X-PDF

Рабочая программа Литературное чтение на родном русском языке 3 класс

Поделиться статьей

Пояснительнаязаписка

 

Рабочая программа политературному чтению на родном (русском) языке  составлена в соответствиис требованиями ФГОС НОО  и Концепцией духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России;

     -учебного плана МБОУ Долботовская СОШ  (приказ № 35от21.08.2020г.);

     — Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;

        — приказа Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);

       — приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по основным общеобразовательным программам — образовательнымпрограммам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

        — СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(постановление Главного государственного санитарного  врача РФ от 29.12.2010 №189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер19993).

Программа предназначенадля учащихся 1-4 классов. За основу данной разработки взята программа Н.Н.  Светловской «Внеклассное чтение», а также включены и  другиепроизведения, допустимые для детского чтения.

Цель программы  – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечиватьлитературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мирнравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущимипоколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств,общения.

Задачи программы:

 • развивать удетей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживатьгероям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детейчувствовать и понимать образный язык художественного произведения,выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образноемышление учащихся;

• формировать умение воссоздаватьхудожественные образы литературного произведения, развивать воображениеучащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливатьэстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитыватьхудожественный слух;

• формировать потребность в постоянномчтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей,создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, егореальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношениеребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокоепонимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтениекниг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащатьнравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся иактивно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формированияпотребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Цель программы  – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечиватьлитературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мирнравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущимипоколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств,общения.

Задачи программы:

 • развивать у детей способностьполноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям,эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и пониматьобразный язык художественного произведения, выразительные средства, создающиехудожественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздаватьхудожественные образы литературного произведения, развивать воображениеучащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливатьэстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитыватьхудожественный слух;

• формировать потребность в постоянномчтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей,создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, егореальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношениеребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокоепонимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтениекниг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащатьнравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся иактивно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формированияпотребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемыерезультаты освоения учебного курса .

В результате освоения программыформируются умения, соответствующие требованиям федерального государственногообразовательного стандарта начального общего образования.

Личностные результаты:

 1) понимание русского языка какодной из основных национально-культурных ценностей русского народа,определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческихспособностей и моральных качеств личности, его значения в процессе полученияшкольного образования;

 2) осознание эстетической ценностирусского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;стремление к речевому самосовершенствованию;

 3) достаточный объём словарногозапаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей ичувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основенаблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

 1) владение всеми видами речевойдеятельности:

аудирование и чтение:

•  адекватное пониманиеинформации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темытекста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

•  владение разными видамичтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разныхстилей и жанров;

• адекватное восприятие на слухтекстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования(выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию изразличных источников, включая средства массовой информации, компакт-дискиучебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарямиразличных типов, справочной литературой, в том числе и на электронныхносителях;

• овладение приёмами отбора исистематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельныйпоиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачеинформации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравниватьречевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностейи использованных языковых средств;

говорение и письмо:

•  способность определять целипредстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватноформулировать их в устной и письменной форме;

•  умение воспроизводить прослушанныйили прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,конспект, аннотация);

• умение создавать устные иписьменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресатаи ситуации общения;

• способность свободно, правильноизлагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построениятекста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающейдействительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога(повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) идиалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями идр.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевогообщения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистическихнорм современного русского литературного языка; соблюдение основных правилорфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевомобщении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимикув процессе речевого общения;

• осуществление речевого самоконтроляв процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способностьоценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умениенаходить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• выступление перед аудиториейсверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах,обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

 2) применение приобретенных знаний,умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык каксредство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученныезнания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (науроках иностранного языка, литературы и др.);

 3) коммуникативно целесообразноевзаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместноговыполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различныхситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

 1) представление об основныхфункциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа,как государственного языка Российской Федерации и языка межнациональногообщения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека иобщества;

 2) понимание места родного языка всистеме гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

 3) усвоение основ научных знаний ородном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики:лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная иписьменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорнаяречь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественнойлитературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей иразговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки иособенности употребления в речи;

 5) овладение основнымистилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основныминормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета ииспользование их в своей речевой практике при создании устных и письменныхвысказываний;

 6) опознавание и анализ основныхединиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковыхединиц адекватно ситуации речевого общения;

 7) многоаспектный анализ текста сточки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определеннымфункциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,использования выразительных средств языка;

 8) понимание коммуникативно-эстетическихвозможностей лексической и грамматической синонимии и использование их всобственной речевой практике;

 9) осознание эстетической функцииродного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказыванияпри анализе текстов художественной литературы.

 

Содержаниеучебного курса

В содержание программы на каждом годуобучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой.

Круг чтения от класса к классу постепеннорасширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, освоих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, обистории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опытаребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должныпополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера:простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, егожанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица,считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных ивыразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении,олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Занятия нацелены на развитиекоммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе,слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту.При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характерречи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

 Круг чтения: художественнаяи научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтенияучащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки оРодине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях иволшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировкав книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания поназванию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чемпрочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выборкниг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке.Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросамучителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умениесоотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения ксамостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время,самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовкевыступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Основные виды деятельности ипредполагаемые формы.

Формы работы с книгой разнообразны иопределяются творчеством педагога:

· занятие-диспут,

·  занятие-спектакль,

· занятие-праздник,

· занятие-интервью,

·  интегрированное занятие,

·  конференция,

· устный журнал,

· конкурсы,

· литературные встречи,

· литературная гостиная,

· литературный ринг и т. д.

Формы и средства контроля результатовпо программе.

 В процессе оценки достиженияпланируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы,взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы,самоанализ и самооценка наблюдений). В качестве форм подведения итоговприменяются:

— диагностика (проверка читательскогокругозора);

— беседа, которая проводится в концекаждого занятия;

— защита проекта.

 

3 класс – 17ч.

Знакомство с устной народной словесностью. Сравнение учебного, художественного и научно-популярного текста: выделение особенностей каждого, установление общих черт и различий. Конструирование монологического высказывания: формулирование главной мысли, отбор доказательств, логичное и последовательное построение текста (высказывания), выбор выразительных средств языка. Участие в диалоге: понимание вопросов собеседника и ответ на них в соответствии с правилами речевого общения. Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определение жанра, темы.

Формулирование главной мысли текста, его частей. Развитие умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; выделение главной мысли; обогащение словарного запаса; воспитание доброты, милосердия. Анализ особенностей авторских выразительных средств, соотношение их с жанром произведения. Выразительное чтение небольших стихотворных произведений. Конструирование монологических высказываний: отбор доказательств, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. Наблюдать: сравнивать произведения разных жанров.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

Ориентироваться в литературоведческих терминах, кратко характеризовать их. Отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическоепланирование

 

п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата факт

Кол-во часов

1

Устная народная словесность

 

 

1

2

Рассказы современных писателей о детях

 

 

1

3

Волшебный мир сказок Бажова

 

 

1

4

Произведения о тех, кто трудится

 

 

1

5

Книги о природе и человеке

 

 

1

6

Рассказы о животных

 

 

1

7

Книги о ребятах и их делах

 

 

1

8

Произведения о долге и храбрости

 

 

1

9

Произведения о мамах и детях

 

 

1

10

Весёлые истории

 

 

1

11

Книги о дружбе и взаимопомощи

 

 

1

12

Как рождается герой

 

 

1

13

Люби живое

 

 

1

14

Стихи русских поэтов о любви  к Родине.

 

 

1

15

Разножанровые произведения о ратных подвигах  родного народа

 

 

1

16

Книги, которые надо читать долго

 

 

1

17

Урок обобщение за год. Итоговое диагностирование.

 

 

1

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет