Проверочная работа по теме:«Правление Павла I»
1. Прочтитеотрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответыпредполагают использование информации из источника, а также применениеисторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из «Обозренияпроявлений политической жизни России» М.А. фон-Визина.
«[Император], сперва враг французской революции, готовый на всепожертвования для её подавления, раздосадованный своими недавними союзниками,которым справедливо приписывал неудачи, испытанные его войсками – поражениегенералов Римского-Корсакова в Швейцарии и Германа в Голландии – после славнойкампании Суворова в Италии, вдруг совершенно изменяет свою политическую системуи не только мирится с первым консулом французской республики, умевшим ловкопольстить ему, но становится восторженным почитателем ____________ и угрожаетвойною Англии. Разрыв с нею наносил неизъясненный вред нашей заграничнойторговле. Англия снабжала нас произведениями и мануфактурными, и колониальнымиза сырые произведения нашей почвы. Эта торговля открывала единственные пути, которымив Россию притекало всё для нас необходимое. Дворянство было обеспечено в верномполучении доходов с своих поместьев, отпуская за море хлеб, корабельные леса,мачты, сало, пеньку, лён и пр. Разрыв с Англией, нарушая материальноеблагосостояние дворянства, усиливал в нём ненависть к [императору], и без тоговозбуждённую его жестоким деспотизмом. Мысль извести [императора] каким бы тони было способом сделалась почти общею.
Граф Пален, неразборчивый в выборе средств,ведущих к цели, решился осуществить её».
1.1. Назовите императора, о котором идёт речь втексте. Укажите годы его правления. Назовите имя, пропущенное в тексте.
1.2. Что,по мнению автора, вызвало описанное в тексте изменение внешнеполитическогокурса императора? Назовите указанные в тексте причины недовольства в российскомобществе разрывом с Англией. Приведите не менее трёх положений.
1.3. Наоснове знаний по истории приведите не менее трёх примеров действий императора,которые дворянство восприняло как жестокий деспотизм.
2. ЖизниПавла I и Петра III завершились трагично. Объясните, что общего в судьбах обоихимператоров. Приведите три объяснения.
3. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которымвысказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена однаиз спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«ПолитикаПавла I была целиком направлена против внутриполитического курса матери —Екатерины II».
Используяисторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить даннуюточку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложенииаргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответзапишите в следующем виде.
Аргументыв подтверждение:
1) …
2) …
Аргументыв опровержение:
1) …
2) …
4. По историческим вопросам высказываются различные, частопротиворечивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точекзрения.
«Политика Павла I имела в основепоследовательную программу усиления России и благотворно сказывалась на еёвнешнеполитическом и внутреннем положении».
Используяисторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить даннуюточку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложенииаргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответзапишите в следующем виде.
Аргументыв подтверждение:
1) …
2) …
Аргументыв опровержение:
1) …
2) …
Проверочная работа по теме:«Правление Павла I»
1.1. |
– император – Павел Первый; Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251 – годы его правления – 1796 – 1801 гг.; – пропущенное в тексте имя – Наполеон.
|
2 |
1.2. |
– император был недоволен действиями союзников; причины недовольства разрывом с Англией: – Англия была главным поставщиком в Россию необходимых ей товаров; – торговля с Англией обеспечивала доходы дворянства.
|
2 |
1.3. |
– немотивированные опалы и наказания в отношении сановников, военных и чиновников; – запретительные меры в области печати, моды (например, запрет носить круглые шляпы и т. п.); – ограничение действия Жалованной грамоты дворянству: принуждение к службе, ограничение дворянского самоуправления, возвращение телесных наказаний; – вызывавшие недовольство дворянства попытки Павла ограничить крепостное право (указ о трёхдневной барщине).
|
3 |
2. |
1. Обоих считали самодурами (не обрели прочную опору своей власти в лице дворянства. Из – за их непоследовательной политики внутри правящего класса царила нестабильность, терялась уверенность в завтрашнем дне). 2. Оба приверженцы западнического пути (Павел 1 ввел форму на прусский манер, Петр 3 отдал захваченные земли Пруссии) 3. Оба были непопулярны в народе (Павел пытался уничтожить всё, что делала Екатерина 2; Петр 3 шёл против своей тетки Елизаветы) |
3 |
3. |
1) в подтверждение например: — при Екатерине II значительно расширились привилегии дворянства, а Павел I пошёл на ограничение прав и привилегий дворянства, отменил многие положения дарованной его матерью Жалованной грамоты дворянству, в том числе освобождение от обязательной службы; — Екатерина II развивала сословное самоуправление, а Павел I значительно его сократил, отменив соответствующие положения Жалованных грамот дворянству и городам; — при Екатерине II происходило усиление крепостного права, а Павел I принял первые ограничительные меры (возврат права крестьянам жаловаться на помещиков, указ о трёхдневной барщине); — Павел I отменил многие военные реформы, проведённые при Екатерине II, ввёл в армии прусские порядки; — Павел I отстранил от власти многих екатерининских вельмож, подверг их ссылке и опале;
2) в опровержение, например: — Павел I, как и Екатерина II, сохранял в неприкосновенности самодержавную власть; — как и Екатерина II, Павел I продолжил раздачу государственных крестьян в частные руки; — Павел I продолжил укрепление сословной системы, определив положение государственных крестьян, установив новую сословную группу — удельных крестьян; — в начале царствования Павел I продолжил начатую при матери борьбу с проникновением в Россию революционных идей (усиление цензуры, ограничения на поездку за границу и т. п.).
|
4 |
4. |
1) в подтверждение, например: — Павел навёл дисциплину в армии, которая сильно расшаталась при Екатерине II (например, заставил офицеров заняться обучением солдат); — при Павле значительно улучшилось материальное обеспечение солдат, были проведены полезные улучшения в обмундировании (введена тёплая шинель); — возвращая дворян на службу, Павел стремился обеспечить работу государственного аппарата и наполняемость офицерского корпуса, что вполне соответствовало идеям Петра Великого о всеобщем служении на благо государства; — Павел предпринял шаги по улучшению жизни крепостных крестьян – был издан указ о трёхдневной барщине; — Павел пытался нормализовать денежное обращение в стране через уничтожение ассигнаций; — заключение союза с Наполеоном отвечало интересам России, т. к. не имевшие общих границ (а следовательно, территориальных претензий друг к другу) Франция и Россия были естественными союзниками в Европе;
2) в опровержение, например: — при Павле I из-за неуравновешенности его характера многие видные военные и государственные деятели подверглись опале, в т. ч. великий русский полководец А. В. Суворов; — Павел перевел русскую армию на прусский манер, в т. ч. переодел солдат и офицеров в неудобную прусскую форму, много внимания стало уделяться парадам, шагистике и т. п. в ущерб реальной воинской подготовке; — отменив ряд положений Жалованной грамоты дворянству, Павел спровоцировал конфликт между самодержавной властью и дворянством, что привело к кризису российской государственности (очередному дворцовому перевороту); — Павел практически ликвидировал созданное при Екатерине городское самоуправление, что препятствовало дальнейшему развитию российских городов, лишённых инициативы их жителей; — Павел значительно увеличил число крепостных, передав в руки помещиков сотни тысяч государственных крестьян, что тормозило дальнейшее социально-экономическое развитие России; — разорвав союз с Англией, Павел нанёс ущерб экономическому развитию страны, т. к. Англия была главным торговым партнёром России.
|
4 |
|
|
|
|
|
|
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)