Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Илёе- Кошарская средняяобщеобразовательная школа»
Организацияпредметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации.
Подготовила: воспитатель Кадуцкая Г.И.
Детский сад «Колокольчик»
2023г
«Предметно развивающая среда- это системаматериальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного ифизического развития, это единство социальных и предметных средств».
С. Л. Новоселова
Ребёнок- это полноценный человек и он,наверное, уникальный по-своему. Он подражатель, исследователь, который срадостью и, наверное, с удивлением открывает свой мир, стремящийся использоватьвсё, что ему дано. В современном мире ребёнок испытывает огромные нагрузки иодним из условий полноценной адаптации является создание окружающей среды,которая позволит снимать стрессы. Эта среда должна быть вторым домом, куда быхотелось с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо такпостроить окружающее пространство, чтобы каждый ребёнок чувствовал бы в немсебя комфортно. В развивающей среде ребёнок играет, а игра для ребенка- это нетолько удовольствие и радость, что само по себе важно, это тот мир, в которомон живет, через который постигает жизнь, развивается. С помощью игры у ребенкаразвивается внимания, память, мышление, воображение, качества, которыенеобходимы для дальнейшей жизни. Играя ребёнок приобретает знания, умения,навыки, развивает способности даже сам подчас не догадывается об этом, черезигру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями.
В ДОУ этот мир представляет предметно-развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждогоребенка.
Понятие предметно- развивающая средарассматривается в педагогике, как фактор стимулирующий, направляющий,развивающий деятельность ребенка.
Развивающая предметно – пространственнаясреда должна быть:
—Содержательно– насыщенной.
—Трансформируемой.
—Полифункциональной.
—Вариативной.
—Доступной.
—Безопасной.
1.Содержательно-насыщенной:
Насыщенностьдолжна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения ивоспитание. Организация образовательного пространства и разнообразияматериалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
-игровую, познавательную,исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
-двигательную активность, в том числеразвития крупной и мелкой моторики;
— эмоциональное благополучие детей вовзаимодействии с предметно-пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей;
2.Трансформируемой:
Трансформируемость пространствапредполагает возможность изменений предметно-пространственной среды взависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов ивозможностях детей.
3.Полифункциональной:
Полифункциональностьматериалов предполагает:
— возможность разнообразногоиспользования различных составляющих предметов среды, например: детскоймебели, мягких модулей.
-наличие в группе полифункциональныхпредметов, в том числе природных материалов пригодных для использования вразных видах детской активности.
4.Вариативной:
Вариативностьсреды предполагает:
— наличие в группе различных пространств,а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающийсвободный выбор детей .
— периодическую сменяемость игровогоматериала, появления новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,познавательную и исследовательскую активность детей.
5.Доступной:
Доступностьсреды предполагает:
— доступность для воспитанников, в томчисле детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всехпомещений, где осуществляется образовательная деятельность.
— свободный доступ детей к играм,игрушкам, материалом, пособиям.
— исправность и сохранность материалов иоборудования.
6.Безопасной:
Безопасность предполагает соответствиевсех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности ихиспользование.
Предметно-развивающая среда обеспечиваетполноценное и своевременное развитие ребенка.
Побуждает детей к деятельности.Способствует развитию самостоятельности и творчества. Обеспечивает развитиепозиции ребенка.
Создавая предметно-развивающую средунеобходимо помнить, что она должна выполнять следующие функции, но самоеглавное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельностиребенка.
Функциипредметно – развивающей среды:
—Образовательная.
—Развивающая.
—Коммуникативная.
—Воспитывающая.
—Стимулирующая.
—Организованная.
Похарактеру действия в среде развития функциональное пространство условно можно разделитьна:
1. «Спокойное»функциональное пространство- пространство для спокойной деятельности детей.
2. «Активное»функциональное пространство- пространство для деятельности, связанной синтенсивным движением, возведением крупных игровых построек.
3. «Рабочее»функциональное пространство- пространство для художественно-эстетической ипознавательной деятельности.
В соответствии с ФГОС дошкольногообразования предметная среда должна обеспечивать:
— максимальную реализацию образовательногопотенциала пространства образовательной организации;
-наличие материалов, оборудования иинвентаря для развития детских видов деятельности;
— охрана и укрепления здоровья детей,необходимую коррекцию особенностей их развития;
— возможность общения и совместнойдеятельности детей и взрослых;
Насыщенная предметно- развивающая средаявляется основным средством формирования личности ребенка и источником егознаний и социального опыта.
Предметно-пространственная развивающаясреда содержит следующие принципы:
Принципыпостроения развивающей среды:
— Принцип дистанции при взаимодействии.
-Принцип активности, самодеятельности,творчества.
-Принцип стабильности-динамичности.
-Принцип комплексирования и гибкогозонирования.
-Принцип эмоциогенности среды,индивидуального благополучия каждого ребенка и взрослого.
-Принцип учёта половых и возрастныхразличий детей.
-Принцип открытости – закрытости.
Принцип дистанции способствует установлениюоптимального контакта с детьми. Это общение педагога с ребенком «глаза вглаза», и одно из условий, которое дает такое общение- это разновозрастнаямебель.
Принцип активности возможности еепроявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своегопредметного окружения. Принцип стабильности- динамичностипредусматривающийсоздание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии совкусами, настроениями.
Принцип комплексированияи гибкогозонирования реализующей возможность построения непересекающихся сфер активностии позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, приэтом, не мешая друг другу.
Принцип эмоциональности среды, индивидуальнойкомфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослогоосуществляется при оптимальном отборе стимулов по качеству и количеству.
Принцип сочетания привычных и неординарныхэлементов в эстетической организации среды.
Принцип открытости- закрытости т.еготовности среды к изменениям, корректировке, развитию, которое способствуетустановлению оптимального контакта с детьми.
Принцип учетаполовых и возрастных различийдетей как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности всоответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности иженственности.
Построение развивающей среды с учетомизложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности,помогает развитию личности, способностей, овладению разными способамидеятельности.
Одним из главных требований при созданииразвивающей предметно- пространственной среды считается учет возрастныхособенностей детей. Надо стремится, чтоб обстановка в группах была прежде всегокомфортной и безопасной.
Комфортная среда — это среда, в которой ребенкууютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом.Комфортность среды дополняется ее художественно — эстетическим оформлением,которое положительно влияет на ребенка. Пребывание в такой эмоциональной средеспособствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает передребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Развивающая предметно- пространственнаясреда создается так, чтобы она стимулировала развития восприятия детей,способствовала развитию анализаторов «подсказывала» способы обследования идействий.
Организуя предметную среду в групповомпомещении, необходимо учитывать психическое развитие детей, показателиздоровья, коммуникативные особенности, уровень речевого развития.
Средадолжна отражать пять образовательных направлений:
— Социально- коммуникативное;
— Познавательное;
— Речевое;
— Художественно- эстетическое;
-Физическое;
Сама обстановка в группе, создается так,что бы ребенок сам, самостоятельно смог сделать выбор.
Помещение группы разделяется на несколькоцентров (уголков) в каждом из которых содержится достаточное количествоматериалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игр.
Предметно– развивающая среда в группе:
—Физкультурныйуголок.
-Игровое пространство для сюжетно-ролевыхигр.
-Уголок изобразительной деятельности.
-Книжный уголок.
-Уголок природы.
-Уголок познавательно исследовательскойдеятельности.
-Уголок ПДД.
-Уголок патриотического воспитания.
-Игровое пространство для организациистроительства.
Социально-коммуникативноенаправление:
Сюжетно-ролевая игра выступает одним изосновных методов обучения. Здесь закладывается культура взаимоотношений внутриколлектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям.
Цель сюжетно-ролевых игр с дошкольниками-разностороннее развитие личности ребенка в условиях вышеперечисленной ситуации.
Проблема детского дорожно-транспортноготравматизма по-прежнему сохраняет свою активность. И цель педагога знакомитьдетей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильногоповедения на дороге, в транспорте, развивать у детей умение ориентироваться надорогах.
Познавательноенаправление:
Патриотическое воспитание- важная частьстановления будущей личности. Ребёнку от рождения не дается чувство любви кРодине, уважения семейных и народных традиций. Все эти качества воспитываютсясемьей и обществом, начиная с детского сада.
Главной целью патриотического уголкаявляется воспитание и формирования нравственной личности.
Задачи :
-приобщать детей к традициям и обычаямсвоего народа;
-формировать у детей чувство привязанностик своей семье, дому;
-формировать представления о России как ородной стране;
Конструирование — обожаемый детьми и оченьполезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики.Конструктивная деятельность, как и игра, отвечает интересам и потребностямребенка.
Задачи математического уголка — этовоспитание у детей потребности занимать свое свободное время не толькоинтересными, но и требующими умственного напряжения, играми.
Ребенок познает окружающий мир, опираясьна яркий практический опыт. Огромным потенциалом обладает уголок природы вдетском саду. Именно благодаря такому элементу пространства у детей формируетсяценностное отношение к окружающему миру. Уголок природы выполняет множествоважных задач:
-оздоровление детей;
-развитие познавательных способностей;
-эстетическое воспитание;
-нравственное воспитание;
Речевое направление:
Театрализация- это разновидность игровойдеятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей.Она помогает развивать монологическую и диалогическую речь ребенка. Цель-развитие творческих способностей у детей, развития воображение, памяти.
Важной частью предметно — развивающейсреды в помещении группы является книжный уголок. Он может сыграть существеннуюроль в формировании у детей устойчивого интереса к книге.
Художественно – эстетическое направление:
Музыка доставляет огромное удовольствие.Заставляет перенестись в иной мир, мир фантазий, грёз, сказочный и волшебный.Уголок музыки помогает дошкольникам реализовать самостоятельную творческуюдеятельность:.слух, память, творчество.
Рисование — это любимое занятие многихдетей. Малышам интересно наблюдать , как ложиться краска на листы бумаги,узнавать, как получаются кляксы. Но больше всего их радует, когда все это онисмогут сделать сами. Для этого и нужен уголок ИЗО в детском саду. Уголокрисования позволяет создать в группе оптимальные условия для развитияизобразительной деятельности и творческой активности детей. Дети получаютвозможность самовыражения в разнообразных видах художественной деятельности
Физическое направление:
Физкультурный уголок пользуетсяпопулярностью у детей, поскольку он реализует их потребность в двигательнойактивности. Спортивное оборудование способствует формированию у детей основныхдвижений, развитию пространственных ориентировок, организованности, смелости,выдержки.
.
Правильноорганизованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятия подуше, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать ссверстниками, понимать и оценивать поступки. Среда вызывает у детей чувстворадости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду. Она обогащаетновыми впечатлениями и желаниями. Побуждает к активной творческой деятельности,способствует интеллектуальному развитию. Насыщенная предметно – развивающаясреда становится основой для увлекательной, содержательной в жизни каждогоребенка. Она является основным средством в формировании личности и являетсяисточником его знаний. Среда обеспечивает безопасность жизни, способствуетукреплению здоровья каждого ребёнка
.«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,творчества. Этот мир долже окружать ребёнка ребёнка» В.Сухомлинский.
Списоклитературы по теме:
1.Закон РФ № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]:Федер.законот 29.12.2012 № 273-ФЗ / // СЗ РФ. – 2011.– URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz3usC7ltK1
2. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствиис образовательными областями. //Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
3.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организациирежима работы дошкольных образовательных организаций [Электронный ресурс]:СанПиН 2.4.1.3049-13 // Бюллетень нормативных актов федеральных органовисполнительной власти от 9 ноября 2015 г. № 45 // URL:http://base.garant.ru/71181600/#ixzz4sPx1YaOD
4. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её рольв воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание. -2005. -№ 4
5. Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и еепсихологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя. -2014г.-№8.
6. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающаясреда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. -М.:Перспектива,2011.
7. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающейпредметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации всоответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//.-http://goo.gl/VhpiUr
8. Кларина Л. М.Общие требования к проектированию моделейобразовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников/Л.М. Кларина. -СПб.,1999. -144с.-С.9-18.
9. Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающейсреды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
10. К.Ю. Белая. Формирование основ безопасности удошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-64с.
11. От Рождения до школы. Примерная общеобразовательнаяпрограмма дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. и доп- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-368С.
