Особенности текстов строевых песен разных времён.
Статьюподготовил суворовец Казанского СВУ Мотов Г.А. 4 роты 1 взвода.
Самойглавной чертой, которая сразу же бросается в глаза при изучении данноговопроса, является морфологическая характеристика – присутствие императивныхформ в большинстве песен всех рассмотренных эпох. Конечно, на бытовом уровнеэто можно легко объяснить тем, что строевая песня и предназначена для призыва,побуждения к действию, придания боевого настроя. Однако нашей целью были небытовые рассуждения, а выяснение научной основы у такой распространённостиимператива. И под таким ракурсом на тексты строевых песен нам позволяетвзглянуть достаточно молодая наука психолингвистика. С точки зрения психологииимператив — речевой акт, в котором говорящий формулирует команду, распоряжениекому-либо что-то сделать, представить, почувствовать. При этом, как отмечаютпсихологические справочники, императив часто используется в директивнойпсихотерапии в расчете на принятие внушаемым пациентом распоряжения чувствоватьили действовать соответствующим образом. Что же происходит, когда подобнаякоманда подаётся в строе, звучит десятками и сотнями голосов? При этом и ты сампроизносишь эту команду, требуя её выполнения от окружающих. Представивисполнение строевой песни под таким углом, постепенно начинаешь понимать, какойсилы действия обладает этот психологический механизм коллективного действия. Императивв данном случае является основой строевой песни.
Языковые особенности текстов строевых песен 19века – начала 20 века
Основные образы и мотивы:
Родина – мщенье/защита – воинская слава – поверженный враг.
Лексика: слова или производные от «царь», «держава»,«отчизна», «Русь», «святая».
Морфология: распространён императив, усечённые окончанияприлагательных;
Синтаксис: простота конструкций.
Языковые особенноститекстов строевых песен 1917 – 1941 годов
Основные образы и мотивы:
Отражение культа личности: конкретные персоналии,герои борьбы, предводители революционных масс.
Лексика: грубая, сниженная.
Морфология: распространён императив;
Синтаксис: использование чужой речи, диалоговых формизложения.
Языковые особенноститекстов строевых песен 1941 – 1991 годов
Основные образы и мотивы:
Общечеловеческие концепты: память, мир,Отечество, народ, дружба, любовь, весна.
Лексика: разнообразная, художественная;
Морфология: использование сложносокращённых слов иаббревиатур, типа комсомол, КПСС;
Синтаксис: развёрнутых, распространенных конструкций.
Языковые особенноститекстов современных строевых песен
Основные образы и мотивы
Общечеловеческие концепты: память, мир,Отечество, народ, дружба, любовь, весна.
Языковые особенности
Лексика: разнообразная, художественная;
Морфология: основные мотивы происходят от действий мирноговремени: помогай, …здравствуй, сестрёнка…, мама, любовь и т.п.
Синтаксис: развёрнутых, распространенных конструкций.
Такимобразом, основным выводом, к которому мы последовательно приходим в нашем исследованииявляется следующая мысль: текст строевой песни как литературный жанр обладаетрядом лингвистических особенностей, которые проявляются вне зависимости отисторического периода создания текста. Эти особенности с точки зренияпсихолингвистики имеют определённое влияние на сознание человека, еговосприятие художественного творчества. Так же строевые песни помогают справитсяс трудностями, они придают боевой дух и развеивают страх.
