Тема:Формирование экологической грамотности в энергосбережении черезиспользование маркера игрового пространства у детей старшего дошкольноговозраста
Бобова Е.Н.
воспитатель,
Рыбакова А.В.
старшийвоспитатель
МАДОУ Детский сад № 122, г. Уфа
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
Конфуций
Внастоящее время проблема энергосбережения является актуальной. Научная ипедагогическая общественность все более осознает экологическую недостаточность на всех уровнях образования. Одной из важнейшихпричин экологического неблагополучия является низкая экологическая грамотность,отсутствие у общества экологического самосознания и четкой установки наприродосберегающую деятельность. Поэтому одним из значимых путей изменениясовременной экологической ситуации в стране является формирование экологическойграмотности в энергосбережении, у граждан Российской Федерации начиная сдошкольного возраста.Экономное расходование тепла, электроэнергии, воды идругих ресурсов должно стать нормой жизни для каждой семьи, каждого человека.
Анализ научной,психолого-педагогической и методической литературы, изучение работ в дошкольныхобразовательных учреждениях позволили выделить несоответствия,противоположности и противоречия.
На основевыявленных противоречий была сформулирована проблема исследования, котораязаключается в выявлении и обосновании педагогических возможностей формированияэкологической грамотности в энергосбережении через использование маркераигрового пространства у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальностьвыявленной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темыисследования: Формирование экологической грамотности вэнергосбережении через использование маркера игрового пространства у детейстаршего дошкольного возраста.
Изучение российского имеждународного опыта позволяет выделить следующие наиболее эффективные подходы,технологии и методы формирования и развития экологической грамотности. Особенноценным для формирования практических знаний и навыков, для формированияэкологической грамотности в энергосбережении является метод проектов.
Методпроектов соответствует комплексно-тематическому принципу построенияобразовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка вопределенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а неразбитый на части образовательный процесс. Усваиваетсявсе прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вотпоэтому мы активно внедряем экспериментирование и проектирование в практикуработы нашей группы.
Особоевнимание уделяем наполнению развивающей предметно-пространственной среды,которое осуществляется с учетом формирования экологической грамотности вэнергосбережении (познавательной, практической, игровой, трудовой,художественной) видов детской деятельности в нашей группе. При создании развивающей среды учитываем возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, следимза тем, чтобы она быламаксимально содержательно-насыщенной, способствовала развитиюребенка, формировала его как личность, создавала условия для формированияэкологической грамотности в энергосбережении. Она должна быть вариативнойдля обеспечения в групповом помещении пространства для игровой деятельности,экспериментирования, моделирования, иных целей и наличия разнообразных материаловдля самостоятельной познавательной деятельностивоспитанников, положительно влиять на эмоциональное состояние,давать возможность ребенку самостоятельно познавать окружающий мир вдеятельности. В то же время оборудование должно соответствоватьсанитарно-гигиеническим требованиям.
Нами былапоставлена задача, создать такую предметно-развивающую среду в группе, котораяобеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия вразных видах деятельности по формированию экологической грамотности вэнергосбережении.
Научная новизна исследованиязаключается в том, что: на основе проектного подхода сформируетсяэкологическая грамотность в энергосбережении у детей старшего дошкольноговозраста через использование маркера игрового пространств.
Изучивпсихолого-педагогическую литературу, социальные сети, пронаблюдав за играмидетей, и проанализировав, развивающую предметно-пространственную среду в группемы изготовили маркер игрового пространства со своими авторскими идеями. Этонапольная ширма из секций труб ПВХ предназначена для сюжетно-ролевых игр (освоение социальных ролей и профессий и пр.).При помощи этого маркера игрового пространства можно обыграть огромноеколичество сюжетов со съёмными полотнами, которые крепятся к ширме налипучках. Ширма устойчиво стоит на полу. В нашем случаеразвернута сюжетно-ролевая игра Экологическийпатруль, которая объединена единым сюжетом, также на полотнахмаркера игрового пространства сделаны прозрачные карманы, в которых можнорасположить наглядный материал, дидактические игры. Дети, совместно сродителями, помогали мастерить различные атрибуты, предметы-заместители избросового материала.
Освоение нового материала осуществляется в форме занятия (игры), дети знакомятся с конкретными понятиями,а затем закрепляют их посредством использования дидактических игр. В работе сдетьми проводится практическая деятельность: поручения и различные конкретные,доступные задания (понаблюдать за краном в туалете и на кухне, проверить, негорят ли без необходимости лампочки, везде ли закрыты окна и т.п.);
Нами используются наглядные методыстимулирования («экран наблюдений», «дневник наблюдений», призы и награды) дляпоощрения детей. Детям интересно играть в «Экологический патруль». Дети распределяются на микрогруппы: «Теплинка», «Искорка», «Капелька». Каждаямикрогруппа имеет своё задание. Задания практического характера(индивидуальные, коллективные) реализуются в группе, на территории дошкольногообразовательного учреждения (прилегающей территории), дома – на усмотрениевоспитателя. В некоторых случаях (проведение изучения потребленияэлектроэнергии, воды, тепла) предполагает помощь со стороны родителей (законныхпредставителей).
Данный маркер игрового пространстваотвечает всем требованиям, предъявляемые к предметно-развивающей среде нашейгруппы, мы убедились, что он обладаетрядом достоинств и отвечает современным требованиям:
· легко трансформируется;
· многофункциональный, вариативный;
· развивает детскую фантазию и воображение;
· активизирует двигательную активность;
· рассчитан на все возрастные категории от 3–7 лет;
· отвечает гигиеническим требованиям (легко моется,безопасен);
· имеет эстетический вид;
· занимает мало места при хранении;
· выполнен из недорогих, доступных материалов.
Таким образом, представленная системнаяработа по формированию экологической грамотности в энергосбережении черезиспользование маркера игрового пространства у детей старшего дошкольноговозраста, сформирует готовность к обучению в школе, умеющих применятьэкологическую грамотность на практике.
Тема: Формированиеэкологической грамотности в энергосбережении через использование маркераигрового пространства у детей старшего дошкольного возраста
Бобова Е.Н.
воспитатель,
Рыбакова А.В.
старший воспитатель
МАДОУ Детский сад № 122, г. Уфа
«Расскажи – и язабуду,
покажи – и язапомню,
дай попробовать – и я пойму»
Конфуций
Внастоящее время проблема энергосбережения является актуальной. Научная ипедагогическая общественность все более осознает экологическую недостаточность на всех уровнях образования. Одной из важнейшихпричин экологического неблагополучия является низкая экологическая грамотность,отсутствие у общества экологического самосознания и четкой установки наприродосберегающую деятельность. Поэтому одним из значимых путей изменениясовременной экологической ситуации в стране является формирование экологическойграмотности в энергосбережении, у граждан Российской Федерации начиная сдошкольного возраста.Экономное расходование тепла, электроэнергии, воды идругих ресурсов должно стать нормой жизни для каждой семьи, каждого человека.
Анализ научной, психолого-педагогическойи методической литературы, изучение работ в дошкольных образовательныхучреждениях позволили выделить несоответствия, противоположности ипротиворечия.
На основе выявленныхпротиворечий была сформулирована проблема исследования, которая заключается ввыявлении и обосновании педагогических возможностей формирования экологическойграмотности в энергосбережении через использование маркера игровогопространства у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность выявленнойпроблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования:Формирование экологической грамотности в энергосбережении черезиспользование маркера игрового пространства у детей старшего дошкольноговозраста.
Цель исследования— выявить, теоретическиобосновать и опытно-поисковым путем проверить педагогические возможности формированияэкологической грамотности вэнергосбережении через использование маркераиигровогопространства у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение российского имеждународного опыта позволяет выделить следующие наиболее эффективные подходы,технологии и методы формирования и развития экологической грамотности. Особенноценным для формирования практических знаний и навыков, для формированияэкологической грамотности в энергосбережении является метод проектов.
Методпроектов соответствует комплексно-тематическому принципу построенияобразовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка вопределенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а неразбитый на части образовательный процесс. Усваиваетсявсе прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вотпоэтому мы активно внедряем экспериментирование и проектирование в практикуработы нашей группы.
Выбраннаятеоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования,которое проводится в три этапа.
Первый этап исследования —организационно-подготовительный (сентябрь 2021- февраль 2022 гг.).
Представляет собой изучениеразличных аспектов проблемы и включает в себя выбор темы, обоснование еецентральных идей, основных целей и конкретных задач поисковой работы;теоретический анализ научной, психолого-педагогической литературы по проблемеисследования с целью определения методологической и теоретической базыисследования; разработку плана исследования.
Второй этап — формирующий (февраль2022- февраль 2023 гг.).
Методом включенногонаблюдения проводится изучение и анализ работы педагогического коллектива вдошкольном образовательным учреждении. Создаётся и усовершенствуетсяэколого-игровая среда в опытной группе, разрабатывается и апробируется системаи методика формирования экологической грамотности в энергосбережении черезиспользование маркера игрового пространства у детей старшего дошкольноговозраста
Третий этап — обобщающе-аналитический(февраль 2023 — май 2022 гг.).
Проводится анализ,систематизация и оформление результатов опытно-поисковой работы,разрабатываются рекомендации по использованию методики формированияэкологической грамотности в энергосбережении через использование маркераигрового пространства у детей старшего дошкольного возраста. Определениепрактической значимости исследовательской деятельности, оформление результатовисследования в виде публикации.
Научная новизна исследованиязаключается в том, что у детей старшего дошкольного возраста сформируетсяэкологическая грамотность в энергосбережении через использование маркераигрового пространств.
Особоевнимание уделили наполнению развивающей предметно-пространственной среды,которое осуществляется с учетом формирования экологической грамотности вэнергосбережении (познавательной, практической, игровой, трудовой,художественной) видов детской деятельности в нашей группе. Нами былапоставлена задача, создать такую предметно-развивающую среду в группе, котораяобеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия вразных видах деятельности по формированию экологической грамотности вэнергосбережении.
Изучивпсихолого-педагогическую литературу, социальные сети, пронаблюдав за играмидетей, и проанализировав, развивающую предметно-пространственную среду в группемы изготовили маркер игрового пространства со своими авторскими идеями. Этонапольная ширма из секций труб ПВХ предназначена для сюжетно-ролевых игр (освоение социальных ролей и профессий и пр.).При помощи этого маркера игрового пространства можно обыграть огромноеколичество сюжетов со съёмными полотнами, которые крепятся к ширме налипучках. Ширма устойчиво стоит на полу. В нашем случаеразвернута сюжетно-ролевая игра Экологическийпатруль,которая объединена единым сюжетом, также на полотнахмаркера игрового пространства сделаны прозрачные карманы, в которых можнорасположить наглядный материал, дидактические игры. Дети, совместно сродителями, помогали мастерить различные атрибуты, наглядный материал.
Задания практическогохарактера (индивидуальные, коллективные) будут реализованы в группе, натерритории дошкольного образовательного учреждения (прилегающей территории),дома – на усмотрение воспитателя. В некоторых случаях (проведение изученияпотребления электроэнергии, воды, тепла) предполагает помощь со стороныродителей (законных представителей).
Данный маркер игровогопространства отвечает всем требованиям, предъявляемые к предметно-развивающейсреде нашей группы.Мы убедились,что он обладает рядом достоинств и отвечают современным требованиям:
· легко трансформируется;
· многофункциональный, вариативный;
· развивает детскую фантазию и воображение;
· активизирует двигательную активность;
· рассчитан на все возрастные категории от 3–7 лет;
· отвечает гигиеническим требованиям (легко моется,безопасен);
· имеет эстетический вид;
· занимает мало места при хранении;
· выполнен из недорогих, доступных материалов.
Таким образом, представленная системнаяработа по формированию экологической грамотности в энергосбережении черезиспользование маркера игрового пространства у детей старшего дошкольноговозраста, сформирует готовность к обучению в школе, умеющих применятьэкологическую грамотность на практике.
