X-PDF

Работа по теме Моя школа в годы Великой Отечественной войны

Поделиться статьей

 

   Мунипальное бюджетное общеобразовательноеучреждение

Тунгокоченская средняя общеобразовательная школа

 

Научно-практическая конференция «Шаг в науку»

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

 «Моя школа в годы

Великой Отечественной войны»

 

 

 

 

Автор работы:

Шерстянкина Екатерина Васильевна,

обучающаяся 6 класса

МБОУ Тунгокоченская СОШ.

Домашний адрес автора:

С.Тунгокочен

ул.Заозерная, 11-1

Научный руководитель:

Шерстянкина А.В,

учитель начальной школы

МБОУ Тунгокоченская СОШ

 

 

 

 

 Тунгокочен, 2021

 

 

Содержание

I.                 Краткая аннотация ………………………………………………………3

II.              Аннотация.………………………………………………………………..4

III.     Планисследования ………………………………………………………5

III.           Научная статья

1.    Особенности организацииучебного процесса в школе во время Великой Отечественнойвойны……………………………………………………….6

2.    Хозяйствошколы…………………………………………………………….9

3.    Работники школы в рядахКрасной Армии……………………………….11

IV.           Заключение………………………………………………………………12

V.              Списоклитературы……………………………………………………….13

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3 – мультимедийная презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая аннотация

Все дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественнойвойны. В прошлом году наша страна отмечала 75-ю годовщину Победы советскогонарода над фашистской Германией. В этом году мы отмечаем 80 лет со дня началаВеликой войны. Каждый год мы вспоминаем участников тех страшных событий.

Но победа ковалась не только на фронтах, но и в тылу. Мыживем далеко от мест боевой славы, но война наложила отпечаток и на жизньнашего села. Сейчас мы живем и учимся в мирное время. А как жили и учились нашисверстники во время войны? Постараемся ответить на этот вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

В годы войны наш район находился в тылу. И в тылу было едвали легче, чем на передовой. Но без крепкого тыла не было бы победы. И в то жевремя дети, как и в мирное время, продолжали учиться. Интересно, как жили иучились дети в годы войны, какие предметы изучали в школе, на что обращалосьвнимание в процессе обучения, чем занимались в свободное от уроков время.

Предмет исследования:деятельность Тунгокоченской школы в годы войны.

Объект исследования:Тунгокоченская школа.

Цель исследования: раскрыть,как проходило обучение детей в Тунгокоченской  школе в военное время.

Задачи исследования:

1.                 Изучить и проанализировать архивные документы школы1941-1945 годов.

2.                 Проанализировать особенности жизни людей в военноевремя.

3.                 Изучить степень участия детей-школьниковТунгокоченской школы в работе тыла в годы Вов.

Методы исследования:

  1. Анализ архивных материалов Тунгокоченской школы.
  2. Изучение материалов из сети Интернет.
  3. Обобщение полученной информации.

 

 

Работа школы в годы войны имела свои особенности, все ониотмечены в моей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планисследования

 

Актуальность исследования:патриотическое воспитание является основной школьной традицией МБОУ ТунгокоченскаяСОШ на протяжении многих лет. Любовь к Родине начинается с истоков, с изученияистории. Особое внимание теме Великой Отечественной войны мы уделяем в еегодовщины. Так и сейчас, 2020 год – 75 лет со дня Победы советского народа вВеликой Отечественной войне, 2021 год – 80 лет со дня начала ВеликойОтечественной войны. Но, на смотря на даты, эта тема вечна, она интересна, вней еще много неизвестного, что следует открыть. Попытаемся это сделать в своейработе.

Гипотеза исследования: изучаяисторические корни школы, роль школы в значимых событиях нашей страны, мысоздаем условия для патриотического воспитания учащихся и привития любви кмалой Родине.

Для того, чтобы узнать, какой была школа в годы войны, вчем была особенность организации учебной деятельности, чем занимались дети всвободное от учебы время, обратимся к основным источникам информации – архивнымматериалам школы.

Основной метод исследования –изучение архивных материалов школы.

  • Обратимся к книгам приказов 1941 – 1945 года.
  • Изучим протоколы педсоветов за 1941-1945 год.
  • Найдем информацию в сети Интернет, как было организовано обучение в советских школах в годы войны, особенности учебных планов и требования к результатам обучения в школе.
  • Обобщим полученную информацию и сделаем выводы.

 Новизна работы будет заключаться в открытии малоизвестныхстраниц истории Тунгокоченской школы.

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 1050

 

 

 

 

Научнаястатья

Особенностиорганизации учебного процесса в школево время Великой Отечественной войны

Двадцать второго июня 1941 года началась ВеликаяОтечественная война. Для Тунгокоченской школы, как и для остальных организаций,тоже настали непростые времена.   Война затронула все сферы жизни общества,наложила свой глубокий отпечаток на учебно-воспитательный процесс вобразовательном учреждении – Тунгокоченской школе. Она стала суровым испытаниемсоветской системы образования, политических и деловых качеств всейинтеллигенции, в том числе учительства, возглавившего в те годы системуобразования в поддержку фронта и Красной Армии.

Население добровольно уходило на войну, в том числе иучителя. В военных условиях советской школепредстояло продолжить свою работу по охвату детей школьного возраста всеобщимобучением. Однако, эта работа имела ряд особенностей.

Одним из «новшеств»для нашей школы был приказ № 168 от 20.10 1941 г. «Для наилучшей подготовки школык противовоздушной и химической обороне создать группу самозащиты из коллективаработников школы. Создать следующие звенья: противопожарный (командир ПляскинН.И.), противохимический (командир Устинова Е.Г.), охраны порядка (командир ХодановичИ.Ф.), медико-санитарный (командир Пузырева О.И.)». Таким образом, школаготовилась к любым событиям военного времени [1].

В 1942 годуНаркомпрос РСФСР довел до сведения школ и учителей новый учебный план неполныхсредних и средних школ на 1942-1943 учебный год [2]. Изменения в программахбыли незначительными, их отличала определенная патриотическая направленность.Исправленные программы курсов предметов гуманитарного цикла средней школы:истории, русского языка и литературы, географии и других — ориентировали навоспитательную работу со школьниками в духе национальной гордости за Россию ирусский народ. Преподавание всех школьных предметов организовали в соответствиис требованиями военного времени — учебный материал каждого урока связывался сконкретными событиями Великой Отечественной войны. При изучении физики учащихсязнакомили с работой двигателей в танках, самолетах, автомобилях, с применениемэлектричества в военном деле. Основное внимание в программе по химии уделялосьразвитию необходимых навыков в противовоздушной химической обороне. В учебныйплан по географии входили темы как: Ориентирование и работа с компасом водворе и на поле, Топографическая карта и ее чтение, Глазомернаясъемка во дворе и на поле [3].

Особое значение вгоды войны придавалось преподаванию истории. Курс истории СССР, введенный впрограмму средней школы в 1943 году, рекомендовал учителю подробно ознакомитьшкольников с успехами русского военного оружия, талантливыми полководцамиРоссии, битвами, определявшими судьбу страны на долгие годы [3].

Особое внимание всистеме образования обращалось на военное обучение школьников. Вобщеобразовательных школах вводилась военная подготовка учащихся. В учебныйплан данной дисциплины внесли проведение строевых занятий, изучение средств иправил противовоздушной и противохимической защиты, санитарное дело [2].

В ноябре 1941 годаНаркомпрос РСФСР издал приказ Об организации военно-допризывнойподготовки учащихся 8-10 классов средних школ[3]. В соответствии сприказом №180 от 12.12.1941 г. по Тунгокоченской школе «с сего числа считатьднем начала допризывной военной подготовки учащихся 8-9 классов (всеобщееобязательное обучение) [1]. Также для учащихся 1-9 классов была введенаобязательная сдача норм ПВХО согласно постановлению СНК СССР «О всеобщемвоенном обучении» [3].

С 1942-1943 учебногогода во всех школах страны был введен и специальный новый предмет — военноедело: начальная и допризывная подготовка в 5-10-х классах и военно-физическаяподготовка в 1-4-х классах. В 1942 году военруком в школе был Ушаков ИванАлексеевич, а с 1943 года – Станакин Валентин Иванович, вернувшийся с фронтапосле ранения [5]. Военно-физкультурной подготовкой учащихся начальных классовзанималась Климина М.М. Cогласно приказа № 174 от 6.12.1941 г. «Школьноговрача тов.Коледнева назначить преподавателем военно-санитарного дела в 8-9классах» [1].

Обучение по этойпрограмме было направлено на подготовку дисциплинированных, физически крепких ивыносливых юношей, овладевших военным делом, способных действовать в составеотделения и взвода, а также на подготовку девушек к выполнению обязанностейсанитарных дружинниц, радисток, телеграфисток и телефонисток. В соответствии спрограммой в 7-10-х классах по военному делу вводились переводные и выпускныеиспытания для юношей и девушек раздельно. Кроме того, учащиеся знакомились суставами и организационной структурой Советской Армии, с отдельными родамивойск, с боевой техникой и тактикой современной войны.

Мы исследовалисодержание записей в книге приказов [1]. При этом выяснили, что количествоизучаемых предметов в среднем по классам составляло – 10, часть из которых неизучается в современной школе – арифметика, грамматика, естествознание, военноедело. В 7-9 классах появляются такие предметы как тригонометрия, основыдарвинизма, конституция. Интересно то, что в старших классах уже не изучалисьтакие предметы как пение, рисование.

В это сложное времякатастрофически не хватало учителей. Часто предметы в старших классахприходилось преподавать учителям начальных классов, да и другие учителя бралисьза обучение несвойственным им предметам, лишь бы учебный процесс не прекращался(см. приложение №1).

Условия военноговремени наложили существенный отпечаток на учебно-воспитательный процесс вшколе. Занятия проходили при остром дефиците учебников, учебных пособий,письменных принадлежностей. Из-за недостатка бумаги использовали поля старыхкниг и газет, обои, ненужные документы. Даже для ведения школьной документациине хватало тетрадей. Так, мы видим, что приказы по школе записывались вхудожественной книге между строк. Писали деревянными ручками с перышками. Частоперышко привязывали к простой палочке.

Несмотря на малоеколичество учебников и письменных принадлежностей, учебные программывыполнялись, уделялось внимание и повторению. Успеваемость и качество знанийбыли не стопроцентными. Пропуски уроков учащимися были уважительные: поболезни, из-за отсутствия обуви или одежды. В конце учебного года проводилисьэкзамены (весенние проверочные испытания) и зачеты. Тем, кто слабо справлялся сучебной программой давали работы на лето по отдельным предметам. Много детейоставалось на 2, 3 год за неуспеваемость [4].

Именно в военноевремя, в 1944 году, состоялся первый выпуск из 10 класса. Это были 6 девушек,которые вместо аттестата получили удостоверение за 10 класс (см. приложение№2).

Во время войны вшколе была установлена очень строгая трудовая и учебная дисциплина. Так,например, в приказе № 42 от 29 ноября 1941 года было написано: «На основанииуказа президиума Верховного Совета СССР о прогулах. Уборщицу Бострикову ФеклуНиколаевну, совершившую опоздание на работу 29 ноября 1941 на 30 минут во времясвоего дежурства передать дело в народный суд» [1].

Приказ № 170 от14.11.1941 г.: «За опоздание к занятиям на 3 минуты, совершенное 13 ноябрявоспитателя интерната Аракчеева В.А. предупредить» [1].

Приказ № 181 от20.12.1941 г. по Тунгокоченской средней школе: «За систематическое опоздание(третий раз с начала года – 2.09 – 6.11) учительницы Эповой К.И. на занятияобъявить строгий выговор с предупреждением. В случае повторения какого-либонарушения трудовой дисциплины в школе поставить вопрос об увольнении и привлечениик судебной ответственности» [1].

В приказе № 15 от 15марта 1942 года читаем: «На основании правил трудового распорядка школ выношувыговор Поповой З.Н. за неподготовленность к уроку русского языка в 5 классе:явилась на занятия без плана урока» [1].

Притом жесткаядисциплина распространялась не только на преподавателей, но и также на учащихсяшколы, самым жестким наказанием было исключение из школы, причем исключали наразные сроки от нескольких дней до двух лет.

Приказ № 175 от6.12.1941 г. «За систематическое нарушение дисциплины в классе, в коридоре и невыполнение заданий учителей на уроках ученику 5 «Б» класса Писареву М. объявляюстрогий выговор с предупреждением. В случае повторения таких случаев поставлювопрос об исключении из школы» [1].

Приказ № 64 от21.09.1942 г.: «Ученику 8 класса Хороводину ставлю на вид за нарушение правилвнутреннего распорядка интерната. Наложить плату за питание и квартиру 30рублей в месяц» [1].

Хозяйствошколы

Отопление школыпроводилось дровами. Сторожа топили печи, которые были в каждом кабинете инесли ответственность за температурный режим в школе. Заготовкой дровзанимались учащиеся и учителя школы.

Например, учащиесяКомогорцев В. И Ланцев К. (12 лет) занимались распиловкой дров в школе по наймупо просьбе своих родителей. Однажды они не подготовили достаточно дров длявытопки школы и получили предупреждение от директора, также предупреждениеполучили и их родители.

Женщины тоже выполнялии мужскую работу. В книге приказов (приказ № 11 от 4.02.1944г.) читаем:«Потугину Пелагею Антоновну принять на работу пильщиком дров у школы с нормой 2м по цене 4 руб. за куб. и подвозку дров к школе с оплатой 3 руб.за куб» [1].

Классы освещалиськеросиновыми лампами.  Выдачу керосина производил завхоз школы. После всехзанятий к 7 часам все лампы собирались и сдавались завхозу школы до следующегодня. Однако, школа испытывала дефицит керосина.

В хозяйстве школыбыли коровы, быки, лошади, которые находились под ответственностьюженщин-скотниц. Так, Ланцева Василиса ухаживала за конями и быками, а такжезанималась очисткой скотного двора, Потугина Пелагея была рабочим конюхом. Налето скот перегоняли на кормежку по р.Каренга в падь Норокочи.

Летом работникишколы направлялись на сенокос в колхоз «Красный октябрь» и «Пробуждение». Укаждого работника была норма по заготовке сена – 500 центнеров, которую онобязательно должен был выполнить. Учителя школы были командирами ученическихбригад: учащиеся 11,12,13 лет отправлялись на прополку и другие работы наогороде по 6 часов в день. Учащиеся 14,15 лет были задействованы на хозяйственныхработах при школе, а также работали на заготовке дров и сена.

Учащиеся 2,3,4классов вместе с учителями выходили на сбор шиповника для Красной Армии. Нормысбора были следующие: 2 класс – по 10 кг, 3 класс – по 20 кг, 4 класс – по 24кг. Так же собирали ягоды, которые сдавали в интернат при школе, а вырученныеденьги отправляли в Фонд обороны. Для детей с 1 по 8 класс была организованаработа по заготовке дикорастущих лекарственных растений и веников. Все живущиеи работающие в интернате выходили на заготовку грибов и ягод, работали нашкольном огороде.

В летнее время незабывали и об учебе. При школе проводились занятия по летней подготовке порусскому языку, арифметике. Особое внимание уделялось ликвидации неграмотностидопризывников. Казакова Лидия Ивановна была назначена ответственной за этуработу.

Осенью, с началомучебного года, учащиеся ходили в школу и в то же время занимались работой. Так,для старшеклассников в расписании было 3 урока в день и 4 часа на косьбе сена.

Работникишколы в рядах Красной Армии

В то далёкое и поистине тяжёлое время работать и жить втылу было очень трудно. Единым для всех людей стал лозунг: Все дляфронта, все для победы над врагом.    Увлеченные всеобщим патриотизмом,ушли на фронт многие учителя и работники школы: кладовщик Кузнецова Т.И.,рабочий Голышев Е.П., воспитатель интерната Бянкина З.И., завхоз Чупров А.К.,учитель географии, завуч школы – Ходанович Юлиан Филиппович, учитель химии ибиологии – Воробьев Кирилл Ефимович, Станакин Валентин Иванович – учительанглийского языка и  военного дела [1].

     Мы сегодня живем в своей великой стране в мирноевремя. Над нами светлое небо, греет ласковое солнце. Поэтому мы не должнызабывать тех, кто подарил нам все это, кто ценой своей жизни подарил нам мир.Вечная слава героям, воевавшим за нашу великую Родину!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Выводы по работе:

  1. В военное время дети, как и в мирное, продолжали учиться в школе.
  2. Обучение имело свои особенности: изменение учебного плана, введение военно-физической подготовки, плохая обеспеченность учебниками и тетрадями.
  3. Дети вместе со взрослыми работали на колхозных полях, помогали заготавливать сено и дрова для школы.

В своей работе мы попытались раскрыть тему, которая ранеене была изучена «Моя школа в годы Великой Отечественной войны». Мы много знаеми говорим о наших прадедах и дедах, воевавших на фронтах, но мало знали олюдях, ковавших победу в тылу. Работу по данной теме еще нужно продолжить,собрать материал об учителях военного времени. К сожалению, рядом с нами уженет очевидцев тех событий, не сохранились и фотографии школы военных лет, номожно воссоздать картину с помощью архивных документов.

С началом войны кончилось детство для детей. Каждый мальчикхотел защищать Родину с оружием в руках, но им не позволял возраст. Детипонимали, что своей помощью совхозу в уборке урожая, сбором ягод, лекарственныхрастений они куют победу в тылу. При этом дети не забывали и о своем главномтруде – учебе, понимали, что неграмотным нет места в рядах Красной Армии. Образжизни и поведение детей характеризовалось патриотизмом и преданностью Родине.

Наши исследования могут быть использованы в летописи школы,в оформлении стенда «История школы», а также на классных часах патриотическойнаправленности.

 

 

 


 

Список литературы

1.     Книги приказов по Тунгокоченской школе за 1941-1945год.

Интернет-ресурсы:

2.     https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_rc_3053251/— учебный план неполной средней и средней школы на 1942-43 учебный год.

3.     https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-shkoloy-rsfsr-v-1942-1943-gg— статья «Управление школой РСФСР в 1942 -1943 году»

4.     Протоколы педсоветов за 1941-1943 год.

5.     История и география Тунгокоченского района. – Чита:Поиск, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Список учителей  Тунгокоченской школы

с 1941 года по 1945 год

Карпов И.Ф. – директор школы с 30.08.1941 г.

Устинова Евдокия Григорьевна – директор школы с 30.03.1942 г. по24.08.1942 г., с 10.11.1943 г. по 2.10.1944 г.,  учитель физики, астрономии,математики

Верещагина Вера Ильинична – директор школы с 24.08.1942 г. по6.02.1943 г., учитель математики

Соловьев Всеволод Константинович – учитель математики в 8-9классах, черчения в 8-9 классах, с 6.02.1943 г. по 10.11.1943 г. – директоршколы

Станакин Валентин Иванович – старший военрук (с 1.08.1943г),учитель английского языка, с 2.10.1944 года – директор школы.

 Ходанович Юлиан Филиппович – зав.учебнойчастью, учитель географии

Виноградова Людмила Ивановна – учитель истории и конституции,зав.учебной частью с 13.03.1943г.

 Эпова Клавдия Ивановна – учитель начальных классов

Кротова Зинаида Николаевна – преподаватель естествознания игеографии

Васильева Анна Прокопьевна – учитель начальных классов,зоологии

Климина Мария Михайловна – учитель математики в 5 классе,учитель начальных классов, военно-физкультурная подготовка учащихся 1-4 классов

Аракчеева В.А. – учитель математики в 6 классе

Комогорцева  Лидия Николаевна – учитель математики, арифметики,немецкого языка, истории, химии

Попова Зоя Николаевна – учитель русского языка илитературы

Соловьева Надежда Михайловна – учитель русского языка илитературы

Подойницына Нина Викторовна – учитель начальных классов, физикии географии

Иринчеева Лидия Степановна – учитель начальных классов, учительарифметики, алгебры, геометрии (с 26.11.1943г.)

Пузырева Ольга Ивановна – военное дело, учитель физкультуры,рисования, географии

Ушаков Иван Алексеевич – военное дело (после Пузыревой О.И.)

Беломестнова Елизавета Корниловна — пионервожатая

Федорова А.П. – учитель начальных классов,ботаники

Баркова Валентина Михайловна – учитель русского языка илитературы

Воробьев Кирилл Ефимович – учитель химии, биологии

Радыгина Матрена Ивановна – заведующая интернатом

Бутина Мария Григорьевна – учитель начальных классов,истории, завуч (с 10.11.1943г.), учитель математики

Генеральская Галина Ефимовна – учитель начальных классов

Кастерина Евдокия Ивановна – учитель начальных классов

Бянкина Зинаида Ивановна – воспитатель интерната

Чикилева Анна Ивановна – учитель начальных классов

Пляскина  Фиона  Сафроновна – пионер- вожатая (7.12.1942г.)

Казакова Лидия Ивановна – учитель начальных классов, учительпо ликвидации неграмотности допризывников.

Пузенцова Анна Петровна – учитель начальных классов игеографии

Маслова Полина Ивановна – учитель начальных классов игеографии

Сорокина Раиса Алексеевна – учитель начальных классов

Мальцева Нина Ивановна – старшая пионервожатая

Филиных Валентин Сергеевич – учитель истории и конституции

Станакина Параскева Ивановна – заведующая интернатом (с27.04.1945г.)

 

 

 

Приложение№2

 

Списокпервых выпускников средней школы с.Тунгокочен

1943– 1944 учебный год

1.     Буянова Павлина Николаевна

2.     Жихарева Анна Петровна

3.     Куржумова Анна Прокопьевна

4.     Пляскина Елена Михайловна

5.     Пляскина Фиона Сафроновна

6.     Эпова Ксения Игнатьевна


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 1050

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет