МБОУ «Приреченская средняяобщеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района
Республики Мордовия
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
назаседании ТМЦО Зам. директора поУВР Директор школы
Протокол№ _1_ от _________ ГлуховаЕ.А. _______ Родина Д.В.
«_29_» _августа__ 2022 г.
РуководительТМЦО «_30_» _августа_ 2022г. «_30_» _августа_ 2022 г.
_________/ Скворцова Н.И./
Рабочая программа
По учебному предмету
«Биология»
7 класс (2 ступень)
Разработана на основе авторской программы
В.В. Пасечник (2021 г.)
Составитель рабочей программы – учительхимии и биологии Французова Е.Ф.
п. Левженский
2022 – 2023 уч. год
1. Пояснительная записка
Рабочаяпрограмма составлена с учётом Федерального Государственного стандарта,примерной программы основного общего образования по биологии; Биология 5 -11классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников,созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.:Дрофа, 2021.
Согласнодействующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го классапредусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю, всего 34 часа.
В рабочейпрограмме нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основногообщего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе побиологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартомформирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способовдеятельности и ключевых компетенций. В VII классе учащиеся получают общиепредставления о структуре биологической науки, её истории и методахисследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиесядолжны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологическойнауки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном иисторическом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологическихсистем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться приниматьэкологически правильные решения в области природопользования.
Дляприобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программувключены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.
Системауроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько наформирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающейдостаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску,отбору, анализу и использованию информации.
Впрограмме соблюдается преемственность с примерными программами начальногообщего образования, в том числе и в использовании основных видов учебнойдеятельности обучающихся.
Программаконкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательномстандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределениеучебных часов на изучение каждого раздела курса.
Впрограмме особое внимание уделено содержанию, способствующему формированиюсовременной естественнонаучной картины мира, показано практическое применениебиологических знаний.
Отбор содержанияпроведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которымучащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственногоздоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построениеучебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному сучётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положеновзаимодействие научного, гуманистического, аксиологического,культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного,интегративного, компетентностного подходов.
Изучениебиологии на ступени основного общего образования традиционно направлено наформирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектовживой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальномсуществе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развитияинтеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучениябиологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научногопознания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихсясамостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержаниекурса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающихразвитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиесявключаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которойсоставляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять,доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурироватьматериал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, гдепреобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщатьинформацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Изучениебиологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологическихнаблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимисясущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы,экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможностьнаправленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развиватьнаблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебнойдеятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Деятельностьобразовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена надостижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знаниеосновных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образажизни и здоровьесберегающих технологий;
2)реализация установок здорового образа жизни;
3)сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучениеживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения кживым объектам.
Метапредметнымирезультатами освоения выпускниками основной школы программы по биологииявляются:
1)овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умениявидеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определенияпонятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы изаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать своиидеи;
2) умениеработать с разными источниками биологической информации: находить биологическуюинформацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярнойлитературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оцениватьинформацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3)способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях ипоступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
4) умениеадекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своейпозиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,отстаивать свою позицию.
Предметнымирезультатами освоения выпускниками основной школы программы по биологииявляются:
1. Впознавательной (интеллектуальной) сфере:
•выделение существенных признаков биологических объектов (отличительныхпризнаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов ибактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обменвеществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговоротвеществ и превращение энергии в экосистемах);
•приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными;взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека отсостояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдениямер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями,грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек,нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
•классификация — определение принадлежности биологических объектов к определеннойсистематической группе;
•объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человекав природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (напримере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизничеловека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственныхзаболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
•различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органовчеловека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов исистем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов иклассов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных иядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
•сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключенияна основе сравнения;
•выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей междуособенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
•овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектови процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. Вценностно-ориентационной сфере:
• знаниеосновных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ иоценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов риска наздоровье человека.
3. В сферетрудовой деятельности:
• знание исоблюдение правил работы в кабинете биологии;
•соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальныеиглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сферефизической деятельности:
• освоениеприемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасенииутопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножениякультурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюденийза состоянием собственного организма.
5. Вэстетической сфере:
•выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
2. Содержание учебного предмета.
Биология 7класс. Биология. Многообразие растений. Бактерии. Грибы.
(34 часа, 1час в неделю)
Глава 1.Многообразие растений (9 часов)
Систематикарастений. Группа отделов Водоросли. Отдел Моховидные. Отделы: Плауновидные,Хвощевидные, Папоротниковидные. Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные.Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Предметныерезультаты обучения
Учащиеся должнызнать:
· эволюционный путь развитиярастительного мира;
· историю изучения растений;
· структуру ботаническойнауки, основные этапы её развития, систематические категории.
Учащиеся должныуметь:
· определять сходства иразличия между растительным и животным организмом;
· объяснять значения ботаническихзнаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемыхрастений, для выведения новых сортов растений.
Метапредметныерезультаты обучения
Учащиеся должны уметь:
· давать характеристикуметодам изучения биологических объектов;
· классифицировать объектыпо их принадлежности к систематическим группам;
· наблюдать и описыватьразличных представителей растительного мира;
· использовать знания по ботаникев повседневной жизни;
· применять двойные названиярастений в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов,презентаций.
Глава 2. Классификация покрытосеменных растений (8часов)
Основныесистематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.Знакомство с классификацией цветковых растений.
КлассДвудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетомместных условий).
КлассОднодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Культурныерастения. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы ихвыращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит отспециализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живыеи гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственныхрастений.
Лабораторныеи практические работы
Выявлениепризнаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии
Ознакомлениес выращиванием растений в защищенном грунте.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид,род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных идвудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных идвудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения,биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристикурастений;
— выявлять признаки семейства по внешнемустроению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Глава3. Растения в природных сообществах (6 часов)
Основныеэкологические факторы и их влияние на растения.
Характеристикаосновных экологических групп растений.
Растительныесообщества.
Влияниехозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.
Экскурсии
Природноесообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями вприродных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другимиорганизмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и сменырастительных сообществ;
— о результатах влияния деятельностичеловека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений сдругими организмами;
— определять растительные сообщества и ихтипы;
— объяснять влияние деятельности человека нарастительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения завесенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет,включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие вгруппе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностныерезультаты обучения
Учащиесядолжны:
— испытывать чувство гордости за российскуюбиологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющиевзаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познанияна практике;
— осознавать значение обучения дляповседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношенияк учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованиюна основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесениякорректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувствауважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства отобщения с растениями;
— признавать право каждого на собственноемнение;
— проявлять готовность к самостоятельнымпоступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам,нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного,бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как длядоказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Глава 4. ЦарствоБактерии. (3часа)
Строение и жизнедеятельностьбактерий.
Роль бактерий в природе и жизничеловека.
Глава 5. ЦарствоГрибы(8 часов)
Общая характеристика грибов.
Шляпочные грибы.
Плесневые грибы и дрожжи.
Грибы-паразиты.
Лишайники.
Демонстрация
Муляжиплодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина,головня, спорынья).
Лабораторныеработы
Строениеплодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работатьс учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника идополнительной литературы.
3. Тематическое планирование.
Класс 7
Количествочасов – 34, в неделю – 1 час.
Плановыхконтрольных – 2 часа.
Учебник: В.В. Пасечник. «Биология. Многообразиерастений. Бактерии. Грибы» 7 класс; М.: Просвещение, 2021 г
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
Из них |
||
Теоретическое обучение |
Лабораторные работы |
Контрольные, тесты |
|||
1 |
Глава 1. Многообразие растений. |
9 |
6 |
2 |
№ 1 |
2 |
Глава 2. Классификация покрытосеменных растений. |
8 |
5 |
2 |
№ 2 |
3 |
Глава 3. Растения в природных сообществах. |
6 |
4 |
2 |
|
4 |
Глава 4. Царство Бактерии. |
3 |
2 |
1 |
№ 3 |
5 |
Глава 5. Царство Грибы. |
8 |
5 |
2 |
№ 4 |
|
Итого |
34 |
22 |
9 |
4 |
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое
планирование