ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОСИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОСЕРВИСА И ДОРОЖНОГОХОЗЯЙСТВА»
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по НМР _________С.В. Крашенинников «___» _______________ 2021 г. |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 09 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
дляспециальности: 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, системи агрегатов автомобиля
Рассмотрено на заседании ПЦК
«Математических,гуманитарных,
естественнонаучных,социально-
экономических дисциплинавто-
транспортногонаправления»
Протокол № _____
от «___»______________2021г.
ПредседательПЦК
_______________И.В.Тетерева
НОВОСИБИРСК — 2021
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общегообразования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоенияучебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», в соответствииРекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределахосвоения образовательных программ среднего профессионального образования набазе основного общего образования с учетом требований федеральныхгосударственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднегопрофессионального образования (письмо Департамента государственной политики всфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259).
Организация-разработчик:ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства».
Разработчики:Королев Виктор Владимирович, преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы 2. структура и содержание учебной дисциплины |
4 9 |
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4. условия реализации программы дисциплины 5. контроль и оценка результатов ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ |
10 13
16 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 «Безопасностьжизнедеятельности»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программыподготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальностиСПО 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатовавтомобиля».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительномпрофессиональном образовании, повышении квалификации и переподготовки.
1.2. Местодисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):
Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеетмежпредметные связи с общепрофессиональными дисциплинами ОП.02«Техническая механика», ОП.03 «Электротехника и электроника», ОП.08 «Охранатруда», ОП.06 «Информационные технологии и профессиональной деятельности».
1.3. Цели изадачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности»направлено на достижение следующих целей:
– повышение уровня защищенностижизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних ивнутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей,удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможностипрогрессивного развития личности, общества и государства);
– снижение отрицательноговлияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
– формированиеантитеррористического поведения, отрицательного отношения к приемупсихоактивных веществ, в том числе наркотиков;
– обеспечение профилактикиасоциального поведения обучающихся.
В программу включено содержание, направленное на формирование уобучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения программыподготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):
В результате освоения дисциплины обучающийся должензнать:
– принципы обеспечения устойчивости объектов экономики,прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенныхчрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условияхпротиводействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасностиРоссии;
– основные виды потенциальных опасностей и их последствия впрофессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности ихреализации;
– основы военной службы и обороны государства;
– задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
– способы защиты населения от оружия массового поражения;
– меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения припожарах;
– организацию и порядок призыва граждан на военную службу ипоступления на нее в добровольном порядке;
– основные виды вооружения, военной техники и специальногоснаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, вкоторых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
– область применения получаемых профессиональных знаний приисполнении обязанностей военной службы;
– порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся долженуметь:
– организовывать и проводить мероприятия по защите работающих инаселения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
– предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностейразличного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
– использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружиямассового поражения;
– применять первичные средства пожаротушения;
– ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей исамостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
– применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностейвоенной службы на воинских должностях в соответствии с полученнойспециальностью;
– владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции вповседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
– оказывать первую помощь пострадавшим.
Освоениесодержания учебной дисциплины ОУД.07 «Основы безопасности жизнедеятельности»обеспечивает достижение следующих результатов:
· личностных:
— развитиеличностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечвающихзащищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
— готовность кслужению Отечеству, его защите;
— формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнятьправила безопасности жизнедеятельности;
— исключение изсвоей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
— воспитаниеответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личномуздоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
— освоениеприемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного исоциального характера.
· метапредметных:
— овладение умениямиформулировать личные понятия о безопасности;
— анализировать причинывозникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
— обобщать и сравниватьпоследствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
— выявлятьпричинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасностьжизнедеятельности человека;
— овладение навыкамисамостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневнойжизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средствареализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспеченииличной безопасности;
— формирование умениявоспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделироватьиндивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни ив чрезвычайных ситуациях;
— приобретение опыта самостоятельногопоиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности сиспользованием различных источников и новых информационных технологий;
— развитие умения выражатьсвои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения,признавать право другого человека на иное мнение;
— формирование уменийвзаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время ипри ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— формирование уменияпредвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам ихпоявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой изразличных источников;
— развитие умения применятьполученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения ивырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальноскладывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
— формирование уменияанализировать явления и события природного, техногенного и социальногохарактера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия,проектировать модели личного безопасного поведения;
— развитие уменияинформировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
— освоение знания устройства ипринципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемыхв повседневной жизни;
— приобретение опыталокализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работытехнических средств и правил их эксплуатации;
— формирование установки наздоровый образ жизни;
— развитие необходимыхфизических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств,достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физическиенагрузки.
· предметных:
— сформированностьпредставлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуреэкологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позицииличности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества игосударства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияниечеловеческого фактора;
— получение знания основгосударственной системы, российского законодательства, направленного на защитунаселения от внешних и внутренних угроз;
— сформированностьпредставлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, другихдействий противоправного характера, а также асоциального поведения;
— сформированностьпредставлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного,физического и социального благополучия личности;
— освоение знанияраспространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного исоциального характера;
— освоение знания факторов,пагубно влияющих на здоровье человека;
— развитие знания основных мерзащиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения вусловиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
— формирование уменияпредвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для нихпризнакам, а также использовать различные информационные источники;
— развитие умения применятьполученные знания в области безопасности на практике, проектировать моделиличного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных ичрезвычайных ситуациях;
— получение и освоение знанияоснов обороны государства и воинской службы: законодательства об оборонегосударства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина допризыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений,быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой,огневой и тактической подготовки;
— освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военнойслужбы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания взапасе;
— владение основамимедицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложныхсостояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знанияоб основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 88 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося– 62 часа:
в том числе 48 часов на изучение:
— основы военной службы – 34 часа (Раздел 2);
— освоение медицинских знаний – 14 часов(Раздел 3).
внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося – 26часов.
2. СТРУКТУРАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
88 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
62 |
в том числе: |
|
теоретические занятия |
34 |
практические занятия |
28 |
контрольные работы |
0 |
курсовая работа (проект) |
0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
0 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) |
26 |
реферат домашняя работа |
2 24 |
Итоговая аттестация в форме: дифференцированного зачета |