X-PDF

Внеклассное мероприятие Красная книга нашего края. Башкортостан (1-4 классы)

Поделиться статьей

Тема:«Красная книга Башкортостана»

Цель: Познакомитьдетей с Красной книгой Башкирии.

Задачи:

1.Познакомить детей с Красной книгой Республики Башкортостан, растениями иживотными, которые в нее внесены;

2.Учить детей соблюдать правила поведения в природе.

3.Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к растениям.

 

 

 

Ходзанятия

1. Организационныймомент

— Добрый день,ребята. Я очень рада видеть вас и наших гостей.

-Успех нашего занятия зависит от работы каждого из нас. Посмотрите друг на другаи улыбнитесь. Подарите друг — другу тепло, радость. 

-Какое у вас настроение? (Хорошее.) Я желаю, чтобы хорошее настроениесохранилось до конца нашего занятия.

 

2. Вводная часть

— Есть однапланета-сад.

В этом космосехолодном.

Только здесь лесашумят,

Птиц скликаяперелётных.

Лишь на ней однойувидишь

Ландыши в травезелёной.

И стрекозы толькотут

В речку смотрятудивлённо.

Береги своюпланету,

Ведь другой насвете нету! (Я. Аким)

— В стихотворении,которое я вам прочитала, говорится о планете, на которой мы живём – о планетеЗемля.

— Давайте сейчаспосмотрим, как красива наша планета. (слайды природы)

-Как прекрасны эти творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, насколькощедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим изних угрожает исчезновение с лица земли.

-Какое это время года? А здесь?

-Какое время года не было бы, наша природа очень красивая. 

 

 

3. Основная часть

— На нашей планете есть множестворазличных животных, грибов, растений, птиц. При этом, некоторые из нихпредставлены в избытке и их можно встретить повсюду. Но часть из нихвстречается довольно редко, вплоть до нескольких десятков представителей.

— Так вот, чтобы сохранить оставшиеся семейства и виды этихсуществ и растений существует специальный документ — Красная книга.

— В красную книгу внесены животные, растения и грибы, находящиесяпод угрозой вымирания.Для каждого исчезающего вида разрабатывается перечень мероприятий по его сохранению.

— Так о чем жесегодня на занятии мы будем говорить (о Красной книге).

— Правильно мы свами поговорим о Красной книге. Узнаем, что это за книга и для чего она нужна.

— Ребята, а ктознает, что такое Красная книга природы? (это книга, в которую заносят редкиевиды растений и животных).

 

3.1. Словарнаяработа

Краснаякнига – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

— Давайте вместе хором прочитаем? 

 

3.2.Основная часть

-Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не желтой, синей? (Красный цвет – сигнал тревоги, опасности,предупреждения. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно!Может случиться беда»).

-Красный цвет – это значит внимание, стоп, не губите эти растения, не убивайтеэтих животных.

-Красный цвет – это сигнал опасности. А страницы у неё — разноцветные.

1.На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годыи кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти.

2.На жёлтых страницах занесены животные, численность которых ещё пока велика, нонеуклонно сокращается.

3.На белых говорится о видах, вообще редких на Земле.

4.А на зелёных — о видах, которые человеку уже удалось спасти.

5.На серых страницах занесены животные, до сих пор мало изучены.  

Красной книге два раздела: растения и животные.

-В Башкирии законодательно защищены 112 видов животных. В настоящее время наохраняемых природных территориях республики охраняются такие животные, как:лось, марал, косуля, медведь, рысь, бобр, барсук, сурок-байбак, кабан, норка,выхухоль и некоторые другие. (демонстрация книги). слайды о животных )

 

3.2. Физминутка.

Мы с вами входим влес.

Сколько здесьвокруг чудес

Посмотрите вправо,посмотрите влево!

Руки подняли ипокачали

– Это деревья влесу.

Руки согнули,кисти встряхнули

– Так ветерсбивает росу.

В стороны руки,плавно помашем

– Это к нам птицылетят.

Как они сядут,тоже покажем:

Крылья сложимназад.

Наклонились иприсели

А потом всеулетели.

 

4.Знакомство с животными красной книги. 

-Давайте познакомимся с некоторыми из этих растений, животных, грибов занесенныхв красную книгу Республики Башкортостан.

(Познакомилапоставила на доске картинки, с этими животными).

1. Обыкновенныйбогомол  – крупное хищное дневноенасекомое с удлиненным телом своеобразного строения. Обитает в лесах и степях. Богомол— единственное насекомое, способное свободно двигать головой, поворачивая еевокруг оси тела. Поджидая добычу, неподвижно сидит в траве или среди листьевкустарника, принимая характерную позу молящегося.
2.
Европейский хариус.

Краткое описание. Крепкое вальковатое тело с маленькой головой.Имеется жировой плавник. Чешуя жесткая, на челюстях слабые зубы. Окраска спиныголубовато — или зеленовато-стального цвета, на серебристых боках – темныепродольные полоски. Места обитания и образ жизни. Характерными местообитаниямиявляются быстротекущие речки и ручьи.

3. Травяная лягушка. 

Краткое описание. Лягушка средних размеров с массивным телом длинойдо 8 см. Голова широкая, слегка уплощенная; морда короткая, спереди незаостренная. Спина окрашена разнообразно: от серого и шоколадного дотемно-коричневого цвета. Места обитания и образ жизни. Ведет наземный образ жизни. Живетв лесах и на открытых участках; встречается среди кустарников, на сырых лугах,в болотах, по берегам рек и озер.

4. Болотная черепаха.

Краткое описание. Черепаха средней величины. Гладкий овальный (панцирь) спиннойщит, покрыт роговыми щитками. Панцирь сверху буроватого, темно-оливковогоцвета, снизу темный. На панцире, голове, лапах и хвосте имеются мелкиежелтоватые полоски и пятнышки. Места обитания и образ жизни. Обитает вмедленно текущих и стоячих водоемах с илистым дном и пологими берегами: болота,озера, тихие речные заводи, пруды. В воде передвигается быстро, хорошо плаваети ныряет, может длительное время оставаться под водой. При опасности бросаетсяв воду и затаивается на дне.

5. Выпь большая.

Краткое описание. Туловище размером с утку, клюв сильный, прямой, длиной 7-8см. Общая окраска охристо-бурая или ржавчато-рыжая с темными пятнами. Хорошовыражены усы. Встревоженная птица замирает на месте, вертикальновытягивает шею и голову; этим она имитирует пучок сухих стеблей тростника.Узнается по громкому крику, напоминающему рев быка. Места обитания и образ жизни. Населяет болота и водоемы, заросшие тростником, рогозом, ивняком.

6. Грифола курчавая.

Ещеодно название гриба, более народное, это – гриб-баран. Гриб-баран имеет оченьбольшие размеры, в массе может достигать 10 килограммов. Грифола курчаваясостоят из множества маленьких шляпок лопатообразной формы, которые держатся наветвящихся ножках. В итоге, все эти ножки сливаются в общее основание,образовывая многоярусное тело грифолы курчавой. Грифолу курчавую можновстретить в широколиственных лесах в августе и сентябре. Растут грибы настволах старых дубов или клёнов, чаще всего, у их основания.

7. Гриб-зонтик девичий.

Грибимеет тонкую шляпку белого цвета. В диаметре она достаточно большая, достигаетдесяти сантиметров. Ножка также белого цвета, очень тонкая и высокая.Встречается гриб-зонтик девичий в смешанных или сосновых лесах с середины летаи до сентября. Гриб можно встретить практически по всей территории Башкирии. Растетданный гриб зачастую поодиночке, но иногда его можно встретить и группами.

8. Колокольчик персиколистный.

         У колокольчика большие, красивыефиолетовые цветы. Растет он в лиственных лесах, на опушках, полянах.Лекарственное растение. 

9. Прострел (сон-трава). Мы называем ихподснежниками.

         Прострел (сон-трава) – многолетнеетравянистое растение с прямым, волосистым, прямостоячим стеблем. Цветкисон-травы колокольчатые, одиночные, очень крупные, широко раскрытые. Светло-фиолетовые,желтые, реже белые и красные. В древности считали, что сон-трава – цветокволшебный, магический. Также растения обладают лекарственными свойствами.

— Этот цветок когда появляется? Весной. 

10. Подорожник. Известновсего 260 видов, распространены по всему земному шару, кроме тропич. поясов. ВБашкортостане произрастает 9 видов. Голые или опушённые многолетние травы. Листьялинейные, яйцевидные, черешковые. Цветки мелкие, невзрачные, белые, розовые,желтоватые или бурые, собраны в густой колос или головку.

11. Башкирская(бурзянская) бортевая пчела.

Пчелы отличаютсятемно-серой без желтизны окраской, наиболее высоким кубитальным. Пчелиные семьихарактеризуются зимостойкостью, способностью быстро наращивать силу иэффективно работать на главном медосборе в период цветения липы.

        

5. Практическаяработа.

         1.Загадка. 

Сейчас вы должны догадаться, о ком рассказывается, выйти и показать мне. Внимательно слушайте и думайте. Какое это животное, растение или гриб.

1.    Серо-шоколадного до темно-коричневогоцвета. Квакает, прыгает. Травяная лягушка.

2.    Крупное хищное дневное насекомое, оносвободно поворачивает головой вокруг оси тела.

Обыкновенныйбогомол.

3.    Курчавая состоят из множества маленькихшляпок, лопатообразной формы, которые держатся на ветвящихся ножках.

Грифолакурчавая.

4.    Имеется панцирь, серого (бураватого)цвета.

Болотнаячерепаха.

5.    Узнается по громкому крику, напоминающемурев быка. Клюв сильный прямой. Он размером с утку.

Выпьбольшая.   

6.    У него жесткая чешуя, есть плавники. Живетв речке и в ручьях. Европейский хариус.      

7.    Имеет тонкую шляпку белого цвета. Ножкатакже белого цвета, очень тонкая и высокая. Растет данный зачастую поодиночке.

Гриб-зонтикдевичий.

8.    Оно большое, красивое фиолетового цвета.

Колокольчик персиколистный.  

9.    Онобывает светло-фиолетовые, желтые, реже белы. У него прямые, волосистые,прямостоячие стебли. Лепестки колокольчатые, одиночные, очень крупные, широкораскрытые.

 Прострел (сон-трава).

10. Эторастение может помочь при ранах.

 Подорожник. 

11. Жужжат,делает медь.

 Башкирская(бурзянская) бортевая пчела.

2. Составление памятки «Правила поведения на природе».

-К сожалению, работа учёных над Красной книгой не прекращается. Учёные постояннозаполняют страницы этой тревожной книги. И от вас во многом зависит, появятсяли в будущем на её страницах новые названия растений и животных.

-Наверное, у вас возник вопрос: а как же мы, дети, можем помочь природе? Давайтеобъясним правила поведения на природе.

Правилаповедения на природе.

1. На природезапоминать увиденное.

— Прочитайпожалуйста.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1128

— Что этоозначает? Да правильно, на природе не надо рвать цветы и т.д.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не лезть в птичьи гнезда.
6. Не ловить насекомых.
7. Не ловить мальков и лягушек.
8. Не рвать паутинки.
9. Не оставлять не затушенных костров.
10. Не разорять муравейники.

11. Не братьлесных зверьков домой.

         3. Тест.

— Я приготовиладля вас тест, в котором я хочу проверить, умеете ли вы охранять природу? Вамнадо выбрать один из ответов.

1. Вы нашли на полянеочень красивый цветок. Как вы поступите?

— Какой ответ вывыберите?

а) Полюбуюсь нанего и пойду дальше.

б) Осторожно срежу,поставлю в красивую вазу.

2. Вы нашли гнездо сптенцом. Что вы сделаете?

а) Покормлю его.

б) Позову ребят,чтобы они тоже посмотрели.

в) Буду наблюдатьиздали.

— Почему?

3. Ребята собрались врощу за березовым соком. Пойдете ли вы с ними?

а) Пойду, но будусобирать очень осторожно.

б) Расспрошу обэтом учительницу.

в) Не пойду.

4. После привала впоходе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы вы поступили с нимипрежде, чем продолжить поход?

а) Взял бы с собой,чтобы сдать в городе.

б) Отнес бы вкусты, чтобы никто не поранился.

в) Закопал бы вземлю.

5. Как вы оцениваетесвои знания по охране природы?

а) Почти все знаю.Но хотел бы знать больше.

б) Кое-что знаю, нохотел бы знать больше.

в) Я люблю природу,но мы этого еще не проходили.

 

6. Заключительнаячасть

-В наши дни гибель видов идет быстрее. И все потому, что люди, грубо вмешиваютсяв нее. Грустно будет, если в лесу никогда больше не раскроются чудесные цветкибашмачка. Простят ли себя люди, если на земле не останется ни одной рыси, ниодного зубра?

-Можно ли допустить, чтобы исчезли пеликаны, журавли, бабочки, подснежники? Всеэто растения и животные из Красной книги. Они ждут от людей помощи. Большинстворастений и животных, внесенных в Красную книгу Республики, охраняют взрослыелюди. Возможно и вы, когда вырастите, будете участвовать в этой работе.

-Давайте вспомним, какие правила защиты природы мы с вами объяснили(обговорили). 

Правила поведения на природе.

1. Не разоряй птичьи гнёзда!

2. Не уничтожай насекомых!

3. Не сори в местах отдыха!

4. Не бери лесных жителей домой!

5. Не вытаптывай растения!

6. Не шуми!

7. Не рви цветы!

8. Не разводи костёр!

 

 

-И так, вы поняли, как нужно охранять нашу природу?

-Вы будите охранять нашу природу?

-Давайте будем настоящими друзьями природы. А девизом для нас послужат этислова:

 

Норзвериных, птичьего гнезда

Разорятьне будем никогда!

Пустьптенцам и маленьким зверятам,

Хорошоживётся с нами рядом!

 

 

7. Рефлексия

— Очем мы с вами сегодня беседовали на занятие?

— Для чего нужнаКрасная книга?

— Как нужнозаботиться о природе?

— Что вам понравилось на занятие больше всего? Что не понравилось?

Ребята вот изакончилось наше занятие, мне очень понравилось, как вы работали, отвечали навопросы. А теперь давайте попрощаться с нашими гостями. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Берегите землю!   

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!

                                      М. Дудин

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассноемероприятие

«Краснаякнига Башкортостана»

 

 

 

                                           

 

 

 

 

                                                                                                                                     Подготовила: Урусова И.Р.

                                                                                                                учитель начальных классов

 

 

                                                                    


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1128

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет