«Рассмотрено» На заседании ШМО Протокол № 1 от « 25 » 08 2016г. ________Микалова Л.Ф. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР __________/Шарипова Э.С./
от « 25» 08 2016г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «ООШ ст. Миннибаево» _________/ Ф.Д. Шамсетдинова/
Приказ № 105 от « 27 » 08 2016г. от |
Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение
«Основная общеобразовательная школа ст.Миннибаево»
Альметьевского муниципального района
Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
в 8 классе
Составитель:
учитель высшейквалификационной категории
Шамсетдинова ФлюзаДаутовна
Рассмотрено на заседании педагогическогосовета
протокол№ 1
от « 26 » 08 2016г.
2016 — 2017 уч.год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА БИОЛОГИИ
для 8 классовобщеобразовательных учреждений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса составлена в соответствиис нормативными документами:
1.ЗаконаРоссийской Федерации (от 29.12.2012 №273-ФЗ) «Об образовании в РоссийскойФедерации»;
2.ЗаконРеспублики Татарстан (от 22.07.2013 №68-ЗРТ) «Об образовании»
3.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общегообразования (Приказ Минобразования России №1089 от 5 марта 2004 года «Обутверждения федерального компонента государственных стандартов начальногообщего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
4.Примерная программа основного общего образования по биологии (Письмо МО и НРФ от 7 июля 2005 г №03 -1263 «О примерных программах по учебнымпредметам федерального базисного учебного плана»);
5.Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию вобразовательном процессе в образовательных организациях, реализующихобразовательные программы общего образования и имеющих государственнуюаккредитацию;
6.Программа по биологии для учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы.Авторы Н.И.Сонин.
7.Учебный план МБОУ «ООШ ст. Миннибаево» Альметьевского муниципального района РТна 2016-2017 учебный год;
8.Положение о рабочей программе учителей МБОУ «ООШ ст.Миннибаево» Альметьевскогомуниципального района РТ
Согласно действующемуБазисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматриваетобучение биологии в объеме 2 часов в неделю, 70 ч/год.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии наступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке кПримерной программе по биологии. В ней также заложены возможностипредусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способовдеятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 8 классапредусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первыхуроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется месточеловека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии игигиены, приводится знакомство сразноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзоросновных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной игуморальной системах, их связи,анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваютсяиндивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качестваличности.
Принципы отбора основного и дополнительногосодержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях иуровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастнымиособенностями развития учащихся.
Результаты обучения, которыесформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту,приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленнаяв рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствуетусложнению проверяемых видов деятельности.
В содержание типовой программы, а также впорядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
• Для приобретения практических навыкови повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные ипрактические работы, предусмотренные Примерной программой.
• Длятекущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены
уроки-зачеты. Курс завершает урокобобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столькона передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности,мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками ипсихологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу ииспользованию информации.
Цели и задачиобразовательной программы:
освоение знаний о формирование у учащихся научного мировоззрения остроении и функциях человеческого организма, его месте в биосоциальной среде.
овладение умениями применять биологические знания для объясненияпроцессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
· развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов,работы с различными источниками информации;
· воспитаниепозитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью издоровью других людей; культуры поведения в природе;
· использованиеприобретенных знаний и умений в повседневной жизни заботы особственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценкипоследствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственномуорганизму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающейсреде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма истрессов, вредных привычек,
· гигиеническоевоспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохраненияпсихического, физического и нравственного здоровья человека;
· установлениегармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностьюна Земле;
· подготовкашкольников к практической деятельности в области сельского и лесного хозяйства, медицины, здравоохранения;
· социальнаяадаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
· формированиеуважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренниесилы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии суровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;
· способствоватьформированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие,трудолюбие, любовь к родному краю.
Общие учебные умения, навыки и способыдеятельности
· Работатьс учебником: использовать рисунки и текст как руководство к лабораторнымработам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
· Анализироватьи сравнивать.
· Обобщатьи делать выводы.
- Объяснять явления и процессы.
Результаты обучения
Результатыизучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовкиучащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико ориентированного и личностноориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практическойдеятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневнойжизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми длясохранения окружающей среды и собственного здоровья.
- Рубрика “Знать/понимать” включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
- В рубрику “Уметь” входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.
- В рубрике “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни” представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Содержание темучебного курса.
гопроцесса и нацеленные на ре-
№ |
Содержание тем учебного курса |
Количество часов в примерной программе |
Количество часов в рабочей программе |
Примечания |
1 |
Место человека в системе органического мира |
2 |
2 |
|
2 |
Происхождение человека |
2 |
2+1 |
|
3 |
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека |
1 |
1 |
|
4 |
Общий обзор строения и функций организма человека |
4 |
4+1 |
|
5 |
Координация и регуляция |
10 |
10+2 |
|
6 |
Опора и движение |
8 |
8+1 |
|
7 |
Внутренняя среда организма |
3 |
3+1 |
|
8 |
Транспорт веществ |
4 |
4 |
|
9 |
Дыхание |
5 |
5 |
|
10 |
Пищеварение |
5 |
5 |
|
11 |
Обмен веществ и энергии |
2 |
2 |
|
12 |
Выделение |
2 |
2 |
|
13 |
Покровы тела |
3 |
3 |
|
14 |
Размножение и развитие |
3 |
3 |
Представленная информация была полезной? ДА 58.96% НЕТ 41.04% Проголосовало: 1111 |
15 |
Высшая нервная деятельность |
5 |
5+1 |
|
16 |
Человек и его здоровье |
4 |
4 |
|
17 |
Резерв |
7 |
0 |
|
|
Итого в 8 классах |
63+7 резерв |
70 |
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1 . Место человека всистеме органического мира (2 часа)
Человек как часть живойприроды, место человека в системе органическогомира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека ичеловекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц,схем, рисунков, раскрывающих черты сходствачеловека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (3 часа)
Биологическиеи социальные факторы антропосоциогенеза.Этапы и факторы становления человека. Расычеловека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация модели«Происхождение человека», моделейостатков материальной первобытной культурычеловека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1час)
Наука очеловеке: анатомия, физиология, гигиена.Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, КлавдийГален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (5часа)
Клеточноестроение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основагомеостаза.
■ Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей.
Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Тема 5. Координация и регуляция (12 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальнаярегуляция. Железы внутренней секреции.Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация схемстроения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервнаярегуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервныесистемы. Вегетативная и соматическая части нервнойсистемы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строениеи функции спинного мозга, отделов головногомозга. Большие полушария головного мозга.Кора больших полушарий. Значение коры большихполушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы),их строение, функции. Строение, функции игигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждениенарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния.Гигиена органов чувств.
■ Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
■ Лабораторные и практические работы
Изучениеголовного мозга человека (по муляжам).
Изучение изменения размера зрачка.
Тема 6. Опора и движение (9 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелетпоясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовойдеятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей.Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц,роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значениефизической культуры и режим труда в правильномформировании опорно-двигательной системы.
■ Демонстрация скелета человека, отдельныхкостей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательнойсистемы.
■ Лабораторныеи практические работы
Изучение внешнего строения костей.
Измерение массы и роста своего организма.
Выявление влияния статической и динамической работына утомление мышц.
Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа) Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельностиорганизма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительныепрививки. Переливание крови. Донорство.
Значениеработ Л. Пастера и И.И. Мечникова вобласти иммунитета.
Демонстрациясхем и таблиц, посвященных составу крови,группам крови.
Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови.
Тема8. Транспорт веществ (4 часа) Сердце, его строение и регуляция деятельности,большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление.Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Демонстрациямоделей сердца человека, таблиц и схемстроения клеток крови и органов кровообращения.
■ Лабораторныеи практические работы
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчет числасердечных сокращений. Тема 9. Дыхание (5 часов) Потребность организма человека в кислородевоздуха. Органы дыхания, их строение.Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемовискусственного дыхания.
■ Практическая работа
Определениечастоты дыхания.
Тема 10. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах.Витамины. Пищеварение. Строение и функции органовпищеварения. Пищеварительные железы: печеньи поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
■ Лабораторные и практическиеработы
Воздействие желудочного сока набелки, слюны на крахмал.
Определение норм рационального питания.
Тема11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общаяхарактеристика обмена веществ и энергии.Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины.Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема12. Выделение (2 часа)
Конечныепродукты обмена веществ. Органы выделения.Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи ввыделении из организма продуктов обмена веществ.
■ Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (3 часа) Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования кодежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи. Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планированиесемьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность(6 часов) Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения.Особенности высшей нервной деятельности иповедения человека. Познавательные процессы.Торможение. Типы нервной системы. Речь.Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиенаумственного труда. Память. Эмоции.Особенности психики человека.
Тема16. Человек и его здоровье (4 час) Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правилздорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи прикровотечении, отравлении угарным газом,спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья:двигательная активность, закаливание. Факторыриска: стрессы, гиподинамия,переутомление. Вредные привычки, ихвлияние на здоровье человека.
Человек иокружающая среда. Окружающая среда какисточник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
■ Лабораторные и практические работы
Изучениеприемов остановки капиллярного, артериальногои венозного кровотечений.
Анализ иоценка влияния факторов окружающей среды,факторов риска на здоровье.
Учебно-методическое обеспечение образовательногопроцесса
Рабочая программа ориентирована наиспользование учебника:
1.Н.И.Сонин.«Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. -М.: Дрофа.2006г
2.Н.И.Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс:Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология.Человек» 8 класс. — М.: Дрофа.
3.Программы для общеобразовательных учреждений.Биология. 5-11 классы. — М.: Дрофа.2010г
Требованияк уровню подготовки учащихся за курс 8 класса.
Учащиеся врезультате усвоения раздела должны знать, понимать:
• признакисходства и отличия человека и животных;
• сущностьбиологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание,дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляцияжизнедеятельности организма;
•особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервнойдеятельности и поведения.
Учащиесядолжны уметь:
• объяснять:роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значениеразличных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе.зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственныхзаболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов ворганизме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
• изучать:самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологическиеэксперименты, объяснять результаты опытов.
•распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органовчеловека;
• выявлять:взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействиесистем и органов организма человека;
•сравнивать:человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
• определять:принадлежность человека к к определенной систематической группе;
• анализироватьи оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска наздоровье человека;
• проводитьсамостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника,биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях иИнтернет-ресурсах;
•использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни для:
•соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредныхпривычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
• оказанияпервой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудныхзаболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
•рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения вокружающей среде;
•проведения наблюдений за состоянием собственного организма
•использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности иповседневной жизни для:
•соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции;вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
• оказанияпервой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудныхзаболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
•рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения вокружающей среде;
•проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно — тематическое планирование
по биологии_ _
предмет
Класс 8
Учитель Шамсетдинова Флюза Даутовна
Количествочасов
Всего 70 час2 часа.
Плановых контрольных уроков 1 ч.
Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, а так же Программы курсабиологии для 8 классов общеобразовательных учреждений, в соответствии стребованиями федерального компонента государственного стандарта.
название программы, автор, издательство, год издания
УчебникН.И.Сонин.- 2006 год М. Дрофа __
название,автор, издательство, год издания