Муниципальное казённоеобщеобразовательное учреждение
Варламовская средняяобщеобразовательная школа Болотнинского района
Новосибирской области
Методическая разработка учебногозанятия
по теме «Последствияиспользования жесткой воды»
Дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа «Увлекательный мир химической лаборатории»естественно-научной направленности для обучающихся 9 – 11 классов.
Автор :
Штаудингер Лариса Ивановна, учитель химии,
высшей квалификационнойкатегории
2022г.
Оглавление страницы
1.Введение 3- 5
2.Планируемые результаты 6
4.Технологическая карта учебного занятия 7-24
5.Приложения ________________________________________ 25- 27
1.Введение
Образовательный стандарт по химиивключает систему прикладных знаний и умений, значимых для самого ученика,востребованных в повседневной жизни, важных для сохранения окружающей среды и собственногоздоровья. Это вопросы обеспечения собственной безопасности в процессеиспользования веществ и определения собственной позиции по отношению кэкологическим проблемам и поведению в природной среде.
Приоритетной задачей изучения химии на этапахосновного и среднего (полного) общего образования является совершенствованиеметодики формирования следующих видов деятельности:
— познавательной деятельности, предполагающей использование для познанияокружающего мира наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования;приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия,доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверкивыдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений междуобъектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей;творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальныерешения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умениесамостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельностьот постановки цели до получения результата и его оценки;
— информационно-коммуникативной деятельности, предполагающей развитиеспособности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иноемнение; приобретение умения получать информацию из разных источников ииспользовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическоеоценивание достоверности полученной информации, передача содержания информацииадекватно поставленной цели; перевод информации суждения, давать определения,приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерныхтехнологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания базданных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия,полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.
— рефлексивной деятельности, предполагающей приобретение умений контроля иоценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своихдействий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, чертсвоей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции исамооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни;осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущейпрофессиональной деятельности.
Овладение этимивидами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условиемдля формирования естественно-научной функциональной грамотности, развития исоциализации школьников.
Цель учебного занятия:формирование химически грамотного обращения с веществами, материалами ипроцессами для устранения последствий использования жесткой воды.
Задачи:
1. способствовать углублению теоретическиезнаний о жесткости воды на предмете исследования- последствий жесткости воды;
2.исследоватьэкспериментальным путем жесткость местной воды,
3.исследоватьэкспериментальным путем эффективности материалов, используемых для устраненияпоследствий жесткости воды.
4.сравнитьрезультаты опытов, выбрать наиболее эффективные и экономичные методы устраненияпоследствий жесткости воды.
5.способствовать формированию и развитию химического мышление,умения анализировать явления окружающего мира в химических терминах.
6. развивать способность говорить и думать на химическом языке.
7. способствовать развитию понимания роли химии в повседневнойжизни и ее прикладного значения в жизни общества.
Формируемыеглобальные функциональные компетентности:
химическая компетентность (естественно-научная),компетенция здоровьесбережения.
Тип занятия: исследование –применение знаний,умений и навыков на практике.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Участники учебного занятия: обучающиеся 9-10классов.
Реализуемые педагогические технологии:
коллективная системаобучения,
групповая работа,
проектный метод обучения,
обучение всотрудничестве,
информационно-коммуникационныетехнологии,
здоровьесберегающиетехнологии.
Форма организации занятия: практико-ориентированнаяисследовательская деятельность.
Формы организациипознавательной деятельности на занятии: фронтальная,групповая, индивидуальная
Методы и приемы, используемые на занятии:
методы словесной инаглядной передачи знаний,
химический эксперимент,
создание ситуации успеха,
частично – поисковый,
самостоятельная работа,
творческая работа (доработкапрезентации), самооценка.
2.Планируемые результаты.
Личностные результаты:
готовность и способность к саморазвитию исамоопределению;
сформированность мотивации к обучению;
система значимых социальных и межличностныхотношений,
ценностно-смысловые установки, отражающиеличностные и гражданские позиции в деятельности;
Метапредметные результаты:
освоение межпредметных понятий и универсальныхучебных действий): регулятивных (целеполагание, планирование, прогнозирование,контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) познавательных (общеучебныеуниверсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решениепроблем), коммуникативных (вопросы для общения) способность их использования впрактике;
самостоятельность планирования и осуществленияучебной деятельности;
организация учебного сотрудничества с педагогамии сверстниками;
Предметныерезультаты.
Обучающиесяполучат возможность закрепить и углубить понятие- жесткость воды и видыжесткости воды общая, карбонатная – временная, некарбонатная- постоянная, типыводы по уровню жесткости. Единицы измерения жесткости воды. Вред, наносимыйжесткостью водой. Вред жесткой воды для здоровья человека. Вред жесткой водыдля коммуникаций. Вред жесткой воды для техники и предметов быта. Методыопределения жесткости воды, материалы для устранения последствий жесткой воды;развить умения проводить опыты в химической лаборатории, развивать умения и навыки использования цифровых образовательных ресурсов.