Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основанииследующих документов:
· Федеральныйзакон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-РФ
· Федеральногогосударственного образовательного стандарта, основного общего образования(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 декабря 2010 г. № 1897)
· Рабочей программа по географии авторов А. И. Алексеева,Е.К.Липкиной, В.В.Николиной для 5-9 классов к УМК линии «Полярная звезда».
Цельизучения географии 9 класса – создать у учащихся целостноепредставление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий иресурсов, населения и хозяйства, познакомить с разнообразными условиями жизни идеятельности людей в разных регионах страны.
Задачиизучения географии 9 класса:
· способствовать формированию географического мышления учащихся,развитию свободно и творчески мыслящей личности;
· формировать у учащихся представление о целостности окружающегомира, России при её территориальном многообразии, сложных проблемах, встающихперед населением, имеющих свои специфические особенности в разных регионахстраны;
· служить одной из основ формирования духовности, воспитанияпатриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их ккультуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического иэстетического воспитания;
· развить у школьников словесно-логическое и образное мышление;
· способствовать формированию картографической грамотности.
Общая характеристика учебного предмета
ГеографияРоссии (8-9 кл.) учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексныхсоциально-ориентированных знаний о закономерностях развития природы России, размещения населения и хозяйства, об особенностях развития регионов, динамике итерриториальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических процессах, протекающих в географическом пространстве.
Такимобразом, в основу содержания учебного предмета положено всестороннее изучениегеографии регионов России, понимание истоков, сущности и путей решения проблемдля устойчивого развития как отдельных регионов, так и всей страны; выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, атакже формирование у них отношения к географии как возможной области будущейпрактической деятельности.
Построениеучебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному сучётом реализации внутрипредметных и межпредпредметных связей. В основуположено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического,личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного,компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональнойи краеведческой составляющих.
Содержаниекурса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных икоммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную иисследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебныедействия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать,наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять,доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурироватьматериал. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, гдепреобладают такие виды, как умение работать в сотрудничестве, представлять иобобщать географическую информацию.
Главная цель изучения географии в 9 классе– формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии ицелостности и показ взаимосвязи трёх основных компонентов – природы, населенияи хозяйства России; формирование географических знаний и умений для объяснения и оценки разнообразныхявлений и процессов, сопутствующих хозяйственной деятельности населения вразличных регионах России.
Местопредмета в учебном плане.
Рабочаяпрограмма разработана в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ №448. ГеографияРоссии в основной школе изучается в 8 и 9 классах. В 9 классе программойпредусмотрено изучение регионов России. Общее число учебных часов за 9-й класс составляет 68 часов – 2 часа в неделю.
Спецификапредмета:
· Специфика географии как учебного предметапредполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая являетсянеотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – приизучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверкезнаний.
· Современные требования к учебному процессу ориентируютучителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практическиеработы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая нетолько формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новыезнания. Практические работы направлены наприобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности,грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальныхнавыков работы с картой как основным источником географической информации, атакже рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемовпроведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодойи местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.
· Программа содержит перечень практических работ покаждому разделу. Нумерация практических работ дана в соответствии споследовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работыявляются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрениюучителя — как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.
· Особенность проведенияпрактических работ в 9 классезаключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, втечение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географическиеумения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногдатребуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная сопределением координат, расстояний, направлений по плану или карте или сведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, записьв журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя. Навыполнение практических работ отводится не более 20% учебного временисоответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50%работ.
· Нумерация практических работдана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
· На выполнениепрактических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующейпрограммы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.
Привыполнении практических работ в курсе 9 класса важно сформироватьумения учащихся по работе с источниками информации – географическимикартами, текстом учебника, таблицами, диаграммами. Учащиеся должныовладеть умениями и навыками комплексной физико-географическойхарактеристики географического объекта, территории, сравнительнойхарактеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типовогоплана, а также совершенствовать навыки самостоятельного составления плана,характеристики. Выявлять причинно-следственные связи между различнымигеографическими явлениями.
Содержание курса « География. 9класс»
Тема 1. Хозяйство России.
Особенностихозяйства России. Отраслевая, функциональная и территориальная структурахозяйства страны. Секторы хозяйства и динамика соотношений между ними.Межотраслевые комплексы. Факторы и условия размещения предприятий.Территориальная структура хозяйства, ее основные элементы и типы. Основная зонахозяйственного освоения. Изменения территориальной структуры хозяйства вперспективе.
Топливно-энергетическийкомплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве страны. Динамикаструктуры потребления топливно-энергетических ресурсов.
Газоваяпромышленность. Место России в мире по запасам и добыче природногогаза. География его запасов и добыче природного газа. География основныхгазопроводов. Влияние газовой промышленности на окружающую среду. Перспективыразвития отрасли.
Нефтянаяпромышленность. Место России в мире по запасам и добыче нефти.География ее запасов и добычи в стране. Основные сферы использования нефти.География основных нефтепроводов. Влияние нефтяной промышленности на окружающуюсреду. Перспективы развития отрасли.
Угольнаяпромышленность. Место России в мире по запасам и добычи угля.География его запасов и добычи в стране. Основные сферы использования угля.Влияние угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развитияотрасли.
Машиностроение. Значениев хозяйстве, объемы и особенности производства, состав. Факторы размещенияпредприятий. География важнейших отраслей машиностроения, их влияние наокружающую среду. Перспективы развития отрасли. ВПК
Чернаяметаллургия.Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства,факторы размещения предприятий. География производства тяжелых и легких цветныхметаллов. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развитияотрасли.
Химическаяпромышленность. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав.Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производствахимической промышленности. Влияние химической промышленности на окружающуюсреду. Перспективы развития отрасли.
Леснаяпромышленность. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав.Особенности производства, факторы размещения предприятий. Географияпроизводства лесной промышленности. Влияние лесной промышленности на окружающуюсреду. Перспективы развития отрасли.
Сельскоехозяйство.Значение в хозяйстве. Отличия от других отраслей хозяйства.Сельскохозяйственные угодья, их структура. Состав сельского хозяйства. Влияниесельского хозяйства на окружающую среду. Растениеводство и животноводство:объемы производства продукции, состав, география основных направлений,перспективы развития.
Пищевая и легкаяпромышленность. Агропромышленный комплекс. Значение вхозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторыразмещения предприятий. География пищевой и легкой промышленности, их влияниена окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Состав агропромышленногокомплекса.
Транспорт. Значениев хозяйстве. Виды транспорта, их доля в транспортной работе. Транспортные узлыи транспортная система. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства.География железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутреннеговодного транспорта: уровень развития и особенности, основные магистрали,морские бассейны и речные системы, влияние на окружающую среду и перспективыразвития.
Тема2.Европейская Россия
Центральная Россия, Северо-Запад, Европейский Север,Европейский Юг, Поволжье, Урал.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенностигеографического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны,природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост имиграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура.Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическомразвитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности еготерриториальной организации. Географические аспекты основных экономических,социальных и экологических проблем районов, его влияния на природу, жизнь людейи хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов,районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной изтерриторий региона.
Тема 3. Азиатская Россия
Сибирь. Дальний Восток.
Характеристика регионов и районов. Состав, особенностигеографического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны,природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост имиграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура.Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическомразвитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности еготерриториальной организации. Географические аспекты основных экономических,социальных и экологических проблем районов, его влияния на природу, жизнь людейи хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов,районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной изтерриторий региона.
Тема 4. Россия в современном мире – заключение
Соседи России. На стыке Европы и Азии. Как проходятграницы России. Взаимоотношения России и её соседей. Геополитическое влияниеРоссии. Экономическое влияние России. Мой край.
Планируемыерезультаты обучения.
Личностными результатами обучениягеографии является формирование всесторонне образованной, инициативной иуспешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических иэтических принципов и норм поведения. Изучение географии в 9ом классепредполагает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданскойидентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству; чувства гордости засвою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитаниечувства долга передРодиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности ксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению ипознанию; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровнюразвитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному,языковому и духовному многообразию современномумира; 4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитиенавыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступнымиинструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) освоение социальных норм и правилповедения в группах и сообществах, заданных институтами социализациисоответственно возрастному статусу, формирование основ социально-критическогомышления;
6) формирование коммуникативнойкомпетентности в образовательной, общественно полезной,учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
7) развитие морального сознания икомпетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного иответственного отношения к собственнымпоступкам; 8) формирование основэкологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еёпроявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;
9) формирование ценности здорового ибезопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективногобезопасного поведения при чрезвычайных ситуациях;
10) развитие эстетического сознания черезосвоение художественного наследия народов России и мира, творческойдеятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами обучения являются:
1) овладение навыками самостоятельногоприобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств еёосуществления;
2) умение планировать пути достиженияцелей на основе самостоятельного анализа условий и средств ихдостижения;
3) формирование умений ставить вопросы,выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать,устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делатьумозаключения и выводы, выполнять практические и познавательные задания;
4) умение организовать и планироватьучебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способыработы;
5) формирование и развитие компетентностив области использования технических средств ИКТ;
6) умение извлекать информацию изразличных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, втом числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационнойизбирательности,этики; 7) умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать наоснове координации различных позиций при выработке общего решения в совместнойдеятельности;
8) умение пользоваться методаминаблюдения, моделирования, объяснения, прогнозирования;
9) умение организовывать свою жизнь всоответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностяхгражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
10) формирование осознанной адекватной икритической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать своидействия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновыватьправильность или ошибочность результата и способа действия, реально оцениватьсвои возможности достижения цели определённой сложности.
Предметными результатами обучения являются:
Обучающийсянаучится:
· оцениватьвоздействие географического положения России и ее отдельных частей наособенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
· использоватьзнания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решенияпрактико-ориентированных задач по определению различий в поясном временитерриторий в контексте реальной жизни;
· различатьпринципы выделения и устанавливать соотношения между государственнойтерриторией и исключительной экономической зоной России;
· различатьгеографические процессы и явления, определяющие особенности природы России, иее отдельных регионов;
· оцениватьособенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорийРоссии;
· объяснятьособенности компонентов природы отдельных частей страны;
· оцениватьприродные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорийРоссии;
· использоватьзнания об особенностях компонентов природы России, и ее отдельных территорий,об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельныхтерриторий России для решения практико-ориентированных задач в контекстереальной жизни;
· различать(распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления,характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов;факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру,особенности размещения населения по территории страны, географические различияв уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
· использоватьзнания о естественном и механическом движении населения, половозрастнойструктуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом ирелигиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задачв контексте реальной жизни;
· находитьи распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера,узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессовили закономерностей;
· различать(распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную итерриториальную структуру хозяйства России;
· использоватьзнания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслейэкономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной итерриториальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющихна размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
· объяснятьи сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионовРоссии;
· сравниватьпоказатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качестванаселения России с мировыми показателями и показателями других стран;
· приводитьпримеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
· оцениватьместо и роль России в мировом хозяйстве.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
· оцениватьвозможные в будущем изменения географического положения России, обусловленныемировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями,а также развитием глобальной коммуникационной системы;
· даватьоценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оцениватьграницы с точки зрения их доступности;
· делатьпрогнозы трансформации географических систем и комплексов в результатеизменения их компонентов;
· наноситьна контурные карты основные формы рельефа;
· даватьхарактеристику климата своей области (края, республики);
· выдвигатьи обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменениичисленности населения России, его половозрастной структуры, развитиичеловеческого капитала;
· объяснятьразличия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
· выдвигатьи обосновывать на основе анализа комплекса источников информации, гипотезы обизменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
· обосновыватьвозможные пути решения проблем развития хозяйства России;
· выбиратькритерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
· объяснятьвозможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
· оцениватьсоциально-экономическое положение и перспективы развитияРоссии.
Виды и формы промежуточногоконтроля:
· Контроль знаний, умений инавыков обучающихся — важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую,проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программыпроверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебногоматериала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагаетсистематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверкууровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными какпланируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований кподготовке обучающихся.
· Для контроля уровня достижений обучающихсяиспользуются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий,тематический, итоговый контроль; формы контроля: тесты в тетради-экзаменатор,выборочный контроль, фронтальный опрос, задание со свободным ответом по выборуучителя, задание по рисунку, ответы на вопросы в учебнике, дифференцированныйиндивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа,тестирование, географический диктант, работа на контурной карте, письменныедомашние задания, компьютерный контроль и т.д., анализ творческих,исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданийучебного пособия или рабочей тетради.
· Для текущего тематического контроля и оценки знанийв системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершаютуроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применитьумения, приобретенные при изучении географии.
Нормы оценивания погеографии:
Отметка «5»
· ответ полный,правильный, отражающий основной материал курса;
· правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей,географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
· правильное использование карты и других источников знаний;ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительныесведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4»
· ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный,правильный; есть неточности в изложении основного географического материала иливыводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3»
· ответ правильный, ученик в основном понимает материал, ночетко не определяет понятия и закономерности;
· затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей,непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2»
· ответ неправильный;
· нераскрыто основное содержание учебного материала, не даютсяответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий;неумение работать с картой.
Оценка практических умений учащихся
Оценка за умение работать с картой идругими источниками географических знаний
Отметка «5» — правильный и полный отбор источников знаний,рациональное их использование в определённой последовательности соблюдениелогики в описании или характеристике географических территорий или объектов;самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практическойдеятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» -правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности виспользовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» -правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности вформулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» -неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаютсясущественные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Оценка умений проводить наблюдения вприроде и на производстве
Отметка «5» -правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностейобъекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильнаяформулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений. Отметка«4» — правильное, по плану проведённое наблюдение;недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов;недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «3» — допускаютсянеточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенностиобъектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеютсясущественные недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «2» -неправильное выполнение задания, неумение делать выводы на основенаблюдений.
Учебно-тематический план.
№ |
Раздел |
Кол-во час |
В том числе |
|
практические |
проверочные |
|||
1 |
Хозяйство России |
27 |
3 |
8 |
2 |
Европейская Россия |
24 |
6 |
6 |
3 |
Азиатская Россия |
14 |
3 |
3 |
3 |
Россия в мире |
1 |
|
|
4 |
Обобщение |
2 |
|
|
|
Итого: |
68 |
12 |
17 |
Предмет география
Класс 9а
Учитель Казанцева С.В.
Количество часов всего: 2, в неделю 68
Плановых проверочныхработ 17,практических работ. 12.
УМК учебно-методический комплект линии «Полярнаязвезда».
Учебник: А.И. Алексеев и др., «География. 9 класс» — учебник, Москва. АО«Издательство Просвещение», 2019 г.
Карты и атласы:
Атлас.8-9 класс (Полярная звезда), М.: «Просвещение», 2019 г.
Настенные тематические карты по географии России
Мультимедиа-поддержкапредмета: Мультимедийное приложение к учебнику «География. 9класс» -М. Просвещение, 2019 г., электронный оптический диск.
Цифровыеобразовательныересурсы.
Средстваобучения: Печатные пособия: тематическиекарты, портреты, таблицы, схемы, плакаты, рисунки, фотографии. Техническиесредства: компьютер, экран проекционный, телевизор, мультимедийныйпроектор. Натуральные объекты: глобусы, модели, коллекции, муляжи.