Технологическая карта урока по информатике учителяинформатики Стариковой Е.Ю.
по теме «Разнообразие задач обработки информации.Систематизация информации» 1 час
Класс |
5 класс |
Тема |
Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации |
Планируемые образовательные результаты
|
предметные – представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации; метапредметные – умение выделять общее представления о подходах к обработке информации; личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. |
Задачи
|
— дать учащимся представление о процессе обработки информации как решении информационной задачи; — привести примеры информационных задач; — дать учащимся представление о двух типах обработки информации; — акцентировать внимание учащихся на обработке информации, изменяющей форму представления, но не изменяющей ее содержания; — дать учащимся общее представление о систематизации информации и рассмотреть примеры систематизации информации. |
Тип урока |
Урок — комбинированный |
Целевое назначение урока |
Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач |
Результативность обучения |
Самостоятельное решение задач (выполнение заданий) коллективом учащихся |
Основные понятия |
информация; обработка информации; информационная задача; систематизация информации |
УМК |
— Информатика: Учебник для 5 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова — М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 184 с. — Методическое пособие. 5 класс Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. http://metodist.lbz.ru |
Используемые на уроке средства ИКТ |
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся |
Электронное приложение к учебнику
|
презентация «Обработка информации», создана на основе презентации Босовой Л.Л.; плакат «Обработка информации». |
Домашнее задание |
§ 12 (1, 2); РТ №149, №150. |
Технологическая карта урока
Ходурока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1. Организационный момент (1 мин) |
||
Проверка готовности учащихся к уроку (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь с печатной основой) Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие. Захотели вновь прийти! |
Выполняют самооценку готовности к уроку, эмоционально настраиваются на урок. |
Регулятивные УУД: умение выполнять самооценку готовности к уроку |
2. Актуализация знаний (5 мин) |
||
Учитель задает вопросы: 1. Что такое информация? 2. Какие действия человек совершает с информацией? 3. Как человек хранит информацию? 4. Какие носители информации вам известны? 5. Какова общая схема передачи информации? 6. Что такое обработка информации? 7. Приходилось ли вам обрабатывать информацию?
— Тогда как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? |
Дети отвечают на вопросы 1-5: 1. Информация это сведения об окружающем мире 2. Человек может хранить, передавать и обрабатывать информацию 3. Информация хранится на информационных носителях 4. Бумага, диски и т.д. 5. Источник информации канал связи приемник информации При формулировке ответов на вопросы 6, 7 возникают затруднения.
— Мы будем говорить об обработке информации |
Познавательные УУД: умение анализировать прочитанное, структурировать знания Личностные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
3. Формулировка целей и задач урока (3 мин.) |
||
— Попробуйте сформулировать тему урока и цель.
|
— Тема урока «Обработка информации» — Цель: узнать как можно больше об обработке информации. |
Личностные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание Познавательные УУД: умение анализировать, выделять главное. |
4. Изучение нового материала (15 мин.) |
||
Рассмотрим задачу по математике: Ученики 5А класса посадили 21 дерево, а ученики 5Б класса посадили на 5 деревьев меньше. Сколько деревьев посадили оба класса вместе? — Чтобы ответить на вопрос задачи, что необходимо знать? — Сколько деревьев посадили ученики 5А класса? — А сколько деревьев посадили ученики 5Б класса? — Как можно узнать, исходя из этого, сколько деревьев посадили ученики 5Б класса? — В результате анализа задачи, мы рассмотрели, что дано — набор исходных данных. Получили ответ — результат. Как можно назвать процесс перехода от исходных данных к результату? — Исходные данные можно назвать входной информацией, а результат – выходной информацией. — В результате решения задачи получили новую информацию, ранее не существовавшую. Это происходит за счет преобразования данных по некоторым правилам. — Приведите примеры, когда еще происходит обработка информации в быту. — Назовите какая информация была входной, а какая выходной? — Но всегда ли при обработке информации получаем новую информацию? Рассмотрим пример (слайд с |
Ребята анализируют условие задачи
— Сколько деревьев посадили ученики 5А и 5Б класса. — 21 дерево
— Неизвестно, но сказано, что на 5 деревьев меньше. — Вычесть из 21 число 5
Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252 — Обработкой информации.
— Приводят примеры из жизни
— Надо расставить все книги по полочкам.
|
Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, формирование навыков работы с книгой; развитие познавательной активности. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата Личностные: развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения Коммуникативные: умение работать сообща, развитие диалогической речи |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
книгами). Что необходимо сделать, чтобы можно было быстро найти нужную книгу? — Т. Е. содержание информации не изменилось, а изменилась форма ее представления. Давайте разгадаем ребус, чтобы узнать, каким словом можно назвать это действие с информацией.
Найдите в тексте параграфа 12 (стр. 84-85): — Объяснение понятия систематизация информации; — По какому принципу систематизируют информацию?
|
— Разгадывают ребус
— Это слово систематизация Читают параграф учебника — Систематизировать, это значит расположить по определенным правилам — По алфавиту, по номерам, в хронологическом порядке. |
|
5. Физкультминутка (1 мин) А теперь, ребята, встать Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело. |
|
|
8. Закрепление материала (15мин.) |
||
Задача 1:
|
|
Регулятивные УУД: умение выполнять новое учебное задание, используя ранее изученное; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; Познавательные УУД: развитие познавательной активности. |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
-Знакома вам такая ситуация? Попробуем навести порядок в комнате! — Что мы сделали? Задача 2: Систематизируйте графическую информацию, произведя сортировку по основному признаку предмета. — Какие основные признаки можно выделить?
Выполнить задание в тетради №148 |
— Наведем порядок в комнате — Систематизировали информацию
— Цветы, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь
|
|
9. Подведение итогов, рефлексия деятельности на уроке (5 мин) |
||
— Можете ли вы назвать тему урока? — Вам было легко или были трудности? — Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? — Какое задание было самым интересным и почему? — Как бы вы оценили свою работу?
— Закончите фразу: — Узнал (а) о… — Научился (ась) … |
Осуществляют самооценку, самопроверку, взаимопроверку Отвечают на вопросы слайда |
Метапредметные результаты: Регулятивные: осуществлять самоконтроль;- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности. |
11. Сообщение домашнего задания (2мин) |
||
§12 с. 83-85 РТ №149, 150 |
Записывают домашнее задание |
|