Композиционныеприёмы в графике и живописи
Тема:« Рисованиецветов на стекле»
Цель:— Познакомить учащихся с симметрией как с самым простым композиционным способоморганизации пространства , научить равновесию в ассиметричной композиции;
— Формировать эстетический вкус, развиватьтворческие способности;
— Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе, восхищаться красотой цветов.
Оборудование:
— Материалы и инструменты: стекло, гуаш,паралон, ушные палочки;
— Зрительный ряд: фото цветов комнатныхрастений; натюрморт И.Левитана
— Музыкальный фон: клип «Цветы и музыка»,музыка для релакса ( С. Грищук);
— Слайды к уроку.
Новыепонятия: Симметрия – полное зеркальноеотображение в размещении частей целого относительно центра; зеркальноеотображение частей целого по обе стороны от центра.
Ассиметрия– отсутствие или нарушение симметрии.
Ход урока
І.Организационный момент
Проверкаготовности учащихся к уроку.
Ожидаемыйрезультат урока. Техника «Микрофон».
-Скажите, каким вы представляете наш урок? (интересным, познавательним..)
-Чтонам для этого нужно? (Чтоб работа у нас кипела, работать будем быстро, дружно иумело)
-Желаюудачи и хорошого настроения!
ІІ.Мотивация учебной деяльности.
1) Просмотр клипа.
— Начать наш урок я хочу с этогопрекрасного клипа «Цветы и музыка»
2) Техника «Ассоциативный куст».
— Назовите , какие чувства возникають у вас при слове «Цветы» ? (картинка сцветами на доске)
(Тепло,радость, любовь, настроение, счатье, праздник, красота)
-Молодцы!
ІІІ. Тема нашего урока «Цветы на окне» . ( Слайд 1)
Слово учителя.
Наверное трудно представить себе человека, которому ненравились яркие и красочные цветы.
Цветы– это тоже живые существа. Им тоже больно , когда их лома ют, а потом бросают. К сожалению, цветы не могут нам об этом рассказать. Поэтому, давайте, их никогда не обижать.
Посмотрите на наши цветы, которые каждое утро встречают нас в нашем классе. Мылюбуемся ними в любое время года. Мы заботимся о них и они отвечают нам своеюкрасотой.
2.Демонстрация цветов.(Слайд 2)
-Посмотрите на эти цветы,какие краски!
А у вас дома есть комнатные растения? Какое у них название?
Цветы можно увидеть на полочках, на кафах , но чаще всего на подоконниках.Именно такие цветы мы будем изображать сегодня.
IV.Работа над темой.
1.Знакомство с новыми понятиями:
— А для того, чтобы наши работы были красивими и интересными, мы познакомимсяс одной из тайн композиции.
Композиции бывают симметричными и ассиметричными ( таблички с названиемна доске)
Чтоже такое симметрия? (Слайд 3)
У вас на партах лежатфигурки, сложите их пополам. Что вы можете сказать о правой и левой стороны? (леваяи правая стороны одинаковые)- это и есть зеркальное отображение в размещениицелого.
А ассиметрия – это показатель противоположности. ( Слайд 4)
А чтобы вам было ещё понятнее — покажите мне свою ладошку. Это – и есть ассиметрия.
Две ладошки, это – симметрия.
2. Рассматривание картины Натюрморт И.Левитана (Слайд5)
Натюрмортные работы И.Левитана немногочисленны, но в нихчувствуется простота и изысканность.
Цветы- это символ самого чистого и светлого на Земле.Цветы воспевались поэтами ещё в древности. Слепец тот, вторили они, кто неспособен радоваться и удивляться этим волшебным творением природы.
— Это симметрия или ассиметрия?
Всвоих работах можна создавать как симметричные так и ассиметричныекомпозиции.
Физминутка.
— Свои работи мы будемвиполнять на стекле, с помощью гуаши, паралона и ушных палочек.
3. Работа вгруппах. Прочитайте название этого цветка (на доске картинка – ПЕЛАРГОНИЯ)
-Давайте узнаем, как этот цветок называют в народе?
(ГЕРАНЬ, КАЛАЧИК)
— Посмотрите на образец. Какую вы видетекомпозицию – симметричную или ассиметричную? ( Слайд 6)
Какиекраски присутствуют в рисунке, теплые или холодные?
4. Правила работы за партами:
-работаемаккуратно;
-не мешаем остальным;
-используем для рук салфетки;
-по окончанию, работы несём на выставку.
V.Инструктаж.
(Подоконник,горшочек, цветы, листья, фон).
VI.Практическая работа. Самостоятельная работа учащихся.
VІІ.Итог урока.
Рефлексия.
Чтомы сегодня изображали?
Какназываются цветы, которые мы изображали?
Скакими новыми понятиями мы познакомились?
Приложение:
слайд 1 слайд 2
слайд 3 слайд 4
слайд 5 слайд 6
пеларгония (герань)-картинка.