, и запишет, ипроговорит – то вероятность усвоения значительно повысится. Поэтому развитиенавыков письменной речи должно быть частью комплексного урока, когда каждаядоза речевого материала «пропускается» через 4 главных вида речевойдеятельности, т.е. один и тот же речевой материал ученики воспринимают на слух,читают , используют в речи и записывают.

Комплексность не означает равномерногоразвития всех видов речевой деятельности на всех ступенях обучения. Ихсоотношение будет меняться и в пределах одного цикла работы и в пределахступеней.

Более того было бы неправильно считать,что развитие навыков письменной как проверки умения учеников – это цель урока.Контроль – не самоцель. Контроль – подчиненный компонент учебного процесса.

Точно также не может быть целью урока,скажем, «работа над текстом».

Рассматривая письменную речь в трех плоскостях: исполнения(графическое изображение), выражения (речи) и содержания (мышления), обучениеписьменной речи предполагает овладение орфографией и выполнение тренировочных(языковых) упражнений в письменной форме, т.е. обучение письму, а также речевыеупражнения для обучения составлению письменного сообщения, письменно-речевыеупражнения в работе с печатным текстом, упражнения, обусловленные процессомчтения, аудирования и устного общения.

Для формирования графико-орфографического аспекта письменнойречи можно использовать следующие упражнения:

Обучение орфографии.

  1. Найдите данную букву в словах, выпишите эти слова.
  2. Соотнесите транскрипцию с указанными словами, напишите слова в необходимом порядке.
  3. Сгруппируйте слова по буквам алфавита.
  4. Расставьте буквы в слове в нужном порядке и запишите его. И т.д.

Для того чтобы научить учащихся использовать письмо вкоммуникативных целях необходимо сформировать навыки, обеспечивающие выражениемыслей в письменной форме. Главной особенностью упражнений, формирующих речевыенавыки, состоит в переключении произвольного внимания учащихся с формальной насмысловую сторону высказывания, которому способствует определенный уровеньавтоматизации действий с языковым материалом.

Письменные тренировочные языковые упражнения.

  1. Ответьте на вопросы в письменной форме.
  2. Вставьте в предложения необходимые слова, используя в качестве подсказки русские слова.
  3. Составьте предложения по образцу.
  4. Составьте предложение из набора слов.

Успешное выполнение речевых упражнений свидетельствует одостаточном усвоении изучаемых языковых явлений. Они приучают учащихсяпользоваться изученным материалом спонтанно, без сосредоточения внимания на егоформе. Задания к речевым упражнениям предусматривают развитие умений логическиосмысливать воспринимаемую информацию, критически оценивать события, выделятьглавное, умение дать личностную оценку, аргументировать свою точку зрения,комментировать, используя элементы оценочного характера.

Речевые упражнения для обучения написанию письма.

  1. Определите адресатов названных форм письменного обращения.
  2. Выпишите из письма различные способы выражения благодарности и признательности.
  3. Определите характер каждого письма (личное, семейное, поздравление, приглашение и т.д.).
  4. Составьте письмо по плану, используя образцы ключевых фраз и слов.

 Работу над разделом «Письмо» можно начинать уже наначальном этапе, так как владение письменной речью позволяет реальноиспользовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь сносителями языка с помощью современных средств коммуникации. Возможность писатьличные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документови т.п. мотивируют учащихся к активному овладению письменной коммуникацией наизучаемом языке. Письменная речь рассматривается в качестве творческогокоммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменнойформе свои мысли.

  Как правило,обучение письму начинаем уже с первого урока, с первой буквы английскогоалфавита, и в течение первого года обучения веду активную работу по овладениюкаллиграфией английского языка, а также орфографией в пределах изучениялексики. Для запоминания правил передачи звучащих слов на письме детипользуются цветовыми карточками (гласные обозначаются одним цветом, согласные –другим, или выделяются разными цветами буквы, соответствующие разным звукам, ит.д.).  Не раз задавала себе вопрос: «Что  можно сделать учитель,чтобы эффективнее развивать навыки и умения письма и письменной речи вначальной школе?» И вот оно! ИГРА!!!
    Давно известно, что игровая деятельность является мощнейшиммотивирующим фактором, способствующим прочности запоминания материала иформирования навыка. Учитывая это, я стараюсь использовать в своей деятельностикак можно больше игр для развития письменной речи. Ниже представлены обучающиеигры, нацеленные на формирование орфографических навыков:

«Алфавитныйсалат». Буквы алфавита(пластиковые или карточки с буквами) складываются в «волшебный сосуд» (миска,блюдо). Дети по очереди подходят к «сосуду», достают любую букву, записывают еена доске (прописную и строчную). Остальные учащиеся   называют еевслух.

«Алфавитородео».  Поделив класс на две команды, учительназывает какую-нибудь букву. Представители команд по очереди выходят к доске ипишут на ней названную букву. Выигрывает та команда, которая правильно написалавсе буквы. Игру можно усложнить, называя учащимся буквосочетания и слова. Такаяигра способствует правильному написанию слов и служит для развития зрительнойпамяти.

«Немойдиктант».Такой диктант может проводиться двумя способами:
1. Учитель показывает картинки где, слова, обозначающие их названия, ужеизвестны детям. Каждая картинка предъявляется 10-15 секунд. Затем учащиесязаписывают слова в тетради.
2. (Этот способ целесообразнее использовать, когда дети уже хорошо знаютграфический образ слов и умеют их читать) Детям демонстрируются крупнонаписанные слова на карточках. В течение 5-10 секунд ученики стараютсязапомнить слова, а затем карточки убирают, а дети записывают эти слова попамяти.

«Диктантвспоминайка». Такую работу такжеможно проводить двумя способами:
1. Каждый игрок получает индивидуальную карточку со словами (не более 7), емудается время (не более 1 минуты) для ознакомления со словами, затем карточкизабираются, а дети пишут слова по памяти.

2. На доскезаписываются слова (не более пяти), которые произносятся детьми хором, дается30 секунд для запоминания, затем слова стираются с доски, а дети записывают ихпо памяти.
Оба вида диктантов хороши тем, что снимают напряжение у ребенка, превращаядиктант в увлекательную игру, создавая тем самым «ситуацию успеха», ведь дажеслабые ученики могут иметь неплохую зрительную память, а значит, хорошосправиться с диктантом.

«Паучок». Педагог записывает на доске какое-нибудь слово,например “Dog”. Любой желающий ученик пишет слово на любую из букв,составляющих это слово, причем буквы располагаются как лучи звезды. Второйвариант этой игры: по классу пускается лист с написанным словом. Каждый ребенокпишет свое слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.

«Чудесатости». Дети всегда любят что-то необычное. Поэтомуигра «Чудесатости» детям очень нравится.  Известно, что записи в тетрадяхделаются в одну линию. Можно предложить учащимся написать слова или предложенияв том порядке, в каком им вздумается. Записи могут быть в форме какого-либоживотного или предмета. На первых порах можно раздать им заготовки, которые онидолжны заполнить, например, это может быть листочек, вырезанный в формеживотного или пунктирный рисунок на листе бумаги или любая другая форма.Главное – нужно использовать фантазию детей.

 «Аукцион». По сигналу учителя дети записывают слова позаданной теме. Выигрывает тот ученик, который написал больше слов заопределенный промежуток времени.

«Капитаны». Класс делится на команды. Каждая команды выбираетсвоего капитана. Они подходят к учителю и выбирают листочек, на которомнаписано название темы (фрукты, числа, цвета, животные, члены семьи, обстановкаи т.д.). капитаны возвращаются к своей команде и сообщают ее тему. По сигналуучителя капитаны идут к доске и пишут первое слово по своей теме, подсказанноекомандой, затем они снова возвращаются к своей команде за следующим словом ит.д. выигрывает та команда, которая напишет правильно большее количество словпо предложенной теме.

«Дополняйка». Учитель пишет на листке короткое предложение, аученики по очереди дополняют его. Игра ведется до тех пор, пока игроки могутрасширить предложение. Выигрывает тот, кто последним закончил предложение. Онже пишет и новое предложение. Например:  I go. I go to school. ит.д.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

«Волшебный карандаш». Необходимовыбрать  ведущего. Его задача — написать слово, но слово он «пишет»воображаемым волшебным карандашом  в воздухе. Задача остальных — записатьслова в тетрадях. Выигрывает тот, кто правильно записал все слова.

«Гребень». Класс делится на 2 – 3 команды. На доске длякаждой команды пишется очень длинное слово. Представители команд по очередиподбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющихпервоначальное слово, по вертикали. Слова одной команды не должны повторяться.Выигрывает та команда, которая первой и правильно написала слова. Слова могутбыть разных частей речи, главное, чтобы они были длиннее, чем слова соперников.

«Составляйка». Учитель пишет на доске длинное слово,например SPOTLIGHT. Из букв этого слова дети должны составить новые слова изаписать их. Например: SPOTLIGHTPOTTIGHTTOPCAT И т.д. Выигрывает тот, кто назвал последнееслово.

«Хитраябуква». Ребятам раздаютсякарточки, и предлагается написать как можно больше слов, в которых указаннаябуква стоит на определенном месте. Время выполнения задания регламентируется(3-5 минут).

 «Вставьбукву». Для игры необходимо разделить группу на две команды. Доскаразделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которыхпропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляютпропущенную букву и читают слово.
Пример
с…t, a…d, a…m,p…n, r…d, c…r, r…n, t…n, h…s, f…x (cat, and, arm, pen, red, car,run, ten, his, fox).

«Дублеры»(Взаимный диктант).Заранеенеобходимо подготовить разные тексты диктантов. Каждый ученик получает по однойкарточке с текстом и читает про себя свой текст. Все учащиеся разбиваются напары. Один читает, второй пишет под диктовку текст. Затем пары меняются. Послеокончания диктанта ученики обмениваются тетрадями и без карточек проверяютнаписанное.

«Ктобольше?» Образуются двекоманды. Каждая команда должна записать как можно больше слов по темам:название спортивной игры; животные; цвета; члены семье; времена года и т.п.

Игр и заданийпо данному направлению работы существует очень много. Советую  виды письменных заданий  классифицировать в зависимости от уровня развернутостиписьменной речи:

           Науровне буквы: обведи предложенный шаблон, подбери строчную букву кзаглавной и наоборот, запиши пропущенную букву в слово, в алфавит и т.д. (Цельтаких заданий – закрепление букв алфавита, работа над формированием навыкаписьма строчных и заглавных букв).

          Науровне слова: подписи к картинкам, списки покупок, словарики и т.д. (Цельтаких заданий – закрепление новой лексики, работа над формированием навыкаписьма и орфографии). 

          Науровне предложения: дневники, фразы в комиксах, краткие описания, различныетаблицы и опросники и т.д. (Цель таких заданий – закрепление новыхграмматических структур и разговорных фраз через их использование в письменнойкоммуникации).

          Науровне текста: подписи к упаковкам  семян, продуктов и т.д., реклама,поздравительные открытки, приглашения, билеты и даже мини-книжки. (Цельподобных заданий – формирование навыков планирования, написания, редактированияи понимания структуры письма).

Как известно, у каждого ученика свои определённые способности к учебе. Задачапедагога – способствовать развитию ребёнка и ни в коем случае не навредить.Поэтому,  выстраивая свои уроки с учётом возрастных и индивидуальныхособенностей детей,   стараюсь учить ребят интересно. Помимоигр  даю интересные задания, учитывая их возраст, владение навыкамиписьма, уровнем подготовки.

 

                                                                Библиография.

1.     Артамонова Л.Н. Обучениеписьму на уроках английского языка в начальных классах с использованием игровыхприемов.

2.     Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева Урок иностранного языка _ Глосса пресс, 2009

3.     Федяева Е.Ю. Системаупражнений и методических приемов как средство контроля и формирования навыковписьменной речи на английском языке.

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет