X-PDF

Рабочая программа по географии 9 класс

Поделиться статьей

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основанииследующих документов:

·        Федеральныйзакон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.  №273-РФ

·        Федеральногогосударственного образовательного стандарта, основного общего образования(Утвержден  приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации  от17 декабря 2010 г. № 1897)

·        Рабочей программа по географии авторов А. И. Алексеева,Е.К.Липкиной, В.В.Николиной для 5-9 классов к УМК линии «Полярная звезда».

 

                 Цельизучения географии 9 класса – создать у учащихся целостноепредставление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий иресурсов, населения и хозяйства, познакомить с разнообразными условиями жизни идеятельности людей в разных регионах страны.

                Задачиизучения географии 9 класса:

·        способствовать формированию географического мышления учащихся,развитию свободно и творчески мыслящей личности;

·        формировать у учащихся представление о целостности окружающегомира, России при её территориальном многообразии, сложных проблемах, встающихперед населением, имеющих свои специфические особенности в разных регионахстраны;

·        служить одной из основ формирования духовности, воспитанияпатриотизма, интернационализма будущих  граждан России, уважения их ккультуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического иэстетического воспитания;

·        развить у школьников словесно-логическое и образное мышление;

·        способствовать формированию картографической грамотности.

Общая характеристика учебного предмета

ГеографияРоссии  (8-9 кл.) учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексныхсоциально-ориентированных знаний о закономерностях развития природы России, размещения населения и хозяйства, об особенностях развития регионов, динамике итерриториальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических процессах, протекающих в географическом пространстве.

Такимобразом, в основу содержания учебного предмета положено всестороннее изучениегеографи­и регионов России, понимание истоков, сущности и путей решения проблемдля устойчивого развития как отдельных регионов, так и всей страны; выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, атакже формирование у них отношения к географии как возможной области будущейпрактической деятельности.                                                   

Построениеучебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному сучётом реализации внутрипредметных и межпредпредметных связей. В основуположено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического,личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного,компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональнойи краеведческой составляющих.

Содержаниекурса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных икоммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную иисследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебныедействия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать,наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять,доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурироватьматериал. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, гдепреобладают такие виды, как умение работать в сотрудничестве, представлять иобобщать географическую информацию.

Главная цель изучения географии в 9 классе– формирование географического образа своей Родины во всём его многообразии  ицелостности  и показ взаимосвязи трёх основных компонентов – природы, населенияи  хозяйства России; формирование географических знаний и умений для объяснения и оценки разнообразныхявлений и процессов, сопутствующих хозяйственной деятельности населения вразличных регионах России.

 

Местопредмета в учебном плане.

 

Рабочаяпрограмма разработана в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ №448. ГеографияРоссии в основной школе изучается в 8 и  9 классах. В 9 классе программойпредусмотрено изучение регионов России. Общее число учебных часов за  9-й класс составляет  68 часов – 2 часа в неделю.

 

Спецификапредмета:

·        Специфика географии как учебного предметапредполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая являетсянеотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – приизучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверкезнаний.

·        Современные требования к учебному процессу ориентируютучителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практическиеработы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая нетолько формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новыезнания. Практические работы направлены наприобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности,грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальныхнавыков работы с картой как основным источником географической информации, атакже рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемовпроведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодойи местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

·        Программа содержит перечень практических работ покаждому разделу. Нумерация практических работ дана в соответствии споследовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работыявляются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрениюучителя — как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

·     Особенность проведенияпрактических работ в 9 классезаключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, втечение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географическиеумения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногдатребуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная сопределением координат, расстояний, направлений по плану или карте или сведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  записьв журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя. Навыполнение практических работ отводится не более 20% учебного временисоответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50%работ.

·     Нумерация практических работдана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

·     На выполнениепрактических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующейпрограммы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.

            Привыполнении практических  работ в курсе 9 класса  важно сформироватьумения учащихся  по работе с источниками информации – географическимикартами, текстом учебника, таблицами, диаграммами.  Учащиеся должныовладеть  умениями и навыками комплексной физико-географическойхарактеристики географического объекта, территории, сравнительнойхарактеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типовогоплана, а также совершенствовать навыки самостоятельного составления плана,характеристики. Выявлять причинно-следственные связи между различнымигеографическими явлениями.

 

 

 

Содержание курса « География. 9класс»

 

Тема 1.  Хозяйство России.

Особенностихозяйства России. Отраслевая, функциональная и территориальная структурахозяйства страны. Секторы хозяйства и динамика соотношений между ними.Межотраслевые комплексы. Факторы и условия размещения предприятий.Территориальная структура хозяйства, ее основные элементы и типы. Основная зонахозяйственного освоения. Изменения территориальной структуры хозяйства вперспективе.

Топливно-энергетическийкомплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве страны. Динамикаструктуры потребления топливно-энергетических ресурсов.

Газоваяпромышленность. Место России в мире по запасам и добыче природногогаза. География его запасов и добыче природного газа. География основныхгазопроводов. Влияние газовой промышленности на окружающую среду. Перспективыразвития отрасли.

Нефтянаяпромышленность. Место России в мире по запасам и добыче нефти.География ее запасов и добычи в стране. Основные сферы использования нефти.География основных нефтепроводов. Влияние нефтяной промышленности на окружающуюсреду. Перспективы развития отрасли.

Угольнаяпромышленность. Место России в мире по запасам и добычи угля.География его запасов и добычи в стране. Основные сферы использования угля.Влияние угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развитияотрасли.

Машиностроение. Значениев хозяйстве, объемы и особенности производства, состав. Факторы размещенияпредприятий. География важнейших отраслей машиностроения, их влияние наокружающую среду. Перспективы развития отрасли. ВПК

Чернаяметаллургия.Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства,факторы размещения предприятий. География производства тяжелых и легких цветныхметаллов. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развитияотрасли.

Химическаяпромышленность. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав.Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производствахимической промышленности. Влияние химической промышленности на окружающуюсреду. Перспективы развития отрасли.

Леснаяпромышленность. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав.Особенности производства, факторы размещения предприятий. Географияпроизводства лесной промышленности. Влияние лесной промышленности на окружающуюсреду. Перспективы развития отрасли.

Сельскоехозяйство.Значение в хозяйстве. Отличия от других отраслей хозяйства.Сельскохозяйственные угодья, их структура. Состав сельского хозяйства. Влияниесельского хозяйства на окружающую среду. Растениеводство и животноводство:объемы производства продукции, состав, география основных направлений,перспективы развития.

Пищевая и легкаяпромышленность. Агропромышленный комплекс. Значение вхозяйстве, объемы производства, состав. Особенности производства, факторыразмещения предприятий. География  пищевой и легкой промышленности, их влияниена окружающую среду. Перспективы развития отрасли. Состав агропромышленногокомплекса.

Транспорт. Значениев хозяйстве. Виды транспорта, их доля в транспортной работе. Транспортные узлыи транспортная система. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства.География железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутреннеговодного транспорта: уровень развития и особенности, основные магистрали,морские бассейны и речные системы, влияние на окружающую среду и перспективыразвития.

Тема2.Европейская Россия 

Центральная Россия, Северо-Запад, Европейский Север,Европейский Юг, Поволжье,  Урал.

Характеристика регионов и районов. Состав, особенностигеографического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны,природные ресурсы. 

Население: численность, естественный прирост имиграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура.Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическомразвитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности еготерриториальной организации. Географические аспекты основных экономических,социальных и экологических проблем районов, его влияния на природу, жизнь людейи хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов,районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной изтерриторий региона.

 

Тема 3. Азиатская Россия

Сибирь. Дальний Восток.

Характеристика регионов и районов. Состав, особенностигеографического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны,природные ресурсы. 

Население: численность, естественный прирост имиграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура.Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическомразвитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности еготерриториальной организации. Географические аспекты основных экономических,социальных и экологических проблем районов, его влияния на природу, жизнь людейи хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов,районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной изтерриторий региона.

 

Тема 4. Россия в современном мире – заключение

Соседи России. На стыке Европы и Азии. Как проходятграницы России. Взаимоотношения России и её соседей. Геополитическое влияниеРоссии. Экономическое влияние России. Мой край.

 

Планируемыерезультаты обучения.

 

Личностными  результатами обучениягеографии является формирование всесторонне образованной, инициативной иуспешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов,ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических иэтических принципов и норм поведения.    Изучение географии в 9ом классепредполагает достижение следующих результатов личностного развития: 

1)  воспитание российской гражданскойидентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству; чувства гордости засвою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитаниечувства долга передРодиной;                                                                                                                  2)  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности ксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению ипознанию;                                                                                                            3)  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровнюразвитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному,языковому и духовному многообразию современномумира;                                                                                                                             4)  формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитиенавыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступнымиинструментами и техническими средствами информационных технологий;

 5)  освоение социальных норм и правилповедения в группах и сообществах, заданных институтами социализациисоответственно возрастному статусу, формирование основ социально-критическогомышления;                                                                                                                          

6)  формирование коммуникативнойкомпетентности в образовательной, общественно полезной,учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

7) развитие морального сознания икомпетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного иответственного отношения к собственнымпоступкам;                                                                                                                                                       8) формирование основэкологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еёпроявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде; 

 9) формирование ценности здорового ибезопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективногобезопасного поведения при чрезвычайных ситуациях;                                                                                        

 10) развитие эстетического сознания черезосвоение художественного наследия народов России и мира, творческойдеятельности эстетического характера.

 

Метапредметными  результатами обучения являются:

1) овладение навыками самостоятельногоприобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств еёосуществления;

 2)  умение планировать пути достиженияцелей на основе самостоятельного анализа условий и средств ихдостижения;                                                                                         

3)  формирование умений ставить вопросы,выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать,устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делатьумозаключения и выводы, выполнять практические и познавательные задания;

4) умение организовать  и планироватьучебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способыработы;                                                                           

5)  формирование и развитие компетентностив области использования технических средств ИКТ;

6)  умение извлекать информацию изразличных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, втом числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационнойизбирательности,этики;                                                                                                         7)  умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать наоснове координации различных позиций при выработке общего решения в совместнойдеятельности; 

 8)  умение пользоваться методаминаблюдения, моделирования, объяснения, прогнозирования;

 9) умение организовывать свою жизнь всоответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностяхгражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

 10) формирование осознанной адекватной икритической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать своидействия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновыватьправильность или ошибочность результата и способа действия, реально оцениватьсвои возможности достижения цели определённой сложности.

 

Предметными результатами обучения  являются:

Обучающийсянаучится:

·     оцениватьвоздействие географического положения России и ее отдельных частей наособенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

·     использоватьзнания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решенияпрактико-ориентированных задач по определению различий в поясном временитерриторий в контексте  реальной жизни;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

·     различатьпринципы выделения и устанавливать соотношения между государственнойтерриторией и исключительной экономической зоной России;

·     различатьгеографические процессы и явления, определяющие особенности природы России, иее отдельных регионов;

·     оцениватьособенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорийРоссии;

·     объяснятьособенности компонентов природы отдельных частей страны;

·     оцениватьприродные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорийРоссии;

·     использоватьзнания об особенностях компонентов природы России, и ее отдельных территорий,об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельныхтерриторий России для решения практико-ориентированных задач в контекстереальной жизни;

·     различать(распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления,характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов;факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру,особенности размещения населения по территории страны, географические различияв уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

·     использоватьзнания о естественном и механическом движении населения, половозрастнойструктуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом ирелигиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задачв контексте реальной жизни;

·     находитьи распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера,узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессовили закономерностей;

·     различать(распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную итерриториальную структуру хозяйства России;

·     использоватьзнания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслейэкономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной итерриториальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющихна размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

·     объяснятьи сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионовРоссии;

·     сравниватьпоказатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качестванаселения России с мировыми показателями и показателями других стран;  

·     приводитьпримеры современных видов связи, применять  современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

·     оцениватьместо и роль России в мировом хозяйстве.

 

Обучающийсяполучит возможность научиться:

·     оцениватьвозможные в будущем изменения географического положения России, обусловленныемировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями,а также развитием глобальной коммуникационной системы;

·     даватьоценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оцениватьграницы с точки зрения их доступности;

·     делатьпрогнозы трансформации географических систем и комплексов в результатеизменения их компонентов;

·     наноситьна контурные карты основные формы рельефа;

·     даватьхарактеристику климата своей области (края, республики);

·     выдвигатьи обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменениичисленности населения России, его половозрастной структуры, развитиичеловеческого капитала;

·     объяснятьразличия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

·     выдвигатьи обосновывать на основе анализа комплекса источников информации, гипотезы обизменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

·     обосновыватьвозможные пути решения проблем развития хозяйства России;

·     выбиратькритерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

·     объяснятьвозможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

·                             оцениватьсоциально-экономическое положение и перспективы развитияРоссии.                                              

Виды и формы промежуточногоконтроля:

·        Контроль знаний, умений инавыков обучающихся — важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую,проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программыпроверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебногоматериала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагаетсистематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверкууровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными какпланируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований кподготовке обучающихся.

·        Для контроля уровня достижений обучающихсяиспользуются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий,тематический, итоговый контроль; формы контроля: тесты в тетради-экзаменатор,выборочный контроль, фронтальный опрос, задание со свободным ответом по выборуучителя, задание по рисунку, ответы на вопросы в учебнике, дифференцированныйиндивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа,тестирование, географический диктант, работа на контурной карте, письменныедомашние задания, компьютерный контроль и т.д., анализ творческих,исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданийучебного пособия или рабочей тетради.

·        Для текущего тематического контроля и оценки знанийв системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершаютуроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применитьумения, приобретенные при изучении географии.

 

Нормы оценивания погеографии:                                                                

Отметка «5»                                                                                                                

· ответ полный,правильный, отражающий основной материал курса; 
· правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей,географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; 
· правильное использование карты и других источников знаний;ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительныесведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4» 
· ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный,правильный; есть неточности в изложении основного географического материала иливыводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3» 
· ответ правильный, ученик в основном понимает материал, ночетко не определяет понятия и закономерности; 
· затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей,непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2» 
· ответ неправильный; 
· нераскрыто основное содержание учебного материала, не даютсяответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий;неумение работать с картой.
Оценка практических умений учащихся
Оценка за умение работать с картой идругими источниками географических знаний
Отметка «5»
 — правильный и полный отбор источников знаний,рациональное их использование в определённой последовательности соблюдениелогики в описании или характеристике географических территорий или объектов;самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практическойдеятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» -правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности виспользовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» -правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности вформулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» -неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаютсясущественные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Оценка умений проводить наблюдения вприроде и на производстве
Отметка «5» -правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностейобъекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильнаяформулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.                                                                                            Отметка«4» — правильное, по плану проведённое наблюдение;недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов;недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «3» — допускаютсянеточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенностиобъектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеютсясущественные недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «2» -неправильное выполнение задания,  неумение делать выводы на основенаблюдений.

Учебно-тематический план.

Раздел

Кол-во час

В том числе

практические

проверочные

1

Хозяйство России

27

3

8

2

Европейская Россия

24

6

6

3

Азиатская Россия

14

3

3

3

Россия в мире

1

 

 

4

Обобщение

2

 

 

 

Итого:

68

12

17

 

Предмет    география

Класс     9а

Учитель Казанцева С.В.

Количество часов  всего: 2, в неделю 68

Плановых проверочныхработ 17,практических работ. 12.

 

УМК   учебно-методический комплект линии «Полярнаязвезда».

Учебник:   А.И. Алексеев и др.,  «География. 9 класс» — учебник,  Москва. АО«Издательство Просвещение», 2019 г.

Карты и атласы:

Атлас.8-9 класс (Полярная звезда), М.: «Просвещение», 2019 г.

Настенные тематические карты  по географии России

Мультимедиа-поддержкапредмета: Мультимедийное  приложение к учебнику «География. 9класс» -М. Просвещение, 2019 г., электронный оптический  диск.

Цифровыеобразовательныересурсы.                                                                            

Средстваобучения: Печатные пособия:   тематическиекарты, портреты, таблицы, схемы, плакаты, рисунки, фотографии. Техническиесредства:   компьютер, экран проекционный, телевизор, мультимедийныйпроектор.    Натуральные объекты:   глобусы, модели, коллекции, муляжи.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет