X-PDF

Практические работы по астрономии

Поделиться статьей

 

ГБПОУПО

«Пензенскийлесной колледж»

 

 

 

 

 

Методическиерекомендации по выполнению практических работ

учебнойдисциплины Астрономия

длястудентов

специальностей   

35.02.01 «Лесное илесопарковое хозяйство»,

23.02.07 «Техническоеобслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»,

35.02.12 «Садово- парковое иландшафтное строительство».

 

 

 

Составитель: Рассказова Н.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосновоборск 2022 г.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1.     ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКИХ рекомендаций

 

3

2.     СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание

 

6

3.     практические работы

7

4.     Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

5.     ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ                                                      

6.     Используемые источники

 

24

 

 

24

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспортметодических рекомендаций

повыполнению практических работ учебной дисциплины Астрономия

1.1.         Областьприменения

Практические задания разработаны в соответствии срабочей учебной программой дисциплины «Астрономия». Методические указанияпредназначены для аудиторной работы студентов 1 курса по специальностям 35.02.01«Лесное и лесопарковое хозяйство»,23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонтдвигателей, систем и агрегатов автомобилей», 35.02.12 «Садово- парковое иландшафтное строительство».

 В методических рекомендациях приведены основные теоретические положения,знания которых необходимы для решения задач, примеры решения типовых задач,задачи для самостоятельного решения (наиболее сложные снабжены ответами), атакже инструкционными картами для выполнения практических раб по астрономии.

1.2.         Целии задачи  изучения дисциплины Астрономия

личностныерезультаты освоения учебного предмета должны отражать:

− чувство гордости и уважения кистории и достижениям отечественной астрономической науки;

− готовность к продолжениюобразования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельностии объективное осознание роли астрономических компетенций в этом;

 − умение использовать достижениясовременной астрономической науки и технологий для повышения собственногоинтеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

 − умение самостоятельно добыватьновые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источникиинформации;

 − умение выстраивать конструктивныевзаимоотношения в команде по решению общих задач;

 − умение управлять своейпознавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственногоинтеллектуального развития;

метапредметные

− использование различных видовпознавательной деятельности для решения астрономических задач, применениеосновных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) дляизучения различных сторон окружающей действительности;

 − использование основныхинтеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа исинтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственныхсвязей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторонастрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникаетнеобходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

 − умение генерировать идеи иопределять средства, необходимые для их реализации;

 − умение использовать различныеисточники для получения информации, оценивать ее достоверность;

 − умение анализировать ипредставлять информацию в различных видах;

 − умение публично представлятьрезультаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармоничносочетая содержание и формы представляемой информации;

предметные

 — смысл понятий: активность,астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения,восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт,гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика,космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии иплоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит,метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небеснаямеханика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория,орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и ихклассификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы,телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера,черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

 — определение физических величин:астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела,параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд,их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космическиерасстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический исидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектрсветящихся тел Солнечной системы;

 — смысл работ и формулировкузаконов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля,Браге, Кеплера, Ньютона, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве,Герцшпрунга-Рассела,  Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

 — использовать карту звездного небадля нахождения координат светила;

 — выражение результаты измерений ирасчетов в единицах Международной системы;

 — приведение примеров практическогоиспользования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

 — решение задачи на применениеизученных астрономических законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание

№ п/п

Тема практической работы

Раздел

Формируемые умения

Представленная информация была полезной?
ДА
58.99%
НЕТ
41.01%
Проголосовало: 1107

межпредметные

предметные

1.

Звездное небо

Практические основы астрономии

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования

использовать карту звездного неба для нахождения координат светила

2.

Определение масс небесных тел

Практические основы астрономии

выполнять познавательные и практические задания

решать задачи на применение изученных астрономических законов

3.

Определение расстояний и размеров тел в солнечной системе

Строение Солнечной системы

выполнять познавательные и практические задания

решать задачи на применение изученных астрономических законов

4.

Определение основных характеристик звёзд

Солнце и звёзды

выполнять познавательные и практические задания

решать задачи на применение изученных астрономических законов

5.

Определение скорости движения звёзд в Галактике

Строение и эволюция Вселенной

выполнять познавательные и практические задания

решать задачи на применение изученных астрономических законов

 

 

 

 

Практическая  работа № 1

 

Тема: Звездноенебо. Небесные координаты.

Цель  работы: Знакомствосо звездным небом, решение задач на условиях видимости созвездий и определениеих координат.

Оборудование: подвижная карта звездного неба.

 

Теоретическое обоснование

 

Небесной сферой называется воображаемаявспомогательная сфера произвольного радиуса, на которую проецируются всесветила так, как их видит наблюдатель в определенный момент времени изопределенной точки пространства.

http://images.astronet.ru/pubd/2003/07/10/0001191510/images/3_3-1.gif

Рис. 1. Небесная сфера
каноническое изображение
в плоскости небесного
меридиана

Точкипересечения небесной сферы с отвесной линией, проходящей через ее центр,называются: верхняя точка — зенитом (z), нижняя точка — надиром(). Большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна котвесной линии, называется математическим, или истинным горизонтом(рис. 1).

Десяткитысяч лет назад было замечено, что видимое вращение сферы происходит вокругнекоей невидимой оси. На самом деле видимое вращение неба с востока на западявляется следствием вращения Земли с запада на восток. 

http://images.astronet.ru/pubd/2003/07/10/0001191510/images/3_3-2s.gifДиаметр небесной сферы, вокруг которого происходитее вращение, называется осью мира. Ось мира совпадает с осью вращенияЗемли. Точки пересечения оси мира с небесной сферой называются полюсами мира(рис. 2).

Рис. 2. Небеснаясфера:                                                                   геометрическиправильное                                                                               изображение в ортогональной проекции

 

 

 

Угол наклона осимира к плоскости математического горизонта (высота полюса мира) равен углугеографической широты местности.

        Большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна к оси мира,называется небесным экватором (QQ¢).

         Большая окружность, проходящая через полюса мира и зенит, называется небесныммеридианом (PNQ¢ Z¢ P¢ SQZ).

 Плоскостьнебесного меридиана пересекается с плоскостью математического горизонта попрямой полуденной линии, которая пересекается с небесной сферой в двух точках: севера(N) и юга (S).

Небеснаясфера разбита на 88 созвездий, различающихся по площади, составу, структуре(конфигурации ярких звезд, образующих основной узор созвездия) и другимособенностям.

 Созвездие – основная структурная единицаразделения звездного неба – участок небесной сферы в строго определенныхграницах. В состав созвездия включаются все светила — проекции любыхкосмических объектов (Солнца, Луны, планет, звезд, галактик и т.д.),наблюдаемых в данный момент времени на данном участке небесной сферы. Хотяположение отдельных светил на небесной сфере (Солнца, Луны, планет и дажезвезд) изменяется со временем, взаимное положение созвездий на небесной сфереостается постоянным.

Видимоегодичное движение Солнца на фоне звезд происходит по большой окружностинебесной сферы — эклиптике (рис. 3). Направление этого медленногодвижения (около 1° в сутки) противоположно направлению суточного вращения Земли. 

http://images.astronet.ru/pubd/2003/07/10/0001191510/images/3_3-3s.gif

 

 

 

      

Рис.3. Положение эклиптики нанебесной сфере

Осьвращения земли имеет постоянный угол наклона к плоскости обращения Земли вокругСолнца, равный 66° 33². Вследствие этого угол e между плоскостью эклиптики и плоскостьюнебесного экватора для земного наблюдателя составляет: e = 23° 26¢ 25,5².Точки пересеченияэклиптики с небесным экватором называются точками весеннего (^) и осеннего(d) равноденствий. Точка весеннего равноденствия находится в созвездииРыб (до недавнего времени — в созвездии Овна), дата весеннего равноденствия -20(21) марта. Точка осеннего равноденствия находится в созвездии Девы (донедавнего времени в созвездии Весов); дата осеннего равноденствия — 22(23)сентября.

Точки,отстоящие на 90° от точек весеннего равноденствия, называются точками солнцестояний.Летнее солнцестояние приходится на 22 июня, зимнее солнцестояние — на 22декабря.

Накарте звезды показаны черными точками, размеры которых характеризуют яркостьзвезд, туманности обозначены штриховыми линиями. Северный полюс изображен вцентре карты. Линии исходящие из северного полюса мира, показывают расположениекругов склонения. На карте расположены для двух ближайших кругов склоненияугловое расстояние равно 2 ч. Небесные параллели нанесены через 30.с их помощьюпроизводят отсчет склонения светил. Точки пересечения эклиптики с экватором,для которых прямое восхождение 0 и 12 ч., называются соответственно точкамивесеннего и осеннего равноденствия. По краю звездной карты нанесены месяцы ичисла, а на накладном круге – часы.

Дляопределения места положения небесного светила необходимо месяц и число,указанные на звездной карте, совместить с часом наблюдения на накладном  круге.

Накарте зенит расположен вблизи центра выреза, в точке пересечения нити снебесной параллелью, склонение которой равно географической широте местанаблюдения.

Ход работы

 

1.Установитьподвижную карту звездного неба на день и час наблюдения и назвать созвездия,расположенные в южной части неба от горизонта до полюса мира, на востоке – отгоризонта до полюса мира.

2. Найти созвездия,расположенные между точками запада и севера 10 октября в 21 час.

3. Найти назвездной карте созвездия, с обозначенными в них туманностями и проверить, можноли их наблюдать невооруженным глазом.

4. Определить,будут ли видны созвездия Девы, Рака, Весов в полночь 15 сентября. Какоесозвездие в то же время будет находиться вблизи горизонта на севере.

5. Определить,какие из перечисленных созвездий: Малая Медведица, Волопас, Возничий, Орион –для данной широты места будет незаходящими.

6. Ответить навопрос: может ли для вашей широты 20 сентября Андромеда находиться в зените?

7. На картезвездного неба найти пять любых из перечисленных созвездий: Большая Медведица,Малая Медведица, Кассиопея, Андромеда, Пегас, лебедь, Лира, Геркулес, СевернаяКорона – определить приближенно координаты (небесные) – склонение и прямоевосхождение звезд этих созвездий.

8. Определить,какое созвездие будет находиться вблизи горизонта 05 мая в полночь.

 

Содержаниеотчета

 

1. Напишите номер, тему и цель работы.

2. Выполните задания в соответствии синструкцией, опишите полученные результаты к каждому заданию.

3. Ответьте на контрольные вопросы.

 

Контрольныевопросы

 

1. Что называютсозвездием, как они изображены на карте звездного неба?

2. Как отыскать накарте Полярную звезду?

3. Назовитеосновные элементы небесной сферы: горизонт, небесный экватор, ось мира, зенит,юг, запад, север, восток.

4. Дайтеопределение координатам светила: склонение, прямое восхождение.

 

Основные источники (ОИ)

 

ОИ1  Воронцов-Вельяминов, Б. А. Страут Е. К. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс». М.:Дрофа, 2018г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.99%
НЕТ
41.01%
Проголосовало: 1107

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет