Урококружающего мира
Тема:«Как животные готовятся к зиме»
Учительначальных классов Мельник Галина Владимировна, высшая категория
Типурока: комбинированный
Задачи: создать условия для учебной деятельности, в ходекоторой активизируются знания детей о животных; показать взаимосвязь живой инеживой природы; создать условия для познавательной активности детей, умениярассуждать, делать выводы; развивать умения работать в группе; воспитыватьдоброжелательное отношение друг к другу.
Цели: Формированиепредставлений детей о подготовке разных групп животных к зиме.
Планируемыерезультаты:
Личностные:
Научатсяосознавать свои возможности в учении, смогут адекватно судить о причинах своегоуспеха или неуспеха в учении;
Связыватьуспехи с усилиями, трудолюбием;
Научатсяработать в группе;
Сотрудничествов малых группах при решении общей задачи.
Метапредметные:
Познавательные: знают причиныизменений жизни животных осенью;
Регулятивные: ставят совместно с учителемучебную задачу на основе усвоенного и нового материала; формируют навыки само –взаимоконтроля;
Коммуникативные: учатся владеть монологической идиалогической формами речи; отстаивают свою точку зрения.
Предметные:
Учащиеся узнают о разнообразии животного мира;
Учащиеся узнают о жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнемупериоду.
Оборудование: компьютер, презентация, иллюстрации птиц и животных,предметные карточки для работы в группах, для индивидуальной работы;музыкальное сопровождение «Звуки природы. Осень», фильм «Ноябрь», карточки дляплана урока.
Методы: наблюдения, самообучения, создание ситуации успеха, интерактивныеметоды: «Ожидания», «Ассоциативный куст», «Технология Пресс»
Виды работы: индивидуальная, работа в группе, фронтальная.
Ход урока
I. Организационный момент
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
— На уроке вас ждутоткрытия. Какими они будут: большими или маленькими? У каждого они будут свои.
II. Актуализация знаний
— Какие времена годавы знаете?
— Ну-ка, друзья,отвечайте скорей,
Время года какоестоит у дверей?
— Об этом временигода А.С.Пушкин сказал: «Унылая пора…»
— Назовите основныепризнаки осени (похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлетптиц, окраска листьев).
III. Проверка домашнего задания
· Почему стынет земля,становится холоднее вода?
· Растут ли растения осенью?
· Почему деревья сбрасываютлистья?
· На каких деревьях остаютсялисточки хвоинки?
— Какие осенниемесяцы вы знаете?
— Отгадайте, какоеслово зашифровано в названиях осенних месяцев?
(вывешивается плакат: Сентябрь, октябрь,ноябрь)
— ГеоргийГраубин так и назвал своё стихотворение «Сон», послушайте его:
Между летом и зимой
Всё впадает в сон:
Засыхает вся трава,
Опадает клён.
Дуб морозом опалён,
Спать барсуки идут.
Люди этот самый сон
Осенью зовут.
Да, сентябрь, октябрь, ноябрь —
Наступает сон:
В первых буквах этих слов зашифрован он.
Просмотр слайд-шоу«Ноябрь»
—Ответьте,пожалуйста, на вопрос: «Почему ноябрь называют вечером года?»
IV Подготовка учащихся к активному усвоениюзнаний
Отгадайте загадки:
В сосне дупло, вдупле тепло,
А кто в дупле живёт в тепле? (Белка)
Хозяин лесной,просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора –
Но всё равно красавица
Всем ребятам нравится. (Лиса)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора (Заяц).
— О каком временигода мы говорили?
— Что объединяет этихживотных?
— Как вы думаете,какова тема нашего урока?
V. Усвоение новых знаний
— Тема нашего урока «Как животные готовятся к зиме».
— Сегодня мы отправимся путешествовать по осеннему лесу. Грустнов этом лесу, голо, сыро, пусто. Спряталось куда-то всё живое, но жизнь в лесупродолжается.
1. Осенние изменения в жизни животных
— По-разномувстречают зиму звери.
Давайте послушаемразговор лесной мыши и белочки: (выходятдва ученика).
– Видали? Видали? Ягрибы на сучок сушить повесила, а Мышь их у меня таскает… Ах, злодейка!
– Кто у кого больше стащил?! Я орехи на пеньке разложила, оглянуться неуспела, как они у тебя, Белка, в дупле оказались!
Послушаем, о чёмговорят Кабанчик и Лисёнок. (Диалог 2-х детей).
– Ай, ай, ты жесовсем голый Кабанчик! Щетинка редкая, да ещё жёсткая. Как же ты зимоватьбудешь?
– Худой ты до чего, Лисёнок, хребет один, кожа да кости. Как же ты зимоватьбудешь?
– У меня шёрстка густая, шубка тёплая – не замёрзну!
– А у меня хуже, думаешь? У меня под кожей-то жир. Жир лучше всякой шубы греет.
— Что же происходит с ними осенью?
Работа вгруппах
1 группа: рассказывает о белке, заселяют её в дуплососны, на ветки развешивают грибы, жёлуди.
2 группа: рассказывают о медведе, заселяют его в берлогупод сломанным деревом.
3 группа: рассказывают о еже, прячут его в нору подпень, выстилают её осенними листьями.
4 группа: расселяют мышей, кладут им запасы —колоски.
5 группа: рассказывают о зайце и оставляют его у дерева.
2. Осенниеизменения в жизни птиц
— Что осенью происходит в жизни птиц?
Перед перелетом они образуют тысячные стаи. Перелетные птицы преодолеваютбольшие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают.Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надопугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи илиотдыхающую на деревьях.
Позже всех улетают дикие утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, покане замерзнут водоемы.
– Ребята, как вы думаете, они с радостью или с грустью расстаются сродными местами?
—Однако не все птицы улетают осенью. Знаете ли вы таких?
Работа по карточкам:
— отметь зимующих птиц синим кружочком, а перелетных птиц – зеленым.
Рассказ учителя с демонстрацией слайдов
Дятел питается насекомыми. У дятла оченькрепкий клюв, длинный (до 10-15 см) твёрдый, с зазубринами язык. Благодаряэтим приспособлениям, дятел легко достаёт насекомых, которые прячутся подкорой на зиму.
Клёст. Держатся на хвойных деревьях стаями,часто подвешиваясь к шишкам, срывая и роняя их. Во время полета постоянноперекликаются, но, опустившись на дерево, умолкают. Питаются главным образомсеменами хвойных растений.
Обобщение. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряютсядобывать даже в очень снежные зимы. И всё — таки им тяжело зимой. Особеннотрудно маленьким птицам. Из 10, может быть, одна – две доживают до весны.
Дляптиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешиватькормушки.
Физминутка
Собрались и полетели уткив дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло.
Носит белка целый день про запас грибы в дупло.
Рыщут волки темной ночью за добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели северяне-снегири.
3. Осенниеизменения в жизни насекомых
— Больше или меньшестало насекомых с приходом осени?
— В какую погоду ихстановится меньше?
— Где они прячутся?
—У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии сизменением температуры в окружающей среде. С наступлениемхолодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют встадии личинки или куколки.
· Муравьи незамерзают даже при морозе в 30 градусов. У них в организме накапливаетсяглицерин. Эта жидкость и спасает их от морозов.
· Пчелы в уликахпочти неподвижны. Но продолжают питаться медом. Благодаря этому выделяют тепло.В уликах держится температура до 20 градусов тепла.
VII. Закрепления новых знаний
1. Индивидуальнаяработа у доски (2 ученика)
— по карточкам определить перелетных птиц и зимующих
2. Игра «Хлопок –молчок»
Сейчас мы поиграем вигру. Я называю птиц. Если они улетают в теплые страны — хлопайте владоши, если они зимуют у нас — молчите.
Соловей, кукушка,дятел, стриж,
Ласточка, синица,голубь, чиж.
Аист, журавль,снегирь, скворец.
Кто угадал, тотмолодец.
3. Игра «Отгадай животное»
Яочень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины,прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья,сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево совсех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаюна несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе назиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и судовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (Бобр)
Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется подснегом, кто в норах.А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки яживу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка.Глаза у меня «косые», вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немногоназад. Уши тоже во все стороны поворачиваются — не надо понапрасну головойвертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсья по ночам — так безопаснее — веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц)
4. Тест (слайды)
· Какие животные делаютзапасы на зиму?
· Какие животные впадаютзимой в спячку?
5. Работа по карточкам (дифференцированное задание)
VIII. Информация о домашнем задании
1 Рефлексия
— Ребята, царство Природы огромно, мы познакомились лишь с небольшойего частью. На следующих уроках вы снова и снова будете встречаться собитателями этого царства. А пока наше путешествие подошло к концу.
— Я понял ……
— Я узнал……..
— Я задумался……
— Я удивился…..
— Уважайте законы природы! Любите её, охраняйте, научитесь её слушать ивидеть не только глазами, но и сердцем!
2. Домашнее задание (дифференцированно)
-Раскрасьте рисунки на тему «Животные осенью»;
— Чтобы узнать еще больше о том, как животные готовятся к зиме,прочитайте статью в учебнике «Как животные готовятся к зиме»;
— А, если хотите поделиться своими знаниями с другими, подготовьтесообщение о любом животном, о котором сегодня не говорили.
3. Итог урока
— Встаньте, пожалуйста, поднимите свои ладошки. Мысленно положите направую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которыеоткрыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Молодцы! Вызамечательно поработали.