Министерство общего и профессиональногообразования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский техникум информационныхтехнологий,
бизнеса и дизайна имени В.В. Самарского»
МЕТОДИЧЕСКАЯРАЗРАБОТКА
Классного часа
на тему:
Тема: «Россия – многонациональная страна»
«Народов много– страна одна!»
Разработала
преподаватель русского языка и культуры речи,
руководитель группы Д-21к
Е.А. Широкова
2022
Тема: Россия– многонациональная страна
Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о России како многонациональной стране.
Задачи занятия:
Развивающие
1. Способствоватьформированию понимания о единстве народов России.
2. Способствовать формированиюпонимания различия культурных ценностей разных народов России.
3. Развивать устную монологическую идиалогическую речь обучающихся.
Воспитательные:
1. Воспитывать гражданско-патриотическиечувства обучающихся;
2.Воспитывать уважение к чувствам другогочеловека.
Тип занятия:урок-беседа
Место проведения: кабинет
Методы обучения: интерактивный
Методические приемы: дискуссионный, практический, проблемный
Межпредметные связи: культура речи, философия, история.
Внутрипредметные связи: «История XX века».
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовыватьсобственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполненияпрофессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Приниматьрешения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлятьпоиск и использование информации, необходимой для эффективного выполненияпрофессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использоватьинформационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать вколлективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,потребителями.
ОК 10. Бережно относитьсяк историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные,культурные и религиозные различия.
Целевая аудитория: студенты второго курса специальности «Дизайн (по отраслям)».
Ожидаемые результаты: понимание, усвоение материала, умение анализировать и применять напрактике.
Оснащение (ТСО): видеоролик Всероссийскойхоровой акции «Я русский»
Ход занятия:
1. Организационныймомент
Преподаватель:
Здравствуйте, ребята!
Тема нашего занятия: «Россия –многонациональная страна»
Ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите на своих одногруппников, подумайте,похожи ли вы друг на друга? Или, возможно, между вами есть отличия?
2. Актуализация
Преподаватель:
В России 4 ноября каждый год празднуется Деньнародного единства, это государственный праздник, который символизируетединство народов и призывает поддерживать и с уважением относиться к мыслям,чувствам, религии и вероисповеданию друг друга.
ü А люди какой национальности населяют нашегосударство?
Длятого, чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим видеоролик. В честь Днянародного единства более 10 000 исполнителей по всей стране единым хоромисполнили песню «Я русский». В акции, посвященной Дню народного единства,приняли участие исполнители и творческие коллективы от Камчатки до Калининграда,из большинства субъектов, которые составляют Российскую Федерацию (24республики, 9 краев, 1 автономная область, 4 автономных округа, 3 городафедерального значения, 48 областей).
Послепросмотра видео, постарайтесь ответить на вопрос, какие народы населяют Россию,нашу страну?
Студентыотвечают:
В России живутразные народы: русские, татары, чуваши, башкиры и многие другие.
Преподаватель:
ü Как вы думаете,что самое главное в совместной жизни народов?
Научиться с уважением относиться ктрадициям каждого народа.
3. Постановка учебной задачи
Преподаватель:
Задачейнашего классного часа является сформировать понимание о единстве народов Россиинесмотря на их различие в культурных ценностях, чувствах, образе мышления,религии и т.д.
4. Подготовка студентов к активному и
сознательному усвоению нового материала
Преподаватель:
Ребята, сегодня мы поговорим с вами онациональном составе нашей страны, и области в частности, о традициях и обычаяхразных народов, о Дне народного единства, а также о толерантности и об уважениичувств и мыслей другого человека.
5.Усвоение новых знаний
Преподаватель:
Конституция РФ(высший нормативный правовой акт Российской Федерации) начинается словами: «Мы,многонациональный народ Российской Федерации…» Эта торжественная преамбулаимеет огромное юридическое значение. В ней выражены важнейшие государственно-правовыеидеи Конституции, говорится о народе России, многонациональном, соединенномобщей судьбой на своей земле, проникнутом чувством ответственности за своюРодину перед нынешними и будущими поколениями. Согласно Конституции, Россияявляется многонациональным государством.
Вспомним такиепонятия как национальность, нация.
Принадлежностьчеловека к определённой нации называют национальностью. Национальность — принадлежность человека к определённой нации или копределённому национальному государству.
На́ция (от лат. natio «племя, народ») — в политическом значении это совокупностьграждан определенного государства; в культурно-этническом значении термин «нация»является синонимом понятия «народ».
У людей одной национальности, как правило,бывает общий язык, культура. А главное, люди одной национальности осознают своёединство. Национальность определяет сам человек, его родители. Национальностьне является ни заслугой, ни достоинством, ни недостатком.
По итогам переписинаселения 2010 г. в нашей стране проживают представители около 200многочисленных и малочисленных национальностей и народов. Издавна на территорииРоссии вместе с русскими живут украинцы, белорусы, татары, карелы, евреи,армяне и многие-многие другие народы. На территории нашей страны проживаетболее 180 народов, крупнейшими из которых являются русские (115 млн. человекили 80% населения страны), татары (5,5 млн. человек), украинцы (около 3 млн. человек),башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, численность которых превышает 1 млн.человек.
Большинство населения России составляют русские. Русскийнарод – создатель и строитель нашего государства. Когда образовалосьДревнерусское государство, народы, соседние с предками русского народаславянами стали жить вместе. За долгие века ширилась территория России и росламногонациональная семья народов. Но русский народ и сегодня составляет основуРоссии, саму её душу.
Однородный состав населения с полным преобладанием русскогонаселения характерен в России лишь для Центрального, Центрально-Чернозёмного иСеверо-Западного районов, в то время как все остальные районы, особенноСеверный Кавказ, имеют сложный национальный состав населения.
üКак выдумаете, какая территория России на Северном Кавказе, какая республика, самаямногонациональная?!
РеспубликаДагестан: национальный состав
Дагестан — республика в составе РоссийскойФедерации. Расположена в юго-восточной части Северного Кавказа, вдоль побережьяКаспийского моря. На российской территории с Дагестаном граничат Ставропольскийкрай, Калмыкия и Чечня. На юге и юго-западе республики проходит граница сГрузией и Азербайджаном. Столица — город Махачкала.
Самый многонациональный край России. Из народностей преобладают русские,аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы. Всего в Дагестане проживаютпредставители порядка 60 национальностей.
Каждый из народов отличается культурой, обычаями, историческисложившимися традициями, укладом жизни, трудовыми навыками и религией. Это яркопроиллюстрировано в стихотворении русского поэта и прозаика ВладимираАлександровича Степанова.
Живут в Россииразные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим — степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один — рыбак с рожденья,
Другой — оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
Россия — уникальная страна по религиозному составу населения:на её территории проживают представители всех трёх мировых религий —христианства, ислама и буддизма. В то же время, многие народы нашей страныпридерживаются национальных и традиционных верований.
В Россиипредставлены все три основные направления христианства. Большинство верующих вРоссии исповедуют православие – 86%.
К ним относятся народы: славянскойгруппы: русские, украинцы, белорусы; угро-финские: мордва, удмурты, марийцы,коми, карелы; тюркские народы: чуваши, хакасы, якуты; осетины, проживающие наСеверном Кавказе.
Ислам -вторая по численности религия в России. Последователи ислама называютсямусульманами. В России распространено направление ислама – суннизм.Мусульманское население России – это тюркоязычные народы: татары, башкиры,чуваши и другие. Они проживают в регионах Поволжья и Приуралья, в ряде районовСибири, народы Северного Кавказа, кроме осетин. Главный духовный центрроссийских мусульман находится в Уфе.
Буддизмтрадиционен для трёх регионов РФ: Бурятии, Тувы и Калмыкии. Числопоследователей буддизма около 1,5-2 млн. Они в России исповедуют одну изразновидностей буддизма – ламаизм. Для него характерна большая рольмонахов-лам. Духовный центр буддистов России расположен под Улан-Удэ.
Коренныежители сибирских и дальневосточных регионов, а также часть финно-угорскихнародов (марийцы, удмурты, чуваши и др.) наряду с официально исповедуемымправославием, в большей или меньшей степени сохраняют элементы традиционныхверований. В зависимости от сохранности традиционного элемента, их верованияможно охарактеризовать как шаманизм или народное православие.
Мы уже озвучили с вами, что на территории России проживаетбольшое количество людей, принадлежащих к различным народам и национальностям.
üЧем отличается один народ от другого?
Каждыйпредставитель определенного народа обладает своими чертами: вероисповеданием,мировоззрением, языком, обычаями.
Мы разные– в этом наше богатство.
üА что общего у всех народов населяющих нашустрану?
Общая Родина —Россия.
Особое значение всплочении народов нашей страны играет великая русская культура – язык, наука, литература,музыка, живопись, архитектура. Даже самый малочисленный народ имеет своюкультуру. Вместе с русской культурой национальные культуры народов Россиисоставляет неисчерпаемое духовное богатство нашей Родины. Русский язык нетолько государственный в Российской Федерации. Это язык межнациональногообщения.
Мы вместе– в этом наша сила.
Для того,чтобы сохранить это многообразие и единство, нужно не толькогордиться своей национальностью, но и уважать чужую национальность.
üКак вы думаете, что объявлено высшей ценностью в Конституции?
Человек, егоправа и свободы являются высшей ценностью.
Как всем народамнужно относиться друг к другу, чтобы жить как одна семья?
Нужно уважать, ценитьих обычаи, нужно жить дружно и в мире.
Уважение и терпимость к культуре каждогонарода именуется толерантностью. Толерантность не означает принятие инойкультуры или религии, но означает уважение к представителю другого народа,обмен опытом и предоставление каждому человеку права жить в соответствии сприемлемым для него мировоззрением. Для решенияпроблемы необходимо начинать с самих себя, учиться уважительно относиться кразличным традициям и религиям, в то же время гордиться традициями своегонарода и сохранять их.
6. Дискуссионное обсуждение. Работа в группах ииндивидуально
Преподаватель:
Вопрос:Каков национальный состав Ростовской области?!
Ребята,а знаете ли вы, какие народы, проживают на территории Ростовской области. Наслайде будут представлены изображения и описание традиций, обычаев, культурыопределенного народа, а вы должны будете определить, к какому народупринадлежат данные характеристики. А также порассуждаем с вами, почему выпришли к такому выводу? Какие отличительные особенности данных народов вызнаете? Взяты четыре количественно многочисленных народа Ростовской области, поданным переписи населения 2010 года.
Студенты работают в группах и индивидуально, отвечают на вопрос.
7. Закрепление нового материала
Преподаватель выявляет уровень овладения знаниями.
Мы вспомнили с вами:
1. Что такое национальность, что такое нация?
2. Какие народы проживают в нашей стране?
3. Как всем народам нужно относиться друг кдругу, чтобы жить как одна семья?
А чтобы еще большеутвердиться в мозаичности этнографического состава нашей страны, предлагаюпоучаствовать в ежегодной уникальной Международной просветительской акции «Большойэтнографический диктант» (3-8 ноября), которая направлена на изучение истории икультуры народов нашей Великой Родины. «Народовмного – страна одна!» — под таким лозунгом уже в седьмой раз проходит данноемероприятие.
Задания опубликованы на официальном сайте Большого этнографическогодиктанта http://miretno.ru/
Задания Диктанта оформлены в виде теста и включают в себя:
— 20 вопросов – общефедеральная часть Диктанта, единая для всех участников;
— 10 вопросов – региональная часть Диктанта, уникальная для каждого субъектаРоссийской Федерации.
Максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий – 100.
Время прохождения Диктанта – 45 минут.
Сертификат участника с указанием результатов формируется сразу послепрохождения Диктанта в электронном виде.
8. Подведение итогов
Хочу пожелать всем любить свою родину и друзей всякихнациональностей, уважать культурные традиции, религиозные особенности народовнашего государства.
Будем жить в дружбе, взаимопомощи, радости и мире!
Спасибо за внимание!
Используемая литература:
1. Национальный и этнический состав России [Электронный ресурс]//Статистика и показатели Региональные и федеральные. URL// https://rosinfostat.ru/natsionalnyj-sostav/ (дата обращения 06.11.2022).
2. Термин толерантность/терпимость[Электронный ресурс]. URL// https://tass.ru/info/2441674 (дата обращения 06.11.2022).