X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

МБОУ «Приреченская средняяобщеобразовательная школа»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия

 

«Рассмотрено»                                             «Согласовано»                                          «Утверждаю»

назаседании ТМЦО                                     Зам. директора поУВР                        Директор школы

Протокол№ _1_ от                                  _________ ГлуховаЕ.А.                        _______ Родина Д.В.

«_29_» _августа__ 2022 г.

РуководительТМЦО                                   «_30_» _августа_ 2022г.                       «_30_» _августа_ 2022 г.

_________/ Скворцова Н.И./

 

 

 

 

Рабочая программа

По учебному предмету

«Биология»

7 класс (2 ступень)

Разработана на основе авторской программы

В.В. Пасечник (2021 г.)

 

 

Составитель рабочей программы – учительхимии и биологии Французова Е.Ф.

 

 

 

 

 

п. Левженский

2022 – 2023 уч. год

 

 

1.                   Пояснительная записка

 

Рабочаяпрограмма составлена с учётом Федерального Государственного стандарта,примерной программы основного общего образования по биологии; Биология 5 -11классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников,созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.:Дрофа, 2021.

Согласнодействующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го классапредусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю, всего 34 часа.

В рабочейпрограмме нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основногообщего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе побиологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартомформирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способовдеятельности и ключевых компетенций. В VII классе учащиеся получают общиепредставления о структуре биологической науки, её истории и методахисследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиесядолжны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологическойнауки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном иисторическом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологическихсистем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться приниматьэкологически правильные решения в области природопользования.

Дляприобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программувключены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.

Системауроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько наформирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающейдостаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску,отбору, анализу и использованию информации.

Впрограмме соблюдается преемственность с примерными программами начальногообщего образования, в том числе и в использовании основных видов учебнойдеятельности обучающихся.

Программаконкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательномстандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределениеучебных часов на изучение каждого раздела курса.

Впрограмме особое внимание уделено содержанию, способствующему формированиюсовременной естественнонаучной картины мира, показано практическое применениебиологических знаний.

Отбор содержанияпроведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которымучащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственногоздоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построениеучебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному сучётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положеновзаимодействие научного, гуманистического, аксиологического,культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного,интегративного, компетентностного подходов.

Изучениебиологии на ступени основного общего образования традиционно направлено наформирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектовживой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальномсуществе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развитияинтеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучениябиологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научногопознания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихсясамостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержаниекурса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающихразвитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиесявключаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которойсоставляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять,доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурироватьматериал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, гдепреобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли,аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщатьинформацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Изучениебиологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологическихнаблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимисясущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы,экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможностьнаправленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развиватьнаблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебнойдеятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.     

Деятельностьобразовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена надостижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знаниеосновных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образажизни и здоровьесберегающих технологий;

2)реализация установок здорового образа жизни;

3)сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучениеживой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения кживым объектам.

Метапредметнымирезультатами освоения выпускниками основной школы программы по биологииявляются:

1)овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умениявидеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определенияпонятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы изаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать своиидеи;

2) умениеработать с разными источниками биологической информации: находить биологическуюинформацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярнойлитературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оцениватьинформацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3)способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях ипоступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

4) умениеадекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своейпозиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,отстаивать свою позицию.

Предметнымирезультатами освоения выпускниками основной школы программы по биологииявляются:

1. Впознавательной (интеллектуальной) сфере:

•выделение существенных признаков биологических объектов (отличительныхпризнаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов ибактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обменвеществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ,рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговоротвеществ и превращение энергии в экосистемах);

•приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными;взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека отсостояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдениямер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями,грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек,нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

•классификация — определение принадлежности биологических объектов к определеннойсистематической группе;

•объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человекав природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (напримере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизничеловека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственныхзаболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

•различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органовчеловека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов исистем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов иклассов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных иядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

•сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключенияна основе сравнения;

•выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей междуособенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

•овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектови процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. Вценностно-ориентационной сфере:

• знаниеосновных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ иоценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов риска наздоровье человека.

3. В сферетрудовой деятельности:

• знание исоблюдение правил работы в кабинете биологии;

•соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальныеиглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сферефизической деятельности:

• освоениеприемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасенииутопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножениякультурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюденийза состоянием собственного организма.

5. Вэстетической сфере:

•выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                 Содержание учебного предмета.

 

Биология 7класс. Биология. Многообразие растений. Бактерии. Грибы.

(34 часа, 1час в неделю)

 

Глава 1.Многообразие растений (9 часов)

Систематикарастений. Группа отделов Водоросли. Отдел Моховидные. Отделы: Плауновидные,Хвощевидные, Папоротниковидные. Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные.Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Предметныерезультаты обучения

Учащиеся должнызнать:

·                   эволюционный путь развитиярастительного мира;

·                   историю изучения растений;

·                   структуру ботаническойнауки, основные этапы её развития, систематические категории.

Учащиеся должныуметь:

·                   определять сходства иразличия между растительным и животным организмом;

·                   объяснять значения ботаническихзнаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемыхрастений, для выведения новых сортов растений.

 

Метапредметныерезультаты обучения

Учащиеся должны уметь:

·                   давать характеристикуметодам изучения биологических объектов;

·                   классифицировать объектыпо их принадлежности к систематическим группам;

·                   наблюдать и описыватьразличных представителей растительного мира;

·                   использовать знания по ботаникев повседневной жизни;

·                   применять двойные названиярастений в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов,презентаций.

 

 

Глава 2. Классификация покрытосеменных растений (8часов)

Основныесистематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.Знакомство с классификацией цветковых растений.

КлассДвудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетомместных условий).

КлассОднодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Культурныерастения. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы ихвыращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит отспециализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живыеи гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственныхрастений.

Лабораторныеи практические работы

Выявлениепризнаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомлениес выращиванием растений в защищенном грунте.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид,род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных идвудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных идвудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения,биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

— делать морфологическую характеристикурастений;

— выявлять признаки семейства по внешнемустроению растений;

— работать с определительными карточками.

 

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.

 

 

Глава3. Растения в природных сообществах (6 часов)

Основныеэкологические факторы и их влияние на растения.

Характеристикаосновных экологических групп растений.

Растительныесообщества.

Влияниехозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Экскурсии

Природноесообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями вприродных сообществах.

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь растений с другимиорганизмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и сменырастительных сообществ;

— о результатах влияния деятельностичеловека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать взаимосвязь растений сдругими организмами;

— определять растительные сообщества и ихтипы;

— объяснять влияние деятельности человека нарастительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения завесенними явлениями в природных сообществах.

 

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— под руководством учителя оформлять отчет,включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие вгруппе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

 

Личностныерезультаты обучения

Учащиесядолжны:

— испытывать чувство гордости за российскуюбиологическую науку;

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющиевзаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познанияна практике;

— осознавать значение обучения дляповседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношенияк учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованиюна основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесениякорректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувствауважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства отобщения с растениями;

— признавать право каждого на собственноемнение;

— проявлять готовность к самостоятельнымпоступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам,нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного,бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как длядоказательства, так и для опровержения существующего мнения.

 

 

Глава 4. ЦарствоБактерии. (3часа)

Строение и жизнедеятельностьбактерий.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

Роль бактерий в природе и жизничеловека.

 

Глава 5. ЦарствоГрибы(8 часов)

Общая характеристика грибов.

Шляпочные грибы.

Плесневые грибы и дрожжи.

Грибы-паразиты.

Лишайники.

 

Демонстрация

Муляжиплодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина,головня, спорынья).

Лабораторныеработы

Строениеплодовых тел шляпочных грибов.  Строение  плесневого  гриба мукора.

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

 

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работатьс учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника идополнительной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.                   Тематическое планирование.

 

 

Класс 7

Количествочасов – 34, в неделю – 1 час.

Плановыхконтрольных – 2 часа.

Учебник: В.В. Пасечник. «Биология. Многообразиерастений. Бактерии. Грибы» 7 класс; М.: Просвещение, 2021  г

 

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Теоретическое обучение

Лабораторные работы

Контрольные, тесты

1

Глава 1. Многообразие растений.

9

6

2

№ 1

2

Глава 2. Классификация покрытосеменных растений.

8

5

2

№ 2

3

Глава 3. Растения в природных сообществах.

6

4

2

 

4

Глава 4. Царство Бактерии.

3

2

1

№ 3

5

Глава 5. Царство Грибы.

8

5

2

№ 4

 

Итого

34

22

9

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое

планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет