МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет по образованию,Шипуновский район, Алтайский край МКОУ Самсоновская СОШ Шипуновск.р-на Алт. кр.
РАБОЧАЯПРОГРАММА (ID1301521)
учебного предмета «География»
для 5 класса основного общегообразования
на 2022-2023 учебный год
Составитель:Аммас Екатерина Николаевна учитель географии
Самсоново 2022
Рабочая программапо географии на уровне основного общего образования составлена на основеТребований к результатам освоения основной образовательной программы основногообщего образования, представленных в Федеральном государственномобразовательном стандарте основного общего образования, а также на основехарактеристики планируемых результатов духовнонравственного развития,воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программевоспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета география для 5класса разработана на основании следующих нормативных документов и материалов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 №273 Ф3 «Об образовании вРоссийской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования утверждённый приказом Министерства образования инауки Российской Федерации от 31.05.2021г. №287 « Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования»
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию приреализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного Министерством просвещения от 20.05. 2020 года № 254.
4. Основной образовательной программы ФГОС ООО МКОУ « Самсоновская средняя общеобразовательная школа (утверждена приказом директора школы27.05.2022 г. №31/1);
5. Примерной рабочей программы учебного курса география для 5класса, одобренной решением федерального учебно-методического объединения пообщему образованию протокол № 321 от 27.09.2021. Проект МинистерстваПросвещения РФ ИСРО, 2021 г.
6. Учебного плана на 20222023 учебный год, МКОУ « СамсоновскаяСОШ» протокол педсовета от 26.05.2022 г. №7.
7. Положения о рабочей программе педагога МКОУ « Самсоновская СОШ»» протокол педсовета от 16.05.2022 г. №6.
8. Программы воспитания МКОУ «Самсоновская СОШ». Приказ №50 от29.08.2022г.
Программа погеографии отражает основные требования Федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования к личностным,метапредметным
ипредметным результатам освоения образовательных программ и составлена сучётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съездеучителей географии и утверждённойРешением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от24.12.2018 года.
Рабочая программадаёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихсясредствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета дляреализации требований к результатам освоения программ основного общегообразования, требований к результатам обучения географии, а также основныхвидов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ГЕОГРАФИЯ»
География восновной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексныхсоциально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основныхзакономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, обособенностях и о динамике основных природных, экологических исоциально-экономических процессов, о проб- лемах взаимодействия природы иобщества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основнойшколе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучениягеографических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе,базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой дляпоследующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучениегеографии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малойродине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостногогеографического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческихспособностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географическихзадач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний,самостоятельного приобретения
новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современномууровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях вПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйстваРоссии и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды ирационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения раз- личныхисточников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, дляописания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географическихявлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных гео- графическихзнаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решениипроблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческогоматериала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений всовременном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых дляпродолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующимналичия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМПЛАНЕ
В системе общего образования«География» признана обязательным учебным предметом, который входит в составпредметной области «Общественно-научные предметы».
Освоениесодержания курса «География» в основной школе происходит с опорой нагеографические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится один часв неделю в 5 классе, всего — 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел1. Географическое изучение Земли
Введение.География — наука о планете Земля
Что изучает география?Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты,процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений.
Древо географических наук.
Практическая работа
1. Организацияфенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе,форма систематизации данных.
Тема 1. История географических открытий
Представления о мире в древности(Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). ПутешествиеПифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т.
Хейердала как модель путешествий в древности. Появлениегеографических карт.
География в эпохуСредневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русскихземлепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Новогосвета — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф.Магеллана. Значение
Великихгеографических открытий. Карта мира после эпохи Великих географическихоткрытий.
Географическиеоткрытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие Австралии. Русскиепутешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русскаякругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П.Лазарева — открытие Антарктиды).
Географические исследования в ХХв. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана.Географические открытия Новейшего времени.
Практическиеработы
1. Обозначение на контурной карте географических объектов,открытых в разные периоды.
2. Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт попредложенным учителем вопросам.
Раздел 2. Изображения земной поверхности Тема1. Планы местности
Виды изображения земнойповерхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способыопределения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмкаместности. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности.
Абсолютная
и относительная высоты. Профессиятопограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразиепланов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортныепланы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.
Практическиеработы
1. Определениенаправлений и расстояний по плану местности.
2. Составлениеописания маршрута по плану местности.
Тема 2. Географические карты
Различия глобуса и географическихкарт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскостигеографической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели имеридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты.Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе икартах. Определение расстояний по глобусу.
Искажения на карте. Линии градусной сетина картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Разнообразиегеографических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабныхгеографических картах. Изображение на физических картах
высот
иглубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственнойдеятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты.Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.
2. Определение географических координат объектов и определениеобъектов по их географическим координатам.
Раздел3. Земля — планета Солнечной системы
Земля в Солнечнойсистеме. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географическиеследствия.
Движения Земли. Земная ось игеографические полюсы. Гео- графические следствия движения Земли вокруг Солнца.Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего
и зимнегосолнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла наповерхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земливокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практическая работа
1. Выявлениезакономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтомв зависимости от гео- графической широты и времени года на территории России.
Раздел4. Оболочки Земли Тема 1. Литосфера — каменная оболочка Земли
Литосфера — твёрдая оболочкаЗемли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия,земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Веществаземной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические,осадочные и метаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессовобразования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причиныземлетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучениевулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог.
Разрушение
и изменениегорных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Видывыветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действиявнутренних и внешних сил.
Рельеф земнойповерхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки ивпадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте,высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинногорельефа, крупнейшие по площади равнины мира.
Человек илитосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека,преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф днаМирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океаническиехребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Ок еана, егорельеф.
Практическая работа
1. Описание горной системы или равнины по физическойкарте.
Заключение
Практикум «Сезонные изменения в природе своейместности»
Сезонные измененияпродолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температурывоздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира.
Практическая работа 1. Анализ результатовфенологических наблюдений и наблюдений за погодой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоенияпрограммы основного общего образования по географии должны отражать готовностьобучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций
ирасширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основныхнаправлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотическоговоспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурноми многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы,населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностноеотношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России;ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектамприродного и культурного наследия человечества, традициям разных народов,проживающих в родной стране; уважение к символам
России, своего края.
Гражданского воспитания: осознаниероссийской гражданской идентичности (патриотизма, уважения кОтечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувстваответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностейгражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересовдругих людей; активное
участие
вжизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родногокрая, страны для реализации целей устойчивого развития; представление осоциальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном имногоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместнойдеятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участиюв гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственноговоспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственноговыбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение ипоступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознанияпоследствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемына основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые вроссийском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствийдля окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивостьк разным традициям своего и других народов, понимание роли этническихкультурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны,своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектамВсемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современнуюсистему научных представлений географических наук об основныхзакономерностях развития природы и общества,
овзаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладениечитательской культурой как средством познания мира для применения различныхисточников географической информации при решении познавательных ипрактико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательскойдеятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюденийи стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективногоблагополучия.
Физическоговоспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярнаяфизическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыковбезопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовымситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в томчисле осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированностьнавыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другогочеловека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандироватьправила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудовоговоспитания: установка на активное участие в решении практических задач (врамках семьи, школы, города, края) технологической и социальнойнаправленности, способность инициировать, планировать и самостоятельновыполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессийи труда различного рода, в том числе на основе применения географическихзнаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешнойпрофессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненныхпланов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентацияна применение географических знаний для решения задач в областиокружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий дляокружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путейих решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязиприродной, технологической и социальной сред; готовность к участию впрактической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствуетдостижению метапредметных результатов, в
том числе:
Овладениюуниверсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
Выявлять и характеризовать существенные признакигеографических объектов, процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификациигеографических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности ипротиворечия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложеннойгеографической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных,необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучениигеографических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованиемдедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов иявлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебнойгеографической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбиратьнаиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
Использовать географические вопросы какисследовательский инструмент познания;
формулировать географические вопросы, фиксирующиеразрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, исамостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственныхсуждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение погеографическим аспектам различных вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое исследование,в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемыхгеографических объектов, причинноследственных связей и зависимостей междугеографическими объектами, процессами и явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходегеографического исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы порезультатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверностьполученных результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитиегеографических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия ваналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об ихразвитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
применять различные методы, инструменты и запросы припоиске и отборе информации или данных из источников географической информации сучётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретироватьгеографическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие илиопровергающие одну и ту же идею,
в различных источниках географической информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представлениягеографической информации;
оценивать надёжность географической информации покритериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
систематизироватьгеографическую информацию в разных формах.
Овладениюуниверсальными коммуникативными действиями:
Общение
формулировать суждения, выражать свою точку зрения погеографическим аспектам
различных вопросов в устных и письменных текстах;
в ходедиалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы ивысказывать идеи,
нацеленные нарешение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения погеографическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживатьразличие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненногоисследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
принимать цель совместной деятельности при выполненииучебных географических проектов,коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
планировать организацию совместнойработы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (сучётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвоватьв групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественногорезультата по своему направлению и координировать свои действия с другимичленами команды;
сравнивать результаты выполненияучебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждогочлена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладениюуниверсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
самостоятельно составлять алгоритмрешения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихсяресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (планреализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритмс учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность наоснове новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же праводругого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Приводить примеры географическихобъектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географическойнауки;
приводить примеры методов исследования, применяемых вгеографии;
выбирать источники географическойинформации (картографические, текстовые, видео и фотоизображения,интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических
открытий и важнейших географических исследованийсовременности;
интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях игеографических исследованиях Земли, представленную в одном или несколькихисточниках; различатьвклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включаяинтернет-ресурсы) факты, позволяющие
оценить вклад российских путешественников иисследователей в развитие знаний о Земле;
различать вклад великих путешественников вгеографическое изучение Земли;
описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
находить в различных источниках информации (включаяинтернет-ресурсы) факты, позволяющие
оценить вклад российских путешественников иисследователей в развитие знаний о Земле;
определять направления, расстояния поплану местности и по географическим картам, географические координаты погеографическим картам;
использовать условные обозначения планов местности игеографических карт для получения
информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированныхзадач;
применять понятия«план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности», «стороны горизонта»,«горизонтали», «масштаб», «условные
знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;
различать понятия «план местности» и «географическаякарта», параллель» и «меридиан»;
приводить примеры влияния Солнца на мир живой инеживой природы;
объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
устанавливать эмпирические зависимостимежду продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотойСолнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализаданных наблюдений; описывать внутреннее строение Земли;
различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»;«минерал» и «горная порода»;
различать понятия «материковая» и «океаническая» земнаякора;
различать изученные минералы и горные породы,материковую и океаническую земную кору;
показывать на карте и обозначать наконтурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;
различать горы и равнины;
классифицировать формы рельефа суши по высоте и повнешнему облику; называтьпричины землетрясений и вулканических извержений;
применять понятия «литосфера»,«землетрясение», «ву лкан»,«литосферная плита», «эпицентрземлетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-
ориентированных задач;
применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очагземлетрясения» для решения
познавательных задач;
распознавать проявления в окружающем мире внутреннихи внешних процессов
рельефообразования: вулканизма,землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;
классифицировать острова по происхождению; приводить примеры опасныхприродных явлений в литосфере и средств их предупреждения; приводить примеры изменений влитосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, Россиии мира;
приводить примеры актуальных проблем своей местности,решение которых невозможно без участия
представителей географических специальностей, изучающихлитосферу;
приводить примеры действия внешнихпроцессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;
представлять результаты фенологическихнаблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической,географического описания).