Государственноебюджетное учреждение
дополнительного профессиональногообразования
«Челябинский институт переподготовки иповышения квалификации работников образования»
Кафедра воспитания и дополнительного образования
Семенова Наталья Петровна
Механизмы индивидуализацииодарённых обучающихся
Реферат
по дополнительной профессиональнойпрограмме
профессиональной переподготовки
«Педагогика и методика дополнительногообразования»
Научный руководитель:
Журба Наталья Николаевна
доцент кафедры воспитания и
дополнительного образования
кандидат педагогических наук
Челябинск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
|
ГЛАВА 1 |
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ |
6 |
|
1.1. Психолого – педагогическое основания индивидуализации обучения |
6 |
|
1.2. Проблема детской одаренности |
11 |
|
1.3 Особенности индивидуализации обучения одарённых обучающихся в дополнительном образовании на занятиях художественной направленности (вокал, хоровая деятельность) |
21 |
ГЛАВА 2 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ. |
29 |
|
2.1. Использование механизмов индивидуализации в обучении одарённых обучающихся в дополнительном образовании (вокал, хоровая деятельность) |
29 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
42 |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
44 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ |
47 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьисследования. Сегодня в России заинтересованность государства в развитии исопровождении талантливых детей и подростков очевидна. Качественный скачок в развитииновых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях,обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание впроизводственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи,относящиеся к будущему.
С другой стороны,талантливый или одаренный ребенок – это серьезный вызов для образовательногопроцесса. Проблема состоит в том, что одаренный ребенок требует индивидуальногоподхода. Кроме этого он один способен проходить школьную программу опережающимитемпами. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодыхталантов (Указа президента Российской Федерации от 30.04.2012 № Пр — 827),Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерстваобразования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) предлагаетразвивать способности такого ребенка путем проведения индивидуальных занятий спостепенным усложнением изучаемого материала. Однако следует учитывать, чтоопережающие темпы развития психики ребенка могут остановиться на определенномэтапе и вскоре войти в норму.
Кроме этого,современные педагоги не готовы работать с таким сложным и требовательным явлениемкак одаренный ребенок. Стратегической целью государственной политики в областиобразования является повышение доступности качественного образования, котороесоответствует требованиям развития экономики, современным потребностямобщества. В статье 77 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» указывается, что в Российской Федерацииосуществляется выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, атакже оказывается содействие в получении такими лицами образования. Работа содаренными детьми предусматривает участие их в олимпиадах, конкурсах, викторинах.
На практике можнонаблюдать следующее: одаренный ребенок в нынешней ситуации не получаетдостаточно внимания, так как все дети обучаются по одной и той же программе. Вто же время отечественной психологией и педагогикой накоплен значительный опытрешения проблемы работы с обучающимися, демонстрирующими уникальныеособенности. В своё время Л.С. Выготский утверждал, что для успешного обученияи умственного развития каждого ребенка очень важно учебную работу строить такимобразом, чтобы она соответствовала индивидуальным возможностям и способностямкаждого воспитанника. На совершенствование содержания образования неоднократноуказывали Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, их ученики и последователи.
Сегодня опыт работыс одарёнными детьми строится в рамках образовательного процесса. В то же времянельзя исключать, что одарённый ребёнок может появиться и в самом обычномдетском саду, классе массовой школы. И задача специалиста грамотно подойти кработе по выявлению, поддержке и развитию такой категории детей.
Таким образом,современная ситуация характеризуется следующим противоречием: с одной стороны,сохранение и развитие одаренных детей – важнейшая проблема нашего общества, сдругой стороны, педагог не владеет чётким алгоритмом взаимодействия содарёнными детьми на принципах индивидуализации.
Данноепротиворечие позволило сформулировать проблему исследования: педагогическоеобеспечение индивидуализации обучения одаренных детей.
Настоящаяпроблема обусловила выбор темы исследования: Механизмыиндивидуализации дополнительного образования одарённых обучающихся
Цельисследования:изучить механизмы индивидуализации обучения одарённых детей.
Объектисследования:индивидуализация обучения одарённых детей.
Предметисследования:педагогические средства индивидуализации обучения одарённых детей
Гипотезаисследования:при использовании педагогических средств индивидуализация обучение одаренныхдетей будет эффективней.
Задачиисследования:
¾ Выявитьпсихолого-педагогические основания индивидуализации обучения.
¾ Обосноватьпроблему детской одарённости.
¾ Охарактеризоватьособенности индивидуализации обучения одарённых детей.
¾ Датьрекомендации по организации индивидуализации обучения одарённости детей.
Теоретическаябаза исследования: проблемы индивидуализации обучения были изучены Л. С.Выготским, С. Л. Рубинштейном, Н. Ф. Талызиной, И. С. Якиманской и др.,проблемами детской одаренности занимались следующие авторы: Ю. Д. Бабаева, Дж.Рензулли, А. И. Савенков и др., особенности индивидулизации обучения одаренныхобучающихся были изучены Е.А. Александровой, Ю. К. Бабанским, И.С. Якиманской идр.
Методыисследования:анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, сравнение,классификация изученной информации.
Теоретическаязначимость исследования: были изучены психологические и педагогические основыиндивидуализации обучения, изучены проблемы детской одаренности, изученыособенности индивидуализации обучения одаренных детей.
Практическаязначимость исследования: были рассмотрены прикладные аспекты реализации механизмовиндивидуализации обучения одаренных детей.
Структура работы.Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной ицитируемой литературы.
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
1.1.Психолого-педагогические основания индивидуализации обучения
Одной из главных задачсовременного российского образования сегодня является развитие личности и индивидуальностисамого обучающегося, его способностей, самостоятельности и самодеятельности.Суть индивидуально и личностно-ориентированного образования – научить ребенкасознательно выбирать направление своей деятельности и максимально использоватьразличные ресурсы для построения индивидуальной образовательной траектории.Именно обучающийся и его родители становятся заказчиками на свое образование [1].
Такая ситуациятребует новых подходов и принципов обучения. Новым должен стать и характервзаимодействия педагога и обучающегося. Главным принципом образования являетсяне столько передача обучающимся знаний, сколько развитие их учебной ипознавательной активности.
Таким образом, ребеноквыступает субъектом своего собственного образования. Переход от образования ксамообразованию, самовоспитанию предусматривает изменение характерадеятельности обучающегося, когда он становится активным открывателем знания,собственного опыта, ответственным за свою деятельность и ее результаты.Успешность реализации такого подхода возможна через индивидуализациюобразовательного процесса.
Л.С. Выготский отметил, чтопервичной является коллективно-социальная деятельность (внешняя деятельность)человека, производной от которой служит его индивидуальная (или внутренняя)деятельность [14].
То есть процессобучения глубоко индивидуален: обучающийся сознательно и самостоятельно делаетвнешнее внутренним, своим.
Процесс индивидуализацииимеет личностную направленность, и развитие личности является не продуктомразличных внешних факторов, а деятельностью самого субъекта, включенного вмногообразные взаимоотношения с окружающим.
Главноеусловиеразвития обучающегося заключается во включении его в деятельность, цельюкоторой выступает разрешение встающих конкретных жизненно важных для негозадач, которые требуют внутренней перестройки для их решения и вовлекающихмногообразные отношения. Это позволило сделать ряд выводов.
Во-первых,индивидуализация образования соответствует как индивидуально-образовательномупотенциалу обучающегося, так и системе социальных ценностей, требований ицелей.
Во-вторых, онавовлекает в сферу внимания не только знания и умения, но и разнообразныеотношения и взаимодействия.
В-третьих,понимание индивидуализации как динамического и целенаправленного педагогическогопроцесса позволяет выделить две ее стороны – внешнюю и внутреннюю.
В-четвертых, путьличностного развития и саморазвития обучающегося состоит в переходе отдеятельности, организуемой педагогом, к ее самоорганизации обучающимся [25].
Это требуетпересмотра взглядов на возможности каждого обучающегося, который может статькомпетентным только при условии глубокой личной заинтересованности в данномвиде деятельности и в органическом единстве с личностными ценностями.Соответственно педагог должен научиться видеть обучающегося с точки зренияналичия у него набора качеств, важных для успеха в обучении.
В силу этогонеобходимо переформулировать цели образования. На первый план должна выходитьзадача развития личности обучающегося и становления его индивидуальности.
Таким образом,индивидуализацию образования можно рассматривать как процесс преображенияиндивидуальности обучающегося, который развивается под влиянием внутренних ивнешних, объективных и субъективных факторов в их взаимосвязи и характеризуетумения человека решать важные жизненные, профессиональные и образовательныезадачи на основе освоения им культуры и опыта. На внутреннем уровнеиндивидуализация образования обучающегося обеспечивается посредством позитивныхизменений его индивидуальности и внутреннего личностного роста.
Изложенное вышепозволяет определить индивидуализацию как динамический, принятый личностьюпроцесс взаимодействия, который адекватен как потенциалу обучающегося, так исистеме социальных ценностей, требований и целей. Процесс, который способствуетпозитивному изменению внутреннего мира человека, обеспечивает овладениеспособами познания мира и себя для самореализации в образовании и жизни.Успешность индивидуализации образовательного процесса обучающихся зависит оттого, как реализуются следующие педагогические принципы.
Принцип динамичности ивариативности обусловлен необходимостью создания избыточной образовательнойсреды, многообразия ситуаций выбора, гибкого и мобильного реагирования педагогана постоянно изменяющиеся в образовательном процессе ситуации и запросыобучающихся. Это принцип предусматривает, что содержание образовательногопроцесса и средства, используемые педагогом, помогут обучающимся расширитьвозможности обоснованного выбора образовательного и профессионального пути, чтобудет обеспечена динамичность участия каждого обучающегося в образовательнойдеятельности, что создаваемые индивидуальные программы и планы будутсовершенствоваться по ходу их реализации [16].
Принципстимулирования самостоятельности обучающегося и мотивационного обеспечения егоиндивидуальной образовательной деятельности предполагает поиск и применениесубъектно-ориентированных технологий, педагогических средств, удовлетворяющихинтересы и потребности обучающихся, способствующих формированию положительного,заинтересованного отношения к самостоятельной и ответственной реализации целей,способности обоснованно и самостоятельно делать выбор и принимать решения, чтопроявляется в добровольном и активном участии обучающегося в проектированиисвоей индивидуальной деятельности на всех этапах образования. Принцип поддержкииндивидуальности обучающегося и развития его автономности утверждает приоритетразвития индивидуальности обучающегося и обретение им автономности в качествеспециально проектируемой цели.
Автономногочеловека отличают низкий уровень внутренних конфликтов, свобода выбора способовдействия, умение следовать выбранной стратегии поведения в учебных ситуациях,осознание личной ответственности за принятые решения и результаты обучения.Данный принцип означает стимулирование проявления и развития индивидуальностиребенка, поощрение педагогом образовательных инициатив со стороны обучающегося,одобрение собственной позиции, независимого, самостоятельного суждения ребенка[13].
Принциппозитивной перспективы и самоактуализации означает определение обучающимисяосознанных перспектив на основе его представления о себе в настоящем и будущем,формирование системы привлекательных и реальных целей. Для этого необходимо:желание принимать себя в окружающем пространстве, находясь в нем, позитивноевосприятие символики и образов окружающего пространства, открытостьразнообразию окружающего пространства, позитивность перспективы.
Осознаниеперспективы образовательной деятельности формирует положительную мотивациюучения, способствует самоактуализации обучающегося.
Данный принципозначает включение его в процессы проектирования, целеполагания, планирования ианализа собственной образовательной деятельности в разных сферах и на различныхуровнях учебно-воспитательного процесса.
Для успешнойреализации указанных выше принципов индивидуализации образовательного процессанеобходимы следующие педагогические условия [14]:
— признаниеспецифичности внутренней стороны индивидуализации в действиях каждогообучающегося;
— поискобобщенных индивидуальных оснований, обеспечивающих внешнюю сторонуиндивидуализации;
— обеспечениесвободы и безопасности личностного проявления в учебно-педагогическихситуациях, позволяющие каждому самоуправлять процессом обучения;
— целеваяориентация на одновременное развитие компетентности и личности обучающегося;
— стимулированиекреативности обучающегося и поддержка его стремления к самостоятельнойобразовательной деятельности;
— обеспечениесубъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса.
При обеспечениивышеуказанных условий создаются большие возможности для личностных проявленийобучающегося, а также осуществляется корректировка образовательного процесса иего совершенствование на основе закономерностей индивидуализации.Индивидуализация образовательного процесса предполагает организациюиндивидуальной образовательной деятельности обучающегося, предоставлениевозможности выбора индивидуального пути в образовании, с самого начала ставяученика в позицию субъекта этого выбора.
Индивидуальнаяобразовательная деятельность обучающегося может быть успешной присоответствующем педагогическом сопровождении. Особое значение имеетсопровождение ребенка в ситуациях выбора, когда он должен осознанно принять решение.Для этого ему важно осознать цель выбора, иметь определенный объем информации оситуации, в которой он находится.
В результатеанализа ситуации с помощью взрослых или сам обучающийся осуществляет свойвыбор. Каждая сложная ситуация порождает множественность вариантов решения.Педагогическое сопровождение может рассматриваться как помощь одаренномуобучающемуся в совершении этого выбора, формировании ориентационного поля.
Однако приосуществлении права свободного выбора специалистам сопровождения необходимонаучить учащегося выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации,принять осознанное самостоятельное решение и реализовать его.
Резюмируемосновные положения параграфа:
¾ Подиндивидуализацией в нашем исследовании будем понимать организациювоспитательного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенностиобучающихся и создаются условия для реализации потенциальных возможностейдетей.
¾ Индивидуализация– процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становитсясам обучающийся, таким образом он становится субъектом, а не объектомобразования.
¾ Индивидуализацияобразовательного процесса предполагает создание условий для самостоятельногоиндивидуального развития одаренного обучающегося в процессе отслеживания егообразовательных и личных достижений, позволяющих ему получить удовлетворение отполученных результатов, самому осознать дальнейшие образовательные и жизненныеперспективы, планы, определить средства их осуществления.
1.2. Проблема детской одаренности
Настоящийпараграф посвящён рассмотрению вопросов понятию «одарённость».
Итак,рассмотрим современные концепции одаренности.представлены определения понятияодаренность, данные разными авторами.
Подходык определению понятия одаренность Большая Советская Энциклопедия[11] Высокийуровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особыхуспехов в той или иной сфере деятельности. Различают общую и специальную одарённость, или общие и специальные моменты в одарённость. Так, общая умственная одарённость. проявляется в овладении всеми видамидеятельности, для успешного осуществления которых необходимы определённые умственныекачества. Специальная одарённость. связана сразличными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается (одарённость. математическая, техническая,музыкальная, изобразительная, поэтическая и др.). Основными признаками высокой одарённости. являются: раннее проявлениеспособностей, быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и Навыков вкакой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности,творчества в деятельности. См. также ст. Способности и литературу при ней.
Д.Б.Богоявленская[10]Системное, развивающееся в течение жизни качество психики,которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядныхрезультатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другимилюдьми.
Э.Г. Азимов,А. Н.Щукин[3]
1. Уникальноесочетание способностей, обеспечивающее успешную деятельность; талантливость.
2. Умственныйпотенциал, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностейи способностей к учению. Наличие задатков к развитию способностей. Известнымногочисленные примеры языковой одарённости,когда люди овладевают десятками иностранных языков.
Дж.РензуллиСочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей(превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация,ориентированная на задачу).
Мыдля своего исследования возьмем определение Д. Б. Богоявленской, как наиболееполно отражающее смыл этого явления. Одаренность — это системное, развивающеесяв течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижениячеловеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видахдеятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный обучающийся — этообучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимисядостижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том илиином виде деятельности.
На сегодняшнийдень большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие ихарактер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействиянаследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованногодеятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значениеимеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмысаморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализациииндивидуального дарования.
Детскийвозраст — период становления способностей и личности. Это время глубокихинтегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень иширота интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления— одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регрессопределяют динамику развития одаренности.
Существуютдве крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные детивстречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровняодаренного, можно развить практически любого здорового ребенка при условиисоздания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, вэтом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Тот или инойребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектредеятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны наразных этапах возрастного развития. Даже в одном и том же виде деятельностиразные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разнымее аспектам. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности,имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Судитьоб одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам,но по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаяхпричиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциальновысокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка:например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п.При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьерымогут быть сняты. В качестве одной из причин отсутствия проявлений того илииного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений инавыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной областидеятельности, соответствующей дарованию ребенка. Одаренность в детском возрастеможно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению кпоследующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитыватьспецифику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослогочеловека):
1)Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастногоразвития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногдасоздает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычныйребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализацииинтересов и т.п.
2)Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения,типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детскойодаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности,проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того,возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка водаренного взрослого.
3)Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется ввиде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду свысоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание вразвитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностейможет сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта.
4)Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности,являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно,что при равных способностях обучающийся из семьи с высоким социально-экономическимстатусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будетпоказывать более высокие достижения в определенных видах деятельности посравнению с обучающимся, для которого не были созданы аналогичныеусловия.
Оценкаконкретного обучающегося как одаренного в значительной мере условна. Самыезамечательные способности обучающегося не являются прямым и достаточнымпоказателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, чтопризнаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы,благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы содаренными обучающимися.
Признакиодаренности проявляются в реальной деятельности обучающегося и могут бытьвыявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной(проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высокимуровнем выполнения деятельности. Способы деятельности одаренного обучающегосяобеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этомвыделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которыхсвязана своя специфическая стратегия ее осуществления: быстрое освоениедеятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретениеновых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижениеновых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее кновому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взглядидей и решений.
Дляповедения одаренного обучающегося, характерен главным образом третий уровеньуспешности — новаторство, как выход за пределы требований выполняемойдеятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.
Особыйтип организации знаний одаренного обучающегося: высокая структурированность;способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей;свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной ихготовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный моментвремени. Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного фактаили образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации. Кроме того,знания одаренного обучающегося (как, впрочем, и одаренного взрослого)отличаются повышенной «клейкостью» ( сразу схватывает и усваиваетсоответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высокимудельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях ихиспользования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих)знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации ит.д. Следовательно, особые характеристики знаний одаренного обучающегосямогут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов. Своеобразныйтип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкостиобучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резкимизменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, чтоодаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнемспособности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленныхучебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированнойобразовательной среды.
Психологическиеособенности одаренных обучающихся: блестящая память, феноменальнаянаблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себедалеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличиеуказанных психологических особенностей может служить лишь основанием дляпредположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.
Могутбыть выделены следующие виды одаренности:
Практическаядеятельность — одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
Познавательнаядеятельность — интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости отпредметного содержания деятельности (одаренность в области естественных игуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
Художественно-эстетическаядеятельность — хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая,изобразительная, музыкальная одаренность.
Коммуникативнаядеятельность — лидерская и аттрактивная одаренность. Духовно-ценностнаядеятельность — одаренность, которая проявляется в создании новых духовныхценностей и служении людям.
Покритерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать наактуальную одаренность и потенциальную одаренность.
Актуальнаяодаренность — это психологическая характеристика обучающегося с ужедостигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в болеевысоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области посравнению с возрастной и социальной нормами.
Потенциальнаяодаренность — это психологическая характеристика обучающегося, который имеетлишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений втом или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности вданный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этогопотенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейнымиобстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции,отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).
Покритерию «форма проявления» можно говорить о явной одаренности и скрытойодаренности.
Явнаяодаренность обнаруживает себя в деятельности обучающегося достаточно яркои отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достиженияобучающегося столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытаяодаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечаетсяокружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений оботсутствии одаренности такого обучающегося. Его могут отнести к числу«неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Скрытые формыодаренности — это сложные по своей природе психические явления. В случаяхскрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешностидеятельности, понимание личностных особенностей одаренного обучающегосяособенно важно. Личность одаренного обучающегося несет на себе явныесвидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, какправило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такогоребенка наличие повышенных возможностей.
Выявлениеобучающихся со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментномупсиходиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников.Идентификация обучающихся с таким типом одаренности — это длительный процесс,основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведенияобучающегося, включении его в различные виды реальной деятельности, организацииего общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненнойсреды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т. д. По критерию«широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую одаренностьи специальную одаренность. Общая одаренность проявляется по отношению кразличным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Общаяодаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубинумотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень еецеленаправленности. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретныхвидах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей(поэзия, математика, спорт, общение и т.д.). По критерию «особенностивозрастного развития» можно дифференцировать раннюю одаренность и позднюю одаренность.
Решающимипоказателями здесь выступают темп психического развития обучающегося, а такжете возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Примеромранней одаренности являются обучающиеся, которые получили название «вундеркинды».Вундеркинд (буквально «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило,дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящимиуспехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии,музыке, рисовании, танце, пении и т.д.
Идея– Концепция человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли»[30].В данной концепции одаренность рассматривается как сочетание треххарактеристик:
— интеллектуальнойодаренности;
— творческойодаренности или креативности;
— мотивацииили побуждения к деятельности.
Интеллектуальнаяодаренность индивида оценивалась до 50-х годов ХХ века в основном порезультатам теста интеллекта (intellegensqutient, сокращенно IQ), однако вдальнейшем выяснилось, что данные тесты не позволяют спрогнозировать развитиеумственных способностей у детей. Как свидетельствовали многолетниеисследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало чтоговорит о том, станет ли обучающийся выдающимся ученым, художником,руководителем. Одним из первых практиков, кто обнаружил, что интеллектуальнаяодаренность не может рассматриваться как универсальная личностнаяхарактеристика, был американский ученый Е. П. Торренс. Наблюдая за своимиучениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не тедети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициентинтеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокийинтеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантамибудущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется отталантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.
Творческаяодаренность или креативность — одна из важнейших характеристик одаренности. Расположенностьк творчеству — высшее проявление активности человека, способность создаватьнечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству представляет преждевсего особый склад ума. Важное значение в процессе творчества имеютвоображение, интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности. Вматериалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время,содержатся довольно много параметров, характеризующих это свойство личности. УП.Торренса их четыре: беглость, оригинальность, гибкость, разработанность.«Креативность — пишет П. Торренс — это значит копать глубже, смотреть лучше,исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозьстены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
В настоящеевремя проблема одаренности становится все более актуальной. Общество испытываетпотребность в неординарной творческой личности. Неопределенность современнойокружающей среды требует не только высокой активности человека, но и егоспособности к творческому мышлению и нестандартному поведению. Проблемамидетской одаренности занимались следующие специалисты: А. И. Савенков, Ю. Д.Бабаева, А. М. Матюшкин, Е. И. Щебланов, Н. С. Лейтес и др.
Докторпсихологических наук, профессор М. А. Холодная утверждает, что одаренные люди –«это мощнейший естественный ресурс развития общества» [4]. Сегодня необходимоформирование личности, готовой не только жить в современном обществе, но иактивно влиять на жизнь этого общества.
Одарённыйобучающийся нуждается в особом внимании взрослых – родителей, воспитателей,учителей, психологов. Эти взрослые должны «увидеть уникальность ребенка, узнатьего способности и понять его потребности; дать ему уверенность и свободу бытьтаким, каким он может быть; принять его агрессивность как созидательную силу.Только тогда ребенок отважится реализовать свою одаренность и взять на себяответственность работать для себя и окружающего мира» [1].
Обучающийсявпервые получает возможность проявлять свою одаренность именно в семье.Родители могут либо поддержать обучающегося в развитии его талантов, либопомешать их раскрытию.
Резюмируемосновные положения параграфа:
Историческийобзор проблемы одарённости и её развития показал, что в науке не сформировалосьвсеми признанного определения одарённости. Каждое научное направлениеопределяет свои доминанты в данном понятии, что не позволяет выработать общегоподхода в организации работы с категорией одаренных личностей.
Одаренностьв детском возрасте, можно рассматривать в качестве потенциала психическогоразвития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Одаренныйобучающийся выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями втом или ином виде деятельности.
Детскаяодаренность характеризуется через её виды: практическая деятельность(одаренность в ремеслах, спорте и т.д.), познавательная деятельность(одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр),художественно-эстетическая деятельность (хореографическая, сценическая,литературно-поэтическая, музыкальная и т.д.), коммуникативная деятельность(лидерская и аттрактивная одаренность), духовно-ценностная (создание новыхдуховных ценностей, служение людям). Критерии, по которым дифференцируетсяодаренность: вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики, формапроявления, степень сформированности, широта проявлений в различных видахдеятельности, уровень достижений, особенности возрастного развития
1.3.Особенности индивидуализации обучения одарённых обучающихся в дополнительномобразовании на занятиях художественной направленности (вокал, хороваядеятельность)
В данномпараграфе будут рассмотрены особенности индивидуализации одарённых детей.
Итак, подособенностями в нашем исследовании мы понимаем «характерное, отличительноесвойство кого-чего-нибудь» [26].
Вопросамособенностям индивидуализации одарённых обучающихся занимались отечественныепсихологи Д. Б. Богоявленская., А. И. Савенков и др.С начала 60-х годов XXвека индивидуализацию стали исследовать в контексте разработки проблемсамостоятельной работы обучающихся, вызвавшей необходимость изучения и учёта ихиндивидуальных особенностей.
В 70-х годахпрошлого столетия научные работы посвящались индивидуализации учебных заданий,аспекту сочетания обще классной, групповой и индивидуальной работы, а такжевыяснению возможности индивидуализированного обучения в борьбе снеуспеваемостью. Типичная черта этих исследований — подход к личности ребенкакак к целому и возможно более разностороннее изучение его личности (Ю. К.Бабанский).
В 80-х годах XXвека И. Э. Унт рассматривает педагогические и психологические проблемыиндивидуализации и дифференциации, среди которых особое место отводитсявопросам углубленного изучения отдельных предметов.
В конце XX веканабирает силу личностно-ориентированный подход к обучению, что потребоваловсестороннего теоретического обоснования и научно-методического обеспеченияиндивидуального процесса усвоения знаний, приближенного к склонностям испособностям ребенка.
Преимущественноиндивидуализация обучения трактуется как «учёт в процессе обучения индивидуальныхособенностей обучающихся во всех его формах и методах, независимо от того,какие особенности и в какой мере учитываются» (И. Э. Унт).С понятиеминдивидуализации обучения сопряжено понятие индивидуального подхода.
И. С. Якиманскаяопределяет его следующим образом: это основной психолого-педагогическийпринцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждогоребенка [34].
Несмотря натеоретически оформленные представления о сущности индивидуализации обучения, впедагогическом сообществе эта идея понимается неоднозначно.
Индивидуализацияобучения напрямую зависит от организации обратной связи в процессе обучения,важное место здесь занимает контроль. Полученная в ходе контроля информация позволяетпринимать решения по устранению недостатков и пробелов в знаниях, определениюдальнейших шагов обучающегося в изучении предмета. Контроль нуждается вспециальной организации.
В диссертационномисследовании системы методов контроля О.М. Бричев приходит к выводу, чтоспециально сгруппированные методы контроля, обеспечивая гибкость управления познавательнойдеятельностью ребенка, позволяют раскрыть потенциал личности обучаемого [14].
Хотя «подвижныйсостав творческих групп» используется только в учреждениях дополнительногообразования, однако это позволило учёной рассматривать обучение в подвижных посоставу группах как форму, обеспечивающую право ученика на свободный выбориндивидуальной образовательной траектории. В рамках темы нашего исследования этоважно, потому что коллективные учебные занятия предусматривают созданиевременных по составу групп на любых занятиях, независимо от типаобразовательного учреждения.
Вслед за Е.А.Александровой, Э.Г. Гельфман, Н.Б. Крыловой, М.А. Холодной, И.С. Якиманской идругими учёными мы утверждаем, что объективные условия для индивидуализацииобучения создаются в ситуации разнообразия и вариативности образовательнойсреды, разнообразия форм взаимоотношений обучающихся с разным уровнем учебнойподготовки и разным складом ума.
Изучив научныетруды ученных, выделим механизмы образовательного процесса:
Индивидуальныйплан-совокупность учебных предметов, выбранных для изучения конкретным учащимся изучебного плана образовательного учреждения.
Индивидуальныйобразовательный маршрут — определенная последовательность освоения компонентовсодержания образования, выбранная для конкретного ученика.
Индивидуальнаяобразовательная траектория— конкретный результат и личный смысл освоения содержанияобразования (часто используют как синоним термина «индивидуальнаяобразовательная программа»)
Индивидуальнаяобразовательная программа – эт о представления обучающихся о предстоящейобразовательной деятельности, ее целях, содержание, результатах, времени,месте, средствах и ситуациях взаимодействия с педагогами, обучающимся с другимисубьектами.
Итак, интегрируяразные идеи, можно сформулировать комплекс педагогических условий, необходимыхдля обеспечения индивидуализации обучения, разделив их условно на три группы:
— процессуальныеусловия — персональный темп прохождения материала; завершённость обучения накаждом его этапе; рациональное сочетание коллективных и индивидуальных формработы обучающихся; подвижный состав групп;
— содержательныеусловия — разнообразие и вариативность образовательной среды, разнообразие формвзаимоотношений обучающихся; вариативное построение программы, позволяющейформировать каждому обучающемуся свою траекторию обучения, включаяпоследовательность изучения тем; дифференциация материала по уровням и способамего освоения обучающимися;
— управленческиеусловия — сопровождение индивидуализации обучения комплексным мониторингом;ориентация на достигнутый уровень каждого обучающегося; корректно поставленнаяи диагностичнаядидактическая задача; готовность педагог к осуществлениюиндивидуализации обучения; включение обучающихся в процедуру совместной спедагогами разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
В реальномобразовательный процессе сложно выполнить требование «дойти до каждого»,поэтому нужно иметь в виду относительное воплощение индивидуализации обучения впрактике образовательных учреждений.
С одной стороны,можно говорить об относительности учёта индивидуальных особенностей обучающихся,когда, во-первых, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельногообучающегося, а сходные особенности групп обучающихся; во-вторых, учитываютсялишь известные особенности, исходя из тех или иных задач; в-третьих, происходитучёт некоторых особенностей лишь отдельных, а не всех; в-четвёртых, учёт индивидуальныхособенностей обучающихся осуществляется эпизодически.
Подробнееостановимся на относительности индивидуализации обучения в аспекте форм еёреализации. Обращение к работам Е.А. Александровой, М.А. Балабана, A.M.Гольдина, Э.Г. Гельфман, Н.Б. Крыловой, П.И. Третьякова, А.Н. Тубельского, И.Э.Унт, В. Д. Щадрикова, Т.И. Шамовой, А.А. Ярулова и др. позволяет нам обобщённопредставить формы индивидуализации обучения:
групповаядифференциация обучения: внешняя или внутренняя (внутри групповая). Поконцепции индивидуального содержания образования В. Д. Щадрикова создаютсяшесть классов исходя из шести уровней изучения предметов), фронтальные занятиясохраняются;
¾ дифференциацияобучения на индивидуальной основе, когда ребенок определяет темп и уровеньизучения материала. Дети изучают одни и те же темы, но в рамках выбранногоуровня организации усвоения;
¾ объединениеобучающихся в группы, формируемые на основе совместимых индивидуальных программобъединение обучающихся во временные микро группы на основе индивидуальныхпрограмм. В отличие от предыдущего варианта, здесь те или иные обучающиесяобъединяются только на время реализации фрагмента своей индивидуальнойпрограммы;
¾ индивидуальныезанятия с одарёнными обучающимися по индивидуальному плану; индивидуальныемаршруты в индивидуальных исследовательских и творческих проектах, т.е. зарамками общих занятий;образование по индивидуальным программам (траекториям),не предусматривающим жёсткой привязки обучающегося к каким-либо группам.
Полагаем, чтоследует отнести к методам индивидуализации обучения самостоятельную работуобучающегося с рабочими тетрадями и другими носителями информации в целяхвыполнения им индивидуальных учебных заданий; использование разноуровневыхдидактических материалов; применение модульных программ, благодаря которым естьвозможность индивидуализировать работу с отдельными детьми.
Мы не претендуемна полноту выделения всех форм индивидуализации обучения. Очевидно, что можнополучать разные комбинации данных форм.
Кроме того, частьформ применима лишь к отдельным обучающимся. Считаем, что анализируяобъективные возможности каждой из форм индивидуализации обучения, можносоотносить их с ранее выделенными педагогическими условиями, необходимыми дляобеспечения индивидуализации обучения. Чем большим количеством показателейобладает конкретная форма, тем в большей степени она объективно способствуетиндивидуализации обучения.
Дифференциация -вариант индивидуализации. Под дифференциацией обучения подразумевается разделениедетей на группы на основании каких-либо индивидуальных особенностей дляотдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколькоразличным планам и программам. Дифференциация может быть внешняя (созданиегрупп по способностям и интересам) и внутренняя (разделение на микрогруппы).
Следовательно,ориентация образования на индивидуализацию обучения требует существенныхизменений в организации и технологиях образовательного процесса вобразовательных организаций.
Системы работы содаренными обучающимися предусматривает создание эффективно действующей моделиобразовательного процесса, рассчитанного на развитие способностей одаренныхобучающихся. Эффективное педагогическое сопровождение одаренных обучающихсятребует решения ряда проблем, связанных с организацией учебного процесса.Необходимо так же создание банков диагностик одаренности детей в различныхнаправлениях, хранилищ данных ободарённых обучающихся, работе с ними,мониторинге их развития в дополнительном образовании.
Для работы с одареннымиобучающимися требуется особая обстановка доверительности, наличие командыединомышленников, возможность реализации личностно-ориентированного подхода кобучению, комплексное планирование образовательного процесса, широкоеиспользование возможностей дополнительного образования, тесная конструктивнаясвязь с родителями, наличие контакта с детьми в сетевых сообществах поинтересам, возможность осуществления обратной связи по результатамобразовательной деятельности .
Для обученияодаренных обучающихся большое значение имеет проектирование и реализацияиспользования интерактивных компьютерных технологий обучения, позволяющихорганизовывать процесс на основе активизации деятельности самих обучаемых,самоорганизации обучаемых. Среди деятельностных методов обучения превалируетметод проектов, который нацелен на получение конкретного результата в итогеучебно-поисковой или научно-поисковой деятельности. Метод помогает мотивироватьобучаемых к участию в познавательном процессе, учит самостоятельности в выборетемы исследования, в выработке цели и задач исследования, определения этаповисследования. Обучаемые при выполнении проекта приобретают учебный иисследовательский опыт.
Достоинствомметода исследовательского проекта является развитие мышления обучаемых,формирование критического мышления. Выполнение творческих поисковых работтребует мобилизации мыслительной деятельности, способности к прогнозированию имоделированию в условиях решения реальной практической задачи, что актуальнодля реализации инновационного подхода в работе с одаренными обучающимися,мотивации обучаемых.
Приемы работы содаренными обучающимися состоят в использование вариативных и творческихиндивидуальных задач, плановое внедрения научно-исследовательской, проектнойдеятельности в процесс обучения, повышение уровня самостоятельности обучаемых,подключение родителей к сопровождению образовательного процесса. Немаловажнововлечение обучаемых с высоким потенциалом развития во внеурочную деятельностьи систему дополнительного образования по интересам.
Проблемныеситуации, решаемые в ходе проектной деятельности, является неотъемлемой частьюпроцесса обучения и важным средством его активизации, поскольку предусматриваютосуществление ребенком самостоятельной деятельности. Аналитическая деятельностьучащихся, которая предполагает размышления, анализ, самостоятельное решениеразличных проблемных ситуаций является решающим фактором в формированиикритического мышления при работе над проектом.
Проблемаиндивидуализации обучения одаренных обучающихся в отечественной психологии ипедагогике активно разрабатывались с 60-го года прошлого века.
Индивидуализацияобучения одарённых обучающихся эффективна в рамках образовательной среды,которая открыта, гибка, адаптивна, личностно ориентирована, где совместнаядеятельность ребенка является основой для реализации их индивидуальныхтраекторий.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2.1.Использование механизмов индивидуализации в обучении одарённых обучающихся вдополнительном образовании (вокал, хоровая деятельность)
Каждыйребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии проявлений детскойодаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренныхдетей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда,довольно много и таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в егообщении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательнойдеятельности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливыхдетей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Одаренный ребенок – эторебенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями(или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином видедеятельности.
Особоговнимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детейот их сверстников. Знание этих особенностей необходимо для адекватногопостроения образовательного процесса.
Всвоей работе с одаренными детьми я считаю основной задачей — раскрытие этого «новогомира» ребенка, его индивидуальной творческой личности.
Немногоо предмете.
Цельюпредмета вокала является развитие голоса
вокалвключает в себя:
— постановкуголоса и дыхания;
-развитие и укрепление голосового аппарата;
— расширениеголосового диапазона, объема и силы звучания;
— освоениетехники звукоизвлечения;
— раскрытиеприродных способностей;
— развитиемузыкального слуха;
— развитиеобразного и логического мышления;
— развитиеобщего кругозора, что способствует воспитанию духовности,
активнойгражданской позиции.
Занятияпо вокалу — это индивидуальная, гибкая система работы с учетоминдивидуальных особенностей и желаний каждого обучающегося.
Занятияповокалу дают уникальную возможность прикоснуться к прекрасному миру вокальноймузыки, в тоже время это и хорошая релаксация, т. к. пение — это свободный иестественный процесс, который связан с эмоциональным расслаблением организма.
Занятиявокалом позволяют снять внутреннее напряжение, зажатость, усталость,предоставляют ребенку возможность творческого самовыражения его личности.
Обучениевокалу увеличивает звучность голоса, выявляет тембр, обертоны голоса, развиваетмузыкальность.
Удетей, обучающихся вокальной технике, улучшается дикция, укрепляетсядыхательная система, нарабатываются универсальные навыки, позволяющие исполнятьвокальные произведения на высоком техническом уровне.
Всяработа ориентируется на обучение управления голосом, преодоление в процессепения трудностей, а также формирования вкуса и собственного сценическогоимиджа, развития артистизма, исполнительской свободы, профессиональных речевыхнавыков, способности к самоанализу, уверенности в себе, снятия психологическихбарьеров и страха публичных выступлений.
Обучениевокалу — это достаточно сложный и длительный процесс. Научиться петь занесколько занятий практически не возможно. Чтобы овладеть правильной техникойпения и всеми необходимыми приемами требуется немалое терпение и трудолюбие.Однако полученный результат полностью оправдывает все ожидания. Педагогикасотрудничества помогает педагогу и обучающемуся в преодолении всех сложностей творческогопути и реализации замыслов.
Стремяськ певческому успеху, обучающиеся духовно растут, они являются активнымиучастниками творческого процесса под названием «создание музыкальногопроизведения», представляя его на суд публики.
Этотпроцесс, несомненно, способствует формированию музыкального вкуса детей иподрастающего поколения. Занятия вокалом меняют мировоззрение ребенка, решаямногие психологические проблемы.
Репертуардля солистов мною подбирается в соответствии с уровнем подготовки, жанровыми иэстетическими предпочтениями обучающихся.
Врепертуар входят произведения, в основном, современной эстрадной музыки.
Эстрадныйвокал представляет собой нечто среднее между академическим или классическим вокалом,а также и народным пением. Задача эстрадного певца заключается в поиске своегонеповторимого, оригинального звука, своей собственной, характерной, легкоузнаваемой манеры пения, а так же сценического образа.
Вокальноепение — это, с одной стороны, искусство, творческий процесс, а с другой –учеба, требующая от ребенка напряженного внимания и волевых усилий дляпреодоления трудностей, накопления умений и навыков.
В вокалевсе индивидуально: для одних рождение красивого певческого голоса будетсчастливой неожиданностью, а для других результатом долгого и кропотливоготруда.
«…Дети,как звезды. И у каждой звезды свой свет, своя температура, своя атмосфера, свояудаленность от нас…»
(АльбертЛиханов
Каждыйребенок по – своему талантлив, но есть еще и своеобразный рисунок этоготаланта, который мы не замечаем. Этот рисунок более замысловат, красочен иполифоничен. Он — то и отражает одаренность!
Способности- отдельные психологические свойства, обуславливающие возможности ребенка в тойили иной деятельности.
Одаренность складываетсяиз удивительных способностей, которые в своем взаимодействии приводят к высокимдостижениям.
Видыодаренности:
1) интеллектуальная,
2) лидерская,
3) академическая,
4) творческая,
5) психомоторная,
6) художественная,
7) духовная.
Немногоо творческой одаренности и самом понятии «детское творчество».
Детскоетворчество, в простейшем смысле – это свободный полет воображения ребенка,его обостренная интуиция, которые могут выливаться в новые открытия идостижения, события и сюжеты. На этом творческом этапе, интеллект, эрудиция ивоображение, в детском возрасте слиты воедино.
Раннеевыявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет однуих главных задач совершенствования системы образования.
Существуетошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особомвнимании и руководстве. Сегодня остро встает вопрос об индивидуализацииобучения для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальнойобразовательной траектории.
Образовательныйпроцесс дополнительного образования детей – это всегдаиндивидуальный путь, или точнее, маршрут образования ребёнка под влияниемвзрослого, с его помощью и соучастием. Речь идёт не только о «поддержаниипедагогом интереса, любопытства, любознательности и положительно – эмоциональногонастроя воспитанников… побуждающего их к дальнейшей мыслительной деятельности иреалистической самооценке достижений», сколько о педагогических тактиках помощисамореализации ребёнка в ситуации проблемы, содействия и взаимодействия вразвитии способности ребёнка сделать выбор. Мы, педагоги, даём не толькоподдерживающую информацию, главное – мы включаем его в деятельность.
Мноюбыл выбран один из механизмов индивидуализации
Такчто же такое индивидуальный образовательный маршрут?
Индивидуальныйобразовательный маршрут–это персональный путь реализации личностногопотенциала обучающегося в образовании: интеллектуального,эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Индивидуальныйобразовательный маршрут должен отражать процесс изменения в развитии и обученииребенка. С помощью индивидуального образовательного маршрута происходитсвоевременная коррекция педагогического процесса.
Основаниямидля выбора индивидуального образовательного маршрута являются:
¾ жизненные планы обучающихся;
¾ достижение обучающимися уровня образованности, необходимого дляуспешного продвижения воспитанника по данному образовательному маршруту;
¾ успехи в творческой, социальной деятельности;
¾ состояние здоровья ребёнка.
Индивидуальныйобразовательный маршрут имеет три основных составляющих:
¾ представления – «знаю»
¾ субъективные отношения – «хочу»
¾ индивидуальные технологии деятельности – «могу».
Развитиепредставлений преимущественно связано с интеллектуальной сферой ребенка ипредусматривает формирование соответствующих теоретических знаний, получениеребенком практических сведений о том, как целесообразно поступать.
Развитиесубъективных отношений ориентировано на эмоциональную сферу ребенка ипредусматривает формирование (коррекцию) целей деятельности, мотивовповедения ребенка.
Развитиеиндивидуальных технологий связано с практической сферой жизнедеятельностиребенка и предусматривает формирование соответствующих умений и навыков.
Развитиеребенка в процессе освоения им индивидуального образовательного маршрутаосуществляется в трех направлениях:
¾ личностный рост ребенка;
¾ совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности,т. е. предметно — деятельностной сфере;
¾ повышение его функциональной грамотности.
Сфераличностного роста – это целенаправленное педагогическое развитие ребенка,осмысление им своего жизненного пути, формирование, стремление к раскрытиюсвоих способностей, путь к самосовершенствованию.
Предметно- деятельностная сфера – это освоение ребенком определенного объема знаний,умений в избранной им деятельности.
Функциональнаяграмотность –приспособление ребенка к эффективному функционированию в сфереобитания: это коммуникативная, лингвистическая, психологическая,валеологическая грамотности и т. д.
Базовымипринципами для построения индивидуального образовательного маршрута являются:
¾ вариативность;
¾ гибкость;
¾ ориентация на личность каждого ребенка как неповторимой,самоценной индивидуальности, проявляющей себя не только в познании, но и вмногообразии человеческой деятельности.
Воснове построения индивидуального образовательного маршрута лежитсамоопределение учащегося.
Результатомпроектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии(пути) движения учащегося к поставленной цели.
Смыслобучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализацииличности.
Индивидуальнообразовательные маршруты – это технология будущего, котораяспособствует самореализации учащихся и педагогического коллектива и направленана формирование и развитие в учреждении широко образованной, социальноадаптированной, творческой, профессионально ориентированной личности.
Ороли педагога в работе с одаренными детьми.
Педагог,работающий с одаренными детьми, является педагогом- экспериментатором, чтоувеличивает его моральную ответственность перед обществом. Успех педагога у одаренныхдетей во многом зависит от его личной инициативы и способности сделать прорыв кновому, более совершенному и необычному. Ключевым фактором в работе, с одареннымидетьми, является «педагогика сотрудничества», которая обеспечивается,прежде всего, особым типом общения междупедагогам и обучающимся – общениемнеформальным, живым и эмоциональным.
Современнаяпедагогика в работе с одаренными детьми предъявляет педагогу все более высокиетребования.А именно: постоянный рост профессионального мастерства иформирование внутренних позитивных установок при работе с одаренными детьми.
Современныеформы и методы работы с одаренными детьми в музыкальной творческой деятельности.
-метод«от простого — к сложному»,
-метод«забегания вперед и возвращения назад»,
-методпростейшего музицирования,
-методпогружения в предмет,
-метод«мозгового штурма»,
-методигровых форм и сказок,
-методсоздания, моделирования ситуации успеха,
-методоткрытий,
-методэмоциональной драматургии, постановка ближней и дальней перспективы развития,
-методот содержания к исполнению,
-игровыеметоды,
-наглядно-образныйметод,
-дидактический метод,
-демонстрационный метод,
-практический метод,
-поисковый метод,
-исполнительский метод.
Формыобучения.
1. Занятия,
-занятия-концерты,
-занятия– творческие отчеты,
-занятия- «погруженияв предмет»,
-занятия- творчества,
-занятия– фантазии
Выезды,выступления, участие в конкурсах.
Всвоей работе я использую все выше перечисленные формы и методы работысодаренными детьми в музыкально – творческой деятельности.
Практическаячасть.
Показатьсвою работу с одаренными детьми я хочу на примере обучающегося творческогообъединения «Веселые нотки»Юбзаева Карина. Карина пришла в творческоеобъединение поначалу не особо выделялась среди других обучающихся, занятия сней проводились «на общих основаниях». Первоначальная диагностика показала, чтовокальные данные — среднего уровня, интонирование (чистота мелодическогоисполнения) — среднего уровня, голос «сырой», звукоизвлечение не совсемправильное (в нос). Ритмический слух и мелодический слух — немного вышесреднего уровня. Но в процессе занятий становилось ясно, что ребенок оченьзаинтересован в освоении предмета. Безукоризненно выполнялавсе указанияпедагога, занималасьдома сама, выполняла все упражнения, как «губка»впитывала всю информацию, даваемую педагогом, и не только впитывалаинформационно, но и применяла на практике. Упорство и желание в овладениипредметом дали свои результаты. Значительно расширен певческий диапазон,практически безукоризненное интонирование, звукоизвлечение стало правильным.При выборе репертуара для Карины учитывалась ее заинтересованность впроизведениях, предлагаемых педагогом. Уже в конце первого года обучения Каринаполучил диплом 3 степени на 2-ом региональном фестивале – конкурсе детского имолодёжного самодеятельного творчества «Звёздный Дождь». В следующем годуКарина стала обладателем диплома 2-ой степени на 3-ем региональном фестивале –конкурсе детского и молодёжного самодеятельного творчества «Звёздный Дождь»,получила диплом 1-ой степени на городском конкурсе детского и юношескоготворчества «Наша Великая Победа». В следующем году Карина сталаобладателем диплома 2-ой степени на 4-ом региональном фестивале – конкурсе детскогои молодёжного самодеятельного творчества «Звёздный Дождь. Сейчас с Каринойведутся индивидуальные занятия. За последний год освоено кантиленное пение,идет развитие в освоении сложных вокальных приёмов. В творческом багаже Кариныобширный репертуар, который постоянно пополняется новыми произведениями. Имеетуже большой опыт сценических выступлений.
Втаком творческом росте обучающегося играют роль многие факторы: это и личнаязаинтересованность и тесное сотрудничество педагога с родителями ребёнка,которые всячески поддерживают творческий рост дочери и оказывают огромнуюподдержку в работе педагога над развитием ребенка, и незаурядные данные Карины,которые развиваются под руководством педагога и благодаря огромнойработоспособности и способности к пониманию и усвоению материала обучающимся.
Индивидуальнаяработа с одарённым ребёнком даёт свои ощутимые результаты, на которых мы непланируем останавливаться.
Индивидуальный маршрут развития ребенка с признаками одаренности по вокалу (Таблица 1)
Ф.И.О.ребенка Юбзаева Карина
Возраст6 лет, группа «Золушка»
Разработал:музыкальный руководитель Семенова Наталья Петровна
Особенности:недостаточный объем дыхания во время пения; умение сочетать пение с элементами сценическогодвижения нуждается в развитии.
Таблица 1 — Индивидуальный маршрут развития ребенка
1квартал (сентябрь-ноябрь) |
|
||||||||
Содержание занятий |
Репертуар |
Сроки |
Планируемый |
|
|||||
|
|
реализации |
результат |
|
|||||
|
|
|
|
|
|||||
1. Игровая артикуляционная |
Упражнения «Лошадка», |
Сентябрь- |
|
|
|||||
гимнастика: формировать |
«Весёлая буренка» |
ноябрь |
|
|
|||||
хорошую артикуляцию |
|
|
|
|
|||||
посредством раскрепощения |
На активизацию мышц языка, |
|
|
|
|||||
артикуляционного аппарата. |
губ, нижней челюсти, щек. |
|
|
|
|||||
2. Дыхательная гимнастка: |
Емельянов В. |
Сентябрь- |
|
|
|||||
1) Активизировать |
Упражнения: |
ноябрь |
|
|
|||||
диафрагмальный тип дыхания на |
1) «Собачка» |
|
|
|
|||||
коротком ритмичном вдохе и |
Раскрепощение мышц |
|
|
|
|||||
выдохе. |
голосового аппарата, ликвидация |
|
|
|
|||||
|
зажатости в психике |
|
|
|
|||||
|
воспитанника. |
|
|
|
|||||
3. Учебно-тренировочный |
1) Ломакин Г. |
Сентябрь- |
|
|
|||||
материал: настроить ребенка на |
Упражнение на одном звуке. |
ноябрь |
|
|
|||||
певческую установку, |
На постановку сонорных звуков, |
|
|
|
|||||
правильное дыхание и |
пропевание гласных на слоги |
|
|
|
|||||
звукообразование. |
«ма-мэ-ми-мо-му». |
|
|
|
|||||
|
2) Г. Эрнесакс |
|
|
|
|||||
|
Упражнение «Едет, едет |
Представленная информация была полезной? ДА 59.06% НЕТ 40.94% Проголосовало: 1109 |
|
|
|||||
|
паровоз» (На расширение |
|
|
|
|||||
|
певческого диапазона, развитие |
|
|
|
|||||
|
чувства лада). |
|
|
|
|||||
4. Слушание и пение. |
«Мама» из репертуара группы |
Октябрь |
Выступление на |
|
|||||
Исполнять песню нежно, |
«Индиго» |
|
концерте «День |
|
|||||
ласково. |
На отработку распределения |
|
Матери» |
|
|||||
|
дыхания на длинные |
|
|
|
|||||
|
музыкальные фразы; учить |
|
|
|
|||||
|
координировать пение с |
|
|
|
|||||
|
движением. |
|
|
|
|||||
2 квартал (декабрь-февраль) |
|
||||||||
Содержание занятий |
Репертуар |
Сроки |
Планируемый |
|
|||||
|
|
реализации |
результат |
|
|||||
1. Игровая артикуляционная |
Упражнения «Ёжик», «Часики» |
Декабрь- |
|
|
|||||
гимнастика: формировать |
(авторская разработка) |
февраль |
|
|
|||||
хорошую артикуляцию |
На активизацию мышц языка, |
|
|
|
|||||
посредством раскрепощения |
губ, нижней челюсти, щек; |
|
|
|
|||||
артикуляционного аппарата. |
развитие эмоционально-волевой |
|
|
|
|||||
|
сферы. |
|
|
|
|||||
2. Дыхательная гимнастика: 1) |
1) Емельянов В. |
Декабрь- |
|
|
|||||
Развивать диафрагмальный тип |
Упражнение «Холодный ветер» |
февраль |
|
|
|||||
дыхания на длительном выдохе. |
На формирования «экономного |
|
|
|
|||||
2) Активизировать |
дыхания» при пении. |
|
|
|
|||||
диафрагмальный тип дыхания |
2) Упражнение «Насос» |
|
|
|
|||||
путем ритмичного сброса |
На координацию движений рук и |
|
|
|
|||||
дыхания. |
туловища с активным выдохом; |
|
|
|
|||||
|
закрепление звука «с» в |
|
|
|
|||||
|
свободной речи. |
|
|
|
|||||
3. Учебно-тренировочный |
1) Упражнение «Колесики» по |
Декабрь — |
|
|
|||||
материал: настроить ребенка на |
Кинсбрунеру Н. |
февраль |
|
|
|||||
певческую установку, |
На чистоту интонирования |
|
|
|
|||||
правильное дыхание и |
большой терции, отработку |
|
|
|
|||||
звукообразование |
штриха нон легато |
|
|
|
|||||
|
2) Польская народная песня. |
|
|
|
|||||
|
«Два кота» |
|
|
|
|||||
|
На различие звука по высоте в |
|
|
|
|||||
Петь звонко. |
пределах квинты. |
|
|
|
|||||
4.Слушание и пение |
1) Варламов А. |
февраль |
Выступление на |
|
|||||
произведений. |
«Светит солнышко для всех» |
|
празднике День |
|
|||||
1) Передавать в пении светлый |
На отработку широких скачков в |
|
защитника |
|
|||||
характер песни. |
мелодии песни; учиться |
|
Отечества |
|
|||||
|
координировать пение с |
|
|
|
|||||
|
движением. |
|
|
|
|||||
3 квартал (март-май) |
|
||||||||
Содержание занятий |
Репертуар |
Сроки |
Планируемый |
|
|||||
|
|
реализации |
результат |
|
|||||
1. Игровая артикуляционная |
Упражнения «Белочка», |
Март-май |
|
|
|||||
гимнастика: формировать |
«Лошадка» (авторская |
|
|
|
|||||
хорошую артикуляцию |
разработка) |
|
|
|
|||||
посредством раскрепощения |
На активизацию мышц языка, |
|
|
|
|||||
артикуляционного аппарата. |
губ, нижней челюсти, щек; |
|
|
|
|||||
|
развитие эмоционально-волевой |
|
|
|
|||||
|
сферы. |
|
|
|
|||||
2. Дыхательная гимнастка: |
Емельянов А. |
Март-май |
|
|
|||||
1) Активизировать |
1) «Колдун» |
|
|
|
|||||
диафрагмальный тип дыхания |
на развитие мелкой моторики, |
|
|
|
|||||
путем выдоха с атакой, |
закреплению звуков «ш», «щ», |
|
|
|
|||||
способствовать расторможению |
«п», «ч» в свободной речи. |
|
|
|
|||||
эмоциональной сферы ребенка. |
|
|
|
|
|||||
3. Учебно-тренировочный |
1) Ломакин Г. |
Март-май |
|
|
|||||
материал: настроить ребенка на |
Упражнение «Солнышко встаёт» |
|
|
|
|||||
певческую установку, расширять |
На развитие умения петь |
|
|
|
|||||
певческий диапазон ребенка. |
основные ступени лада. |
|
|
|
|||||
|
2) Емельянов А. |
|
|
|
|||||
Изобразить шофера большой, |
Упражнение-игра |
|
|
|
|||||
небольшой и маленькой |
«Машинки» |
|
|
|
|||||
машинки. |
На пение приемом глиссандо |
|
|
|
|||||
|
октавы вверх и вниз; |
|
|
|
|||||
|
способствовать раскрепощению |
|
|
|
|||||
|
артикуляционного аппарата |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|||||
4. Слушание и пение |
1) В.Верижников |
март |
Выступление на |
|
|||||
произведений |
«Радуга желаний» |
|
праздничном |
|
|||||
|
На отработку правильного |
|
концерте, |
|
|||||
1) Исполнять песню |
исполнения ритмического |
|
посвященном |
|
|||||
выразительно, передавая её |
рисунка песни, синкоп в припеве; |
|
празднованию 8 |
|
|||||
задорный характер. |
работать над артистизмом. |
|
марта |
|
|||||
|
|
май |
Выступление на |
|
|||||
|
|
|
отчётном концерте |
|
|||||
|
|
|
|
|
|||||
Планируемыйрезультат: в процессе вокальной работы с ребенком планируется научить ребенкаэкономно распределять дыхание на всю музыкальную фразу, улучшить координациюпения и движения, артистизм.
Музыкальный руководитель:_________________________
Воспитатель_______________________________________
смаршрутом ознакомлен____________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящееисследование посвящено педагогические средства индивидуализации обученияодаренных обучающихся.
Врезультате исследования было сделаны следующие выводы:
Вопросыиндивидуализации обучения обучающихся рассматриваются в педагогических ипсихологических исследованиях. В педагогике под индивидуализацией понимаютреализацию принципа индивидуального подхода в обучении, когда он ориентируетсяна индивидуально-психологические особенности ученика, строится с учетом этихособенностей. В психологии под индивидуализацией понимают сочетаниетемперамента, характера, стиля жизни, поведения в обществе. Своеобразиеличности, неповторимость психологического портрета человека тщательно изучаетсяна протяжении всего времени существования.
Общимв данных подходах является ориентация на личность обучающегся и его развитие.Отличие данных подходов заключается в том, что в педагогике развитие личностиосуществляется педагогическими средствами, а в психологии , говоря о развитии,учитываются особенности психологической жизни обучающегося.
Проблемаодарённости изучается в следующих направлениях: концепции человеческогопотенциала ДжзефаРензулли, С. А. Рубинштейн — принцип единства сознания идеятельности, А.Бине и др., критерии А.И Савенков, Д.Б. Богоявленская,А.М.Матюшкин, виды Д.Б.Богоявленская.
Пододарённостью мы будем понимать системное, развивающееся в течение жизникачество психики, которое определяет возможность достижения человеком болеевысоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности посравнению с другими людьми. Одаренный обучающийся характеризуется быстрымосвоением деятельности и высокой успешностью ее выполнения, использованием иизобретением новых способов деятельности в условиях поиска решения проблемы,новаторством, выходом за пределы требований выполняемой деятельности,способностью видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, высокаяскорость и легкость обучения, высокий уровень способности к самообучению,блестящей памятью, феноменальной наблюдательностью.
Особенностямииндивидуализации обучения одарённых обучающихся являются то, что она эффективнав рамках образовательной среды , которая гибка, адаптивна, личностноориентирована, где совместная деятельность учащихся является основой для ихиндивидуальных учебных траекторий.
Установлено,что современное вокальное искусство во всем многообразии своих средств и формоказывает огромное влияние на сознание, чувства, вкусы, формированиеэстетического отношения к действительности, развитие творческих качествличности. И именно поэтому актуальной и значимой представляется проблемаразвития вокальных способностей детей, формирования певческих навыков,воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Развитие вокальныхспособностей обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностнымразвитием детей, их индивидуальными потребностями.
Отмечено,что при обучении вокальному пению необходима основательная работа. При работе с вокальным репертуаром все должно происходить поэтапно. Такой подходобеспечивает качественный и скорейший результат.
Таким образом,гипотеза доказана, задачи решены, цель достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. Методикамузыкального образования: учеб./ под общ. Ред. М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка,2006. – 336 с.
2. Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. Теориямузыкального воспитания: учеб. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
3. Анисимов В.П. Диагностика музыкальныхспособностей. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 130 с.
4. Асафьев Б.В. Избранные статьи омузыкальном просвещении и образовании. – Л.: Музыка, 1973. – 151 с.
5. Безбородова Л.А. Учитель музыки /Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательныхучреждениях. – М.: ACADEMIA, 2002. – 416 с.
6. Берлянчик М.М. Проблемы одаренности// Основы учения юного скрипача: Мышление. Технология. Творчество. – М.:Музыка,1983. – 200 с. – С. 26 – 44.
7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М.: Просвящение, 1983. – 336 с.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль впсихологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. №6. – С. 80 – 91.
9. Выготский Л.С. К вопросу о динамикедетского характера. – Собр.соч. в 6 Т. — Т.5. — М.: Педагогика, 1983. — С.153-165.
10. Выготский Л.С. Психологияразвития ребёнка. – М.: ЭКСМО. – 2005. –512 с.
11. Гин Л.С. Приемыпедагогической техники: свобода выбора. Открытость.Деятельность. Обратнаясвязь. Идеальность: пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2013. – 112 с.
12. Готсдинер А.А. Музыкальнаяпсихология. — М.: NB Магистр, 1993. – 193с
13. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В.Эксперементальное исследованиеформирующего влияния среды на креативность //Психологический журнал, 1994. – Т. 15. №4. – С. 83 – 93.
14. Емельянов В.В. Развитиеголоса. Координация и тренинг. – СПб.: Лань, 2004. – 192 с.
15. Живов В.Л. Хоровоеисполнительство: Теория. Методика. Практика: учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003.– 272 с.
16. Кирнарская Д.К. Музыкальныеспособности. Психология специальных способностей. – М.: Таланты – XXI века,2004. – 496 с.
17. Лейтес Н.С. Бывают выдающиесядети // Семья и школа, 1990. — №3. – 33с.
18. Лейтес Н.С. Возрастнаяодаренность и индивидуальные различия. Избранные труды: МПСИ, 2003. – 464 с.
19. Лейтес Н.С. Возрастнаяодаренность // Семья и школа, 1990. – 31 с.
20. Лернер И.Я. Дидактическиеосновы методов обучения. – М.: Педагогика 1981 – 186 с.
21. Лучинкина А.И. Интернет какобразовательная среда для одаренныхдетей и подростков // Одаренный ребёнок -№3, 2013. – С. 83 – 94.
22. Маклаков А.Г. Общаяпсихология; учебник для вузов — СПб.: Питер, 2010– 583 с.
23. Овсянкина Г.П. Музыкальнаяпсихология: учебник. – СПб.: Союзхудожников, 2007. – 240 с.
24. Огороднов Д.Е.музыкально-певческое воспитание детей вобщеобразовательной школе. – Л.: Музыка,1972. – 152 с.
25. Одаренные дети / под ред.Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий; пер. с англ. Д.А. Линника, А.Г. Мкервали. – М.:Прогресс, 1991. – 377 с.
26. Осеннева М.С. Методика работыс детским вокально-хоровымколлективом. – М.: Academia, 1999. – 224 с.
27. Осеннева М.С., Самарин В.А.Хоровой класс и практическая работа схором: учеб.пособие. – М.: академия, 2003.– 189 с.
28. Панкова О.М., Гвоздева О.В.Воспитание музыкального мышленияодарённых детей. — Новосибирск, 1994. – 35 с.
29. Поливанова К.Н. Проектнаядеятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
30. Праслова Г.А. Музыкальноеобразование в России (XI – начало XXI в.): учеб.пособие. – СПб.: ЦНИТ«Астерион», 2007. – 232 с.
31. Праслова Г.А. музыкальноеобразование как фактор развития человека. – СПб.: Политехнический университет,2004. – 132 с.
32. Программы по музыке вконтексте ведущих тенденций отечественногообразования: история и современность:метод.пособие / авт.-сост. С.М. Едунов, Г.А. Праслова. – СПб.: СПбГУПМ. 2001. –200 с.
33. Психология одаренности детейи подростков / под ред. Н.С. Лейтеса,. -М.: Издательский центр «Академия»,1996. – 416 с.
34. Рагихманова Н.Музыкально-проектная деятельность учащихся //Искусство в школе — №1, 2013. – С.15 – 17.
35. Рощупкина С.В.Вокально-хоровая работа в школе // Музыка в школе –№4,2014. – С. 51 – 59.
36. Селевко Г.К. Современныеобразовательные технологии. – М.: Нар. образование, 2002. – 256 с.
37. Семенов И.Н. Возрастныеособенности одаренных детей //Инновационная деятельность в образовании, 1994. -№1. – С. 56 – 64.
38. Система детского музыкальноговоспитания Карла Орфа. – Л.: Музыка,1970. – 160 с.
39. Словарь практическогопсихолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
40. Степанов С.С. Психологическийсловарь для родителей. — М.: Academia, 1996. – 350 с.