Сценарные планы уроков по литературе
План-конспект урока №4
Предмет литература
Класс: 7
Учитель: Сергеева Наталья Ивановна
Тема урока: «ПоэмаН. А. Некрасова «Русские женщины». Историческая основа поэмы.
Тип урока: комбинированныйурок
Цель урока:
· Образовательная:познакомиться с биографией Н.А. Некрасова, изучить творческий путь поэта,изучить историческую основу поэмы «Русские женщины»;
· Развивающие: способствоватьразвитию речевой компетенции, воображению и интеллектуальных способностейребенка;
· Воспитательные: воспитыватьинтерес к литературе.
Формирование УУД:
Познавательные УУД:анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, поиск и выделениенеобходимой информации. Умение осознанно строить речевое высказывание,обосновывать своё мнение
Коммуникативные УУД:достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами иусловиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками,формулирование и аргументация собственного мнения.
Личностные УУД:развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и регуляторовморального поведения.
Регулятивные УУД:постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками,волевая саморегуляция, коррекция.
Планируемые результаты:
· Предметные: изучение биографии итворческого пути Н.А. Некрасова, выявление исторической основы поэмы, раскрытиеобраза княгини Трубецкой.
· Метапредметные: овладение приемами отбора исистематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельныйпоиск информации, обрабатывать информацию и представлять ее в готовом виде.
· Личностные: понимание определяющей ролилитературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральныхкачеств личности.
Оборудование урока: раздаточный материал,отрывок видеозаписи открытого урока, ноутбук, Литература. 7 класс: учебник дляобщеобразовательных организаций: 1 часть. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев. Москва:Просвещение, 2022.
Ход урока
1. Организационный момент.
— Здравствуйте,ребята. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
2.Актуализация знаний.
-Давайте проверим домашнее задание.
— Сегодня у нас комбинированный урок (мы свяжем литературу и историю). Для начала узнаем биографию Н. А. Некрасоваи какой вклад он внес в историю русской литературы. (Слушаем выступленияобучающихся).
3. Постановка учебной задачи.
— Обратите внимание на эпиграф («Но долг другой, /Ивыше и трудней, /Меня зовет…». Как вы думаете, о чем мы будем сегодняговорить?
Предлагаю обратиться к поэме Н. А. Некрасова«Русские женщины». Для начала узнаем историю создания данного произведения.(Случаем выступления обучающихся). Добавим историческую справку.
4. «Открытие нового знания».
В ноябре 1825 года вовремя поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император АлександрI. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра –Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользумладшего брата Николая.
14 декабря 1825 года нескольковоинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новомуцарю. Во главе их стояли молодые офицеры-дворяне, цвет столичного высшегообщества. Этих людей позднее стали называть декабристами.
Декабристы хотели допринятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить ихподписать «Манифест», в котором предлагали отменить крепостное право,провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения,равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока солдатской службы.
Несколько раз Николай Iприсылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конницаатаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших.Восстание в Петербурге было подавлено через несколько часов. Началосьрасследование и расправа над участниками.
Царское правительствожестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек,более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицерыразжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции.Заключенных лишали дворянства, званий и почестей. Солдат приказалипрогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пятьдекабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, СергейИванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр ГригорьевичКаховский – были повешены в Петропавловской крепости.
5. Первичное закрепление.
— Царь запретил любое упоминание о декабристах,но вся страна оплакивала их судьбы, потому что многие потеряли сыновей, мужей,отцов. Но жены декабристов решились на отважный поступок – они подали прошениецарю о желании следовать за мужьями. Но власть делала все возможное, чтобыженщинам не удалось осуществить задуманное.
— Как вы считаете, жены декабристов поступалиправильно, желая отправиться вслед за мужьями? Обоснуйте свой ответ.
«…Опять бесконечная дорога, тастрашная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней под холоднойлунной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русскаяженщина, от роскоши и неги в холод и проклятие», — так о поэмеН.А.Некрасова, которую мы будем рассматривать сегодня, писал поэт начала XXвека К.Д.Бальмонт в своей статье «Горные вершины» (1904 г.).
— Давайте обратимся к тексту. В поэме 2 части.Первая посвящена княгине Трубецкой, вторая – княгине М. Н. Волконской, третьюхотел посвятить княгине Муравьевой. Княгиня Трубецкая уезжает в Сибирь, еёпровожает отец. Перед отъездом она произносит:
О,видит бог!.. Но долг другой,
И выше и трудней,
Меня зовет… Прости, родной!
Напрасных слез не лей!
Далек мой путь, тяжел мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь…
Гордись — я дочь твоя!
-Как вы считаете, стоит гордиться таким поступком?
-В пути главная героиня видит сон (обращение к тексту). Скажите, как она жилараньше? Какая судьба ей предстоит? Ответить с опорой на текст.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.Самоанализ и самоконтроль.
-Во второй главе поэмы княгиню в Иркутске встречает губернатор. Их диалог мысейчас прослушаем в записи и выполним творческое задание. 1 группа найдетаргументы в пользу губернатора, а вторая — в пользу княгини.
-Мы прослушали диалог губернатора и княгини. Давайте теперь выслушаем аргументыгубернатора, которые являются наиболее весомыми. Послушаем аргументы княгини.
-Скажите, пожалуйста, кто прав в данной ситуации? На чьей вы стороне? Обоснуйтесвой ответ.
-Как вы думаете, кого автор поддерживает в данной ситуации? Выскажите своемнение.
-Все доводы губернатора являются ничем по сравнению с великим духом русскойженщины. 28 лет княгиня Трубецкая была на каторге. Она не дожила всего 2 годадо амнистии.
-Первоначально поэма называлась «Декабристки». Как вы думаете, почему А. Н. Некрасовзаменил название? (Общенациональный характер, независимо от социальногоположения).
7. Информация о домашнем задании,инструктаж по его выполнению.
-Написать мини-сочинение на тему: «Можно ли назвать поступок княгини Трубецкойгероическим».
8. Рефлексия.
-Кто такая княгиня Трубецкая?
-Вследствие каких событий декабристы оказались в Сибири?
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)