Урок-повторение
«ДРЕВНИЙЕГИПЕТ»
5класс
Цель игры:
1) способствовать формированию интереса кистории древнейших цивилизаций;
2) в игровой форме повторить, обобщить изакрепить знания учащихся по теме «Древний Египет»;
3) развивать умения работать в команде,обсуждать вопросы, выбирать правильные ответы.
Оформление.
Для интеллектуальной игры использованыкартины, изображающие Древний Египет, самодельные декорации (бумажный макетпирамиды, сфинкс). На стенде занимательный материал — кроссворды, ребусы,рисунки, выставка литературы.
План проведения:
1. Объявление правил игры (на предыдущемуроке)
2. Презентация команд.
3. Командные конкурсы.
4. Подведение итогов, награждение победителей.
Класс делится на три команды по рядам. Вжюри приглашаются классные руководители, организаторы внеклассной работы.
Игра начинается с представления жюри икоманд.
Команды представляют ДЕВИЗ, НАЗВАНИЕ,ЭМБЛЕМУ. Высший балл -5
Конкурсная программа
1. Конкурс-разминка.
Командам предлагается по три вопроса.Время на обдумывание 10 сек. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Служители богов и хранители знаний вДревнем Египте (жрецы).
2. Растение, материал для письма в Египте(папирус).
3. Гробница фараона (пирамида).
4. Книга из папируса, свёрнутая в трубку.(Свиток.)
5. Жилище богов. (Храм.)
6. Древняя столица Египта. (Мемфис.)
7. Наука о планетах и звёздах, особо почитаемаяв Древнем Египте. (Астрономия.)
8. Богиня неба. (Нут.)
9. Огромная каменная фигура, изображающаяльва, с головой человека. (Сфинкс.)
10. Подвижная ударная сила египетскоговойска (воины на колесницах).
11. Драгоценный металл, ценившийся вЕгипте дороже золота (серебро).
12. Островок земли в пустыне (оазис).
2. Конкурс художников. Наэтот конкурс отводится 20 минут. Высшая оценка -5 баллов
По два участника от каждой командыприглашаются за отдельные столы. На столах — бумага, карандаши, фломастеры,клей, цветная бумага, ножницы. У каждой страны в наше время есть герб, естьсвой герб и у городов. Герб может рассказать нам о прошлом страны или города, оприроде, о занятиях населения.
Задание: Подумайте,как мог бы выглядеть герб Древнего Египта, если бы в те времена уже былизвестен обычай составления гербов. Нарисуйте этот герб и поясните егозначение.
3. Конкурс «Исправь ошибки». Распечаткатекста дается каждой команде на 5 минут. За каждую найденную ошибку – 1 балл.
В Юго-Западной Африке простираютсяогромные пустыни. По этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек вмире — Нил. По берегам реки растут кокосы, душистые акации, высокие сосны. Вводах Нила обитают пираньи и белые акулы. Впадая в Чёрное море, река разделяетсяна несколько рукавов, образующих огромный квадрат — дельту. Всесильным владыкойЕгипта был король. Во время торжественных приёмов король восседал на троне,держа скипетр и державу. Удивительная страна Египет возникла в долине реки Нил.
4. Викторина. С чьим именем связаны иликому принадлежали следующие предметы? Ответыдаются письменно, озвучиваются по очереди, после сдачи письменных ответов.
а) Тростинка для письма, свиток. (Писец.)
б) Жезл, плеть, корона. (Фараон.)
в) Серп, плуг. (Земледелец.)
г) Дротик, щит. (Воин.)
д) Храм, статуя, обряд. (Жрец.)
Кому принадлежат слова:
«Я не крал, я не лгал, я не завидовал»(согласно «Книге мертвых», усопшему перед судом бога Осириса).
«Уши мальчика на спине его»(писцу-учителю).
5. Кроссворд (дается на 7 минуткаждой команде, 1 балл за каждый правильный ответ)
Если вы правильно решите кроссворд, то вобведённых рамкой клетках по горизонтали прочтёте имя французского учёного,разгадавшего в начале прошлого века тайну иероглифов. (Шампольон.)
По вертикали:
1. Особое приспособление, при помощикоторого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды.
2. Богиня правды.
3. Первая столица Египетского царства.
4. Грамотный египтянин, находящийся наслужбе у фараона или его вельможи.
5. Фараон, для которого была выстроенасамая большая гробница.
6. Частицы полусгнивших растений и горныхпород, остающиеся на берегах Нила после разлива.
7. Область в Северном Египте, похожая наогромный треугольник. 8. Каменные столбы, стоявшие перед входом в храм.
9. Бог мёртвых с головой шакала.
7. |
|||||||||
2. |
5. |
||||||||
6. |
8. |
9. |
|||||||
1. |
3. |
4. |
|||||||
Ответы: 1 — шадуф; 2 — Маат; 3 — Мемфис;4 — писец; 5 — Хеопс; 6 — ил; 7 — дельта; 8 — колонны; 9 — Анубис.
6. Конкурс капитанов команд
«Историческая перестрелка».
3адание: назвать исторические термины,относящиеся только к истории Древнего Египта.
Капитаны команд по очереди, без паузназывают, к примеру, термины: фараон, саркофаг, пирамида; имена историческихдеятелей: Тутмос III, Тутанхамон, Хеопс, Нефертити; географические названия:оазис, дельта, ил, рельеф, Красное море и т.д.
Цель: установить, кто больше назовёт слов,относящихся только к истории Древнего Египта. (1 балл за каждый правильныйответ)
7. Конкурс-эпилог (домашнеезадание). «Хвалебные песни Нилу».
Дорогие друзья! Древние египтяне почиталиреку Нил. Почва в долине Нила мягкая, жирная. Её легко обрабатывать дажепростой деревянной мотыгой. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормитьмногочисленный народ. Египет называли даром Нила.
Задание:произнести в течение 1 минуты благодарственную речь Нилу. Высший балл 5
Подведение итогов игры.
Капитаны команд получают оценку – 5. Ониоценивают каждого участника своей команды.
Награждение команд.
Все участники команды, занявшей 1 место,освобождаются от проверочного тестирования по теме, получая дополнительнуюоценку – 5.
7.Д |
|||||||||
2.М |
5.Х |
Е |
|||||||
А |
Е |
6.И |
Л |
8.К |
9.А |
||||
1. Ш |
А |
3.М |
4.П |
О |
Л |
Ь |
О |
Н |
|
А |
Т |
Е |
И |
П |
Т |
Л |
У |
||
Д |
М |
С |
С |
А |
О |
Б |
|||
У |
Ф |
Е |
Н |
И |
|||||
Ф |
И |
Ц |
Н |
С |
|||||
С |
Ы |
||||||||
2 вариант
«Путешествие в Древний Египет» (сценарийКВН)
Подготовительный этап.
Костюмы: фараон и знатные мужчины вдлинных туниках из простыни с поясом. У фараона — корона, трехцветный кнут,посох, ожерелье. У матери фараона -длинная туника с поясом, а на голове диадемаиз золотой бумаги с изображением кобры. Возможны и другие украшения: кольца,браслеты, ожерелья. Костюмы бедняков-мужчин — набедренные повязки; у женщин -сарафаны (можно из простыни).
На сцене — трон фараона, пальма. На стенде- рисунки детей по теме КВН. Необходим экран для демонстрации кадров изкинофильма «Древний Египет».
В начале КВН под египетскую музыку идуткадры из фильма: пески, пустыни, пейзажи Северной Африки; вдали пирамиды исфинксы, которые надвигаются на зрителя крупным планом. В это время фараон занимаетместо на троне и читает стихи:
Луна и Нил, по берегу к пещерам
Идет, идет египетский народ,
На берегу, в песке сухом и сером,
Ряды гробниц — ивсе цари, цари…
Как тихо здесь…
За это время успевают выйти на сцену 2команды по 5 человек из У-У1 классов. Дети рассаживаются на стулья по обестороны от фараона. У детей — столы с бумагой, фломастерами, простыми иклейкими карандашами.
Затем перед фараоном разыгрываетсяшуточная сценка. Вельможи доносят фараону, что не все так тихо и мирно в егоцарстве. Два войска, по их словам, затеяли междоусобицу, и царство можетпогибнуть. Фараон приказывает позвать свою мать. Она говорит, что уже всеслышала, и успокаивает сына словами: «Не волнуйся, сынок, я им сейчас такоесражение устрою, мало не покажется, читай указ!» Фараон зачитывает указ, вкотором призывает воинов проявить знания по истории Древнего Египта, выдумку иартистизм в конкурсах и обещает по-царски вознаградить.
Ход игры
Конкурс 1.Приветствие команд (готовится заранее). В него входят: название, девиз,эмблема команды. Жюри оценивает не только оригинальность исполнения, но и соответствиетеме игры. Максимальный результат — 2 балла.
Конкурс 2. Состязаниеархеологов. Каждая команда получает конверт с разрезанными на кусочкиизображениями фараонов. Их нужно как можно быстрее и качественнее собрать иприклеить на белый лист, чтобы получилось целое изображение. Тот, кто справитсяпервым, должен объяснить, какие символы власти в руках у фараона и что ониозначают (кнут и посох). Максимальный результат — 2 балла.
Конкурс 3. Стихотворенияо Египте. Заранее подготовившиеся чтецы наизусть читают стихотворения. Нижепредставлены возможные варианты.
Вот каким ты увидишь Египет,
В час божественный трижды, когда
Солнцем день человеческий выпит
И, колдунья, дымится вода.
То вода ли шумит безмятежно
Между мельничных тяжких колес,
Или Апис мычит белоснежный,
Окровавленный цепью из роз.
Это взор благосклонной Исиды
Иль мерцанье встающей луны?
Но опомнись! Встают пирамиды
Пред тобою, черны и страшны!
На седые от мха их уступы
Ночевать прилетают орлы,
А в глубинах покоятся трупы,
Не знакомые с тленьем средь мглы.
Второе стихотворение:
Как картинка из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера,
Изумрудные эти равнины •^
И раскидистых пальм веера.
А ведь знает и коршун бессонный,
Вся страна — это только река,
Окаймленная рамкой зеленой,
И другой, золотой из песка…
И каналы, каналы, каналы,
Что несутся вдоль глиняных стен,
А вот видишь! Встают пирамиды,
Пред тобою, черны и страшны.
Сфинкс улегся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни,
О которой не ведаешь ты!
Оценивается мастерство исполнения.Максимальный результат — 1 балл.
Конкурс 4. Разминка.Дети задают заранее подготовленные вопросы крестьянину, солдату, фараону,вельможе, жрице. Оцениваются оригинальность вопросов и их соответствие темеигры. Максимальный результат — 2 балла.
Конкурс 5. Письмаегиптян. Каждая команда должна иероглифами написать послание другой команде,а та должна прочесть его (предварительно ребята должны
потренироваться в написании иероглифов).Оцениваются как собственное послание, так и понимание письма другой команды.Максимальный результат — 2 балла.
Конкурс 6. Конкурскапитанов. Капитан каждой команды, подготовившись заранее, должен рассказатьлюбимый египетский миф и дать его возможное объяснение. Максимальный результат- 1 балл.
Конкурс 7. Конкурсчастушек или шуточных песенок. Готовится заранее: дети сами сочиняют песенкии исполняют их с музыкальным сопровождением. Мы исполняли их под восточныемотивы. Оцениваются мастерство сочинителей и исполнителей, соответствие темеигры. Максимальный результат — 2 балла.
Конкурс 8. Конкурсрекламных плакатов. Готовится заранее. Дети разворачивают принесенные с собойрекламные плакаты, рассказывающие о достопримечательностях Египта.Представитель каждой команды не только демонстрирует плакат, но и короткорассказывает о том, что на нем изображено. Оцениваются как сам плакат, так ирассказ. Максимальный результат — 2 балла.
Конкурс 9. Демонстрациямод Древнего Египта. Каждая команда демонстрирует свои костюмы, сделанные кигре, и комментирует костюмы соперников. Оцениваются и костюмы, и комментарии.Максимальный результат — 2 балла.
Затем жюри подсчитывает баллы (максимальныйрезультат по игре в целом — 16 баллов) и объявляет команду-победительницу илучшего игрока. Под восточную музыку вручаются призы, а фараон зачитываетуказ, в котором благодарит всех за проявленные знания, творчество, смекалку.
3 вариант
I. Организационныймомент
Сообщение детям условий игры.
II. Проведениеигры «Историческая эстафета»
1-й этап. «Знаешьли ты где находится…»
* Египет
* Нил
* Первая столица Древнего Египта
* Дельта
* Территории, куда совершали свои походыфараоны Египта
Все указанное нужно отметить на контурнойкарте.
2-й этап.«Расскажи о жизни…»
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 1 ряда
Расскажи о том, как жили в Древнем Египтеремесленники и земледельцы.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 2 ряда
Расскажи о том, как жили в Древнем Египтевельможи.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы 3 ряда
Расскажи о том, как жили в Древнем Египтефараоны.
3-й этап.Реши задачу.
В одном из папирусов есть такие задачи:
1. В семи домах было по семь кошек, каждаякошка съела семь мышек, каждая мышка съела семь колосков, из каждого колоскамогло получиться семь мер зерна. Надо сосчитать, сколько получится, если всесложить вместе.
2. Фигура — прямоугольный треугольник.Высота 10, основание 4. Узнай его площадь.
— О развитии каких научных знанийсвидетельствуют эти задачи? Можно ли по этим задачам судить об уровне развитияобразования в Египте?
4-й этап. Разгадайчайнворд:
1. Материал для письма.
2. Вырезанная из камня фигура льва сголовой человека.
3. Злой бог суховей.
4. Один из египетских фараонов.
5. Мастер, который вырезает из дерева,высекает из мрамора художественные изображения.
6. Подневольный человек.
7. Сплав меди и олова.
8. Ученый, который изучает звездное небо.
9. Столица Египта.
10. Египетская гробница.
11. Греческий историк, которыйописал историю Египта.
12. Стенобитный снаряд.
13. Сборы в пользу государства.
Н |
И |
Ф |
2.С |
У |
Р |
И |
П |
А |
1. П |
К |
А |
Р |
А |
13.Н |
А |
Л |
О |
Г |
И |
3.С |
12.Т |
||||||||
Е |
О |
||||||||
4.Т |
Д |
О |
Р |
Е |
11.Г |
А |
Ф |
О |
К |
У |
О |
9.М |
Е |
М |
Ф |
И |
10.С |
А |
Р |
Т |
Н |
||||||||
М |
О |
||||||||
О |
Р |
Т |
С |
8.А |
З |
Н |
О |
Р |
7.Б |
5.С |
К |
У |
Л |
Ь |
П |
Т |
О |
6.Р |
А |
2 |
1 |
||||||||
13 |
|||||||||
3 |
12 |
||||||||
4 |
11 |
||||||||
9 |
10 |
||||||||
8 |
7 |
||||||||
5 |
6 |
Ответы: 1.Папирус. 2. Сфинкс. 3. Сет. 4. Тутмос. 5. Скульптор. 6. Раб. 7. Бронза. 8.Астроном. 9. Мемфис. 10. Саркофаг. 11. Геродот. 12. Таран. 13. Налоги.
5-й этап.
а) Рабочая тетрадь. Выпуск 1. Задание 44,с. 38.
б) Ответь на вопросы:
— Какую пользу египтянам приносила кошка?
Ответ: Египтяне использовали ручных кошекпрежде всего при охоте на птиц в зарослях тростника. Кроме того, кошкауничтожает мышей и крыс — переносчиков многих болезней, например, чумы.Египтяне жили очень скученно, без «помощи» кошек у них часто вспыхивали быэпидемии. Можно сказать, что кошки «защищали» Древний Египет от эпидемий.
— Почемупервые фараоны не строили пирамид, потом их стали строить, а еще позднее —вновь перестали?
Ответ: Первые фараоны были занятысозданием государства, подавлением мятежей. После укрепления царской властиначалось строительство пирамид, которые были храмами богов-фараонов иутверждали их власть в борьбе со жрецами. После экономического краха в концедревнего царства, строить пирамиды стали реже и размеры их уменьшились. Впериод Новогоцарства из-за многочисленных ограблений возведение пирамид вообщепрекратилось..
6-й этап. «Знаешьли ты термины и даты…» — Дай определение понятиям:
* Религия-…
* Налоги — …
* Культура -…
* Государство — …
— Когда объединились Северное и Южноецарства?
III. Подведение итогов урока
Та команда, которая в ходе игры далабольше правильных ответов — победительница. Но оценки поставить лучшеперсонально каждому ребенку, который показал хорошие знания на своем этапе.
Чайнворд «В стране большого Хапи»
11А |
С |
Т |
Р |
О |
Н |
12М |
|||||||||
К |
Е |
||||||||||||||
И |
М |
||||||||||||||
Т |
Ф |
||||||||||||||
Е |
И |
||||||||||||||
М |
13С |
Ф |
И |
Н |
К |
14С |
|||||||||
Ф |
У |
||||||||||||||
И |
Ы |
Х |
|||||||||||||
Р |
Ф |
О |
|||||||||||||
10А |
9.Р |
В |
В |
||||||||||||
У |
И |
Е |
|||||||||||||
Т |
16Ф |
И |
Л |
Г |
О |
Р |
Е |
15Й |
|||||||
П |
|||||||||||||||
Ь |
|||||||||||||||
Л |
|||||||||||||||
У |
6.С |
О |
Т |
О |
5.Л |
||||||||||
К |
Е |
А |
|||||||||||||
8.С |
О |
М |
Т |
У |
7.Т |
Н |
|||||||||
А |
|||||||||||||||
3.Н |
А |
Д |
С |
М |
О |
Т |
Р |
Щ |
И |
4.К |
|||||
О |
|||||||||||||||
А |
|||||||||||||||
Р |
|||||||||||||||
А |
|||||||||||||||
1.Ш |
А |
Д |
У |
2.Ф |
Одним из семи чудес света считались вдревности египетские пирамиды. Начиная со «входа» в пирамиду (левая нижняяклетка), будем вписывать слова, значение которых дано ниже. Наше путешествиепо стране Большого Хапи, как называли Древний Египет соседние народы по рекеНилу (хапи у египтян означало «река»), закончится в столице Египта.
1. Приспособление, с помощью которогоегиптяне поднимали воду из каналов на поля, расположенные выше линии разливаНила.
2. Неограниченный властитель в Египте(царь).
3. Человек, пускавший в ход плеть и палку,заставляя крестьян и рабов без отдыха работать на строительстве пирамид, дамб иканалов.
4. Чтобы отвести лишнюю воду с полей, апозже ею экономно воспользоваться, египтяне не только строили дамбы, но и рылимногочисленные…
5. Многолетнее водяное растение,считавшееся в Египте священным. Белые и голубые цветы его, раскрывающиеся кночи, приятно пахнут. Цветы, бутоны и листья этого растения служили мотивом дляразличных орнаментов в египетской архитектуре.
6. Злой бог пустыни, по представлениюдревних египтян, убивший доброго бога Осириса, помогавшего произрастатьпосевам.
357. Имя известного египетского фараона,ведшего длительную войну в Азии (ок. 1500 лет до н. э.).
8. Мастер, украшавший храмы и иные древниесооружения в Египте художественными изображениями из камня, металла и другихматериалов.
9. Бог солнца, главный бог, считавшийся«царём богов» в Египте.
10. Искусство счёта, часть математики,известное египтянам и применявшееся ими при постройке пирамид и других сложныхтехнических сооружений.
11. Уважаемым человеком в Древнем Египтебыл тот, кто, ведя наблюдение за звёздами, их положением на небе в разное времягода, мог предсказать время разлива Нила.
12. Столица объединённого царства Египтаоколо 3000 лет до н. э.
13. Огромная статуя льва с головойчеловека, высеченная в скале. «Отец ужаса» называли его египтяне, которымвнушал страх каменный великан.
14. Ветры, дующие из пустыни ежегодно до50 дней подряд, приносящие пыль, раскалённый песок, немыслимую жару, угрожающуювсему живому.
15. Знак (рисунок), означающий слова,части слов, с его помощью можно было надолго сохранить в памяти и передатьдругому необходимые сведения.
16. Новая столица Египта (середина 2-готысячелетия до н. э.).
Ответы: 1.Шадуф. 2. Фараон. 3. Надсмотрщик. 4. Канал. 5. Лотос. 6. Сет. 7. Тутмос. 8.Скульптор. 9. Ра. 10. Арифметика. 11. Астроном. 12. Мемфис. 13. Сфинкс. 14.Суховеи. 15. Иероглиф. 16. Фивы.