X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

                                                                                   Муниципальноеобщеобразовательное учреждение

«Коменская средняяобщеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Рассмотрено на Педагогическом совете № 14 от 29.08.2022

 

Согласовано

Зам. директора по УВР

_______Кузькина О.В.

Утверждаю

Директор МОУ «Коменская СОШ»

  _ ___Гончарова М.С.

Приказ № 196 от 01.09.2022

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           

 

                                  

      

 

 

 

                                                                                                                   Рабочая программа

 

«Основы общей биологии»

9 класс  2022-2023 учебныйгод

 

 

                                                                                                                                                                            Составитель:

                                                                                                                                                               КозловаО.Е., учитель биологии

                                                                                                                                                                            высшей квалификационнойкатегории

                                                                                                                                

 

 

 

 

                                                                                                                              2022

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программаразработана на основе Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Обобразовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года,Федерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации 17.12.2010 № 1897, Приказа Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования,утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 декабря 2010 г. № 1897, Примерной основной образовательной программойосновного общего образования, одобренной решением федеральногоучебно-методического объединения по общему образованию (одобрена решением от08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020),Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «КоменскаяСОШ» на 2021-2022 уч. год, утвержденная приказом №188 от 30.08.2021г.

      Авторская программаИ.Н.Пономаревой курса «Биология» для 5-го класса (Программы по биологии для 5–9классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г.Драгомиловой, Т.С. Суховой. М.:Вентана-Граф, 2012), отражающая содержание Примерной программы с дополнениями,не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся; Согласнодействующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9 классапредусматривает обучение биологии в объёме 68 часов (2   часа в неделю).

      Рабочаяпрограмма ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н.,Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Биология: 9 класс»: учебник для учащихсяобщеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 272 с.: ил. Учебниксоответствует федеральному компоненту государственного стандарта общегообразования по биологии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством  образованияи науки Российской Федерации»,  а также дополнительных пособий. Нанационально-региональный компонент отводится 6 часов в теме №9 «Основыэкологии», уроки №60 — 65, за счет резервных часов.                                                                  

 

                                                                            Общаяхарактеристика учебного предмета

         

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено надостижение следующих целей:

·               освоение знаний о живойприроде и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности исредообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; ороли биологической науки в практической деятельности людей; методах познанияживой природы;

·               овладение умениямиприменять биологические знания для объяснения процессов и явлений живойприроды, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию осовременных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья ириска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма,биологические эксперименты;

·               развитие познавательных интересов,интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов,работы с различными источниками информации;

·               воспитание позитивногоценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью другихлюдей; культуры поведения в природе;

·               использование приобретенныхзнаний и умений в повседневной жизни для ухода зарастениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первойпомощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению кприродной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюденияправил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактикизаболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

 

 

На основе возрастных особенностей можно определитьиспользование наиболее оптимальных технологий:

расширениедеятельностных коллективных форм обучения, предполагающих приоритетное развитиеучебной деятельности, творческой и поисковой активности;

—  использованием коммуникативных технологий, технологийразвивающего обучения и педагогики сотрудничества – существенное расширениевидов совместной работы учащихся, расширение групповых форм работы,коммуникативного опыта учащихся в совместной учебной деятельности;

—   использование игровых методик, способствующих решениюосновных задач на уроке.

 

                                                            Осуществление данной цели предусматривает решение следующихзадач

— овладение знаниями, умениями, навыками в рамках стандарта по биологии9 класса;

—  формирование навыков  работы с  учебной литературой;

—  применение полученных знаний для объяснения природных явлений ипроцессов, принципов действия технических устройств, решения практическихзадач.

—  овладение методами научного познания законов природы и формированиена этой основе представлении о биологической картине мира;

—  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческихспособностей учащихся;

— овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнятьэксперименты, отрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строитьмодели, устанавливать границы их применимости.

—  формирование представлений о познаваемости законов природы,необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развитиячеловеческого общества;

— воспитание личностных качеств личности: трудолюбие, настойчивость вдостижении цели, навыков общения, самоконтроля.

 

        Требованияк результатам обучения

 

Личностныерезультаты:

1.    знание основных принципов иправил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни издоровьесберегающих технологий;

2.    развитие познавательныхинтересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальныхумений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делатьвыводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

3.    осознание потребности иготовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельнойдеятельности вне школы; умение определять жизненные ценности, объяснять причиныуспехов и неудач в учебной деятельности, применять полученные знания впрактической деятельности;

4.    оценивание жизненных ситуаций сточки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

5.    воспитания чувства гордости зароссийскую биологическую науку;

6.    понимание основных факторов,определяющих взаимоотношения человека и природы; готовность к самостоятельнымпоступкам и действиям на благо природы; формирование экологического мышления;

7.    признание ценности жизни вовсех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения кокружающей среде; соблюдение правил поведения в природе;

8.    понимание значения обучения дляповседневной жизни и осознанного выбора профессии;

9.    признание каждого насобственное мнение; эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

10.уважительное отношение кокружающим, соблюдение культуры поведения, проявление терпимости привзаимодействии со взрослыми и сверстниками;

11.критичное отношение к своимпоступкам,  осознание ответственности за их последствия; умение преодолеватьтрудности в процессе достижения намеченных целей;

12. осознание единства и целостности окружающего мира,возможности его познания  и  объяснения на основе достижений науки;

 

Метапредметныерезультаты:

             1) познавательные УУД — формирование и развитиенавыков и умений:

1.    работать с разными источникамиинформации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из однойформы в другую;

2.    составлять тезисы, различныевиды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, даватьопределения понятий;

3.    проводить наблюдения, ставитьэксперименты и объяснять полученные результаты;

4.    сравнивать и классифицировать,самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

5.    строить логические рассуждения,включающие установление причинно-следственных связей;

6.    создавать схематические моделис выделением существенных характеристик объектов;

7.    определять возможные источникинеобходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оцениватьее достоверность;

2)  регулятивные УУД —формирование и развитие навыков и умений:

1.    организовывать свою учебную ипознавательную деятельность — определять цели работы, ставить задачи,планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозироватьрезультаты работы);

2.    самостоятельно выдвигатьварианты решения поставленных задач и выбирать средства достижения цели,предвидеть конечные результаты работы;

3.    работать по плану, сверять своидействия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

4.    выбирать целевые и смысловыеустановки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровьюсвоему и окружающих;

5.    проводить работу над ошибкамидля внесения корректив в усваиваемые знания;

6.    владеть основами самоконтроля исамооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществленииосознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3) коммуникативные УУД —формирование и развитие навыков и умений:

1.    адекватно использовать речевыесредства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точкизрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

2.    слушать и слышать другоемнение, вступать в диалог, вести дискуссию, оперировать фактами, как длядоказательства, так и для опровержения существующего мнения;

3.    интегрироваться и строитьпродуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

4.    участвовать в коллективномобсуждении проблем.

Предметныерезультаты:

                  1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

1.    владеть основами научных знанийо живой природе и закономерностях ее развития, выделять существенные признакибиологических объектов и процессов, основные свойства живых систем, царствживой природы, систематики и представителей разных таксонов;

2.    объяснять роль биологии впрактической деятельности людей; места и роли человека в природе; ролиразличных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия длясохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости,видообразования и приспособленности;

3.    характеризовать биологию как науку, уровни организации живой материи, методы биологической науки(наблюдение, эксперимент, измерение), научные дисциплины, занимающиесяизучением жизнедеятельности организмов, и оценивать их роль в познании живойприроды;

4.    проводить биологическиеисследования и делать выводы на основе полученных результатов, демонстрироватьумения работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты;

5.    понимать основы химическогосостава живых организмов, роль химических элементов в образовании органическихмолекул, принципы структурной организации и функции углеводов, жиров и белков,нуклеиновых кислот;

6.    характеризовать вкладмикроэлементов макроэлементов в образование неорганических и органическихмолекул живого вещества, химические свойства и биологическую роль воды,катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;

7.    сравнивать клетки одноклеточныхи многоклеточных организмов, знать строение прокариотической и эукариотическойклеток, характеризовать основные положения клеточной теории строенияорганизмов;

8.    доказывать принадлежностьорганизмов к разным систематическим группам; описывать обмен веществ ипревращение энергии в клетке; приводить подробную схему процесса биосинтезабелков; характеризовать организацию метаболизма у прокариот; генетическийаппарат бактерий, спорообразование, размножение;

9.    характеризовать функцииорганоидов цитоплазмы; определять значение включений в жизнедеятельностьклетки;

10.сравнивать различныепредставления естествоиспытателей о сущности живой природы; характеризоватьосновные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, учения Ч.Дарвина оестественном отборе, взгляды К.Линнея на систему живого мира; оцениватьзначение теории Ж.Б.Ламарка и учения Ч.Дарвина для развития биологии;

11.определять понятиявид и популяция, значение межвидовой борьбы сабиотическими факторами среды; характеризовать причины борьбы за существование;

12.оценивать свойства домашнихживотных и культурных растений по сравнению с их дикими предками;

13.понимать сущность процессовполового размножения, оплодотворения, индивидуального развития, гаметогенеза,мейоза и их биологическое значение;

14.характеризовать биологическоезначение бесполого размножения, этапы эмбрионального развития, этапы онтогенезапри прямом постэмбриональном развитии, формы постэмбрионального периодаразвития, особенности прямого развития; объяснять процесс мейоза, приводящий кобразованию гаплоидных гамет; описывать процессы, протекающие при дроблении,гаструляции и органогенезе;

15.различать события,сопровождающие развитие организма при полном и неполном метаморфозе, объяснятьбиологический смысл развития с метаморфозом;

16.использовать генетическуюсимволику; вписывать генотипы организмов и их гаметы; строить схемы скрещиванияпри независимом и сцепленном наследовании, сцепленном с полом; составлятьпростейшие родословные и решать генетические задачи; характеризовать генотип касистему взаимодействующих генов организма;

17.распознавать мутационную икомбинативную изменчивость;

18.понимать смысл и значениеявлений гетерозиса и полиплоидии, характеризовать методы селекции (гибридизациюи отбор);

19.характеризовать особенностиприспособительного поведения, значение заботы о потомстве для выживания,сущность генетических процессов в популяциях, формы видообразования;

20.описывать основные направленияэволюции (биологический прогресс и биологический регресс), основныезакономерности и результаты эволюции;

21.проводить примерыприспособительного строения тела, покровительственной окраски покровов иповедения;  объяснять, почему приспособления носят относительный характер;

22.объяснять причины разделениявидов, занимающих обширный ареал обитания, на популяции; характеризоватьпроцесс  экологического и географического видообразования; оценивать скоростьвидообразования в различных систематических категориях, животных, растений имикроорганизмов;

23.характеризовать пути достижениябиологического прогресса — ароморфоз, идиоадаптацию и общую дегенерацию;приводить примеры гомологичных аналогичных организмов;

24.описывать движущие силыантропогенеза, положение человека в системе живого мира, свойства человека какбиологического вида, этапы становления человека как биологического вида;

25.характеризовать рольпрямохождения, развития головного мозга и труда в становлении человека;выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведенииживотных и человека;

26.осознавать антинаучную сущностьрасизма;

27.описывать развитие жизни наЗемле в разные периоды; сравнивать и сопоставлять современных и ископаемыхживотных изученных таксонометрических групп между собой;

28.характеризовать компонентыживого вещества и его функции, структуру и компоненты биосферы; осознаватьпоследствия воздействия человека на биосферу; знать основные способы и методыохраны природы; характеризовать роль заповедников в сохранении видовогоразнообразия;

29.классифицировать экологическиефакторы; различать продуценты, консументы и редуценты; характеризовать биомассуЗемли, биологическую продуктивность; описывать биологический круговорот веществв природе;

30.характеризовать действиеабиотических, биотических и антропогенных факторов на биоценоз; описыватьэкологические системы; приводить примеры саморегуляции, смены биоценозов ивосстановления биоценозов; характеризовать формы взаимоотношений междуорганизмами;

31.применять на практике сведенияоб экологических закономерностях;

2)  в целостно-ориентацинной сфере:

1.     знать  основные правила поведения в природе и основы здорового образажизни, применять их на практике;

2.    анализировать и оцениватьпоследствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровьечеловека;

3.    приводить доказательствавзаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека отсостояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека;

4.    оценивать поведение человека сточки зрения здорового образа жизни; различать съедобные и ядовитые растения игрибы своей местности;

3) в сфере трудовой деятельности:

1.     знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

2.      соблюдать  правила работы с биологическими приборами и инструментами(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4) в сфере физической деятельности:

      демонстрировать приемы оказания первой помощи приотравлении ядовитыми растениями и грибами, укусе животными;

5) в эстетической сфере:

      оценивать с эстетической точки зрения объекта живойприроды.

 

Планируемыерезультаты изучения курса биологии к концу 9 класса

Обучающиесянаучатся:

      раскрывать роль биологии в практическойдеятельности людей, роль различных организмов в жизни человека;

      выделять существенные признаки живых организмов;

      использовать методы изучения живых организмов(наблюдение, эксперимент, описание, измерение);

      соблюдать  правила работы с биологическимиприборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии;

      работать с увеличительными  приборами; наблюдать микрообъекты ипроцессы; делать рисунки микропрепаратов, фиксировать результаты наблюдений;

      устанавливать связь строения частей клетки свыполнениями функциями;

      сравнивать химический состав живых организмов и телнеживой природы, делать выводы на основе строения;

— выводить связь строения ифункций клеток разных тканей; раскрывать сущность процессов жизнедеятельностиклеток (питание,    дыхание, обмен веществ, рост, размножение); выделятьсущественные признаки строения клеток разных царств; делать выводы о единстве   строенияклеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложноестроение;

      доказывать родство организмов на основе ихклеточного строения;

      устанавливать взаимосвязи между строением ифункциями тканей живых организмов;

      выделять существенные признаки царств живойприроды; сравнивать процессы жизнедеятельности растений и животных; объяснятьобщность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных напримерах сопоставления биологических объектов;

      выделять основные признаки царства бактерий,различать по внешнему виду, изображениям, схема и описаниям представителей этогоцарства; раскрыть роль бактерий в природе и в жизни человека;

      выявлять особенности сред обитания, раскрыватьсущность приспособления организмов к среде обитания;

      выделять существенные признаки уровней организацийживой природы и описывать процессы, происходящие на каждом уровне;

      объяснять механизмы наследственности иизменчивости; сравнивать наследственность и изменчивость, делать выводы наоснове сравнения;

      сравнивать половое и бесполое размножение, делатьвыводы на основе сравнения;

      выделять существенные признаки вида; объяснятьпричины многообразия видов;

      описывать приспособленность организмов к действиюэкологических факторов;

      выделять существенные признаки экосистемы,характеризовать роль редуцентов в экосистеме; приводить примеры разных типоввзаимоотношений организмов в экосистеме; составлять схемы цепей питания;

      аргументировать необходимость сохранениябиологического разнообразия для сохранения биосферы; анализировать и оцениватьвлияние деятельности человека на биосферу.

 

                                                                                         Обучающиесяполучат возможность научиться:

—   самостоятельнообнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебнойдеятельности, выбирать тему проекта или исследования по биологии;

      выдвигать версии решения биологических иэкологических проблем, формулировать гипотезы;

      наблюдать биологические объекты, проводитьбиологические эксперименты;

      делать выводы, заключения, основываясь набиологических и экологических знаниях;

      самостоятельно обнаруживать и формулироватьпроблему, составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы(выполнения проекта по биологии, проведения биологического исследования);

      работая по плану, сверять свои действия с целью и,при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

      в диалоге с учителем совершенствоватьсамостоятельно выработанные критерии оценки;

      работая по предложенному и (или) самостоятельносоставленному плану, использовать  наряду с основными и дополнительнымисредствами (справочная литература по биологии, биологические приборы,компьютер);

      планировать свою индивидуальную образовательнуютраекторию; работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним ицелью деятельности, исправлять ошибки, используя самостоятельно подобранныесредства (в том числе и интернет);

      свободно пользоваться выработанными критериямиоценки и самооценки; осознавать причины своего успеха и неуспеха и находитьспособы выхода из ситуации неуспеха; оценивать степень успешности своейиндивидуальной образовательной деятельности по биологии;

      в ходе представления проекта или биологическогоисследования давать оценку его результатам; давать оценку своим личностнымкачествам и чертам характера (каков я), определять направлениясвоего развития (каким я хочу стать, что мне для этого надосделать);

      анализировать,  сравнивать, классифицировать иобобщать биологические факты и явления, самостоятельно выбирая основания икритерии для указанных логических операций; строить классификацию биологическихобъектов на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

      создавать схематические модели с выделениемсущественных характеристик биологического объекта; преобразовыватьбиологическую информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себяформу фиксации и представления информации; определять возможные источникинеобходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оцениватьее достоверность;

      давать определение понятиям на основе изученного наразличных предметах учебного материала; устанавливать родо-видовые отношениябиологических объектов; обобщать понятия — осуществлять логическую операциюперехода от биологического понятия с меньшим объемом к биологическому понятию сбольшим объемом;

     использовать компьютерные и коммуникационныетехнологии как инструмент для достижения своих целей; выбирать адекватныезадаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы;

     самостоятельно организовывать учебноевзаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,договариваться друг с другом и т. д.);

     отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы,подтверждая их фактами, в дискуссии выдвигать контраргументы, владетьмеханизмом эквивалентных замен;

     критично относиться к своему мнению, с достоинствомпризнавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

 

     различать мнение (точку зрения), доказательство(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; уметь взглянуть на ситуацию синой позиции и договариваться с людьми иных позиций;

     наблюдать за состоянием собственного организма,измерять пульс, артериальное давление; применять приемы оказания первой помощипри кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающих, простудныхзаболеваниях;

     соблюдать меры профилактики нарушений обменавеществ и развития авитаминозов, заболеваний, передающихся половым путем,СПИДа, нарушений работы органов чувств, вредных привычек;

     соблюдать принципы здорового образа жизни,рациональной организации труда и отдыха.

 

 

                                                                                                  Содержание темучебного курса

Тема №1. Общие  закономерности  жизни (4 часа).

  Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Основные свойства(признаки) живого: клеточное строение, самовоспроизведение, обмен веществ иэнергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, приспособленность.Биосистема. Многообразие форм жизни. Структурные уровни организации жизни.

 

Тема № 2. Явления и закономерностижизни на клеточном уровне (12 часов).

История изучения клетки. Основные положения клеточной  теории. Клетка –структурная  и функциональная единица  живого. Жизненный цикл клетки.Химический состав клетки, его постоянство. Неорганические и органическиевещества. Вода, ее роль в клетке. Мономеры, полимеры. Углеводы, жиры, белки,аминокислоты, ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты. Нуклеотиды. ДНК. РНК.АТФ. Строение клетки (органоиды клетки). Прокариоты. Эукариоты. Автотрофы.Гетеротрофы. Обмен веществ: энергетический и пластический. Биологическоеокисление (клеточное дыхание). Биосинтез. Фотосинтез.

Лабораторная работа №1 «Многообразие клеток.Сравнение растительной и животной клеток».

Формы размножения организмов: бесполое и половое, вегетативное. Гамета.Зигота. Хромосома. Деление клеток эукариот, митоз и его фазы. Деление клеткипрокариот. Мейоз, его сущность, оплодотворение. Кроссинговер. Клеточный цикл.Диплоидная клетка. Гаплоидная клетка. Биологическая роль размножения. Онтогенези его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Факторы среды ионтогенез. 

Лабораторная работа №2 «Рассматриваниемикропрепаратов с делящимися клетками растения».

 

Тема № 3. Закономерности жизни на организменном уровне (19 часов).

Живой организм и его свойства. Генетика. Понятие о наследственности иизменчивости. Эксперименты Г. Менделя.  Законы Менделя. Доминантные ирецессивные признаки. Аллель. Гомозиготы и гетерозиготы. Ген. Генотип  ифенотип. Определение пола.

  Норма реакции. Модификациононная изменчивость. Мутация.Мутационная изменчивость. Причины мутаций. Значение мутаций. Использованиемутаций для выведения новых сортов растений и животных. Понятие о генофонде.Сцепленное наследование. Хромосома, Х- и Y-хромосомы. Гибрид.

Лабораторная работа №3 «Решение генетическихзадач».

Лабораторная работа №4 « Выявлениегенотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (илисортов), произрастающих в неодинаковых условиях».

Селекция. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрахпроисхождения культурных  растений. Методы селекции растений. Искусственный отбор.Гибридизация. Скрещивание. Мутагенез. Полиплоидия. Генная инженерия. Клеточнаяинженерия. Биотехнология. Селекция животных. Основные направления биотехнологиив  микробиологии.

 

                ТЕМА4. Закономерности происхождения жизни и развития жизни на Земле (20 часов).

                Происхождениеи  развитие жизни на Земле. Абиогенез. Биогенез. Химическая эволюция.Биологическая эволюция. Коацерваты. Эры.       Гипотеза возникновения жизниА.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Возникновениемакромолекул и надмолекулярных структур, зарождение обмена веществ. Эволюция поспособу дыхания.

                Усложнение растительного и животногомира в процессе эволюции.

               Эволюция. Ч. Дарвин – создатель теорииэволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции.Движущие     силы эволюции. Вид. Популяция. Приспособленность – результатэволюции. Изоляция. Видообразование. Микроэволюция. Макроэволюция. Борьба засуществование. Естественный отбор. Искусственный отбор. Биологический прогресси регресс. Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

              Лабораторнаяработа №5 «Изучение изменчивости у организмов».

              Место человека в системе  органическогомира. Доказательства происхождения человека от животных. Антропогенез.Австралопитек.    Архантроп. Палеоантроп. Неоантроп. Кроманьонец. Человекразумный. Движущие силы и этапы эволюции человека древнейшего,  древнего,современного. Человеческие расы, их родство и происхождение. Биосоциальная сущностьчеловека.

 

             ТЕМА5. Закономерности взаимоотношений организма и среды(12 часов).

Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Условияжизни на Земле.  Экологические факторы. Биоценоз.   Биогеоценоз. Экосистема.Основные среды жизни. Законы: оптимума, лимитирующего фактора, комплексноговоздействия факторов. Радиация. Экологические группы организмов. Биотическиесвязи в сообществах. Компоненты экосистемы, биогенные элементы. Продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания, трофический уровень, биологическийкруговорот  веществ. Численность, плотность. Смена биогеоценозов. Биосфера.Роль экологической культуры.

              Природные ресурсы Байкальского региона.Проблемы природопользования в Байкальском регионе. Красная книга Бурятии. Особо  охраняемые природные территории РБ. Экологические проблемы Прибайкалья.

              Лабораторная работа №6 «Приспособленность организмов к среде обитания».

              Лабораторная работа №7 «Оценка качества окружающей среды»

 

             ТЕМА 6. Обобщение – итоговаяконтрольная работа (1 час).

Тематическоепланирование 9 класс

Тема

Количество часов

1

Общие   закономерности  жизни

4 часа

2

Явления и закономерности жизни на клеточном уровне

12 часов

3

Закономерности жизни на организменном уровне

19 часов

4

Закономерности происхождения жизни и развития жизни на Земле

20 часов

5

Закономерности взаимоотношений организма и среды

12 часов

6

Обобщение – итоговая контрольная работа по курсу «Основы общей биологии»

1 час

 

                                                                                  Календарно — тематическое планирование 9 класс

 

№ в теме

Тема урока

Домашнее задание

1

1

Общие закономерности жизни(4 часа).

Биология – наука о живом мире.

§1

2

2

Методы биологических исследований.

§2

3

3

Общие свойства живых организмов.

§3

4

4

Многообразие форм живых организмов.

§4

5

1

Явления и закономерности жизни на клеточном уровне(12 часов).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

Многообразие клеток.

§5

6

2

Химические вещества в клетке (вода, минеральные соли, углеводы, липиды).

§6

7

3

Химические вещества в клетке( белки, нуклеиновые кислоты).

§6

8

4

Строение клетки.

§7

9

5

Органоиды клетки и их функции.

§8 таб.

10

6

Обмен веществ — основа существования клетки.

§9

11

7

Биосинтез белка в клетке. Генетический код.

§10

12

8

Этапы биосинтеза белка.

§10

13

9

Биосинтез углеводов — фотосинтез.

§11 рис.18

14

10

Обеспечение клеток энергией.

§12

15

11

Размножение клетки и ее жизненный цикл.

§13

16

12

Обобщение знаний.

Стр.57-61

17

1

Закономерности жизни на организменном уровне(19 часов).

Организм — открытая живая система (биосистема).

§14

18

2

Примитивные организмы.

§15 рис. 24

19

3

Растительный организм и его особенности.

§16

20

4

Многообразие Растений и их значение в природе.

§17 рис.30

21

5

Организмы царства Грибов и Лишайников.

§18

22

6

Животный организм и его особенности.

§19

23

7

Разнообразие Животных.

§20

24

8

Сравнение свойств организма человека и животных.

§21 таб.

25

9

Размножение живых организмов.

§22

26

10

Индивидуальное развитие.

§23 рис..46

27

11

Типы постэмбрионального развития.

§23 таб.

28

12

Образование половых клеток. Мейоз.

§24 рис.50

29

13

Изучение механизма наследственности.

§25

30

14

Основные закономерности наследования признаков у организмов.

§26

31

15

Закономерности изменчивости.

§27

32

16

Виды наследственной изменчивости.

§27

33

17

Ненаследственная изменчивость.

§28

34

18

Основы селекции организмов.

§29

35

19

Обобщение знаний.

Стр.126-131

36

1

Закономерности происхождения и развития жизни на Земле(20 часов).

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

§30

37

2

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

§31

38

3

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

§32

39

4

Этапы развития жизни на Земле.

§33 таб.

40

5

Идеи развития органического мира в биологии.

§34

41

6

Чарлз  Дарвин об эволюции органического мира.

§35

42

7

Современные представления об эволюции органического мира.

§36

43

8

Вид, его критерии и структура.

§37

44

9

Процессы образования новых видов.

§38

45

10

Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов.

§39

46

11

Доказательства эволюции.

§39

47

12

Основные направления эволюции.

§40

48

13

Примеры эволюционных преобразований живых организмов.

§41

49

14

Основные закономерности эволюции.

§42

50

15

Человек – представитель животного мира.

§43

51

16

Эволюционное происхождение человека.

§44

52

17

Этапы эволюции человека.

§45 таб.

53

18

Человеческие расы, их родство и происхождение.

§46 таб.

54

19

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

§47

55

20

Обобщение знаний.

Стр. 201-206

56

1

Закономерности взаимоотношений организма и среды(12 часов).

Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы.

§48

57

2

Общие законы действия факторов среды на организм.

§49

58

3

Приспособленность организмов к действию факторов среды.      В/ф

§50

59

4

Биотические связи в природе

§51 таб.

60

5

Популяции.

§52

61

6

Функционирование популяций в природе.

§53

62

7

Сообщества.

§54

63

8

Биогеоценозы, экосистемы и биосфера.

§55

64

9

Развитие и смена  биогеоценозов.

§56

65

10

Основные законы устойчивости живой природы.

§57

66

11

Экологические проблемы в биосфере.                                                  В/ф

§58

67

12

Обобщение знаний.

Стр.250-254

68

1

Итоговая контрольная работа по курсу «Основы общей биологии».

 

 

                                                                  Перечень учебно – методического обеспечения для учителя:

1). Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основыобщей биологии. 9 класс»: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф,2005.

2). Сухова Т.А., Строганов В.И., ПономареваИ.Н. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005.

3). Батуев А.С., Гуленкова М.А., ЕленевскийА.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 2004.

4). Болгова И.В. Сборник задач по Общейбиологии для поступающих в вузы. – М.: Оникс 21 век. Мир и образование, 2005.

5). Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология втаблицах 6-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002.

6). Лернер Г.И. Общая биология. Поурочныетесты и задания. – М.: «Аквариум», 1998.

7). Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология.Дидактические материалы к разделу «Общая биология». – М.: Издательство НЦ ЭНАС,2004.

8). Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активныеформы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1997.

9). Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся кединому государственному экзамену: Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.

10). В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Открытыеуроки по биологии. 7-9 классы. —  Волгоград: Учитель, 2003.

11). А.А.Кириленко, С.И.Колесников. Биология.9 класс. Итоговая аттестация. — Ростов-на-Дону: Легион, 2007.

12). Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова.Биология. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. — М.:Просвещение, 2006.

13). В.Н. Семенцова. Биология. Общиезакономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. -Санкт-Петербург: Паритет, 2002.

14). Контрольно-измерительные материалы.Биология. 9 класс. Сост.И.Р. Григорян..- М.: ВАКО, 2010.- 112 с.

     Журнал «Биология в школе». Газета «1сентября» «Биология». Журнал «Биология. Всё для учителя!»

                                                                                                           для учащихся:

1).  Н.А.Введенский, И.М.Владимирова и др.Биология: весь курс. Для выпускников и абитуриентов. — М.:Эксмо, 2008.

2).  Н.А.Лемеза, Л.В.Камлюк, Н.Д.Лисов.Биология в экзаменационных вопросах и ответах. — М.:Рольф, 2000.

3). Н.М.Киреева. Биология для поступающих вВУЗы (способы решения задач по генетике). – Волгоград: Учитель, 2004.

4). А.И.Никишов. Справочник школьника побиологии: 6-9 классы. — М.:Дрофа, 1996.

5). В.Р.Пикеринг. Биология. Школьный курс в120 таблицах. — М.:АСТ Пресс, 1999.

6). Е.Н.Анашкина. Кроссворды для школьников.Биология. – Ярославль: Академия развития, 1997.

7). Батуев А.С., Гуленкова М.А., ЕленевскийА.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 2004.

8). Болгова И.В. Сборник задач по Общейбиологии для поступающих в вузы. – М.: Оникс 21 век.Мир и образование, 2005.

9). Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология втаблицах 6-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002.

10). Контрольно-измерительные материалы.Биология. 9 класс. Сост.И.Р. Григорян..- М.: ВАКО, 2010.- 112 с.

Рабочая программа не исключает возможностииспользования другой литературы в рамках требований Государственного стандартапо биологии.                                            

 

                                                            Multimedia – поддержка курса «Основыобщей биологии»

1). Лабораторный практикум. Биология 6-11класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр,2004.2). Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение кучебнику Н.И.Сонина (учебное электронное издание), Дрофа, Физикон, 2006.

3). Подготовка к ЕГЭ по биологии. Учебноеэлектронное издание, Дрофа, Физикон, 2006.

4). Интернет-ресурсы на усмотрение учителя иобучающихся.

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет