Муниципальноеказенное образовательное учреждение
Ханты –Мансийского района
«Средняяобщеобразовательная школа п. Кирпичный»
Рабочаяпрограмма
покурсу
«Путешествие по школе Этикета»
(внеурочнаядеятельность)
дляобучающихся 1-2 классов
Срок реализации программы: 2018-2019 учебныйгод
Год разработки 2018
Составил:
учительначальных классов Образцова О.В.
Содержание:
I.Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности. 3- 4
II. Содержание программы «Путешествие по странеЭтикета» 4- 6
III.Календарно-тематическое планирование 6- 7
I.Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
В результате прохождения программы внеурочной деятельностипредполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов –учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, втом числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
1.сформировать позитивное отношение учащихся к занятиямэтической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второйуровень результатов — получение обучающимися опытапереживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Длядостижения данного уровня результатов необходимо:
1. Воспитать взаимоотношения обучающихся науровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получаетпрактическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
2. Обучающиеся должны получить опытвзаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми всоответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов — получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности,ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
1.сформироватьнавык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальныхсубъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытойобщественной среде.
Спереходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательныеэффекты:
· на первом уровне воспитание приближено кобучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научныезнания, сколько знания о ценностях;
· на третьем уровне создаются необходимыеусловия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социальнозначимой деятельности.
Переходот одного уровня воспитательных результатов к другому должен бытьпоследовательным, постоянным.
Врезультате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательныерезультаты:
· начальные представления о моральных нормахи правилах нравственного поведения;
· нравственно-этический опыт взаимодействиясо сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии собщепринятыми нравственными нормами;
· неравнодушие к жизненным проблемам другихлюдей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
· способность эмоционально реагировать нанегативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализироватьнравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
· уважительное отношение к родителям, кстаршим, заботливое отношение к младшим;
· знание традиций своей семьи иобразовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Формыучета оценки планируемых результатов
1.Опрос
2.Наблюдение
3.Диагностика:
· нравственной самооценки;
· этики поведения;
· отношения к жизненным ценностям;
· нравственной мотивации.
· Анкетирование обучающихся и родителей.
II. Содержание программы «Путешествие постране Этикета»
1-2 классы
Раздел 1. Этика общения (9 часов)
Тема 1. Если песни петь, с ними веселей.
Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? Отулыбки станет всем теплей.
Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно.
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудногогорода». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей кГудвину.
Тема 3. Добро творить – себя веселить.
Заочное путешествие в библиотеку. Выставка рисунков одобре.
Тема 4. Подумай о других.
Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка изсказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступайвсегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
Тема 5. Подарок коллективу.
Урок-сюрприз, урок общения.
Тема 6. Делу – время, потехе — час.
Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе — час».Изготовление значка — вежливость. Работа в группах
Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Выставка значков для школы вежливости. Разговор одоброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила:«Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Тема 8. Дружим с добрыми словами.
Идетработа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть –доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью,лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.
Тема 9. Любим добрые поступки.
Учимсявидеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах.Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 10. По правилам этикета.
Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринтуэтикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы:«Уважая человека – уважаешь себя».
Тема 11. Приглашение к столу.
Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие застолом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра«Концерт для именинников».
Тема 12. Вот школа, дом, где мы живем.
Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулированиеправил этикета.
Тема 13. Вот магазин, куда идем.
Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрываниеситуаций.
Тема 14. Дороги, транспорт, пеший путь.
Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожногодвижения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.
Тема 15-16. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правиламиповедения в лесу, на лугу, на речке.
Тема 17. В гостях у Вежи.
Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
Тема 18. Подари другому радость.
Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составлениепредложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можемдарить радость».
Тема 19. От чего зависит настроение.
Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правиламисоздания хорошего настроения.
Тема 20. Не стесняйтесь доброты своей.
Подарок Старичку — лесовичку и гномику Пыху. Созданиегазеты
Тема 21. Мой дом – моя семья.
Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномикуПыху и Старичку — лесовичку».
Тема 22. В труде человек хорошеет.
Практическое занятие: «Наш общий дом»
Тема 23. Все на белом свете солнышкины дети.
Путешествие на полянку к Старичку – лесовичку и гномикуПыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Тема 24. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставкарисунков и поделок.
Тема 25. Со взрослыми и сверстниками.
Фотогалерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могуназвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.
Тема 26. Цени доверие других.
Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими».Письмо гномику Пыху и Старичку — лесовичку.
Этика отношений в коллективе (10 часов)
Тема 27. Как здорово, что все мы здесь сегоднясобрались.
Коллективная цветопись настроения. Беседа о том, как можноулучшить настроение. Песня «Настоящий друг».
Тема 28. Советуем друг другу.
Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой,зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»
Тема 29. Общее и особенное для мальчиков и девочек.
Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составлениетребований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этихсоветов.
Тема 30. Поговорил бы кто со мной.
Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа посоставлению своего разговора.
Тема 31. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в процессе которой каждыйребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысликоллективу.
Тема 32. Делаем газету.
Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год.Дети выражают свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который послепрочтения помещаются в газету. Оформление газеты.
Тема 33. Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
Тема 34. Вот и стали добрей и умней.
Путешествиепо лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других,стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней идобрей.
3. Календарно – тематическое планирование
1-2классы
№ |
Раздел |
Тема |
Дата |
|
||
|
|
По плану |
Факт |
|
||
1 |
Этика общения ( 9 часов) |
Если песни петь с ними веселей.
|
|
|
|
|
2 |
Добрым жить на белом свете радостно. |
|
|
|
||
3 |
Добро творить – себя веселить. |
|
|
|
||
4 |
Подумай о других. |
|
|
|||
5 |
Подарок коллективу. |
|
|
|||
6 |
Делу время, а потехе — час. |
|
|
|||
7 |
Чего в другом не любишь, того и сам не делай. |
|
|
|||
8 |
Дружим с добрыми словами. |
|
|
|||
9 |
|
Любим добрые поступки. |
|
|
||
10 |
Этикет (8 часов) |
По правилам этикета. |
|
|
||
11 |
Приглашение к столу. |
|
|
|||
12 |
Вот школа, дом, где мы живём. |
|
|
|||
13 |
Вот магазин, куда идём. |
|
|
|||
14 |
Дороги, транспорт, пеший путь. |
|
|
|||
15 |
Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. |
|
|
|||
16 |
Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. |
|
|
|||
17 |
В гостях у Вежи. |
|
|
|||
18 |
Этика отношений с окружающими (9 часов) |
Подари другому радость. |
|
|
||
19 |
От чего зависит настроение. |
|
|
|||
20 |
Не стесняйтесь доброты своей. |
|
|
|||
21 |
Мой дом – моя семья. |
|
|
|||
22 |
В труде человек хорошеет. |
|
|
|||
23 |
Все на белом свете солнышкины дети. |
|
|
|||
24 |
Поздравляем наших мам. |
|
|
|||
25 |
Со взрослыми и сверстниками. |
|
|
|||
26 |
Цени доверие других. |
|
|
|||
27 |
|
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. |
|
|
||
28 |
Этика отношений в коллективе ( 8 часов) |
Советуем друг другу. |
|
|
||
29 |
Общее и особенное для мальчиков и девочек. |
|
|
|||
30 |
Поговорил бы кто со мной. |
|
|
|||
31 |
Подарок коллективу. |
|
|
|||
32 |
Делаем газету. |
|
|
|||
33 |
Доброта что солнце. |
|
|
|||
34 |
Вот и стали добрей и умней.
|
|
|
|||