Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Гимназияг. Переславля-Залесского»
Рассмотрена на заседании МО учителей естественных наук протокол № _____________ от «___» __________ 2020 г. Руководитель МО
______________ Лаферина Г. В.
|
Утверждена Приказом директора Чистяковой М. А. от «____»____________2020 г.
|
Рабочая программапо
естествознанию
для
11 класса
(базовый уровень)
Составил: учитель физики
высшей категории
Бреев Николай Александрович
2020 г
Пояснительная записка
Рабочая программа среднего(полного) общего образования по естествознанию составлена на основеФедерального государственного образовательного стандарта общего образования иКонцепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В нейтакже учитываются основные идеи и положения Программы развития и формированияуниверсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования.
В рабочей программе предусмотреноразвитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных впрограммах для начального общего и основного общего образования.
Рабочая программа по естествознаниюдля среднего (полного) общего образования на базовом уровне составлена израсчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учрежденийобщего образования: по 3 часа в неделю в 10-11 классах (204 часа за два годаобучения).
При изучении естествознания, гдеведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебнойдеятельности обучающихся на уровне учебных действий включают уменияхарактеризовать, объяснять, классифицировать, овладеть методами научногопознания, полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения,работать в группе, представлять и сообщать естественнонаучную информацию вустной и письменной форме. Так как естествознание предмет экспериментальный,обучающиеся получат умение планировать, проводить, интерпретироватьэксперимент, делать выводы на его основе и презентовать его результаты.
Концепция курса состоит врассмотрении объектов и явлений естественного мира в гармонии физики, химии,биологии, физической географии, астрономии и экологии.
Предлагаемый курс естествознанияотличает основательный охват важнейших понятий, законов и теорий частныхучебных дисциплин, их синтез в обобщенные естественнонаучные понятия, законы итеории. Значительная часть учебного времени отводится на лабораторные ипрактические работы. ФГОС в качестве обязательного элемента при обучении в старшихклассах школы предусматривает выполнение каждым старшеклассникоминдивидуального проекта.
Рабочая программа по естествознаниюдля 11 класса основной школы (далее – Программа) составлена на основе следующихнормативных документов:
1. Федеральныйзакон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (статья 48).
2. Федеральныйкомпонент государственного образовательного стандарта основного общего исреднего (полного) общего образования по технологии, утвержденный приказом МОРФ от 15.03.04 г. № 1089;
3. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования(утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010)
4. ПриказМинобрнауки России № 1577 от 31.12.2015 г.; №506 от 07.06.17 «О внесенииизменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010г.»
5. Примернаяпрограмма среднего (полного) общего образования по естествознанию на базовомуровне (одобренарешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
6. Федеральныйбазисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательныйучреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказомМинистерства образования РФ от 09 марта 2004 года № 1312;
7. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых киспользованию при реализации имеющих государственную аккредитациюобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общегообразования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 31 марта 2014 г. N 253 (С изменениями от 21 апреля 2016 года)
8. Основнаяобразовательная программа основного общего образования МОУ Гимназияг. Переславля-Залесского
9. Учебныйплан муниципального общеобразовательного учреждения – гимназииг. Переславля-Залесского.
10. Положениео работе учителя над рабочей программой, утверждённое приказом по МОУ«Гимназия» от 20.06.2016 № 111-ОД.
11. Приказоб утверждении образовательных программ.
Планируемые результаты освоения курса
Личностнымирезультатами обученияестествознанию в средней школе являются:
• в сфереотношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя —ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненныхперспектив, инициативность, креативность, готовность и способность кличностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненныепланы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизньв процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, котстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственнуюпозицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящегона основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашейстраны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческимиценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализация ценностейздорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентноеотношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
• в сфереотношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству)— российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности вполикультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общностироссийского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служениюОтечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности передРодиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящеемногонационального народа России, уважение государственных символов (герб,флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языкуРоссийской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главнымфактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам,традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
• в сфереотношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу — гражданственность,гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества,осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон иправопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные иобщечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участиюв общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свободчеловека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлениюсобственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовностьотстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласнообщепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии сКонституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки иобщественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных формахобщественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность кдоговорному регулированию отношений в группе или социальной организации;готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественнойсамоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощинародов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей,их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоятьидеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации посоциальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативнымсоциальным явлениям;
• в сфереотношений обучающихся с окружающими людьми — нравственноесознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности испособности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистическихценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другомучеловеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формированиепозитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченнымивозможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентноеотношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умениеоказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственнойпозиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственногосознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей инравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия),компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослымив образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной идругих видах деятельности;
• в сфереотношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественнойкультуре —мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимостьнауки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достовернойинформацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовностьи способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всейжизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешнойпрофессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережноеотношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияниясоциально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумногоприродопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вредэкологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическоеотношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
• в сфереотношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважениевсех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанныйвыбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненныхпланов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как квозможности участия в решении личных, общественных, государственных,общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людямтруда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческоеотношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию,включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Метапредметные результаты обучения естествознанию в среднейшколе
Метапредметные результаты обученияестествознанию представлены тремя группами универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• самостоятельноопределять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательнойдеятельности и жизненных ситуациях;
• оцениватьресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые длядостижения поставленной ранее цели;
• сопоставлятьимеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовыватьэффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
• определятьнесколько путей достижения поставленной цели;
• выбиратьоптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов иосновываясь на соображениях этики и морали;
• задаватьпараметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• сопоставлятьполученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
• оценивать последствиядостижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизниокружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• критическиоценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознаватьи фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использоватьразличные модельно-схематические средства для представления выявленных винформационных источниках противоречий;
• осуществлятьразвернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные ипознавательные) задачи;
• искать инаходить обобщенные способы решения задач;
• приводитькритические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношениидействий и суждений другого;
• анализироватьи преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
• выходитьза рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностиширокого переноса средств и способов действия;
• выстраиватьиндивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороныдругих участников и ресурсные ограничения;
• менять иудерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником иучителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативныефункции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлятьсовместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлятьделовую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутриобразовательной организации, так и за ее пределами);
• приосуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектнойкоманды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующими т. д.);
• развернуто,логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устныхи письменных) языковых средств;
• распознаватьконфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
• координироватьи выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетанияреального и виртуального);
• согласовыватьпозиции членов команды в процессе работы над общим • подбирать партнеровдля деловой коммуникации, исходя из соображений результативностивзаимодействия, а не личных симпатий;
• восприниматькритические замечания как ресурс собственного развития;
• точно иемко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адресдругих людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этомличностных оценочных суждений./решением;
• представлятьпублично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой,так и перед незнакомой аудиторией;
Предметные результаты изучения естествознания в средней школе
Выпускник набазовом уровне научится:
• приводитьпримеры роли естествознания в формировании научного мировоззрения на основеэволюции естественнонаучной картины мира (физическая, механическая,электродинамическая, квантово-полевая), а также единства законов природы воВселенной;
• классифицироватьуровни научного познания и их составляющие: миры (наномир и микромир, макромир,мегамир),
физические явления, химическиереакции, биологические процессы, уровни организации материи, уровни организациижизни;
• иллюстрироватьна примерах действие и практическое применение основных фундаментальныхфизических теорий и законов: классической механики, молекулярно-кинетическойтеории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теорииотносительности, квантовой теории (в основных элементах);
• распознаватьфизические процессы в контексте межпредметных связей;
• использоватьдля описания характера протекания физических процессов физические величины идемонстрировать взаимосвязь между ними;
• описыватьусловия применения физических моделей (материальная точка, математическиймаятник, абсолютно твердое тело, идеальный газ, идеальная тепловая машина,планетарная модель атома Резерфорда, нуклонная модель ядра, модель атомаводорода по Бору) при решении физических задач;
• решатькачественные и практико-ориентированные физические задачи с явно заданнойфизической моделью в контексте межпредметных связей;
• предсказыватьсвойства химических элементов на основании периодического закона;
• классифицироватьвиды химических превращений и предсказывать их возможные продукты;
• рассчитыватьколичественные характеристики простейших химических превращений, используя длярасчета законы сохранения массы веществ, постоянства состава, Авогадро;
• предсказыватьизменения скорости химических реакций в зависимости от температуры и наличиякатализатора;
• применятьпонятие о химическом равновесии для описания свойств обратимых процессов;
• приводитьпримеры практического использования химических веществ и их реакций впромышленности и в быту;
• классифицироватьосновные биологические макромолекулы и базовые процессы, в которых ониучаствуют;
• распознаватьотличия в строении животных и растительных клеток, а также одноклеточныхорганизмов по описанию, на изображениях или под микроскопом;
• сравниватьвиды деления клетки (митоз и мейоз); определять стадии митоза по изображениям;
• объяснятьроль фотосинтеза в геологических процессах на Земле и поддержании существованияжизни;
• сравниватьбиологические объекты между собой по заданным критериям; делать выводы иумозаключения на основе данного сравнения; устанавливать связь структуры ифункции организмов;
• описыватьфенотип организма; классифицировать биологические объекты по существеннымпризнакам (особенности строения, питания, дыхания, размножения, развития);
• характеризоватьизменчивость проявления генетической информации в поколениях на основаниизакономерностей изменчивости и хромосомной теории наследственности; сравнивать
наследственную и ненаследственнуюизменчивость;
• решатьгенетические задачи на моногибридное скрещивание; составлять схемы скрещивания,используя биологическую терминологию и символику;
• различатьосновные признаки популяции и биологического вида;
• выявлятьморфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитанияи действию экологических факторов; прогнозировать изменение экосистем под действиемвнешних факторов;
• находитьсходство и различия человека и животных; определять модель экологическиправильного поведения в окружающей среде; оценивать антропогенные изменения вбиосфере;
• описыватьосновные научные гипотезы о происхождении Вселенной, Солнечной системы ипланет;
• выделятьобщие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов;
• использоватьестественнонаучную терминологию при описании явлений окружающего мира;
• классифицироватьполезные ископаемые по химическому составу, методам добычи, области ихиспользования в технологии;
• применятьестественнонаучные понятия и концепции для описания современных технологическихдостижений, включая нанотехнологию и биотехнологию;
• распознаватьпринципы работы и извлекать из описания наиболее важные характеристики приборови технических устройств;
• использоватьэлементы исследовательского метода для выявления взаимосвязей между объектами иявлениями; проводить наблюдение, измерение и описание;
• применятьв демонстрационных и исследовательских целях современные приборы для измеренияи наблюдения, используя описание или предложенный алгоритм эксперимента;
• выделятьперсональный вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучнойкартины мира;
• осознаватьнеобходимость соблюдения предписаний и техники безопасности, предлагаемых винструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии, электрическихприборов, сложных механизмов;
• выделятьосновные признаки здорового образа жизни; объяснять роль отрицательного влиянияалкоголя, никотина, наркотических веществ, мутагенов на здоровье организма изародышевое развитие; определять возможные причины наследственных заболеваний.
Микромир.Атомы. Вещества. Реакции
Предметныерезультаты освоениятемы позволяют:
· называтьмодели строения атомов и объяснять, в чем разница между ними, характеризоватьих достоинства и недостатки;
· объяснятьпонятия: электронная оболочка атома, энергетический уровень электрона,электронное облако (орбиталь), катион, анион, электроотрицательность;
· классифицироватьвиды химических связей (ионная, ковалентная, металлическая) и механизм ихобразования;
· охарактеризоватьфизические свойства металлов и сплавов, назвать самые пластичные металлы,металлы с самой плохой электропроводностью, самый легкий и самый тяжелыйметалл, тугоплавкие металлы;
· сформулироватьтри положения молекулярно-кинетической теории в современном варианте,перечислить агрегатные состояния вещества;
· определятьхарактеристику природного газа, его состав и количественное содержание егокомпонентов;
· характеризоватьосновные свойства и состав нефти, перечислить фракции, получаемые при перегонкенефти;
· описатьсуть аморфного состояния твердых веществ, перечислить известные аморфныевещества и указать область их применения;
· доказатьотносительность классификации органических и неорганических веществ;
· назватьосновные положения теории химического строения органических соединений А. М.Бутлерова, Ф. Кекуле, А. Купера;
· объяснять,чем отличаются реакции полимеризации и поликонденсации, и иллюстрировать этиреакции примерами;
· систематизироватьвиды смесей по составу, выразить состав газовых, твердых и жидких смесей;
· классифицироватьдисперсные и коллоидные системы, описать эффект Тиндаля;
· сравниватьсвойства и строение аллотропных модификаций фосфора, углерода, олова;
· объяснятьпонятия: химическая реакция, катализаторы, ферменты, химическое равновесие,принцип Ле Шаталье;
· объяснять,какие реакции называются окислительно-восстановительными, и рассчитать степеньокисления элементов по формулам их соединений;
· охарактеризоватьметоды лечения — гальванизацию и электрофорез, провести сравнительный анализпроцессов гальванизации и электрофореза.
Человеки его здоровье
Предметныерезультаты освоениятемы позволяют:
· объяснять,как в процессе эволюции изменялась форма черепа и развивался мозг человека;
· охарактеризоватьчеловека как биосоциальное существо;
· описыватьосновные понятия генетики, методы изучения генетики человека, объяснять, чтоизучает фармогенетика, этногенетика и палеогенетика;
· называтьприборы и аппараты, которые фиксируют и записывают биотоки сердца, электрическиеколебания головного мозга, с помощью которых измеряют кровяное давление;
· описывать,как фильтруется кровь в нефронах, как протекает процесс терморегуляции ворганизме человека;
· перечислитьхимические элементы, которые содержатся в организме человека, привести примерымакроэлементов, микроэлементов и ультрамикроэлементов в организме человека;
· назватьзаболевания, связанные с недостатком или избытком разных химических элементов внашем организме;
· определятьразницу между авитаминозом, гиповитаминозом и гипервитаминозом, назватьзаболевания, вызванные недостатком в организме витаминов С, А, D;
· определятьфункции гормонов в организме человека и перечислить основные свойства гормонови группы, на которые они делятся по своей химической природе;
· сформулироватьпонятия: алкалоиды, эндорфины, вакцины, антибиотики, химиотерапия;
· описыватьпонятия физического, психического и нравственного здоровья и иллюстрироватьпримерами классических произведений литературы и искусства;
· объяснять,что такое жизненная емкость легких и ее средние показатели;
· объяснятьпонятия: антропометрия, магнитный резонанс, рентгенодиагностика, ультразвук,электрофорез, антропометрия.
Естествознаниена службе человека
Предметныерезультаты освоениятемы позволяют:
· перечислитьэлементарные частицы и дать их краткую характеристику, состав протонов инейтронов;
· доказатьбезопасность Большого адронного коллайдера для окружающего мира;
· подсчитатьсуммарную энергию протонов, сталкивающихся в коллайдере;
· сравниватьхарактеристику разных видов электростанций — ГЭС, ТЭС и АЭС, описывать принципдействия термоэлектрического генератора;
· объяснятьпонятия: регуляторы роста, пестициды, репелленты, искусственная пища;
· охарактеризоватьгенетически модифицированные организмы и трансгенные продукты, а также способыих получения;
· определятьпрактическое значение нанотехнологий для развития электроники, медицины,сельского хозяйства, экологии, оптики, авиации, космонавтики и других областейчеловеческой деятельности;
· объяснятьпринцип работы микроволновой печи, нагревательных приборов, отличиелюминесцентной лампы от светодиодной;
· распознаватьмаркировки добавок, содержащихся в продуктах питания, не рекомендуемых Госсанэпиднадзоромдля употребления;
· сформулировать,что такое синергетика и самоорганизация сложной системы, и раскрыть значениесинергетики для познания материального мира и социального развития общества;
· определятьпонятие золотого сечения, приводить примеры его использования в искусстве,архитектуре, кинематографе, поэзии, музыке и в природе;
· сформулироватьпонятие «бионика» и показать, где находят воплощение ее принципы;
· проиллюстрироватьвзаимосвязь природы и техники на примерах из бионики.
Выпускник получитвозможность научиться:
· соотноситьобъекты живой и неживой природы системно с точки зрения естественнонаучнойкартины мира на основе синтеза физической, биологической и химической картинмира; понимать границы применимости существующих теорий;
· использоватьмодели действия естественнонаучных законов и концепций для описания явлений ипроцессов реального мира;
· находитьвзаимосвязи между формой и содержанием, причиной и следствием, единичным,особенным и общим, теорией и фактами для естественнонаучных объектов ипроцессов;
· проводитьсамостоятельные эксперименты для демонстрации основных естественнонаучныхпонятий и законов, соблюдая правила безопасной работы;
· делатьвыводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика,таблицы или диаграммы;
· обобщатьимеющиеся данные в виде непротиворечивой гипотезы и обсуждать возможные пути ееподтверждения или опровержения;
· интерпретироватьестественнонаучную информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, ресурсахИнтернета, научно-популярных статьях;
· применятьпри работе в библиотеках и в Интернете методы поиска информации, выделятьсмысловую основу прочитанного и увиденного, критически оценивать достоверностьполученной информации;
· проводитьсамостоятельный учебно-исследовательский проект по естествознанию, включающийопределение темы, постановку цели и задач, выдвижение гипотезы и путей ееэкспериментальной проверки, проведение эксперимента, анализ его результатов,формулирование выводов и представление готового информационного продукта;
· наоснове законов термодинамики приводить примеры процессов обмена массой иэнергией, в конечном счете приводящих к эволюции Вселенной, включая эволюциюГалактики, Солнечной системы, Земли, биосферы и человека как биологического вида,учитывая вероятностный характер процессов в живой и неживой природе;
· разделятьзвезды на группы по основным характеристикам (размер, цвет, температура);
· называтьхимические соединения согласно принципам международной химической номенклатуры;
· предсказыватьвзаимодействие веществ с растворителем и свойства образующихся растворов наоснове теории электролитической диссоциации;
· применятьпонятие о химической связи для описания и предсказания свойств веществ вразличных агрегатных состояниях; составлять модели молекул, обладающихзаданными свойствами;
· объяснятьпричины биологического разнообразия на основе синтетической теории эволюции;интерпретировать роль данных эмбриологии в развитии теории антропогенеза;
· объяснятьвзаимосвязь компонентов экосистемы на основе правила экологической пирамиды;приводить доказательства необходимости для устойчивого развития поддержания исохранения видового многообразия на основе эволюционной теории, а также ученияо биосфере;
· использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;способствования энергосбережению; безопасного использования материалов ихимических веществ в быту; профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой,алкогольной и наркотической зависимостей; осознанных личных действий по охранеокружающей среды;
· обсуждатьсуществующие глобальные проблемы человечества (экологические, энергетические,сырьевые, демографические и т. д.) на основе естественнонаучных представлений, атакже обосновывать в дискуссии возможные пути их решения.
Обеспечить достижение планируемыхрезультатов освоения основной образовательной программы, создать основу длясамостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов испособов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии сэтим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающихцелей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимисяв процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивациии эффективности учебной деятельности в средней школе является включение учащихсяв учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующиеособенности:
1) цели и задачи этих видовдеятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так исоциальными.
Это означает, что такаядеятельность должна быть направлена не только на повышение компетентностиподростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитиеих способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская ипроектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиесясмогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтнымигруппами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения входе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности,подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходитьот одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальнойсамостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организацияучебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетаниеразличных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут бытьвостребованы практически любые способности подростков, реализованы личныепристрастия к тому или иному виду деятельности.
В результатеучебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получатпредставление:
· офилософских и методологических основаниях научной деятельности и научныхметодах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
· отаких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежностьгипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
· отом, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований вестественных науках;
· обистории науки;
· оновейших разработках в области науки и технологий;
· оправилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской иисследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторскогоправа и т. п.);
· одеятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатахисследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализациипроектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т.п.).
Выпускник сможет:
· решатьзадачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметныезадачи);
· использоватьосновной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
· использоватьосновные принципы проектной деятельности при решении своихучебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальнойжизни;
· использоватьэлементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
· использоватьэлементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных входе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формированияуниверсальных учебных действий, в ходе освоения принциповучебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
· формулироватьнаучную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходяиз культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
· восстанавливатьконтексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяяместо своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
· отслеживатьи принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видовдеятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственныхцелей;
· оцениватьресурсы, в том числе и нематериальные, такие, как время, необходимые длядостижения поставленной цели;
· находитьразличные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющихсредства для проведения исследований и реализации проектов в различных областяхдеятельности человека;
· вступатьв коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективнопрезентуя свой проект или возможные результаты исследования, с цельюобеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
· самостоятельнои совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериевоценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования накаждом этапе реализации и по завершении работы;
· адекватнооценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматриватьпути минимизации этих рисков;
· адекватнооценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он внесет вжизнь других людей, сообществ);
· адекватнооценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможныеварианты применения результатов.
Содержание курса
Микромир
Основные сведенияо строении атома. Протонно-нейтронная теория строения атомного ядра Д.Иваненко и В. Гейзенберга. Электронная оболочка. Изотопы. Современное определениепонятия «химический элемент».
Периодическийзакон Д. И. Менделеева и строение атома.
Предпосылки открытия периодическогозакона. Первые попытки классификации химических элементов. Периодичность визменении свойств химических элементов и их соединений. Периодический закон вформулировке Д. И. Менделеева. Современные представления о причинахпериодического изменения свойств химических элементов и их соединений. Современнаяформулировка Периодического закона. Периодическая система химических элементовД. И. Менделеева как графическое отображение периодического закона. Структурапериодической таблицы. Периоды и группы.
ЗначениеПериодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И.Менделеева для формирования естественнонаучной картины мира.
Прогностическая сила и значениепериодического закона и периодической системы. Значение Периодического закона иПериодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки ипонимания химической картины мира.
Благородные газы. Благородныегазы, причина их существования в атомарном состоянии. Применение благородныхгазов.
Вещества и ихклассификация. Простые (металлы и неметаллы) и сложные вещества(оксиды, кислоты, основания, соли). Аллотропия как причина многообразия простыхвеществ. Неорганические и органические соединения.
Виды химическихсвязей и типы кристаллических решеток.
Ионная химическая связь. Катионы ианионы. Схема образования ионной связи. Ионные кристаллические решетки. Хлориднатрия — типичный представитель соединений с ионным типом связи. Ковалентнаясвязь как связь, возникающая за счет образования общих электронных пар. Атомныеи молекулярные кристаллические решетки. Металлическая химическая связь иметаллические кристаллические решетки.
Углеводороды.Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.
Природный газ, его состав инаправления использования в качестве топлива и химического сырья. Конверсияметана. Синтез-газ и его использование для получения синтетического бензина иметанола. Предельные и непредельные углеводороды. Качественные реакции накратную связь. Особенности состава, строения и свойств органических соединений.Основные положения теории химического строения А. Бутлерова, Ф. Кекуле, А.Купера.
Нефть и еепереработка. Нефть,ее состав, физические свойства и происхождение. Экологические последствияразлива нефти и способы борьбы с ними. Попутный нефтяной газ, его состав.Процессы переработки нефти: ректификация и крекинг. Продукты переработки нефтии их использование.
Полимеры. Основныепонятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, элементарноезвено, степень полимеризации. Способы получения полимеров: реакцииполимеризации и поликонденсации. Биополимеры и их биологическая роль. Пластмассы.Термопласты и реактопласты. Представители пластмасс и области их применения. Волокна.Природные и химические волокна. Представители волокон и области их применения. Неорганическиеполимеры как вещества атомной структуры.
Смеси, их состав. Понятие осмеси как системе, состоящей из различных химических веществ. Классификациясмесей по визуальным признакам и по агрегатному состоянию. Состав смесей:массовая и объемная доли компонента смеси. Способы разделения смесей.
Дисперсныесистемы. Понятиео дисперсной системе. Классификация дисперсных систем по размерам дисперсной фазыи агрегатному состоянию дисперсионной среды и дисперсной фазы. Значениедисперсных систем в природе, промышленности и повседневной жизни человека. Грубодисперсныесистемы и их классификация. Применение этих систем в технике и быту. Тонкодисперсныесистемы, их классификация. Коагуляция. Синерезис. Физические свойствагазообразных (пропан-бутановая смесь в зажигалке), жидких (бензин) и твердых(парафин) алканов: агрегатное состояние, растворимость в воде. Горениепропан-бутановой смеси (зажигалка). Отношение предельных и непредельныхуглеводородов к раствору перманганата калия и бромной воде. Образованиенефтяной пленки на поверхности воды. Обнаружение непредельных соединений вжидких нефтепродуктах. Получение пластической серы. Получение белого фосфора. Получениедистиллированной воды. Образцы различных дисперсных систем: эмульсии,суспензии, аэрозоли, гели и золи. Получение коллоидного раствора из хлоридажелеза (III). Коагуляция полученного раствора. Эффект Тиндаля.
Химические реакциии их классификация. Химические реакции или химические явления,их отличия от физических явлений. Реакции без изменения состава веществ:аллотропизации и изомеризации. Реакции, идущие с изменением числа и состава веществ:соединения, разложения, замещения, обмена. Реакции, протекающие с выделениемили поглощением теплоты: экзо- и эндотермические. Другие признаки классификациихимических реакций на примере синтеза оксида серы (VI): изменение степенейокисления элементов, образующих вещества, использование катализатора,агрегатное состояние веществ, направление процессов.
Скоростьхимической реакции. Понятие о скорости химической реакции.Гомогенные и гетерогенные реакции. Зависимость скорости химической реакции отприроды реагирующих веществ, их концентрации. Зависимость скорости реакции оттемпературы. Правило Вант-Гоффа. Зависимость скорости реакции от площадисоприкосновения веществ и наличия катализатора.
Окислительно-восстановительныереакции (ОВР). Электролиз. Степень окисления и ее определение поформуле соединения. Понятие об ОВР. Окислитель и восстановитель, окисление ивосстановление. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Электролитическоеполучение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика игальваностегия.
Химическиеисточники тока. Гальванические элементы на примере элементаДаниэля—Якоби, их устройство и принцип действия. Устройство батарейки напримере сухого щелочного элемента. Устройство свинцового аккумулятора. Гальванизацияи электрофорез.
Наночастицы. Характеристикананочастиц. Природные наночастицы. Наночастицы в космосе, атмосфере,гидросфере, биосфере. Наночастицы в технике и технологиях.
Конструированиенаноматериалов. Основные способы получения наночастиц: «сверху вниз» и«снизу вверх». Молекулярный синтез и самосборка. Наноскопическое выращиваниекристаллов и полимеризация.
Нанотехнологии вжизни современного общества. Понятие о нанотехнологиях. Значениенанотехнологий в различных областях науки и техники: энергетике, электронике,медицине, авиации и космонавтике, сельском хозяйстве, охране окружающей среды,оптике. Углеродные нанотрубки и области их применения.
Человеки его здоровье
Систематическоеположение человека в мире животных.
Биологическая классификациячеловека. Прямохождение и его влияние на скелет человека. Рука – орган ипродукт труда. Развитие черепа и головного мозга человека. Первая и втораясигнальные системы. Биосоциальная природа человека.
Генетика человекаи методы ее изучения. Основные понятия генетики:наследственность, изменчивость, ген, хромосомы, мутации, геном, генотип,фенотип, доминирующие и рецессивные признаки. Геном человека и его расшифровка.Практическое значение изучения генома человека. Методы изучения генетики человека:генеалогический, близнецовый, цитогенетический. Генетические заболеваниячеловека.
Физика человека. Скелет сточки зрения физического понятия о рычаге. Кровообращение в светегидродинамики: пульс, кровяное давление. Диффузия как основа формированияпервичной и вторичной мочи в почках, а также газообмена в тканях и легких. Терморегуляцияс помощью кожи путем теплопроводности, конвекции, излучения и испарения воды. Электродинамическаяприрода передачи нервных импульсов. Оптическая система зрения. Акустическаясистема слуха и голосообразование.
Химия человека. Химическийсостав тела человека: элементы и вещества, их классификация и значение. Вода,ее функции. Водный баланс в организме человека. Минеральные вещества и их рольв жизнедеятельности организма человека. Заболевания, связанные с недостаткомили избытком некоторых химических элементов в организме человека.
Витамины. Историяоткрытия витаминов. Витамины как биологически активные вещества. Болезни,вызванные недостатком или избытком витаминов: авитаминозы, гиповитаминозы,гипервитаминозы. Суточная потребность человека в витаминах и их основные функции.Классификация витаминов. Водорастворимые витамины на примере витамина С.Жирорастворимые витамины на примере витамина А.
Гормоны. Нервная игуморальная регуляции процессов жизнедеятельности организма. Гормоны какпродукты, вырабатываемые железами внутренней секреции. Классификация гормоновпо железам, которые их продуцируют, и по химической природе. Свойства гормонов.Инсулин как гормон белковой природы. Адреналин как гормон аминокислотнойприроды. Стероидные гормоны на примере половых. Гипер- и гипофункция железвнутренней секреции.
Лекарства. Краткиесведения о зарождении и развитии фармакологии. Классификация лекарственныхсредств по агрегатному состоянию: жидкие, твердые, мягкие. Алкалоиды. Вакцины.Химиотерапевтические препараты. Антибиотики. Наркотические препараты.Наркомания и ее последствия. Оптимальный режим применения лекарственныхпрепаратов.
Здоровый образжизни. Физическиездоровье и его критерии. Психическое здоровье и его критерии. Нравственноездоровье и его критерии. Три основные составляющие здорового образа жизни:режим дня, правильное питание, физическая активность и занятие спортом. Факторы,влияющие на здоровье человека: окружающая среда, профилактическая вакцинация,стрессы, вредные привычки. Алкоголизм и его последствия. Наркомания и еепоследствия.
Физика на службездоровья человека. Антропометрия: измерение длины и массы тела,спирометрия и жизненная емкость легких. Тепловые измерения и теплотерапия.Измерение артериального давления. Гипертония и гипотония. Ультразвуковаядиагностика и терапия. Электротерапия. Лазерная терапия. Магнитный резонанс ирентгенодиагностика. Флюорография. Томография.
Естествознание наслужбе человека
Элементарны лиэлементарные частицы? Понятие о физике высоких энергий. Линейныйускоритель элементарных частиц, адронный коллайдер. Деление атомного ядра:протоны, нейтроны. Фундаментальные частицы: лептоны и кварки. Фотоны. Бозоны.Античастицы.
Большой адронныйколлайдер. Монтажи установка Большого адронного коллайдера. Принцип действия коллайдера. Происхождениемассы. Бозон Хиггса. Происхождение Вселенной. Антимир.
Атомнаяэнергетика. Получениеэлектрического тока с помощью электрогенератора. Традиционная энергетика инетрадиционная энергетика. Основные понятия атомной энергетики.Радиоактивность. Ядерные реакции. Атомная станция и принцип ее работы. АЭС набыстрых нейтронах. Радиоизотопные термоэлектрические генераторы (РИТЭГи), принципих действия. Области применения атомной энергетики. Перспективы использованияатомной энергетики после крупнейшей аварии на АЭС.
Продовольственнаяпроблема и пути ее решения. География голода и его причины. Основныенаправления в решении продовольственной проблемы:
· использованиехимических веществ;
· созданиеискусственных продуктов питания;
· методысоздания высокопроизводительных сортов растений и пород животных.
Биотехнология. Понятиебиотехнологии как производительной силы общества, использующей живые организмыи биологические процессы в производстве.
Три этапа становления и развитиябиотехнологии: ранняя, новая и новейшая.
Генная инженерия.Генномодифицированные организмы и трансгенные продукты. Клеточная инженерия.Клонирование. Эмбриональные и стволовые клетки. Биологическая инженерия какметод использования микрорганизмов в качестве биореакторов для полученияпромышленной продукции. Основные направления использования ферментативныхпроцессов. Иммобилизованные ферменты.
Лес и лесоводство.Лескак фитоценоз. Влажный тропический лес. Леса умеренного пояса. Значение леса вбиосфере и жизни человека. Лесные пожары, причины их возникновения, тушение ипрофилактика пожаров. Лесоводство как отрасль растениеводства и науки.Лесопитомники.
Синергетика. Понятие осинергетике и самоорганизация открытых систем. Общие принципы синергетики.Точка бифуркации и аттракт. Роль синергетики для изучения природных исоциальных явлений.
Структурирование материального мираи его изучение специальными разделами физики.
Формы движения материи.
Естествознание иискусство.
Золотое сечение и его использованиев произведениях архитектуры, живописи, скульптуры. ПоследовательностьФибоначчи, ее применение в искусстве. Распространенность правила золотогосечения и последовательности Фибоначчи в живой природе. Бионика и архитектура. Взаимопроникновениеестествознания и искусства.
Лабораторные опыты
- Конструирование таблицы Д. И. Менделеева с использованием карточек.
- Ознакомление с коллекциями металлов и сплавов.
- Выпаривание раствора поваренной соли. Фильтрование гетерогенной смеси. Отстаивание как способ разделения смесей декантацией и с помощью делительной воронки.
- Ознакомление с дисперсными системами.
- Влияние температуры на скорость реакции оксида меди (II) с серной кислотой. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV), а также каталазы сырого картофеля.
- Вытеснение меди из раствора сульфата меди (II) железом.
- Изучение инструкции по применению аптечных препаратов витаминов. Определение рН раствора витамина С.
- Определение рН среды раствора аспирина.
Практические работы
- Изучение фотографий треков заряженных частиц.
- Получение, собирание и распознавание газов.
- Изучение химических реакций.
- Сборка гальванического элемента и испытание его действия.
- Создай лицо ребенка.
- Оценка биологического возраста.
- Оценка индивидуального уровня здоровья.
- Определение суточного рациона питания.
- Изучение явления электромагнитной индукции.
- Золотое сечение и его отражение в произведениях искусства.
Учебно-методическоеобеспечение
Учебно-методическое и материально-техническоеобеспечение образовательного процесса
Программа курса естествознания для 10-11 классовобщеобразовательных учреждений (авторы О.С.Габриелян, С.А. Сладков)
УМК «Естествознание. 11 класс»
1. Естествознание. Базовыйуровень. 10 класс. Учебник (авторы: О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов,Н. С. Пурышева, С. А. Сладков, В. И. Сивоглазов).
2. Естествознание. Базовыйуровень. 10 класс. Книга для учителя (авторы: О. С. Габриелян, С. А. Сладков,И. Г. Остроумов).
3. Естествознание. Базовыйуровень. 10 класс. Рабочая тетрадь (авторы: О. С. Габриелян, С. А. Сладков).
4. Электронная форма учебника.
Цифровыеобразовательные ресурсы
1. Модули электронных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru)
2. Материалы единой коллекции цифровых образовательныхресурсов (http://school/collection.edu.ru)
Технические средстваобучения
1. Персональный компьютер
2. Медиа проектор.
3. Интерактивная доска.
4. Документ камера.
Тематическое планирование по естествознанию, 11 класс базовыйуровень (3ч в неделю, всего 102 часа)
№ п/п |
Перечень разделов, тем программы |
Количество часов по каждой теме |
|||
общее |
Лабораторные опыты |
Практические работы |
Контрольные мероприятия |
||
1 |
Повторение курса 10 класса |
7 |
|
|
1 |
2 |
Микромир. Атом. Вещества. Реакции. |
34 |
3 |
2 |
1 |
3 |
Химические реакции. |
13 |
3 |
2 |
1 |
4 |
Человек и его здоровье |
21 |
2 |
4 |
1 |
5 |
Современное естествознание на службе человека |
23 |
|
2 |
|
6 |
Вклад современных учёных в формирование ЕНКМ |
4 |
|
|
|
|
Итого |
102 |
8 |
10 |
4 |
Календарно-тематическое планирование курса «Естествознание»,11 класс.
№ урока |
Тема урока |
дата |
Виды КМ |
Макс. балл |
Примечание |
11АБ |
|||||
1. Повторение курса 10 класса (7 ч) |
|||||
1/1 |
Многообразие естественного мира: мегамир, макромир, микромир |
|
|
|
Записи в тетради |
2/2 |
Биосфера. |
|
|
|
Записи в тетради |
3/3 |
Уровни организации жизни на Земле |
|
|
|
Записи в тетради |
4/4 |
Основные положения синтетической теории эволюции |
|
|
|
логическая структура дарвинизма |
5/5 |
Элементы термодинамики |
|
|
|
Записи в тетради |
6/6 |
Элементы теории относительности |
|
|
|
Записи в тетради |
7/7 |
Контрольная работа №1 «Повторение основных законов, понятий и теорий курса 10 класса» |
|
Контрольная работа |
20 |
Записи в тетради |
2. Микромир. Атом. Вещества. (34 ч) |
|||||
1/8 |
Основные сведения о строении атома |
|
|
|
§ 1 (с. 4-6) |
2/9 |
Строение атома |
|
|
|
§ 1, задания № 1-4 |
3/10 |
Строение атома |
|
|
|
§ 1, задания № 5-8 |
4/11 |
Практическая работа №1 «Изучение фотографий треков заряженных частиц» |
|
Практическая работа |
10 |
§ 1 |
5/12 |
Первые попытки классификации химических элементов |
|
|
|
§ 2 |
6/13 |
Открытие Периодического закона |
|
|
|
§ 2, карточки |
7/14 |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева |
|
|
|
§ 2 |
8/15 |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева |
|
|
|
§ 2 (с. 13-18) |
9/16 |
Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева |
|
Самостоятельная работа |
5 |
§ 2 |
10/17 |
Благородные газы |
|
|
|
§ 3, с. 22-24 |
11/18 |
Ионная химическая связь |
|
|
|
§ 3, с. 26-27 |
12/19 |
Ковалентная химическая связь |
|
|
|
§ 3, с. 28-29 |
13/20 |
Ковалентная химическая связь |
|
|
|
§ 3, задания № 1-2 |
14/21 Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 |
Металлическая химическая связь |
|
|
|
§ 3, с. 29-30 |
15/22 |
Изучение свойств веществ с металлическим типом связи |
|
Лабораторная работа |
5 |
§ 3, задания № 3-4 |
16/23 |
Молекулярно-кинетическая теория |
|
|
|
§ 3, задания № 5-6 |
17/24 |
Агрегатные состояния вещества |
|
|
|
§ 3 |
18/25 |
Природный газ |
|
|
|
§ 4, задания № 1-3. |
19/26 |
Природный газ. Предельные углеводороды |
|
|
|
§ 4, задания № 1-5. |
20/27 |
ПР №2 «Получение, собирание и распознавание газов» |
|
Практическая работа |
10 |
§ 4, задания № 1-3. |
21/28 |
Жидкие вещества. Нефть |
|
|
|
§ 5, задания № 1-2. |
22/29 |
Твёрдое состояние вещества |
|
|
|
§ 5, задания № 3-4. |
23/30 |
Жидкие кристаллы |
|
|
|
Записи в тетради. |
24/31 |
Классификация неорганических веществ и её относительность |
|
|
|
Записи в тетради. |
25/32 |
Классификация органических соединений |
|
|
|
Записи в тетради. |
26/33 |
Классификация органических соединений |
|
|
|
Записи в тетради. |
27/34 |
Полимеры |
|
|
|
§ 6, задания № 1-2. |
28/35 |
Полимеры |
|
Самостоятельная работа |
5 |
§ 6, задания № 3-4. |
29/36 |
Смеси веществ, их состав |
|
|
|
§ 7, задания № 1-3 |
30/37 |
Смеси веществ, способы их разделения |
|
Самостоятельная работа |
7 |
§ 7, задания № 4-7 |
31/38 |
Дисперсные системы |
|
|
|
§ 8, задания № 1-3 |
32/39 |
Дисперсные системы |
|
Самостоятельная работа |
3 |
§ 8, задания № 4-6 |
33/40 |
Повторение и обобщение по теме «Строение атома и вещества» |
|
|
|
§ 1-8 |
34/41 |
КР №2 «Строение атома и вещества» |
|
Контрольная работа |
20 |
§ 1-8 |
3. Химические реакции (13 ч) |
|||||
1/42 |
Химические реакции |
|
|
|
§ 9, стр. 69-73 |
2/43 |
Классификация химических реакций |
|
|
|
§ 9, стр. 69-73, задания № 1-3 |
3/44 |
Скорость химической реакции |
|
|
|
§ 9, стр. 73-77 |
4/45 |
Скорость химической реакции |
|
Самостоятельная работа |
5 |
§ 9, стр. 73-77, задания № 4-6 |
5/46 |
Обратимость химических реакций |
|
|
|
§ 9 |
6/47 |
ПР №3 «Изучение химических реакций» |
|
Практическая работа |
10 |
§ 9 |
7/48 |
Окислительно-восстановительные реакции |
|
|
|
§ 10,стр. 78-80, задания № 1-3 |
II полугодие |
|||||
8/49 |
Электролиз |
|
|
|
§ 10, стр. 80-83, задания № 4-6 |
9/50 |
Химические источники тока. Гальванические элементы |
|
|
|
§ 11 |
10/51 |
Химические источники тока. Современные химические источники тока |
|
|
|
§ 11 |
11/52 |
ПР №4 «Сборка гальванического элемента и испытание его действия» |
|
Практическая работа |
8 |
§ 11, задания № 1-5 |
12/53 |
Повторение и обобщение по теме «Химические реакции» |
|
|
|
§§ 9-11 |
13/54 |
КР №3 «Химические реакции» |
|
Контрольная работа |
12 |
Повторить §§ 9-11 |
4. Человек и его здоровье (21 ч) |
|||||
1/55 |
Систематическое положение человека в мире животных |
|
|
|
§ 16, задания № 1-3 |
2/56 |
Систематическое положение человека в мире животных |
|
|
|
§ 16, задания № 4-6 |
3/57 |
Генетика человека |
|
|
|
§ 17 |
4/58 |
Методы изучения генетики человека |
|
|
|
§ 17, задания № 1-4 |
5/59 |
ПР №5 «Создай лицо ребёнка» |
|
Практическая работа |
8 |
§ 17 |
6/60 |
Физика человека |
|
|
|
§ 18 |
7/61 |
Физика человека. Терморегуляция, оптика, акустика |
|
|
|
§ 18, задания № 1-6 |
8/62 |
Химия человека. Химические вещества в организме человека |
|
|
|
§ 19 |
9/63 |
Химия человека. Вода и минеральные вещества в организме человека |
|
Самостоятельная работа |
4 |
§ 19, задания № 1-6 |
10/64 |
Витамины |
|
|
|
§ 20 |
11/65 |
Гормоны |
|
|
|
§ 21 |
12/66 |
Лекарства |
|
|
|
§ 22 |
13/67 |
Здоровый образ жизни |
|
|
|
§ 23 |
14/68 |
Здоровый образ жизни |
|
Презентация |
4 |
§ 23 |
15/69 |
Физика на службе здоровья человека. Физические основы антропометрических измерений |
|
|
|
§ 24 |
16/70 |
Физика на службе здоровья человека. Физические методы диагностики и лечения |
|
Презентация |
4 |
§ 24 |
17/71 |
ПР №6 «Оценка индивидуального уровня здоровья» |
|
Практическая работа |
8 |
§ 24 |
18/72 |
ПР №7 «Оценка биологического возраста» |
|
Практическая работа |
8 |
§ 24 |
19/73 |
ПР №8 «Определение суточного рациона питания» |
|
Практическая работа |
8 |
§ 24 |
20/74 |
Повторение и обобщение по теме «Человек и его здоровье» |
|
|
|
§ 16-24 |
21/75 |
КР №4 по теме «Человек и его здоровье» |
|
Контрольная работа |
12 |
§ 16-24 |
5. Современное естествознание на службе человека (23 ч) |
|||||
1/76 |
Элементарны ли элементарные частицы? |
|
|
|
§ 25 |
2/77 |
Элементарны ли элементарные частицы? |
|
|
|
§ 25, задания № 1-5 |
3/78 |
Большой адронный коллайдер. Устройство и принцип действия БАК |
|
|
|
§ 26 |
4/79 |
Большой адронный коллайдер. Научные проблемы, решаемые на БАК |
|
|
|
§ 26, задания № 1-4 |
5/80 |
Явление электромагнитной индукции. Генерация электроэнергии |
|
|
|
§ 27 |
6/81 |
Атомная энергетика. |
|
|
|
§ 27, задания № 1-4 |
7/82 |
ПР №9 «Изучение явления электромагнитной индукции» |
|
Практическая работа |
8 |
§ 27 |
8/83 |
Продовольственные проблемы и пути их решения |
|
|
|
§ 28 |
9/84 |
Продовольственные проблемы и пути их решения |
|
|
|
§ 28, задания № 1-6 |
10/85 |
Биотехнология. Генная инженерия |
|
|
|
§ 29 |
11/86 |
Биотехнология. Клеточная инженерия |
|
|
|
§ 29 |
12/87 |
Биотехнология. Биологическая инженерия |
|
Презентация |
4 |
§ 29, задания № 1-7 |
13/88 |
Что такое наномир? |
|
|
|
§ 12, задания № 1-5 |
14/89 |
Наночастицы в природе |
|
|
|
§ 13 |
15/90 |
Наночастицы в технике |
|
|
|
§ 13, задания № 1-5 |
16/91 |
Конструирование наноматериалов |
|
|
|
§ 14, задания № 1-5 |
17/92 |
Настоящее и будущее нанотехнологий |
|
Презентация |
4 |
§ 15, презентация |
18/93 |
Лес и лесопроизводство. Лес как фитоценоз. |
|
|
|
§ 30, задания № 1-3 |
19/94 |
Лес и лесопроизводство. Роль леса в биосфере и жизни человека. |
|
|
|
§ 30, задания № 4-6 |
20/95 |
Синергетика |
|
|
|
§ 31 |
21/96 |
Естествознание и искусство |
|
|
|
§ 32 |
22/97 |
Естествознание и искусство |
|
|
|
§ 32, задания № 1-6 |
23/98 |
ПР №10 «Золотое сечение и его отражение в произведениях искусства» |
|
Практическая работа |
8 |
§ 32 |
6. Вклад современных учёных в формирование ЕНКМ (4 ч) |
|||||
1/99 |
Вклад российских ученых в формирование ЕНКМ |
|
|
|
Презентация |
2/100 |
Вклад российских ученых в формирование ЕНКМ |
|
|
|
Презентация |
3/101 |
Современные открытия российских ученых |
|
|
|
Презентация |
4/102 |
Современные открытия российских ученых |
|
|
|
Презентация |