X-PDF

Статья. Роль общения со сверстниками в речевом развитии дошкольников

Поделиться статьей

Статья.

«Роль общения со сверстниками в речевомразвитии дошкольников».

Родоначальником, рассмотрения проблемы развитияобщения сверстников, в дошкольном возрасте был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-хгодах привлек внимание детских психологов к сверстнику, как важному фактору инеобходимому условию социального и психологического развития ребенка,способствующему разрушению эгоцентризма.

            Концептуальныеосновы разработки проблемы общения связаны с трудами Л. С. Выготского, С. Л.Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других отечественных и зарубежных психологов,которые рассматривали общение, как важное условие психического развитиячеловека, его социализации, формирование личности.

            Общение– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми(межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемыйпотребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум триразличных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмендействиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

            Вдошкольном возрасте существенно возрастает значимость общения со сверстниками,в процессе которого дошкольник реализует нормы и ценности, усвоенные главнымобразом в общении с взрослыми. Сверстник является партнером по совместнойдеятельности, чье доброжелательное внимание, уважение и признание становитсяважным для дошкольников.

            Контактыребенка со сверстниками – это особая сфера жизнедеятельности ребенка, котораясущественно отличается от его общения с взрослыми.

            Перваяотличительная особенность речевых контактов со сверстниками состоит в ихособенно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная экспрессивность сильноотличают их от речевых контактов с взрослым.        

            Втораяособенность речевых контактов дошкольников состоит в нестандартности детскихвысказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Разговаривая с взрослыми,даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм высказываний,общепринятых фраз и речевых оборотов. В разговорах со сверстниками детииспользуют самые неожиданные, непредсказуемые фразы, слова, сочетания слов извуков.

            Третьяотличительная особенность речи дошкольников, адресованной сверстнику,заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными, В контактахс ровесниками ребенку значительно важнее высказываться самому, чем выслушиватьдругого.

            Ещеодна черта, отличающая речь сверстников, состоит в том, что речевое общениедошкольников значительно богаче и разнообразнее по своему назначению. Взрослыйдо конца школьного возраста остается для ребенка источником оценки и новойинформации. По отношению к сверстнику   дети решают значительно более широкийспектр задач:  здесь  и управление действиями партнера (показать, как надо икак не надо делать),   и навязывание образцов (заставит его сделать так, как яхочу),  и современная игра (вместе решить, во что и как),  и постоянноесравнение с собой (я вон как могу, а ты?),  и много всяких других проблем.

            Такимобразом, в общении со сверстниками дети более активно используют речевыеумения. В совместной деятельности дети рассказывают о своем плане действий,предлагают и просят помощь, привлекают друг друга к взаимодействию, а затем икоординируют его.

            Выделяюттри формы общения дошкольников со сверстниками:

-эмоционально – практическую;

-ситуативно – деловую;

-внеситуативно – деловую.

            Эмоционально — практическая форма общения детей со сверстниками характерна для детей от двухдо четырех лет. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждетсамовыражения. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а егосамого не замечают.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

            Эмоционально– практическое общение крайне ситуативно – и по своему содержанию, и посредствам осуществления.

            Ситуативно– деловая форма общения складывается примерно к четырем годам и остаетсянаиболее типичной до шестилетнего возраста. В это время сюжетно – ролевая играстановится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становитсяделовое сотрудничество. При ситуативно – деловом общении дошкольники занятыобщим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активностьсвоего партнерства для общего результата.

            Вконце дошкольного возраста у многих детей складывается внеситуативно – деловаяформа общения. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», неопосредованное предметами и действиями с ними. Появляется умение видеть впартнере некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования –желания, предпочтения, настроения. К концу дошкольного возраста возникаютустойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые росткидружбы.

            Такимобразом, общение со сверстниками играет важнейшую роль в развитии речи ребенкадошкольного возраста. Полезно общение детей раннего возраста. Объединение сдетьми, более старшего возраста ставит малышей в благоприятные условия длявосприятия речи и ее активизации: они активно подражают действиям и речи,усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх. Участие старших детейв играх с младшими, рассказывание малышам сказок, придумывание рассказов,разыгрывание сценок с помощью игрушек содействуют развитию содержательности,связности, выразительности их речи, творческих ролевых способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет