X-PDF

Разговоры о важном

Поделиться статьей

МОУ «Новокрымскаяшкола»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок истории в 5классе

«В гаванях афинского портаПирей»

 

 

 

 

 

Учитель истории иобществознания

Кукса Н.Ю.

 

 

 

 

 

 

2022-2023 у.г.

       Планируемыерезультаты (УДД)

Предметные: Показать роль Афин в истории Древней Греции,углубить знания учащихся об античной демократии. Характеризоватьположение граждан, переселенцев,  рабов в греческих полюсах.

Метапредметные: Продолжить формировать умение обобщатьотдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациямиучебника и историческими документами. Объяснять исторические явления, процессы,связи отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Личностные: формирование понимания взаимосвязи прошлого инастоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опытапредшествующих поколений. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходеиндивидуальной и групповой работы

Объяснятьисторические явления, процессы, связи отношения, выделяемые в ходе исследованияучебного материала.

Оборудование. Карта «Древней Греции в V в дон. э.», презентация

Организационный момент.

 

I. Организационный момент. Мотивация к учебнойдеятельности

Я хочу, чтобы вашдень начался с улыбки. Я дарю вам свою улыбку, потому что я люблю вас. У вастакие светлые улыбки. Поделитесь своей улыбкой с нами, улыбнитесь друг другу.

II. Актуализация опорных знаний

    1)  Упражнение «Дополни предложение»

1. Сколькоэллинских государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов: а) 20;б) 30; в) 40.

      2.Укажитепричины греко-персидских войн: а) ненависть персов к грекам; б) попытказавоевания персами греческих земель; в) ненависть греков к персам.

      3.Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию: а) Дарий I; б)Дарий II; в) Дарий III.

      4. Афинянепостроили: а) 300 триер; б) 150 триер; в) 200 триер.

      5. В  480году до н. э. он повёл свои полчища на Элладу: а) Дарий I; б) Ксеркс; в)Мильтиад.

      6. Укажитедату Марафонского сражения: а) 500 г. до н. э.; б) 480 г. до н. э.; в) 490 г.до н. э.

      7. Кто былинициатором создания флота греков накануне персидского вторжения: а) Перикл; б)Фемистокол; в) Мильтиад.

      8. Как звалиспартанского царя, войско которого заняло Фермопильский проход  и преградилопуть врагам: а) Леонид; б) Архидам; в) Эсхил.

      9. Укажитедату сражения в Фермопильском ущелье: а) 500 г. до н. э.; б) 490 г. до н. э.;в) 480 г. до н. э.

      10. Укажитедату Саламинского сражения: а) 500 г. до н. э.; б) 490 г. до н. э.; в) 480 г.до н. э.

 

2) Работа с таблицей «Греко-персидские войны».

Заполнить таблицу нформацией.

Событие

Дата

Глава персов

Греческий полководец

Значение события

 

490 г. до н.э.

Дарий 1

 

Победа афинян. Разрушено представление о непобедимости персов

Фермопильская битва

 

 

Леонид

Персы понесли огромные потери. Подвиг 300 спартанцев

 

480 г.до н.э.

Ксеркс

Фемистокл

Разгром персидского флота

Битва при Платеях

479 г. до н.э.

 

Павсаний

Окончательный разгром персов

 

 

3. Постановка учебной задачи

Прием «Корзина идей»

В 5 в. до н.э. афиняне имели самый сильный   флот вЭлладе, который насчитывал 400 триер.

1.Как вы думаете, имея такой большой флот,надо было иметь место для его укрытия?

2.Как вы думаете, как называется место,где укрывается флот?

3.Как вы думаете, что такое «порт».

 

Словарная работа. Порт — место, расположенное вблизи берега моря или реки, устроенное для стоянки кораблей.

В Афинах был построен самыйбольшой в Элладе порт Пирей.

 

4.Как вы думаете, а в порту кроме военныхкакие еще могут стоять корабли?

5.Каждый портимеет гавань. Как вы думаете, что такое гавань?

Словарнаяработа.

Гавань- прибрежноеводное пространство где обеспечивается надежное укрытие судов.

 

Как вы думаете, какова тема сегодняшнегоурока? 

В гаванях афинского порта Пирей.

А теперь, давайте спроектируем задачи наурок, что мы сегодня должны выяснить?

Какую роль играла военная гавань?

Какую роль играл торговая гавань?

Кто проживал на территории порта?

 

4. Открытиенового знания

1.  Словоучителя.

 После изгнанияперсов греками были отстроены города. Для того, чтобы бороться с персами онисоздали союз греческих государств, который назывался Афинским морским союзом.По договору с персами их военным кораблям было запрещено плавать в Эгейскомморе. В греческих городах устанавливалась власть демоса — демократия.

       — Что впереводе с греческого означает – «демос», «демократия»? Значит городом управлялнарод. Наибольшей демократии достигли Афины.

Давайте заглянем вэтот город. Если бы мы были странниками и плавали по морям, время от времениприближались к суше, то наш корабль должен был бы зайти в гавань.     

       Познакомитьсяс жизнью в порту, в порту Афинского города.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.6%
НЕТ
40.4%
Проголосовало: 1208

Порт в Афинахназывался Пирей, располагался в 5-6 км от самого города.

2.  Работа силлюстрацией в учебнике

Откройте с. 173, рассмотрите план  расположения порта,ознакомьтесь с легендой плана.

— Что означаеткрасная линия с зубчиками?

— Как онирасположены на плане?

— Что показываютдве параллельные линии на плане?

       В портеПирей располагались не одна а 3 гавани, 2 военных и одна торговая.

       3.Работа с текстом параграфа п. «В военных гаванях» на стр. 171.

— Что мог увидетьстранник в военной гавани?

— Что означаютслова: верфь, Совет пятисот.

       Вы узнали,что богатые граждане вынуждены были снаряжать боевые корабли за свой счет.Предположите на основе этого факта, кому принадлежала власть в Афинах?

«В торговойгавани Пирея» Рассмотритеиллюстрацию на стр. 173.

— Что изображенона заднем плане, что увидели?

— На пристани чемзаняты люди?

— Корабль напереднем плане готовится к отплытию или только что прибыл?

— Чем купец могего загрузить?

— Не далеко стоитеще один корабль, он зашел в гавань, что мог с собой привезти, что так ценилосьгреками?

 

4.Упражнение«Верно-неверно»

 

1. Военная гаваньобеспечивала безопасность государства.

2.Афинысоединялись с Пиреем Большой стеной.

3.В Пиреенаходились 1 военная и 2 торговые гавани.

4.Входы в военные гаванизапирались железными цепями.

5. Верфи – места,где чинили старые и строили новые корабли

 

5. Физминутка

 

 Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

( Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

 (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

( дети садятся за парты.)

6. Работа в парах

 

Из перечисленных товаров выберите и запишите те, которые

Ввозились в Афины

Оливки

Вывозились из Афин

 

Зерно

 

 

Виноград

 

 

Оливковое масло

 

 

Льняные ткани

 

 

Слоновая кость

 

 

Вино

 

 

Серебряные браслеты

 

 

Мраморные статуи

 

 

Папирус

 

 

7. Слово учителя.

Существовала нехватка рабочей силы. И воттогда в Пирей устремились суда, на которых основным товаром были рабы,купленные на побережье Черного моря. Иногда торговцы обменивали различныетовары, например вино или ткани, на людей. Представители знати разныхгосударств продавали своих граждан, только чтобы приобщиться к цивилизованнойжизни.

На рынке, рабов выставляли на продажусловно скот. Покупатели ходили, приценивались, могли попросить выполнитькакие-либо физические упражнения, чтобы лучше рассмотреть раба. Дороже стоилите, кто мог заниматься ремеслом. Раб, который ничего не умел, был оченьдешевым. Афиняне рассматривали их как говорящие орудия труда, называя «человеконогими».

Цены на рабов были разными. Они зависелиот возраста, здоровья, а также государства, из которого люди были привезены.Так, например, сирийский раб стоил 240 драхм, скифский – 144 драхмы, а рабыняиз Лидии всего 60 драхм.

В V веке до нашей эры количество рабов вАфинах равнялось примерно 100 тысячам, это была почти треть всего населения.Работали они на рудниках, в садах и огородах, порту, мастерских, настроительстве домов. Много рабов было занято в домашнем хозяйстве – ониубирали, готовили, шили одежду, воспитывали детей. В среднем дома проживали от10 до 20 рабов. Известный нам Аристотель имел 13 рабов. В крупной мастерской,которая занималась изготовлением щитов было занято 120 рабов.

Трудились они и на государство. ПолицияАфин состояла из скифов.

Наибольшее количество рабов было занято наЛаврионских серебряных рудниках. На одного из самых богатых афинян – Ни́кия –на руднике работала тысяча человек. Условия там были ужасными. Глубина рудниковдостигала 120 метров, а ходы в них были всего метр в высоту. Рабы быливынуждены работать лежа на боку на протяжении целых суток. Существует версия,что на рудниках часто применялся труд детей, ведь им было проще передвигатьсяпо низким ходам.

Со временем у граждан Афин выработалосьпрезрение к труду, они считали его позорным. Однажды художник Полигнотзанимался росписью портика в Афинах. Закончив работу, он отказался от оплаты,так как боялся, что его упрекнут в том, что он трудился за вознаграждение.

Несмотря на отсутствие прав ураба, убить его было нельзя. Афиняне верили, что этим они вызовут гнев богов навсе общество и будут жестоко наказаны

8. Самостоятельнаяработа со схемой «Использование труда рабов в Афинах»

5.Закреплениезнаний.

Упражнение«Продолжи предложение»

1.После победы над персами возрословлияние Афин и был создан Афинский морскойсоюз;

2. Главный порт Афин назывался Пирей.

3. В порту было две военных и одна торговая гавань;

4. Из-за нехватки рабочих рук в Афинахувеличивался спрос на рабов.

 

— Почему именно Афины становятся могущественнымполисом Древней Греции?

Здесь развивается торговля, есть военные корабли, четкие законы, накапливаютсябогатства.

 

6. Рефлексия

— Меня удивило…

— Мне пришлось подуше…

— Меня поразило….

— Оцените себя идайте оценку товарищам!

7. Домашнеезадание: § 36, вопросы на стр.175.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.6%
НЕТ
40.4%
Проголосовало: 1208

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.6% НЕТ 40.4% Проголосовало: 1208


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.6% НЕТ 40.4% Проголосовало: 1208


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.6% НЕТ 40.4% Проголосовало: 1208


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.6% НЕТ 40.4% Проголосовало: 1208


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.6% НЕТ 40.4% Проголосовало: 1208


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет