Тема урока:
Уравнения химической реакции. Закон сохранения массывеществ.
Открытый урок в 8 классе
Тип урока |
Изучение нового материала |
Цели:
Задачи:
|
Начать формирование навыков составления уравнения химических реакций. Научить уравнивать с помощью коэффициентов на основе знания закона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова.
|
Методы и методические приёмы |
Лабораторная работа (работа в парах) – активный метод, ученик как исследователь; демонстрационный эксперимент, просмотр фрагмента видео «О химических реакциях» с фронтальным опросом. работа письменная по дифференцированным вариантам, физкультминутки, инструктаж по технике безопасности, эмоциональные разрядки (использование здоровьесберегающих технологий) |
Оборудование и реактивы |
Компьютер, экран, весы, раствор соляной кислоты, раствор щёлочи, растворы сульфата меди, серной кислоты, хлорида бария,кусочек натрия, стакан с водой, пробирки, бенгальские огни. |
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь! Сегодня мы вместе с вами отправимся вудивительное путешествие под названием «Химия». Для начала хочу вам сказать,что у вас на столах лежат дидактические материалы посмотрите внимательно наматериал. Сегодня мы его будем использовать в работе.
2. В начале изучения курсахимии за 8 класс мы с вами наблюдали опыт, называемый «Фараонова змея», сегодняя бы хотела повторить этот опыт, но опираясь на те знания, которые вы ужеимеете. Проведение опыта.
— Какое химическое условие выполнено, при котором произошла реакция?
— Скажите, достаточно ли провести опыт и понаблюдать за ним?
На доске представлено уравнение химической реакции разложения глюконатакальция с образованием оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды.
______________________________________________________
Светлый оттенок фараоновой змеи придает оксид кальция.
Постановка темы, цели и задач урока.
-Ребята как вы думаете, что мы будем сегодня изучать(высказывают мнения), учитель пишет высказывания на доске.
Молодцы, напишем тему урока «Уравнения химическихреакций.»
Слайд 1
Давайте вместе выясним цели сегодняшнего урока, дляэтого вспомним какую тему мы изучали на прошлом уроке. «Закон сохранения массывещества». Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массеобразовавшихся веществ. Напомнит кто и когда доказал это закон нам поможетПолина. Михаил Васильевич Ломоносов в 1748 году сформулировал этот закон всвоем письме, через 41 год этот закон подтвердил французский химик Антуа ЛоранЛавуазье.
— Тему определили, как вы думаете какая цель нашегоурока?
Цель: научить учащихся составлять химическиеуравнения. Научить их уравнивать с помощью коэффициентов на основе знаниязакона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова
Исходя из цели определяем задачи:
Задача: Мы сегодня с вами познакомимся сусловной записью химических реакций – уравнениями. Научимся составлятьуравнения химических реакций, а также расставлять коэффициенты в них.
3. Актуализация знаний
-Итак, начнем наш урок с химической разминки и повторим ранее изученныйматериал. Посмотрите на дидактический материал. Смотрим задание 1
Задание1. Прочитать формулы из дидактическогоматериала, который находится у вас на партах. Одна минута на то, чтобыпрочитать формулы, вспомнить те химические элементы которые забыли..Опрос.
Задание 2. Для того чтобы научиться записыватьхимические уравнения мы с вами должны отличать простые и сложные вещества.
Простые вещества состоятиз атомов одного вида.
Сложные вещества состоятиз атомов разного вида.
Задание 3. Определить валентность в соединениях. Дляэтого вспомним какая бывает валентность?
4. Изучение нового материала.
Рассмотрим реакцию горения магния в кислороде (демонстрацияэксперимента).
Запишем её на доске сначала словами, а теперь спомощью химических и математических знаков.
На доске
Магний + горение =другое вещество
Mg +O2 = MgO
24+2*16=40
НО это ещё не всё! Давайте сравним левую и правуючасти уравнения. Мы видим, что в реакцию вступили 2 атома кислорода, аполучился только один.
Мы должны уравнять это уравнение, чтобы получилосьодиноковое количество атомов или же одинаковое количество атомных масс:
Mg +O2 = MgO
Итак, действие, позволяющееуравнять число атомов в уравнении, называется расстановкой коэффициентов.
коэффициент — это число, показывающее число молекулвещества.
Чтобы правильно расставлятькоэффициенты надо:
1. В левой части уравнения записать исходные вещества, в правой продукты реакции (молекулы газов водорода,хлора, кислорода, азота состоят из двух атомов)
2. Определить число атомовкаждого элемента в левой и правой частях схемы реакции
Mg +O2 = MgO
Mg -1атом Mg – 1 атом
O— 2 атома O — 1 атом
3. Среди элементов сразным числом до и после реакции выбрать тот, чисто атомов которого больше
O— 2атома слева O — 1атом справа
4. Найти наименьшее общеекратное (НОК) – числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числаатомов этого элемента в правой части уравнения НОК =2
5. Разделить НОК на числоатомов этого элемента
6. Необходимо подсчитатьчисло атомов других элементов в левой и правой частях уравнений с помощьюкоэффициентов уравнять их, т.е. число атомов каждого элемента в левой и правойчастях уравнения должно быть одинаковым
2Mg +O2 = 2MgO
Химическоеуравнение – это условная запись химическойреакции посредством химических формул и коэффициентов.
Физкультминутка
Мы минутку отдыхаем,
Но урок не забываем.
Если я называю формулу основного оксида –
Наклоняем голову влево;
Кислотного – вправо;
Кислоты – вперед;
Основания – назад;
Формулу соли – вращаем головой.
Взгляд налево, взгляд направо,
Ведь разминка – не забава,
Покачали головой,
И усталость с нас долой!
Давайте потренируемся выполнять расстановкукоэффициентов.
Расставляем коэффициенты в готовых уравнениях, учимся их правильночитать. В дидактических материалах выполняем задание номер 4.
Подводим итог урока:
1. Как называется условнаязапись хим. реакции на доске (Химическое уравнение).
2. Какой закон нельзянарушать при записи УХР (Закон сохранения массы вещества).
3. Что показывает индекс вформуле вещества, коэффициент в УХР (количество атомов молекуле, числомолекул).
Выставляем оценки.
Домашнее задание § 20, стр.67-68 вопр.3,4
Рефлексия
Дидактический материал
Задание 1. Прочитайте формулы:
|
|
|
|
|
|
Представленная информация была полезной? ДА 59.03% НЕТ 40.97% Проголосовало: 1108 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2. Выпишите формулысложных веществ:
SiO2, PH3, N2, MgO, Fe, Cu2O, P4, Mn2O7
______________________________________________________________________
Задание 3. Определите валентность элементов в соединениях:
CaH2, I2O5, MnO2, N2O, BaO
Дидактический материал
Задание 1. Прочитайте формулы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2. Выпишите формулысложных веществ:
SiO2, PH3, N2, MgO, Fe, Cu2O, P4, Mn2O7
______________________________________________________________________
Задание 3. Определите валентность элементов в соединениях:
CaH2, I2O5, MnO2, N2O, BaO
Задание 4.Расставьте коэффициенты в готовыхуравнениях:
Вариант 1
P + Cl2 →PCl5
Na + S → Na2S
HCl + Mg →MgCl2 + H2
N2 + H2 →NH3
H2O → H2 + O2
|
Вариант 2
Mg + HCl → MgCl2 + H2
Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O
Ca + O2 → CaO
HgO → Hg + O2
Br2 + KI → KBr + I2
|
Задание на самооценку.
Закончи предложение:
-Я доволен(льна) своей учебной деятельностью, так как выполнил(ла) целии задачи поставленные мною в начале урока, научился(лась)____________________________.
-Я недоволен(льна) своей учебной деятельностью, так как________________________________________________________________________.
Оцените свою работу по 5-бальной системе:
Задание 4.Расставьте коэффициенты в готовыхуравнениях:
Вариант 1
P + Cl2 →PCl5
Na + S → Na2S
HCl + Mg →MgCl2 + H2
N2 + H2 →NH3
H2O → H2 + O2
|
Вариант 2
Mg + HCl → MgCl2 + H2
Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O
Ca + O2 → CaO
HgO → Hg + O2
Br2 + KI → KBr + I2
|
Задание на самооценку.
Закончи предложение:
-Я доволен(льна) своей учебной деятельностью, так как выполнил(ла) целии задачи поставленные мною в начале урока, научился(лась)____________________________.
-Я недоволен(льна) своей учебной деятельностью, так как_______________________________________________________________________.
Оцените свою работу по 5-бальной системе: