«Формированиеестественнонаучной грамотности у обучающихся на уроках географии с помощьюпрактико-ориентированных заданий в условиях реализации ФГОС»
Цель современного образования — научить обучающихсясамостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективноиспользовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия вжизни общества. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющийработать на результат, способный к определенным, социально значимымдостижениям.
Зачем нужна функциональная грамотность? Чтобыжить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним обучающимся потребуютсяновые навыки, знания и умения, которые исследуются мировым мониторингом PISA. Подфункциональной грамотностью понимаем способность использовать ЗУН,приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач вразличных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении исоциальных отношениях.
Одним из видов функциональной грамотности, нарядус математической, читательской,является естественнонаучнаяграмотность (физика, химия, биология, география). Под естественнонаучнойграмотностью понимается способность использовать естественнонаучные знания,выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для пониманияокружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека,также для принятия соответствующих решений.
Естественнонаучно грамотный человек стремитсяучаствовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественнымнаукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций:
– научно объяснять явления,
– оценивать и планировать научные исследования,
– научно интерпретировать данные идоказательства.
Задача формирования естественнонаучнойграмотности и достижения образовательных результатов ФГОС предъявляетопределенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке: педагогамнеобходимо применять методы и приемы активного обучения, которые побуждают обучающихсяк активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладенияучебным материалом.
У современных обучающихся наблюдается дефицитсформированности ряда важных умений: осуществлять поиск информации по ключевымсловам, анализировать процессы проведения исследований, составлять прогнозы наоснове имеющихся данных, интерпретировать научные данные и данные исследований,лежащих в основе доказательств и выводов, интерпретировать графическуюинформацию, проводить оценочные расчеты и прикидки. Трудности вызывают заданияпрактического содержания, данные, в которых представлены в нестандартной форме,требующие проведения анализа, интерпретацию данных. Для того чтобыестественнонаучную грамотность успешно сформировать, нужно так организоватьучебный процесс, чтобы обучающиеся осознавали его ход и активно в немучаствовали.
Одним из способов реализации компетентностногоподхода и путей формирования функциональной грамотности обучающихся являетсяиспользование заданий в формате PISA, которые можно взять из открытого банка заданий ФИПИ для оценкиестественнонаучной грамотности 5-9 классов, а также составить самостоятельно.
Для формированияестественнонаучной грамотности используются тематические блоки, которыевключают описание реальной ситуации, и задания, связанные с этой ситуацией.Каждое из заданий, характеризуется следующими признаками:
· компетентность (познавательные умения, составляющие даннуюкомпетентность);
· естественнонаучное знание (те знания из экономической илифизической географии, которые необходимы для выполнения задания);
· контекст (характеристика жизненной ситуации, использующейся взадании);
· уровень сложности.
Формированиеестественнонаучной грамотности происходит по следующим компетенциям:
· научное объяснение явлений;
· интерпретация научной информации;
· проведение учебного исследования.
Научное объяснениеявлений включает в себя несколько вариантов заданий:
1) Заданияна выбор объяснения, наиболее полно отражающие описанные процессы. Предлагаетсяописание процесса или явления с характеристикой отдельных свойств. Необходимовыбрать среди предложенных утверждений верное объяснение процесса.
2) Второй вариантзаданий демонстрирует более сложное задание, рассчитанное на самостоятельноесоздание объяснения с указанием нескольких причинно-следственных связей.
3)Третий вариантзаданий на выбор возможного прогноза и аргументацию выбора. Предлагается текстоб объекте или процессе с указанием характерного свойства. Приводится ситуация,в которой необходимо учитывать данное свойство объекта/процесса. Обучающийсядолжен соотнести конкретную ситуацию с описанным свойством и применитьсвойство/зависимость в данной ситуации, сделав прогноз действий или характераразвития процесса
4) Четвертый вариант- задания на проверку умения «Находить информацию в данных, подтверждающуювыводы». Предлагается текст с описанием исследования, включающего собранныеданные, которые могут быть представлены в виде таблицы или графика. Обучающийсядолжен понять ход исследования и верно интерпретировать полученные данные иуказать, какие данные исследования подтверждают указанный вывод.
Вторая компетенция,которую формирует естественнонаучная грамотность, — это интерпретациянаучной информации. Интерпретация предполагает трактовку обучающимсяинформации об объекте, представленной в текстовой, графической форме(текстовая, графическая, символьная информация). Формулировка задачипредполагает распознавание объекта или рассмотрение его взаимосвязей с другимиобъектами. Здесь мы также можем видеть несколько вариантов заданий.
1)Задания на проверкуумения «Распознавать предположения (допущения), аргументы и описания внаучно-популярных текстах». В этом случае можно предлагать один текст ианализировать его отдельные части или разные тексты и их анализировать.
2)Второй тип -задания на интерпретацию данных и формулировку вывода на основе анализаграфиков, карт,таблиц, диаграмм и т. д.
Третья компетенция,которую формирует естественнонаучная грамотность, — это проведение учебногоисследования. На основании предложенной информации предлагаетсязадание на самостоятельное описание эксперимента по проверке гипотезы, котораячастично сформулирована в ответе.
Подводя итог, следуетотметить, чтобы задания по естественнонаучной грамотности вызывалипознавательный интерес у обучающихся, они должны:
· носить практико-ориентированный характер;
· быть связаны с жизненными ситуациями;
· в заданиях должна присутствовать научность;
· в задании должна присутствовать проблема.
Привлекают обучающихся поиск, исследование;задания — это лишь некоторые примеры обучения, которое предполагаетиспользование системы методов, направленной на самостоятельное овладение обучающимисязнаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практическойдеятельности, что ведет к повышению естественнонаучной грамотности.
Литература и интернетисточники:
1. Алексашина И. Ю.Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическоепособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю.Алексашина. — СПб. : КАРО, 2019. — 160 с.
2. Демидова М. Ю.Формирование естественнонаучной грамотности. Школа современного учителя. 2021год.
3. Международнаяоценка образовательных достижений учащихся (PISA). Примеры заданий поестествознанию // Центр оценки качества образования ИСМО РАО. 2007. 115 с. 2.Основные результаты международного исследования PISA
4.Практико-ориентированные задания – средство развития естественнонаучнойграмотности ozvezdiye-otlichnikov.ru/index.php/praktiko-orientirovannye-zadaniyasredstvo-razvitiya-estestvennonauchnoj-gramotnosti-uchashchikhsya
5. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti