Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №63
п.Чернышевск Забайкальского края
Рабочая программа
предмета «Биология»
для 6 класса
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Соболева Альбина Станиславовна
учитель биологии
высшей квалификационной категории
Чернышевск
2022-2023 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии для 6 класса составленав соответствии с:
· Федеральным законом обобразовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
· требованиями Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОССОО) с действующими изменениями и дополнениями;
· примерной программыучебного курса (авторскогоколлектива под руководством В.В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочиепрограммы. 5—9 классы.» — М.: Дрофа, 2015 год),
· Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021номер 287 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
· основным учебником:
Пасечник В.В. Биология: Покрытосеменныерастения: строение и жизнедеятельность: Линейный курс: 6 класс: учебник / В.В.Пасечник. – 3-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2022. – 173с.
На изучение учебного предмета отводится в 6классе – по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Изучение биологии в 6 классе направленона достижение следующих целей:
• формированиесистемы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических системразного уровня организации;
• формированиесистемы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека,условиях сохранения его здоровья;
• формированиеумений применять методы биологической науки для изучения биологических систем,в том числе и организма человека;
• формированиеумений использовать информацию о современных достижениях в области биологии дляобъяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственногоорганизма;
• формированиеумений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значениебиологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельностичеловека в природе;
• формированиеэкологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраныокружающей среды.
Достижение целейобеспечивается решением следующих задач:
• приобретениезнаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельностии средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о ролибиологической науки в практической деятельности людей; овладение умениямипроводить исследования с использованием биологического оборудования, инаблюдения за состоянием собственного организма;
• освоение приемовработы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях вобласти биологии, ее анализ и критическое оценивание;
• воспитаниебиологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранениюсобственного здоровья и охраны окружающей среды.
II.Планируемые результаты
Растение – живой организм.
Ученик научится:
•характеризовать ботанику как биологическую науку, её разделы и связи с другиминауками и техникой;
• приводитьпримеры вклада российских (в том числе В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, С. Г.Навашин) и зарубежных учёных (в том числе Р. Гук, М. Мальпиги) в развитие науко растениях;
• применятьбиологические термины и понятия (в том числе: ботаника, растительная клетка,растительная ткань, органы растений, система органов растения: корень, побегпочка, лист, видоизменённые органы, цветок, плод, семя, расти тельный организм,минеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, размножение, клон,раздражимость) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
• описыватьстроение и жизнедеятельность растительного организма (на примерепокрытосеменных или цветковых): поглощение воды и минеральное питание,фотосинтез, дыхание, транспорт веществ, рост, размножение, развитие; связьстроения вегетативных и генеративных органов растений с их функциями;
• различатьи описывать живые и гербарные экземпляры растений по заданному плану, частирастений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам;
•характеризовать признаки растений, уровни организации растительного организма,части растений: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
• сравниватьрастительные ткани и органы растений между собой;
• выполнятьпрактические и лабораторные работы по морфологии и физиологии растений, в томчисле работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временнымимикропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов иинструментов цифровой лаборатории.
Ученик получит возможностьнаучиться:
— использоватьзнания в области биологии в повседневной жизни для сохранения здоровья исоблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примерыпрактического использования знаний о растениях;
— понимать всеобщий характер фундаментальных законовприроды и основные правила поведения человека в окружающей среде и растительноммире.
Строениепокрытосеменных растений
Ученик научится:
•характеризовать процессы жизнедеятельности растений: поглощение воды иминеральное питание, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, способы естественногои искусственного вегетативного размножения; семенное размножение (на примерепокрытосеменных, или цветковых);
• выявлятьпричинно-следственные связи между строением и функциями тканей и органоврастений, строением и жизнедеятельностью растений;
Ученик получит возможностьнаучиться:
•ориентироваться в жизненных процессах растений на уровне одной клетки и всегоорганизма в целом;
• использовать знания опрактическом применении многих растений в повседневной жизни с учётом условий ихпроизрастания в окружающей среде.
Жизньпокрытосеменных растений
Ученик научится:
•классифицировать растения и их части по разным основаниям;
• объяснятьроль растений в природе и жизни человека: значение фотосинтеза в природе и вжизни человека; биологическое и хозяйственное значение видоизменённых побегов; хозяйственноезначение вегетативного размножения;
• применятьполученные знания для выращивания и размножения культурных растений;
•использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, описыватьрастения и их части, ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;
• соблюдатьправила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием,химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности.
Ученик получит возможностьнаучиться:
•демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями поматематике, географии, технологии, предметов гуманитарного цикла, различнымивидами искусства;
владетьприёмами работы с биологической информацией: формулировать основания дляизвлечения и обобщения информации из двух источников; преобразовывать информациюиз одной знаковой системы в другую;
• создаватьписьменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемогораздела биологии.
В результате у учеников будут сформированы личностные, метапредметные, познавательные и коммуникативные универсальныеучебные действия.
Формируемые УУД |
6 класс |
Личностные УУД |
Патриотическое воспитание: • понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого общества, отношение к биологии как важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки. Гражданское воспитание: • готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. Духовно-нравственное воспитание: • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм и норм экологического права с учётом осознания последствий поступков. Эстетическое воспитание: • понимание эмоционального воздействия природы и её ценности. Ценности научного познания: • ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; • развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности; • овладение основными навыками исследовательской деятельности. Формирование культуры здоровья: • осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; • соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде• умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. Трудовое воспитание: • активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией. Экологическое воспитание: • ориентация на применение биологических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; Представленная информация была полезной? ДА 59.06% НЕТ 40.94% Проголосовало: 1109 |
Метапредметтные УУД |
Ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставить полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. |
Познавательные УУД |
Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений, процессов); устанавливать существенный признак классификации биологических объектов, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, не- сложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой. Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи; • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления. |
Коммуникативные УУД |
Общение: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; • распознавать невербальные средства общения, понимать зна- чение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отно шение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество): • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работыуметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, ≪мозговые штурмы≫ и иные). |
III.Содержание
В 6классе учащиеся узнают, особенности строения и процессов жизнедеятельностибиологических объектов — растений, их практическую значимость; научатсяприменять методы биологической науки для изучения растений: проводить наблюденияза живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснятьих результаты, описывать биологические объекты и процессы; использоватьсоставляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растений(приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию оживых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельностичеловека в природе.
Полученные биологические знания служатосновой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы иоб ответственности человека за жизнь на Земле.
Изучение биологии по предлагаемой программепредполагает ведение фенологических наблюдений, практической работы. Дляпонимания учащимися сущности биологических явлений в программу введенылабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всеэто дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося:тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемамсамостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательностии интереса к предмету.
Тематическоепланирование
№ |
Тема |
Количество |
В том числе |
|||
часов |
теория |
лабораторные работы |
экскурсии |
|
||
1 |
Растение живой организм |
7 |
6 |
2 |
— |
|
2 |
Строение покрытосеменных растений |
15 |
15 |
14 |
— |
|
3 |
Жизнь покрытосеменных растений |
12 |
10 |
1 |
1 |
|
|
ИТОГО |
34 |
30 |
17 |
1 |
|
Контроль уровня обучения биологиив 6 классе.
Наименование разделов и тем |
Источник |
Кодифика- тор ВПР |
Обобщающий урок на тему: «Растение – живой организм» |
Образовательные тесты https://testedu.ru/test/biologiya/ |
1.3;2.2;3.1; 5.1-5.3 |
Обобщающий урок на тему: «Строение покрытосеменных растений» |
Образовательные тесты https://testedu.ru/test/biologiya/ |
3.3 -3.4. |
Обобщающий урок на тему: «Жизнь покрытосеменных растений» |
Дидактический материал по теме: «Отдел Покрытосеменные, строение и жизнедеятельность» Современный учительский портал: https://easyen.ru |
1.1;3.2;5.2; 8.2-8.3; 10.1-10.2 |
Темы лабораторных работ в 6 классе:
Лабораторнаяработа №1 «Приготовление рассматривание препарата кожицы чешуи лука подмикроскопом».
Лабораторнаяработа №2 «Пластиды в клетках листа элодеи».
Лабораторнаяработа №3 «Наблюдение движения цитоплазмы».
Лабораторнаяработа №4 «Строения семян двудольных растений».
Лабораторнаяработа №5 «Строение зерновки пшеницы».
Лабораторнаяработа №6 «Стержневая и мочковатая корневые системы».
Лабораторнаяработа №7 «Корневой чехлик и корневые волоски».
Лабораторнаяработа №8 «Строение почек. Расположение почек на стебле».
Лабораторнаяработа №9 «Листья простые исложные, их жилкование и листорасположение».
Лабораторнаяработа №10 «Строение кожицылиста».
Лабораторнаяработа №11 «Клеточное строение листа».
Лабораторнаяработа №12 «Внутреннее строение ветки дерева».
Лабораторнаяработа №13 «Видоизменения побегов».
Лабораторнаяработа №14 «Строение цветка».
Лабораторнаяработа №15 «Соцветия».
Лабораторнаяработа №16 «Классификация плодов».
Лабораторнаяработа №17 «Передвижение воды и минеральных веществ постеблю».