Комикс как феномен массовойкультуры
Во второйполовине XXв. широкое распространениеполучили некоторые феномены массовой культуры, являющиеся оригинальнымивербо-иконическими сообщениями. Особое место среди этих феноменов занимает комикс,представляющий собой текст, который включает элементы гетерогенных знаковыхсистем. Рассмотрим некоторые из существующих определений комикса, предлагаемыеотечественными лексикографическими источниками.
Комикс [ < англ. сomics, мн. ч. от comic комический, смешной] –небольшая книжка, содержащая серию рисунков с краткими сопроводительнымитекстами, образующими связное повествование (Словарь иностранных слов 1980:244).
Комикс – небольшая, наполненнаяиллюстрациями книжка легкого, обычно приключенческого содержания, а также сериярисунков с соответствующими подписями (Ожегов, Шведова 1999: 273).
Комикс – повествование в картинкахс продолжениями, которое снабжено кратким сопроводительным текстом илирепликами действующих лиц (Лингвострановедческий словарь Франция 1998: 95).
Французскиелексикографические источники дополняют отечественную трактовку данного понятия.Так, в словаре «Le Robert dictionnaire d`aujourd`hui» приводится следующее определение комикса:«Bande dessinée – suite de dessins qui racontent une même histoire, et où les paroles et les pensées des personnages sont données dans les bulles » [Комикс – серия рисунков, образующихсвязное повествование, в которой слова и мысли героев представлены в кружках («пузырях»)](Le Robert dictionnaire d`aujourd`hui 1994: 85). Encyclopædia Universalis предлагает такое определение: «Bande dessinée est uneforme de récit fondé, comme dans un film, sur une harmonie de l’image et duson. Ce récit est fait au moyen d’images dessinées, à l’intérieur desquellesfigurent les sons: bruits, commentaires, dialogues» [Комикс – это рассказ, созданный, как в фильме, благодаря сочетанию картинки и звука. Данный рассказ строится посредством рисованныхкартинок, внутри которых представлены различные звуки: шумовое оформление,комментарии, диалоги] (Encyclopædia Universalis 1996: 795). В словаре «Le petit Larousse» под комиксом понимается «succession de dessins organisés en séquences, qui suggère le déroulement d`une histoire» [последовательность рисунков, объединенныхв эпизоды, показывающая изменение сюжетной линии истории] (Le petit Larousse 2004: 116). Похожим образом комикс определяется в словаре «Dictionnaire Hachetteencyclopédique»: « Bande dessinée – suite d`images dessinéesracontant une histoire» [Комикс – серия рисованных картинок,которые образуют связное повествование] (Dictionnaire Hachetteencyclopédique 1997: 163).
Приведенные вышедефиниции позволяют нам вывести собственное определение рассматриваемого понятия.Комикс представляет собой серию последовательных рисунков, образующихсвязное повествование и сопровождаемых текстом (авторская речь и речьперсонажей), который обычно заключен в кружки или так называемые «пузыри».
Обращает на себявнимание тот факт, что роль комикса в различных культурах неоднозначна. Так, вЕвропе «графическая новелла» — это девятый вид искусства (после кино ителевидения). Согласно западноевропейской традиции комикс представляет собойсинтез литературы и живописи, кино и анимации. Поэтому он, как и любой другойхудожественный текст, тоже может быть многослойным, сложным для восприятия. Авторкомикса должен не только создать отдельные кадры-обобщения, но и умелоорганизовать их в завершенное художественное повествование, проработатьмонтажные стыки, высечь смысл из сопоставления несопоставимых кадров, темсамым, заставить читателя пережить историю (Beaumont 1984: 12). Причина популярностикомикса заключается также и в том, что он значительно упрощает и ускоряетпроцесс познания. По мнению С. А. Максимовой, сверхзадача комикса – выразитькак можно больше в наглядном, зрительном образе (Максимова 2002: 134). Человекпознает действительность посредством актуализации некоторых схем восприятия ивоображения. Создатели комиксов способны уловить узловые точки данныхперцептивных схем и зафиксировать их в комиксе, иными словами, расставитьнеобходимые акценты в акте восприятия образа, события, явления и сфокусироватьвнимание адресата на главном. Уникальность комикса состоит в том, что человексам решает, сколько он будет воспринимать каждый отдельный кадр комикса (тамже: 135).
В нашей культуре– иное понимание данного феномена. Это подтверждается предлагаемыми вышетрактовками комикса в отечественных лексикографических источниках (например,под комиксом обычно понимается «небольшая, наполненная иллюстрациями книжкалегкого <…> содержания» (Ожегов, Шведова 1999: 273)). В России комиксподозревают в ущербности, неполноценности, что обусловлено, возможно, егонесерьезностью (ведь в переводе с английского языка «комикс» значит «смешной,веселый»). Но комиксы бывают несмешными, они бывают драматическими,трагическими и просто серьезными. Создатели комиксов используют разнообразныестили и жанры: комический, сатирический, приключенческий, детективный, фэнтезии т.д. Однако лучший комикс – это комикс иронический, к какому бы жанру он непринадлежал. Ирония лежит в основе поэтики комикса. Отметим, что взападноевропейских комиксах широко используется ирония как самыйинтеллектуальный вид комического, также в них поставлены философские вопросы, вчастности вопросы жизни, смерти, свободы воли и предопределения и т.д.(Максимова 2002: 132). К сожалению, в российских комиксах данные вопросы незатронуты.
Второеобстоятельство – наша цивилизация преимущественно вербальная. В России ужесложились определенные традиции, с которыми нельзя не считаться. И в рамкахэтих традиций мы – читающая нация. Поэтому Н. Г. Мельников в своей статье«Массовая литература» называет комикс примитивной и стандартизованной формоймассовой литературы, в которой «литературный текст – вписанные в “пузыри”реплики персонажей – играет третьестепенную роль по сравнению с визуальнымрядом: выстроенными в логической последовательности картинками, в своейсовокупности передающими некое драматическое действие» (Мельников 2000: 180).Помимо этого, комиксы ведут свое начало от лубочных картинок (images d`Épinal). Лубок же всегда был у нас явлениемвторого сорта, несмотря на то, что искусство лубка, по мнению многихисследователей, считается высочайшим искусством (Лубок – липовая доска,на которой гравировалась картинка для печатания, а также картинка такогоизготовления (Ожегов, Шведова 1999: 292)). Кроме того (и это будет третьимобстоятельством), комикс многими в нашей стране воспринимается как явлениеамериканской культуры и, как следствие, он представляет собой пропагандуамериканского образа жизни, что также отчасти может объяснить сложившеесянегативное отношение к данному феномену (Максимова 2002: 136).
Оставляя этиразночтения в стороне, отметим лишь, что расцвет визуальной информации,развитие новых технических средств коммуникации позволяет специалистам всечаще говорить о «кризисе вербального текста» (по Анисимовой 2003: 118).Культура движется от вербальной к визуальной, а комикс, вследствие приобретенияим статуса социально значимого явления, становится объектом изучения многихнаучных дисциплин (истории, социологии, психологии, семиотики и др.). Настоящаяработа посвящена исследованию франкоязычного комикса, в связи с чем, мы считаемцелесообразным обратиться к истории данного явления во Франции.
5 декабря 1991г.Пьер-Жан Реми, председательствующий на заседании Французской Академии,представил новый вид искусства – искусство комиксов (Лингвострановедческийсловарь Франция 1998: 95). С этого момента комикс – не просто литература, онстал отдельным видом искусства. Согласно социологическим опросам, проведенным в1994г., 90% французов являются поклонниками историй в картинках «с пузырями»,из них 27% — ревностно отстаивают право комикса называться девятым видомискусства (le neuvième art) (Label France 1994: 38). Основателем этого видаискусства считается швейцарский художник Родольф Топфер (1799-1846),создатель комиксов «M. Vieux Bois» (1827), « Docteur Festus» (1828), « Histoire de M. Jabot» (1833). Eго последователями стали немец ВильгельмБуш (1832-1908) с его историей о двух сорванцах «Мaks und Moritz» (1865) и француз Жорж Коломб(1856-1945), работающий под псевдонимом Кристоф, автор серии комиксов «Famille Fenouillard» (1889). В истории развития комиксовобычно выделяют 4 периода:
ü Первое поколение (1903-1930). Примером могутслужить альбомы, посвященные маленькой бретонской бонне по имени Бекассин,которая воплощает одновременно национальное умение выпутываться иззатруднительных ситуаций и невежество живущих в Париже провинциалов.
ü Золотой век американскихкомиксов (1930-1943).В 1938г. вышел в свет первый выпуск саги о Супермене, а в 1940г. появиласьистория о Бэтмене.
ü Третье поколение (1944-1958). После ВторойМировой Войны в Париже и Брюсселе иллюстрированные журналы уступают место новымжурналам комиксов «Spirou» и«Tintin», которые вскоре станутназывать «франко-бельгийской школой».
ü Второй золотой векфранко-бельгийских комиксов (после 1959г.). В 1959г. рождается один из самых знаменитыхперсонажей французских комиксов – Астерикс. В журнале комиксов «Pilote» гениальный сценарист РенеГоссини публикует приключения знаменитого галла. Здесь также выходитноваторский альбом «Le génie des alpages», автор которого Ф`Муррпоражает читателей простотой графики и своим отстраненным юмором (Label France 2004: 20). В 1965г. в Италиисостоялся I Международный конгрессспециалистов, работающих в жанре комикса. В 1974г. в Ангулеме (Франция)открылся первый фестиваль комиксов, на который ежегодно собираются лучшие силыэтого жанра (Лингвострановедческий словарь Франция 1998: 95).
Отметим, чтоФранция с давних пор любит комиксы, в которых юмор развивается под знакомповседневности или абсурда. Настоящий поворот в этом жанре произвел в 1970г. МарсельГотлиб, выпустивший альбом «Rubrique-à-brac». Еготрехстраничные розыгрыши резюмируют квинтэссенцию французского юмора,пересматривая отсылки к национальным привычкам и традициям: он пародируетфольклорные танцы и волшебные сказки, высмеивает американские фантазмы своихсоотечественников, телевизионные штампы и подростковые экзистенциальныевопросы. Марсель Готлиб также выпускает два журнала комиксов, которыесуществуют и поныне, «L`Echo des savanes» совместно с Клер Бретечер,обладательницей язвительной графики и острого взгляда на современную действительность,а затем и «Fluide glacial», один из первых журналов комиксовдля взрослых. Начиная с 1970 — 1980-х годов появляется жанр, который называюткомиксом для взрослых («BD adulte»). Эти серии в смешной иодновременно реалистичной манере рассказывают о приключениях и проблемахтридцатилетних, сорокалетних и т. д. Будучи признанным настоящим искусством,комикс, наконец, заслужил внимание взрослой публики. 1 апреля 2000г. в светвышла новая серия «Poisson Pilote», которая объединила произведения авторов,лучше всего представляющих новую волну комиксов во Франции. Автобиографии ивымышленные истории – их авторы любят отстраненный юмор без иллюзий (Л.Трондхейм, Ж. Сфар, Ф. Сестак и др.) (Label France 2004: 20-21).