Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательнаяшкола имени А.М. горького»
г. Карачева Брянской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
назаседании МО
руководительМО зам. директора по УВР Директор школы
_________/ _______/С.Л.Щепетьева _______/С.А.Иванова
протокол№____от приказ №____от
30. 08.2022г. 30.08.2022г. 30.08.2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Алгебра»
9 класс
Составитель:Карпилло Ираида Юрьевна,
учительпервой квалификационной категории
2022- 2023 учебный год
Рабочая программа по алгебре 9 класса разработана на основе:
1. Федерального закона от 29.12. 2012 г., № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»:
2. Требований Федеральныхгосударственных образовательных стандартов основного общего образования (приказМинобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования (вредакции приказа от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года №1577);
3. Основнойобразовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ имениА.М.Горького» с дополнениями и изменениями;
4. Требований крезультатам освоения основной образовательной программы основного общегообразования;
5. Учебного плана МБОУ «СОШ имени А.М.Горького» на 2022-2023учебный год.
6. Положения о требованиях к составлению рабочей программыучителями-предметниками от 04.04.2017 г., протокол №4;
7. Программыобщеобразовательных учреждений: по алгебре 7–9 классы, к учебномукомплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков,С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с.22-26
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебнымпланом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебрыв 9 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часа.
Основные развивающие и воспитательные цели
Развитие:
1. Ясности и точности мысли,критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмическойкультуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
2. Математической речи;
3. Сенсорной сферы;двигательной моторики;
4. Внимания; памяти;
5. Навыков само ивзаимопроверки.
Формированиепредставлений обидеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствамоделирования явлений и процессов.
Воспитание:
1. Культуры личности, отношения кматематике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимостиматематики для научно-технического прогресса;
2. Волевых качеств;
3. Коммуникабельности;
4. Ответственности.
Общеучебные умения, навыки и способыдеятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы надформированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следуетобращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера,разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнениязаданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в томчисле задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведенияэкспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной иписьменной речи, использования различных языков математики (словесного,символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой дляиллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотези их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования
разнообразных информационных источников, включая учебную и справочнуюлитературу, современные информационные технологии.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 9 КЛАССА
АЛГЕБРА
Алгебраическне выражения. Квадратный трёхчлен; разложение квадратноготрёхчлена на множители.
Уравнения.Решение уравнений,сводящихся к квадратным. Примеры решения уравнений третьей и четвёртойстепеней. Решение дробно-рациональных уравнений.
Уравнениес двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными, примеры решенияуравнений в целых числах.
Системауравнений с двумя переменными. Примеры решения систем нелинейных уравнений сдвумя переменными. Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Декартовы координаты на плоскости. Графическая интерпретация уравнения с двумяпеременными. Графики простейших нелинейных уравнений: парабола, гипербола,окружность. Графическая интерпретация систем уравнений с двумя переменными.
Неравенства.Квадратные неравенства.
ФУНКЦИИ
Основныепонятия. Областьопределения и множество значений функции. Примеры графиков зависимостей,отражающих реальные процессы.
Числовые функции. Квадратичнаяфункция, её график и свойства. Графики функцийу = √х; у=3√х; у=х.
Числовыепоследовательности.Понятие числовой последовательности. Задание последовательности рекуррентнойформулой и формулой n-го члена.
Арифметическаяи геометрическая прогрессии. Формулы п-го члена арифметической и геометрическойпрогрессий, суммы первых п-х членов. Изображение членов арифметической игеометрической прогрессий точками координатной плоскости. Линейный иэкспоненциальный рост. Сложные проценты.
ВЕРОЯТНОСТЬ ИСТАТИСТИКА
Случайныесобытия и вероятность. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Частота случайного события.Статистический подход к понятию вероятности. Вероятности
противоположных событий. Независимые события. Умножение вероятностей.Достоверные и невозможные события. Равновозможностъ событий. Классическоеопределение вероятности.
Комбинаторика. Решениекомбинаторных задач перебором вариантов. Комбинаторное правило умножения.Перестановки и факториал.
Требования куровню подготовки выпускников
Врезультате изучения математики ученик должен знать/понимать
АРИФМЕТИКА
Уметь
· выполнятьустно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел идесятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметическиеоперации с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
· переходитьот одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в видеобыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты —в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа сиспользованием целых степеней десятки; выполнять арифметические действия срациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находитьв несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находитьзначения числовых выражений; округлять целые числа и десятичные дроби, находитьприближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовыхвыражений;
· пользоваться основнымиединицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать болеекрупные единицы через более мелкие и наоборот;
· решать текстовые задачи, включаязадачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями ипроцентами;
использовать приобретенные знанияи умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· решения несложных практическихрасчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочныхматериалов, калькулятора, компьютера;
· устной прикидки и оценкирезультата вычислений; проверки результата вычисления, с использованиемразличных приемов; интерпретации результатов решения задач с учетомограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов иявлений.
АЛГЕБРА
Уметь
· составлять буквенные выражения иформулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовыеподстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановкуодного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленамии с алгебраическими дробями; вы-полнять разложение многочленов на множители;выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; * применятьсвойства арифметических квадратных корней для вычисления значений ипреобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
· решать линейные, квадратные уравненияи рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений инесложные нелинейные системы;
· решать линейные и квадратныенеравенства с одной переменной и их системы;
· решать текстовые задачиалгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отборрешений, исходя из формулировки задачи;
· изображать числа точками накоординатной прямой; определять координаты точки плоскости, строить точки сзаданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
· распознавать арифметические игеометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена исуммы нескольких первых членов;
· находить значения функции,заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значениеаргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; определятьсвойства функции по ее графику; применять графические представления при решенииуравнений, систем, неравенств;
· описывать свойства изученныхфункций, строить их графики;
использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
· выполнениярасчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости междуреальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей сиспользованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическимивеличинами соответствующими формулами при исследовании несложных практическихситуаций;
· интерпретацииграфиков реальных зависимостей между величинами.
ЭЛЕМЕНТЫЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ,
СТАТИСТИКИИ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Уметь
· проводитьнесложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранееполученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений,использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опроверженияутверждений;
· извлекатьинформацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлятьтаблицы, строить диаграммы и графики;
· решатькомбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и сиспользованием правила умножения;
· вычислятьсредние значения результатов измерений; находить частоту события, используясобственные наблюдения и готовые статистические данные;
· находитьвероятности случайных событий в простейших случаях;
использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
· выстраиванияаргументации при доказательстве и в диалоге; распознавания логическинекорректных рассуждений; записи математических утверждений, доказательств;анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков,таблиц;
· решенияпрактических задач в повседневной и профессиональной деятельности сиспользованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени,скорости; решения учебных и практических задач, требующих систематическогоперебора вариантов;
· сравнения шансовнаступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события впрактических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией; пониманиястатистических утверждений.
Тематическийплан
№ |
Тема |
Количество часов |
Контрольные работы |
|
1. |
Повторение |
2 |
|
|
2. |
Свойства функций. Квадратичная функция |
30 |
2 |
|
3. |
Уравнения и неравенства с одной переменной |
19 |
1 |
|
4. |
Уравнения и неравенства с двумя переменными |
22 |
1 |
|
5. |
Арифметическая и геометрическая прогрессии |
16 |
2 |
|
6. |
Элементы комбинаторики и теории вероятностей |
12 |
1 |
|
7. |
Повторение |
35 |
1 |
|
|
|
136 |
8 |