Муниципальноеказенное общеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа»,
г.Юхнов Юхновского района Калужской области
«Рассмотрена и утверждена» на педагогическом совете Протокол №____ от «___» _________ 201__г.
|
|
«Утверждено» Директор МКОУ«Средняя общеобразовательная школа», г.Юхнов Юхновского района Калужской области ____________/Левенкова Л.В./ Приказ № ______ от «___» _________ 201__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русский язык»5-9 класс
на 2019-2024 учебный год
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Корсунова ЕленаВасильевна
2019
Рабочаяпрограмма по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования (Документс изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014года № 1644; приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577), Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык.Рабочие программы. Предметная линия УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011), в соответствии с Основнойобразовательной программой основного общего образования (ООП ООО в соответствиис ФГОС) МКОУ «СОШ №2», г. Юхнов Калужской обл. 2016-2017 г.
Всоответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основногообщего образования предмет «Русский язык» реализуется за счет часов,предусмотренных обязательной частью учебного плана основного общего образованияв объеме 732 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе— 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 102 ч.
1.Планируемыерезультаты освоения учебного предмета
Личностныерезультаты 5-6 классы
· осознаниесвоей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной однимязыком общения — русским ;
· освоениегуманистических традиций и ценностей современного общества через художественноеслово русских писателей;
· осмыслениесоциально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность копределению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· пониманиекультурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов истилей.
Личностныерезультаты 7-9 классы
· владениемонологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор ииспользование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица,схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
· готовностьк межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству
· самостоятельнаяорганизация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своейдеятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Метапредметныерезультаты
5класс
- способность удерживать цель деятельности до получения её результата.
- анализ достижения цели.
- способность ставить новые учебные цели, задачи.
- способность воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
- способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
- способность понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
- способность осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- способность понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- способность понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- способность анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
- способность осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- способность устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- способность обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
- способность проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
6 класс
- способность планировать пути достижения цели.
- способность оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»), способность учитывать условия выполнения учебной задачи.
- способность выделять альтернативные способы достижения цели.
- способность осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
- способность устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- способность аргументировать свою точку зрения.
- способность задавать вопросы.
- способность осуществлять контроль.
- способность составлять план текста.
- способность разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
- способность пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- способность находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- способность ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- способность анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- способность осуществлять синтез как составление целого из частей;
- способность проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- способность устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- способность проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- способность выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- способность осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- способность обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
7 класс
- умение контролировать.
- принятие решений в проблемных ситуациях.
- способность оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
- осуществление познавательной рефлексии.
- способность организовывать деловое сотрудничество.
- способность осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- способность осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- способность пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- способность строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
- способность находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- способность воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- способность анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- способность осуществлять синтез как составление целого из частей;
- -способность осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- способность записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- способность создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- способность находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- способность осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- способность строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.
- способность оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
8класс
- осуществление контроля
- корректировка деятельности: умение вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
- адекватная оценка трудностей.
- адекватная оценка своих возможностей.
- способность работать в группе.
- способность осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
- способность оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности.
- способность осуществлять коммуникативную рефлексию.
- использование учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- способность осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- способность строить сообщения в устной и письменной форме;
- способность ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- способность воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- способность анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- способность осуществлять синтез как составление целого из частей;
- способность проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- способность устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- способность строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- способность обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- способность подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,
- способность устанавливать аналогии.
- способность осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- способность записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- способность создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- способность осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- способность осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- способность осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- способность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
9 класс
- прогнозирование
- саморегуляция эмоциональных состояний.
- способность прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
- способность отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи.
- способность устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
- способность проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- способность устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- способность понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
- способность обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- способность подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения
- способность проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- способность использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач;
- способность осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- способность записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- способность создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- способность осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- способность осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- способность осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- способность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- способность произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты
5 класс
Фонетика и орфоэпия
Обучающийся научится:
— выделять в слове звуки речи; давать им фонетическуюхарактеристику;
— осознавать смыслоразличительную функцию звука;
— различать ударные и безударные слоги;
— не смешивать звуки и буквы;
— использовать элементы упрощенной транскрипции дляобозначения анализируемого звука
и объяснения написания слова;
— распознавать гласные и согласные в сильных и слабыхпозициях;
— правильно произносить гласные, согласные звуки и ихсочетания в слове, а также наиболее
употребительные слова и формы изученных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
— выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
— находить в художественном тексте явления звукописи;
— извлекать необходимую информацию из мультимедийныхорфоэпических словарей и
справочников; использовать ее в различных видахдеятельности.
Графика
Обучающийся научится:
— осознавать значение письма в истории человечества;
— понимать важность графики и каллиграфии;
— правильно произносить названия букв русскогоалфавита.
Обучающийся получит возможность научиться:
— свободно пользоваться алфавитом, работая сословарями;
— проводить сопоставительный анализ звукового ибуквенного состава слова.
Морфемика
Обучающийся научится:
— выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
— подбирать однокоренные слова с учетом значенияслова;
— осознавать роль морфем в процессе формо- исловообразования;
— учитывать различия в значении однокоренных слов,вносимые приставками и суффиксами;
— пользоваться словарем значения морфем и словаремморфемного строения слов;
— объяснять особенности использования слов сэмоционально-оценочными суффиксами в
художественных текстах.
Обучающийся получит возможность научиться:
— извлекать необходимую информацию из морфемных,словообразовательных и
этимологических словарей и справочников, в том числемультимедийных.
Лексикология
Обучающийся научится:
— объяснять лексическое значение слов разнымиспособами (описание, краткое толкование,
подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
— объяснять различия лексического и грамматическогозначений слова;
— употреблять слова в соответствии с их лексическимзначением;
— различать прямое и переносное значений слов;
— отличать омонимы от многозначных слов;
— подбирать синонимы и антонимы;
— выбирать из синонимического ряда наиболее точное иуместное слово;
— использовать синонимы как средство связи предложенийв тексте и как средство
устранения неоправданного повтора;
Обучающийся получит возможность научиться:
— понимать роль слова в формировании выражении мыслей,чувств, эмоций;
— пользоваться толковым словарем для определения иуточнения лексического значения
слова, словарями синонимов, антонимов;
— находить в тексте выразительные приемы, основанныена употреблении слова в
переносном значении;
— владеть наиболее употребительными оборотами русскогоречевого этикета.
Морфология
Обучающийся научится:
— различать части речи (имя существительное,прилагательное, глагол), определять как
самостоятельные части речи;
— правильно характеризовать морфологические признакиимен существительных,
прилагательных, глаголов;
— уметь склонять, спрягать, образовывать формы времении т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
— правильно, уместно и выразительно употреблять словаизученных частей речи;
— опознавать основные выразительные средстваморфологии в публицистической и
художественной речи и оценивать их.
орфография
Обучающийся научится:
— находить орфограммы в морфемах;
— группировать слова по видам орфограмм;
— владеть правильным способом подбора однокоренныхслов, а также приемами применения
изученных правил орфографии;
— устно объяснять выбор описания и использовать написьме специальные графические
обозначения;
— самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Обучающийся получит возможность научиться:
— извлекать необходимую информацию из орфографическихсловарей и справочников по
правописанию, в том числе мультимедийных; использоватьэту информацию в процессе
письма.
Синтаксис и пунктуация
Обучающийся научится:
— выделять словосочетания в предложении;
— определять главное и зависимое слово;
— составлять схемы словосочетаний изученных видов иконструировать словосочетания по
заданной схеме;
— выделять основы предложений с двумя главнымичленами;
— конструировать предложения по заданным типамграмматических основ;
— характеризовать предложения по цели высказывания,наличию или отсутствию
второстепенных членов, количеству грамматических основ;
— составлять простые и сложные предложения изученныхвидов;
— соблюдать верную интонацию конца предложений;
— опознавать предложения, осложненные однороднымичленами, обращениями, вводными
словами;
— находить, анализировать и конструировать предложенияс прямой речью;
— устно объяснять постановку знаков препинания впредложениях (в изученных
синтаксических конструкциях) и использовать на письмеспециальные графические
обозначения;
— самостоятельно подбирать примеры на изученноепунктуационное правило.
Обучающийся получит возможность научиться:
— анализировать особенности употреблениясинтаксических конструкций с точки зрения их
функционально-стилистических качеств, требованийвыразительности речи;
— владеть правильным способом действия при примененииизученных правил пунктуации.
6 класс
фонетика и орфоэпия
Обучающийся научится:
—проводитьфонетический и орфоэпический разбор слова;
-использовать транскрипцию;
Обучающийся получит возможность научиться:
-правильно произносить широкоупотребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоватьсяорфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
морфемика и словообразование
Обучающийся научится:
—выделятьморфемы на основе словообразовательного анализа;
— давать структурно-грамматическуюхарактеристику словам по морфемной модели;
-выделять исходную часть слова исловообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
-различать изученные способысловообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлятьсловообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
Обучающийся получит возможность научиться:
-давать комментарии ксловообразовательному гнезду; пользоваться словообразовательным словаремморфемных моделей слов.
лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
—пользоватьсяразличными способами толкования лексического значения слова;
— употреблять слова всоответствии с их лексическим значением;
-подбирать синонимы и антонимы;
Обучающийся получит возможность научиться:
-выбирать из синонимического ряданаиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоватьсяразличными видами словарей; анализировать примеры использования слов впереносном значении;
Морфология
Обучающийся научится:
—указыватьморфологические признаки изучаемых частей речи,
-правильно образовывать иупотреблять соответствующие грамматические формы;
-уместно и выразительно употреблятьслова изученных частей речи;
Обучающийся получит возможность научиться:
-опираться на морфологическиепризнаки слова при решении задач правописания.
Орфография
Обучающийся научится:
— обнаруживатьизученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
Обучающийся получит возможность научиться:
-объяснять суть основного принципарусской орфографии и с этой позиции анализировать написание морфем;
—свободнопользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемногописьма.
синтаксис и пунктуация
Обучающийся научится:
— составлять схемы словосочетаний разных видов и конструироватьсловосочетания по предложенной схеме;
-анализировать разные виды сложныхпредложений;
-определять синтаксическую рольизученных частей речи; правильно строить предложения с причастными идеепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их;
-устно объяснять пунктуациюпредложения, использовать на письме специальные графические обозначения,
-строить пунктуационные схемыпредложений;
-самостоятельно подбирать примерына изученное пунктуационное правило.
Обучающийся получит возможность научиться:
— анализировать особенности употреблениясинтаксических конструкций с точки зрения их
функционально-стилистических качеств, требованийвыразительности речи;
— владеть правильным способом действия при примененииизученных правил пунктуации.
7 класс
Обучающийся научится:
— характеризовать основныесоциальные функции русского языка в России и мире, место русского языка средиславянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитиирусского языка;
— оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
— характеризоватьвклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Морфология
Обучающийся научится:
— опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы,
— анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или инойчасти речи;
— употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормамисовременного русского литературного языка;
— применять морфологические знания и умения в практике правописания, вразличных видах анализа;
— распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решенияорфографических и пунктуационных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
— анализироватьсинонимические средства морфологии;
— различатьграмматические омонимы;
— опознаватьосновные выразительные средства морфологии в и художественной речи и оцениватьих; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстахнаучного стиля речи;
— извлекатьнеобходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в томчисле мультимедийных; использовать эту информацию в различных видахдеятельности.
Синтаксис
Обучающийся научится:
— опознавать основные единицысинтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
— анализировать различные видысловосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловойорганизации, функциональной предназначенности;
— употреблять синтаксическиеединицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
— использовать разнообразныесинонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
— применять синтаксические знания и умения в практике правописания, вразличных видах анализа.
Обучающийся получит возможность научиться:
— анализировать синонимические средства синтаксиса;
— опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественнойречи и оценивать их;
— анализировать особенности употребления синтаксических конструкций сточки зрения их функционально-стилистических качеств, требованийвыразительности речи.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— соблюдать орфографические ипунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
— объяснять выбор написания вустной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
— обнаруживать и исправлятьорфографические и пунктуационные ошибки;
— извлекать необходимуюинформацию из орфографических словарей и справочников; использовать её впроцессе письма.
Обучающийся получит возможность научиться:
— демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловойстороны речи;
— извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографическихсловарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессеписьма.
8класс
Обучающийся научится:
— характеризовать основные социальные функции русского языка в России имире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского(церковнославянского) языка в развитии русского языка;
— определять различия между литературным языком и диалектами,просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном ихарактеризовать эти различия;
— оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
— характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Обучающийся научится:
— проводить фонетический анализ слова;
— соблюдать основные орфоэпические правила современного русскоголитературного языка;
— извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей исправочников; использовать еѐв различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
— опознавать основные выразительные средства фонетики(звукопись);
— выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
— извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпическихсловарей и справочников;
использовать ее в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Обучающийся научится:
— делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического исловообразовательного анализа слова;
— различать изученные способы словообразования;
— анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары исловообразовательные цепочки слов;
— применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практикеправописания, а также при проведении грамматического и лексического анализаслов.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
— характеризовать словообразовательные цепочкии словообразовательные гнѐзда,устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
— опознавать основные выразительные средства словообразования вхудожественной речи и оценивать их;
— извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных иэтимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
— использовать этимологическую справку для объяснения правописания илексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
— проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическоезначение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов,указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активнойили пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическуюокраску слова;
— группировать слова по тематическим группам;
— подбирать к словам синонимы, антонимы;
— опознавать фразеологические обороты;
— соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
— использовать лексическую синонимию как средство исправлениянеоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
— опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значениислова (метафора, эпитет, олицетворение);
— пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарѐм, словарѐм синонимов, антонимов, фразеологическим словарѐм и др.) и использовать полученную информациюв различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
— объяснять общие принципы классификации словарногосостава русского языка;
— аргументировать различие лексического играмматического значений слова;
— опознавать омонимы разных видов;
— оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместногои выразительного словоупотребления;
— опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии впублицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенностиупотребления лексических средств в текстах научного и официально-деловогостилей речи;
— извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранныхслов, фразеологического словаря др.) и справочников, в том числемультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Обучающийся научится:
— опознавать самостоятельные (знаменательные) частиречи и их формы, служебные части речи;
— анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или инойчасти речи;
— употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормамисовременного русского литературного языка;
— применять морфологические знания и умения в практике правописания, вразличных видах анализа;
— распознавать явления грамматической омонимии, существенные длярешения орфографических и пунктуационных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
— анализировать синонимические средства морфологии;
— различать грамматические омонимы;
— опознавать основные выразительные средства морфологии впублицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенностиупотребления морфологических средств в текстах научного и официально-деловогостилей речи;
— извлекать необходимую информацию из словарей грамматическихтрудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различныхвидах деятельности.
Синтаксис
Обучающийся научится:
— опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение)и их виды;
— анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точкизрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
— употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормамисовременного русского литературного языка;
— использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкциив собственной речевой практике;
— применять синтаксические знания и умения в практике правописания, вразличных видах анализа.
Обучающийся получит возможность научиться:
— анализировать синонимические средства синтаксиса;
— опознавать основные выразительные средства синтаксиса впублицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенностиупотребления синтаксических конструкций
в текстах научного и официально-делового стилей речи;
— анализировать особенности употребления синтаксических конструкций сточки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительностиречи.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (вобъѐме содержания курса);
— объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменнойформе (с помощью графических символов);
— обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
— извлекать необходимую информацию из орфографических словарей исправочников; использовать еѐв процессе письма.
Обучающийся получит возможность научиться:
— демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловойстороны речи;
— извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографическихсловарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессеписьма.
9класс
Выпускникнаучится:
-владеть орфографической, пунктуационной,речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русскимязыком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
-исправлять речевые недочёты и грамматическиеошибки;
-производить фонетический, лексический,словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор,анализ художественного текста;
-иметь представление о социальной сущностиязыка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языкеизменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
-определятьстиль речи, тему высказывания и егоосновную мысль, указывать способы и средства связи предложений втексте; анализировать строение текста,языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
-строить устные и письменные высказываниятипа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства.
-писать сочинение в публицистическом ихудожественном стиле с использованием разных типов речи. Составлять заявление,автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшойстатьи (или фрагмента из большой статьи).
-писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля,сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текстэлементы сочинения (типа рассуждения, описания,повествования).
-исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушениелогики высказывания; повышать выразительностьречи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
-использовать знание алфавита при поискеинформации;
-различать значимые и незначимые единицыязыка;
-проводить фонетический и орфоэпическийанализ слова;
-классифицировать и группировать звукиречи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
-членить слова на слоги и правильно ихпереносить;
-определять место ударного слога,наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять вречи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
-опознавать морфемы и членить слова наморфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова сопорой на его морфемный состав;
-проводить морфемный исловообразовательный анализ слов;
-проводить лексический анализ слова;
-опознавать лексические средствавыразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола,олицетворение);
-опознавать самостоятельные части речи иих формы, а также служебные части речи и междометия;
-проводить морфологический анализ слова;
-применять знания и умения по морфемике исловообразованию при проведении морфологического анализа слов;
-опознавать основные единицы синтаксиса(словосочетание, предложение, текст);
-анализировать различные видысловосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организациии функциональных особенностей;
-находить грамматическую основупредложения;
-распознавать главные и второстепенныечлены предложения;
-опознавать предложения простые и сложные,предложения осложненной структуры;
-проводить синтаксический анализсловосочетания и предложения;
-соблюдать основные языковые нормы вустной и письменной речи;
-опираться на фонетический, морфемный,словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
-опираться на грамматико-интонационныйанализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
-использовать орфографические словари.
Выпускник получитвозможность научиться:
-владеть навыками работы с учебной книгой,словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсыИнтернета;
-владеть навыками различных видов чтения(изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработкипрочитанного материала;
-владеть различными видами аудирования (сполным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечениеминформации) и информационной переработки текстов различных функциональныхразновидностей языка;
-адекватно понимать, интерпретировать икомментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи(повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
-участвовать в диалогическом иполилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разнойкоммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общенияс соблюдением норм современного русского литературного языка и речевогоэтикета;
-создавать и редактировать письменныетексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русскоголитературного языка и речевого этикета;
-анализировать речевые высказывания сточки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижениипрогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач иуметь объяснять их;
-оценивать собственную и чужую речь сточки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-опознавать различные выразительныесредства языка;
-писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты,статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другиежанры;
-осознанно использовать речевые средства всоответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей ипотребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
-характеризовать словообразовательныецепочки и словообразовательные гнезда;
-использовать этимологические данные дляобъяснения правописания и лексического значения слова.
2.Содержание учебного предмета «Русский язык»
Речь. Речеваядеятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная иписьменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенностиразговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического,официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанрыразговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи(отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья,рецензия публицистического стиля и устной публичной речи (выступление,обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность,заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности.Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема,проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация.Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Текстысмешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование,письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема,цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности(сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выраженияречевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный,диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанноготипа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим,ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другимиинформационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативнойнаправленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект,аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанноготекста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культураречи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный,коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды нормрусского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Видылингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормамисовременного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств иэффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормамиречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальныесредства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общиесведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык –национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации иязык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский языккак развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков.Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русскогоязыка.
Формы функционирования современного русского языка(литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах,территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языкекультуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурнымкомпонентом значения в произведениях устного народного творчества, вхудожественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения спомощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатыеслова.
Русский язык – язык русской художественной литературы.Языковые особенности художественного текста. Основныеизобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование вречи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарнойстатьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика,орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласныхзвуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог.Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании.Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита,названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способыобозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормыпроизношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков ипроизношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) иинтонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зренияорфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемикаи словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единицаязыка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс,окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы.Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические инеморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема.Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательноегнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию впрактике правописания.
Лексикологияи фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическоезначение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значенияслова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферыупотребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистическиепласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета всловаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки.Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормысовременного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствиис его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов,синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.).Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного,уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов.Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) частиречи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойствакаждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения наместо причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные частиречи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературногоязыка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, именчислительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание каксинтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложенийпо цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основапредложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типысказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений(двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные,предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типыодносоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные членыпредложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения.Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений междучастями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость,смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русскоголитературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простогопредложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построениясложноподчиненного предложения; место придаточного определительного всложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения спридаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы»,союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения;нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование впредложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практикеправописания.
Правописание:орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных исогласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные,дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов.Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные ипарные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом исложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетаниезнаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализпредложения.
3.Тематическое планирование курса
5 КЛАСС (175 ч)
О языке (1 ч)
Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей орусском языке.
Речь (30 ч)
Текст: основные признаки текста; тема и основная мысль текста;развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы;строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста (простой).
Стили речи: разговорный, художественный, деловой; их основныепризнаки; сфера употребления в речи, характерные языковые средства (из числаизученных учащимися).
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенностистроения:
а) художественного и делового повествования; б) описания предмета;
в) рассуждения-доказательства; г) оценочных суждений.
Композиционные формы: деловая инструкция (какчто-либо делать), объявление. Основные требования к изложению (подробному исжатому) и сочинению.
Закрепление и углубление изученного в начальных классах (34 ч)
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА (10ч)
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласныеударные и безударные. Согласные твердые в мягкие, глухие и звонкие.Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основныеправила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков.Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита.Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомствос орфоэпическим словарем и его использование.
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ (12 ч)
Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии.Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласныхкорня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи~ши, ча—ща, чу—щу, нч,чн, чк, рщ; разделительных ъ и ь; -тся я -ться в глаголах. Нес глаголами. Использование орфографического словаря.
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИКА(3 ч)
Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение.Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснениезначения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА (4 ч)
Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень.Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые частислова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словаремзначения морфем и словарем морфемного строения слов.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ (5 ч)
Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке..Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи.Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическимсловарем.
Язык. Правописание (систематический курс)
Синтаксис и пунктуация (39 ч)
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании .Предложение. Егограмматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные,побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинанияв конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение.Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения.Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительномпадеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночными). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однороднымичленами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинанияпри обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненноми сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложенияперед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речьпосле слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи.Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественныхтекстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность иэмоциональность речи.
Лексика. Словообразование. Правописание (25 ч)
Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строенияи написания.
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значенияслова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов:метафоры, олицетворения, эпитета. Синонимы, антонимы (повторение). Омонимы.Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование изаимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные.Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способыобразования слов: приставочный, суффиксальный, сложение. Чередование гласныхи согласных в морфемах при образовании слова и его форм.
Словообразовательная модель как схема построения словопределенной части речи, имеющих общность в значении (^оватый, ^ательница и т.п.). Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописаниеприставок на з и с. Правописание корней -лож- — -лаг-; -рос- —-раст-(-ращ~). Буквы о—е после шипящих в корне. Буквы и—ы послец в разных частях слов.
Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферуупотребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы;их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Наблюдение заиспользованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов впереносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов);диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.
Морфология. Орфография (39ч)
Классификация частей речи русского языка (повторение) (1 ч).
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
ГЛАГОЛ (22 ч)
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение,морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования глаголов. Правописание не сглаголами (закрепление).
Возвратные глаголы. Правописание -ться и –тсяв глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е(-мир- —-мер-; -тир- — -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола.Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописаниебезударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление).Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание. Повелительноенаклонение: значение, образование, правописание. Безличные глаголы.Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одногонаклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности.Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ).Употребление глаголов в переносном значении.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (15ч)
Имя существительное как часть речи: общее грамматическоезначение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имей существительных.Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик).Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными.Имена существительные одушевленные и неодушевленные;собственные и нарицательные. Правила употреблениябольшой буквы при написании имен существительных. Род имен существительных.Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных. Числоимен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного илитолько множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемыеи несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен существительных.Развитие навыков пользования грамматико-орфографическям, орфографическим,толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительныев художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12 ч)
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение,морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способыобразования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению: прилагательныекачественные, относительные и притяжательные. Прилагательные полные икраткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных сосновой на шипящий. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение именприлагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная,эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты.Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи.Употребление прилагательных в переносном значении.
Повторение (3ч).
Резервные часы (4ч).
6 КЛАСС (210ч)
О языке (1 ч)
Слово как основная единица языка.
Закрепление и углубление изученного в 5 классе
ГРАММАТИКА (5 ч)
Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Имясуществительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание ипредложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые частисловосочетания; главные и второстепенные члены предложения. Понятие простого и сложного предложения. Предложениес однородными членами, обращением и прямой речью.
ПРАВОПИСАНИЕ (15 ч)
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммыкорня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не сглаголами,существительными, прилагательными.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая приоднородных членах, между частями сложного предложения, при обращении;пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире идвоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире междуподлежащим и сказуемым.
Словообразование, правописание и употребление в речи именсуществительных, прилагательных и глаголов (64 ч)
Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов.Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение.Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов.Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных иглаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных;употребление н, нн вименах прилагательных, образованных от имен существительных;правописание приставок при- и пре-, букв ы—и вкорне после приставок.
Употребление в речи имен существительных, прилагательных иглаголов.
Особенности правописания некоторых форм имен существительных,прилагательных и глаголов
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
Причастие и деепричастие (52ч)
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическоезначение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.Действительные и страдательные причастия. Образование действительных истрадательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полныестрадательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный обороти знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописаниесуффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Употребление причастий втекстах разных стилей. Деепричастие как особая форма глагола: общееграмматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенноговида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания впредложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстахразных стилей.
Имя числительное (26ч)
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение,морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные исоставные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склоненияи правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильноечтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.
Местоимение (20ч)
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологическихи синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, правописание,роль в предложении. Употребление местоимений для связи предложений в тексте вроли синонимической замены.
Повторение (23ч)
Резервные часы (4ч)
7 КЛАСС (140ч)
О языке (1 ч)
Язык как развивающееся явление.
Речь (32ч)
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширениепредставления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилейречи.
Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов впредложениях текста.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задачаречи, характерные языковые средства).
Типы речи: описание состояния человека.Композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение,портретный очерк.
Закрепление и углубление изученного в 6 классе (15ч)
Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическоеударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание:орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология исинтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола.Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Нес глаголами, причастиями, деепричастиями.
Язык. Правописание.Культура речи.
Морфология. Орфография
НАРЕЧИЕ (25 ч)
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение,морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий. Правописаниене и ни в наречиях; не с наречиями на —о (-е); ои а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий;употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельноенаписание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные.Предикативные слова (знакомство). Свободное владение орфографическим,толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимойсправки по наречию. Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ).Синонимия наречий при характеристике действия, признака.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (38 ч)
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1 ч)
ПРЕДЛОГ (10 ч)
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные исоставные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.
СОЮЗ (12 ч)
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные.Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато,чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
ЧАСТИЦА (22 ч)
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие имодальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.).Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составепредложения. Частицы как средство выразительности речи.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (3 ч)
Общее понятие о междометиях извукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферуволеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий извукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ (10ч)
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: попрежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.),что(мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.
Повторение (5ч)
Резервные часы (14ч)
8 КЛАСС (105ч)
О языке (1ч)
Русский язык в семье славянских языков.
Речь (17 ч)
Систематизация сведений о тексте, стиляхи типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерныхдля различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистическихвысказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые иречевые средства).
Композиционные формы:
высказывание типа репортажа-повествования (повествование особытии: посещении театра, экскурсии, походе); высказывание типарепортажа-описания (описание родного города, поселка, улицы, памятника историиили культуры, музея); высказывание типа портретного очерка (об интересномчеловеке).
Деловые бумаги: автобиография (стандартная форма, языковыесредства, характерные для этого вида деловых бумаг).
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО)(11ч)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Словосочетание и предложение (6 ч)
Понятие о словосочетании. Строениесловосочетания: главное и зависимое слово. Способы связи слов всловосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложенийпо цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямойиобратный порядок слов. Логическое ударение.
Синтаксис простого предложения
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11ч)
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способывыражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное).Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.
Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные членыпредложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особыйвид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот.Выделение запятыми сравнительного оборота.
ОДНОСОСТАВНЫЕ И ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8ч)
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего(назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (2 ч)
Понятие о неполных предложениях.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (12 ч)
Однородные члены предложения; ихпризнаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительныхсоюзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькимирядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие словапри однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах впредложениях с однородными членами.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ,ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ (11 ч)
Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинанияпри обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знакипрепинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие.Знаки препинания в предложениях с междометиями.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ (17ч)
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений,обстоятельств. Уточняющие члены предложения.
Прямая и косвенная речь (6 ч)
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строениепредложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способпередачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.
Резервные часы (3 ч)
9 КЛАСС (102ч)
О языке (1 ч)
Русский язык среди языков мира.
Речь (17ч)
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основноймысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях итипах речи. Особенности строения устного и письменного публицистическоговысказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи срассуждением-размышлением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошоэто или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); эссе; высказывание типа статьив газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книги в век радио ителевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?);рецензия.
Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства,характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.
Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей,
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ(16 ч)
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова,словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова.Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основныеправила правописания.
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение (2 ч)
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзамии без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (15 ч)
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация исочинительные союзы (соединительные, разделительные ипротивительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненногопредложения.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (29 ч)
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточноепредложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении.Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные,обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия,причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточногопредложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными.Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (11 ч)
Смысловые отношения между простыми предложениями в составебессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5ч)
Сложноепредложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания внем.
Резервныечасы (6ч)
Календарно-тематическое планирование / см. Приложение/
Краеведческий компонент:
1.Сочинение-рассуждениео людях-героях, тружениках, уроженцах Юхновского района.
2.Сочинение-описаниеместного храма в честь Казанской иконы Божьей матери.
3.Сочинение-описаниепамятника Неизвестному солдату в городе Юхнове.
4.Сочинение-описаниеприроды родного края.