На уроках физики мы в большей степени можем развиватьчитательскую, математическую и естественнонаучную грамотность. При планированииуроков по определенной теме я сначала подбираю задания с целью формированияразличных видов функциональной грамотности.
Математическая грамотность формируется при решении расчетных задач, при переводеединиц измерения физических величин в систему единиц СИ, при нахождении иизвлечении математической информации в различном контексте, прианализе, и сравнении полученных результатов. Вот несколько примеровтаких заданий.
1. По прямому шоссе едетлегковой автомобиль со скоростью v_1=60 v1=60 км/ч. Навстречу ему едет автобус с той же скоростью,а за ним — грузовик со скоростью v_2=45v2=45 км/ч. В некоторый момент времени расстояние междуавтобусом и грузовиком составляло S=4,2 S=4,2 км, а расстояние междулегковым автомобилем и грузовиком было в n=3n=3 разабольше. Сколько времени t легковойавтомобиль двигался до встречи с грузовиком после встречи с автобусом?
Ответ вырази в минутах.
2. На графике представлена зависимость координаты от времени длядвух тел. Выясните, какое тело двигалось с большей скоростью и запишите вответе значение этой скорости.
Читательскую грамотность можноформировать с помощью плана-конспекта параграфа, следуя которому обучающийсяизучает информацию в тексте, понимает, осмысливает, извлекает и интерпретирует,заполняя конспект по плану.
Примеры учебных заданий для формирования читательской грамотности.
1. Используя материал в параграфеучебника найдите сходство и отличие понятий : инерция и инертность.
2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Ау, вы меня слышите?
В 1938 г. американские исследователи Г.Пирс и Д.Гриффин, применивспециальную аппаратуру, установили, что великолепная ориентировка летучих мышейв пространстве связана с их способностью воспринимать эхо. Оказалось, что вовремя полёта мышь излучает короткие ультразвуковые сигналы на частоте около 8 •104 Гц, а затем воспринимает эхо-сигналы, которые приходят к ней от ближайшихпрепятствий и от пролетающих вблизи насекомых. Гриффин назвал способориентировки летучих мышей по ультразвуковому эху эхолокацией.
Ультразвуковые сигналы, посылаемые летучей мышью в полёте, имеютхарактер очень коротких импульсов – своеобразных щелчков. Длительность каждоготакого щелчка (1…5) • 10–3 с, ежесекундно мышь производит около десяти такихщелчков.
Американские учёные обнаружили, что тигры используют длякоммуникации друг с другом не только рёв, рычание и мурлыкание, но также иинфразвук. Они проанализировали частотные спектры рычания представителей трёхподвидов тигра – уссурийского, бенгальского и суматранского – и обнаружили вкаждом из них мощную низкочастотную компоненту. По мнению учёных, инфразвукпозволяет животным поддерживать связь на расстоянии до 8 км, посколькураспространение инфразвуковых сигналов менее чувствительно к помехам, вызваннымрельефом местности.
Вопросы
1. В чём отличие ультразвука и инфразвука от звуковых волн,воспринимаемых человеком?
2. Почему Г.Пирс и Д.Гриффин назвали способ ориентировки летучихмышей эхолокацией? Где ещё используется подобный принцип обнаружения объекта?
3. Объясните своими словами, как вы понимаете словосочетание«частотные спектры».
4. Почему инфразвук в отличие от обычного звука позволяет тиграмобщаться на столь далёких расстояниях? Какие известные вам свойства волнпроявляются в данном случае?
Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскуюпозицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовностьинтересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучная грамотность формируется в большей степени спомощью экспериментальных или качественных задач, которые закладывают навыки использованияестественнонаучных знаний для понимания физических процессов и явлений вокружающем нас мире.
Примеры учебных заданий для формирования естественнонаучной грамотности
1. Апельсин, лежащий на столе в вагоне движущегося поезда, приэкстренном торможении поезда начнёт катиться в направлении движения этогопоезда. Какое физическое явление иллюстрирует этот пример? Объясните этоявление.
2. Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки впластиковую бутылку, заполненную водой и крепко закрытую, то бутылкаразорвётся. Действие какого физического закона иллюстрирует этот пример?Сформулируйте этот закон.
Значительную роль в развитии функциональной грамотности играет использованиеразнообразных индивидуальных домашних заданий, при этом развиваетсясамостоятельное и креативное мышления, появляется интерес, но также учитываютсяиндивидуальные особенности учащихся. Примеры:
· Визуализациятекста (представление текстовой информации в наглядном виде: списки, таблицы,фотографии, диаграммы, схемы, рисунки);
· Физическиеопыты дома
— тайное послание;
— реактивный двигатель;
— резиновое яйцо.
Использование подобных заданий на урокахфизики, позволяет предоставить возможность ученикам размышлять над своимизнаниями и убеждениями, задавать вопросы, пополнять объём знаний, перестраиватьсвоё понимание, формулировать выводы, то есть активно участвовать в процессеучения, что повышает их функциональную грамотность.