ББК Ч455.6
УДК 376.1
И 88
Печатается по решению педагогического совета МБОУ ООШ дляучащихся с ограниченными возможностями здоровья № 45, г. Томск
Рецензент:Э.П. Леонтьев,
кандидатфилологических наук, доцент кафедры
педагогикии методики начального образования
Институтадетства и артпедагогики ТГПУ
И 88
Использование специальныхкоррекционных форм и методов работы с детьми с ОВЗ для повышения качестваобразовательных результатов: Методическое пособие по итогам семинара-практикума длязаместителей директоров 1-9 классов, курирующих инклюзивное образование,реализацию ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ г. Томска / МБОУ ООШ для учащихся сограниченными возможностями здоровья № 45, г. Томск. – Томск, 2020. –79 с.
Настоящий сборник материалов включаетматериалы выступлений, в которых отражены основные положения использованияспециальных коррекционных форм и методов работы с детьми с ОВЗ для повышениякачества образовательных результатов, и практикоориентированные материалы,которые представлены разработками урочных и внеурочных занятий по разнымпредметным областям, в том числе и дополнительного образования детей с ОВЗ.
Представленные методические материалыпомогут организовать образовательный процесс детей с ограниченнымивозможностями здоровья.
Материалы могут быть полезнызаместителям директора по учебновоспитательной и научно-методической работе,руководителям школьных методических объединений, специалистам ПМПк:педагогам-психологам, учителям-дефектологам, учителям-логопедамобщеобразовательных организаций, осуществляющих специальноекоррекционно-развивающее образование.
Кол. авт., 2020
МБОУ ООШ №45 г. Томска
СОДЕРЖАНИЕ
1. Использование специальных коррекционных форм и методов работы сдетьми с ОВЗ для повышения качества образовательных результатов
СеченоваЕ.Б. 4
2. Нетрадиционные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ
БазылеваЛ.А. 6
3. Практическая часть:
Коррекционные занятия с детьми:
3.1. Урок ручного труда – аппликация «Снегирь» — (1«а»)
ЧирковаА.С., Жук Т.И. 12
3.2. Урок ручного труда–аппликация из древесных опилок«Собака»-(3«а»)
СергееваН.В. 15
3.3. Коррекционно-развивающее занятие с элементами медиативныхтехнологий «Мой внутренний помощник» — (5«б») Казарцева Т.А.,Нечаева Д.А. 19
3.4. Коррекционно-развивающее занятие «Экскурсия в зоопарк» -(4«а»)
ШироковаЕ.Н., Михайлова Е.В. 22
3.5. Урок математики «Числа, полученные при измерении» — (7«б»)
МасленниковаМ.В. 31
3.6. Видеоурок письма и развития речи с комментированием «Личныеместоимения» —
(9«г»)
БрушкоИ.А. 36
3.7. Логопедическое занятие «Дифференциация согласных ж-ш в словах,предложениях, тексте» — (3«а») Турышева Ю.П. 38
3.8. Урок чтения иразвития речи Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость» — (6«б»)
ЧирковаА.С. 42
3.9. Коррекционно-развивающеезанятие с элементами тренинга «Мир общения» — (6 «в»)
Федоренко Т.Н., Базылева Л.А. 46
3.10. Урок трудового обучения в столярной мастерской «Изготовлениетабуретки из плит ДСП» — (9 «б»)
СамчукА.Г. 51
3.11. Внеклассное мероприятие «Томские кружева» — (9 «в»)
ЛеонтьеваЕ.Н. 55
3.12. Видеозанятие с комментированием изготовление игрушки «Символгода»-(3«б»)
Адуева Н.А. 634 Мастер-классы:
4.1. Мастер-класс: «Моя фишка»
ИвановаЛ.И. 64
4.2. Мастер-класс: Технология «Квиллинг на расческе» в работе сразными потенциальными возможностями
КорчагинаГ.А. 68
Использование специальных коррекционныхформ и методов работы с детьми с ОВЗ
дляповышения качества образовательных результатов
Сеченова Е.Б.,
заместительдиректора по учебно-воспитательной работе, МБОУ ООШ для учащихся с ОВЗ № 45
С внедрением ФГОС ОО УО (ИН), сразвитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей ипринципов личностно-ориентированного обучения, активизируются попытки педагоговкоррекционных школ найти тот инструментарий, который обеспечил бы стабильностьдостижения большинством учащихся с ОВЗ необходимых результатов образования.
Поэтому наибольший эффект в развитииумственно отсталых детей достигается в тех случаях, когда в обучениииспользуются такие формы, методы, приемы, средства, в результате которых однинедостатки у детей преодолеваются, другие — ослабевают, хотя это происходитмедленно и неравномерно.
В поисках решения проблемы учителяиспользуют в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подходв обучении, который реализуется через внедрение здоровье сберегающих, игровых,проектных, информационных технологий, технологии уровневой дифференциации,технологии развивающего обучения.
Все это должно помочь учащимся сограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний иподготовиться к жизни и деятельности в новых социальноэкономических условиях.
Подготовить урок, занятие сиспользованием той или иной современной технологии не всегда просто дляучителя, работающего в условиях коррекционной школы. Зачастую это требуетбольшого количества времени, тщательной подборки дидактического материала. Но,как правило, урок, проведенный с применением той или иной современнойтехнологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся впроцесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самоеглавное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.Педагог, чтобы полноценно построить свою работу на уроке в руслеличностно-ориентированного подхода, обязан знать психологические особенностисвоих учеников. Ведь дети очень разные. Одни очень активно работают на уроке,другие знают ответ, но боятся отвечать, у третьих проблемы с речью и т.д.Педагогу необходимо строить свою работу, изучая своих учеников, изучая ихличности. Он постоянно должен находиться в поиске ответов на сложные вопросы:Как учащимся облегчить восприятие теоретического материала и способствоватьбыстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить ихмыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делатьопределённые выводы? Как повысить качество образования?
Какие методы преподавания являютсянаиболее эффективными: словесные, наглядные или практические?
Очень важно обращать внимание на то, каклегче ребенку воспринимать, запоминать учебный материал.
Наглядные методы повышаютэффективность обучения, особенно для детей с более выраженным наглядно-образныммышлением, пробуждают интерес к учению, повышают работоспособность обучаемых.
К.Д. Ушинский придавал большое значениенаглядному обучению как методу, который должен чаще использоваться на уроках,так как:
во-первых, стимулирует элементарныеумственные процессы; во-вторых, развивает устную речь;
в-третьих,способствует лучшему закреплению изучаемого материала в памяти
учащихся.
Он также подчеркивал, что «педагог,желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться отом, чтобы как можно больше органов чувств — глаза, ухо, голос, чувствомускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие вакте запоминания».
Что должен учитывать и знатьучитель при использовании средств наглядности? Необходимо учитывать рольнаглядности в решении учебных задач, знать возрастные и индивидуальныеособенности учащихся. Пособия должны быть понятными учащимся. Наглядныйматериал должен способствовать познанию, а не простому пассивному разглядываниюкартин или предметов. Таким образом, необходимо отметить, что наглядность нетолько выступает источником знаний, но и оказывает большое влияние на развитиеучащихся.
Велика также роль практическихметодов обучения в укреплении связи теории с практикой. Но вместе с тем все этиметоды также не могут решить всего круга задач обучения. Учитывая сказанное,наибольшей эффективностью могут обладать различные сочетания методов, взависимости от задач урока, особенностей детей, ситуации, условий.
Наибольшему количеству детей, с которымимы, учителя коррекционных школ работаем, легче воспринимать материал с помощьюзрения. Значит они обладатели зрительной памяти, т.е. визуальной. Не учитыватьэтого в процессе преподавания нельзя. В работе с такими детьми очень помогаетиспользование ИКТ на различных уроках, что позволяет перейти отобъяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при которомребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствуетосознанному усвоению знаний учащимися, пробуждает интерес к учению,повышает работоспособность обучаемых. Использование ИКТ позволяет погрузиться вдругой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памятичеловека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен кактивным действиям в процессе обучения. При активном использовании ИКТ легчеформируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять,организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать,слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делатьвыбор и принимать решения.
Так, словесные методыпозволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставитьперед учениками проблемы, указать пути их решения. Однако одностороннееиспользование словесных методов затрудняет усвоение материала, особенно детям снаглядно-образной моторной памятью, с наглядно-образным типом мышления. Этиметоды недостаточны и для формирования умений и навыков обучаемых.
Нагрузки и темп освоения школьнойпрограммы у детей с ОВЗ несколько снижен. Поэтому для совершенствованиякачества обучения учащихся с ОВЗ создаются специальные условия:
1. Постоянное использование наглядных дидактических пособий ииндивидуальных карточек, упрощенных алгоритмов, схем выполнения (наглядных,словесных), речевых образцов, поэтапных инструкций, создание проблемныхситуаций.
2. Проведение физминуток через 15-20 минут урока.
3. Создание ситуации успеха на занятии.
4. Опора на эмоциональное восприятие.
5. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
6. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных,игровых и практических).
7. Учебный материал необходимо преподносить небольшими порциями.Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.
8. Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
Нетрадиционные методы в коррекционнойработе с детьми с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия иточечный массаж широко используется в практике дефектологов и логопедов.Куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и глинотерапия чаще всегоиспользуют педагоги-психологи. Фитотерапия и ароматерапия пользуется широкимспросом у специалистов медицинского профиля. Безусловно, данные методы могутбыть полезны в работе других профильных специалистов, таким образом каждыйметод активным делает тот, кто его применяет.
Активный метод рефлексии, необходимый впроцессе коррекционно-развивающего занятия и на завершающем этапе всегозанятия. Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращениеназад. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимаютсамоанализ деятельности и ее результатов.
В педагогической литературе существует следующаяклассификация видов рефлексии:
— рефлексия настроения и эмоционального состояния
— рефлексия содержания учебного материала (её можноиспользовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденногоматериала);
— рефлексия деятельности (ученик должен не только осознатьсодержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметьвыбрать наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии можнопроводить как индивидуально, так и коллективно. На занятиях при работе с детьмис ОВЗ педагоги наиболее часто используют рефлексию настроения и эмоциональногосостояния. Широко использую приём с различными цветовыми изображениями. Уучащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии сих настроением в начале, в середине и в конце занятия. Это ценная информациядля размышления и корректировки своей деятельности.
Все вышеперечисленные методы и приёмыорганизации обучения в той или иной степени стимулируют познавательнуюактивность учащихся с ОВЗ.
Разнообразие существующих методовобучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также являетсяэффективным средством активизации учения. Переключение с одного видадеятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не даетотвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие сразличных сторон.
Средства активизации необходимоиспользовать в системе, которая, объединив должным образом подобранныесодержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулироватьразличные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности уобучающихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активныхметодов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся,развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся вобразовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся сОВЗ.
Нетрадиционныеметоды и приемы работы с детьми с ОВЗ
Базылева Л.А.,
педагог-психолог
МБОУ ООШ для учащихся с ОВЗ № 45
Бодинамика- подход телесно-ориентированной психотерапии
Английское название метода — bodynamic -образовано слиянием двух слов: body — тело, dynamic — динамика, и говорит овзаимосвязи отдельных групп мышц человека и их психологического содержания.Иными словами, эмоциональные проблемы, возникающие по мере развитияопределенных мышц в раннем возрасте, формируют определенные схемы поведениявзрослого человека. Исследуя отдельно взятую мышцу или мышечную группу, можно вточности определить, в каком возрасте возникла та или иная проблема. Исходя изэтого, бодинамику иногда называют соматической психологией развития.
Выделяют семь стадий развития или семь структур характера:
— существование(внутриутробный период — 3 месяца после рождения);
— потребности (1-18месяцев);
— автономия (8 месяцев- 2,5 года);
— воля (2-4 года);
— любовь/Сексуальность(3 — 6 лет);
— мнения (5-9 лет);
— солидарность/Представлениесвоих интересов (7-12 лет).
Каждую и перечисленных структурразвития можно назвать «правом» — правом существовать, любить, выражать собственныепотребности и т.д. Возрастные травмы формируют отклонения в развитии и нарушаютнормальное восприятие основных жизненных прав, создают защитные механизмыповедения, которые отражаются на состоянии мышечных групп.
Таким образом, в бодинамике сформировалось два типа характера людей по формированию их мышц:
Гиперреакция мышц.
Гипер — это человек, у которогоперенапряженные мышцы. Такой человек очень эмоционален. Характеризуетсябегством в жизнь, все время доказывает. Для него главным является действие,нежели мысль (эмоция > действие). Вся энергия скапливается в теле. Берётсяза множество дел, но не продуктивен и не доводит их до конца. Ищет компаниюлюдей. Следует таким установкам «я борюсь», «сначала сделаю, потом подумаю».Телесно он выглядит рельефным вне зависимости от прикладываемых усилий к егофизической форме.
Гипореакция мышц.
Гипо — человек, у которогонедоразвитые, хилые мышцы. У такого человека минимальные ощущения в теле, можносказать, он совсем не ощущает своего тела (например, не замечает чувство голодаили перенасыщение едой). Он ориентирован на свою ментальную структурусуществования. Много размышляет, рационализирует, но не принимает действий.Практически не эмоционален. Характеризуется уходом, удалением из жизни. Ищетуединения. Нет энергии для совершения действий, так как она идет у него вголову. Следует таким установкам «я сдаюсь», «я мыслю, значит существую». Телоу него хилое, часто очень худое, дистрофичное, практически не реально накачать мышцы.С виду может казаться очень ленивым. Такой тип часто можно встретить средиучёных.
Методом решения психологических проблемв бодинамике является традиционная психотерапевтическая работа с использованиемспециальных физических упражнений. У метода нет никаких противопоказанийвозрастных ограничений.
Объятия. Это самое простое, нодейственное упражнение. Дети стоят в кругу и начинают обнимать соседа слева,справа, взрослого руководителя. Очень часто первые «обнимашки» сдержанные,зажатые. Но впоследствии ребенок расслабляется, и это главная цель упражнения.
Пингвинчики. Чтобысогреться, эти птицы сбиваются в кучу, а те, кто оказались с краю, должныпопасть в центр. В данном случае педагог называет имя ребенка, который оказалсяс краю, и его задача попасть в центр теплой кучки.
Мячик. Ребенку предлагают лечь наспинку и катать мячик по животику. Он может представлять, что мячик – этомаленькое солнышко, которое согревает его своим теплом.
Сбрось лишнее. Ребенкупредлагается мешочек с крупой. Поднимая мешочек над головой, ребенок со всейсилой должен бросить его на пол, при этом произнести любой звук
или слово, которое причиняет емудискомфорт (например, уходи злость, уходи двойка и т.д.) Бодинамическиеупражнения
1. Заземление (снимает тревогу и приступ паники).Почувствуйте собственные стопы и позвоночник. Покрутитесь на месте и ощутитеопору, подожмите пальцы ног, подышите: произвольный вдох, удлиненный выдох.Покрутите головой из стороны в сторону, осознайте, что вам не угрожает никакаяопасность.
2. Проявление силы (применяется перед важным событием,когда необходимо настоять на своем, показать собственную силу). Возьмите в рукилюбой предмет (ручку, монетку, мобильный). Осознанно крутите его в руках вовремя разговора. Зажмите предмет в ладони — рука, сжатая в кулак, придаетощущение уверенности в собственных силах.
3. «Вижу тебя» (применяется для улучшения контакта сдругим человеком). Почувствуйте собственное тело, стопы, позвоночник.Установите визуальный контакт с партнером. Положите свою руку в центр его грудии произнесите фразу: «Я вижу тебя». После этого поменяйтесь с ним местами. Есливы делаете упражнение с ребенком, сядьте на пол, чтобы оказаться на уровне егоглаз. При работе со строптивым подростком руку можете убрать, достаточновизуального контакта.
4. Сбрасывание груза (применяется для исправления осанкипри шейном остеохондрозе). Для выполнения упражнения вам потребуется помощник.Его задача — стать позади вас и сильно надавить на ваши плечи руками, ваша -сопротивляться усилию, плавно поднимая плечи вверх. Надавливание необходимопроводить на обе руки поочередно. Затем перенести его на область локтя. Вашпомощник — давит на локоть снизу, вы — сопротивляетесь давлению. Посленадавливания отведите назад плечи и отпустите мысленно свои тревоги («это немое!»), как будто сбрасывая груз.
Энергизаторы
Энергизаторы — это особые игры иупражнения, которые снимают мышечное напряжение, улучшают общий эмоциональныйнастрой, активизируют внимание, закрепляют в игровой форме знания и навыкидетей. Они хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов иактуализируют разные способности. В результате использование энергизаторавосстанавливается энергия группы, привлекается внимание снова педагогу, дети,получившие улучшение психоэмоционального состояния, снова чувствуют себяактивными, продолжают продуктивно работать. Энергизатор можно проводить как вначале, так и в конце занятия, а также в ходе любых режимных моментов.
Используя игры-энергизаторы необходимо помнить:
• игра-энергизатор должна быть динамичной, соответствовать своейосновной функции —
«разогреву» участников;
• энергизатор должен быть интересен участникам и приносить имудовлетворение;
• энергизатор должен быть позитивным, не подразумевать возможностисовершения участниками неуспешных действий или попадания в обидные, ущемляющиеинтересы ситуации;
• энергизатор должен вовлекать всех участников. Следует полностьюисключить игры, в которых возможно выбывание участников;
• энергизатор должен быть коротким, обычно продолжительностью 3-5минут;
• игра-энергизатор должна быть доступной для всех участников.Встречаются группы, где некоторые участники имеют физические или эмоциональныеограничения. В ходе игры энергизатор не должен ущемлять ни одного изучастников;
• энергизаторы должны быть легкими для объяснения, понимания иучастия.
«ПАРОВОЗИК»
Ведущий является «паровозиком»,который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков».«Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним.При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошееслово, например,
— Я веселый паровозик Лиля, а ты кто?
— А я красивый вагончик Стас.
— Поехали дальше вместе.
— Поехали.
Дети едут за следующим «вагончиком», итак до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд.
«Необычноеприветствие»
— Ребята, скажите, в какой стране мы живем? Как принято здороватьсяв нашей стране?
Поздоровайтесь друг с другом.(Дети практически выполняют ритуал приветствия)
— Представьте себе, что вы сейчас жители необычной страны. А вкаждой стране свои обычаи приветствия друг друга. Поздоровайтесь: спинами,коленками, лбами, носами, щечками.
— Поздоровались, молодцы. А теперь поприветствуйте друг друга:
У тебя носик, у меня носик.
У тебя щечки, у меня щечки.
У тебя ушки, у меня ушки. Ты мой друг и я твой друг.
Мы любим друг друга.
Нейрографика
Нейрографика — это творческаяформа передачи восприятия мира в процессе постановки и решения психологическихзадач. В основе уникальной техники в рисовании заложены зрительные образы послеосмысливания проблемы, изображенные графически.
Принципы рисования основаны наэмоциональном выражении беспокойства через кисть. Метод изображениясуществующей проблемы разработал и применил на практике в 2014 году психолог,доктор Павел Михайлович Пискарев.
Уникальность нейрографики в ее принадлежности к эффективнымметодам артпсихологии и арт-терапии. Такой способ достижения гармонииэффективен как для взрослых, так и для детей.
Польза нейрографики для развития детей
Частые страхи («я сделаю всенеправильно»), тревожность («у меня ничего не получится»), заниженнаясамооценка. При отсутствии своевременной поддержки психоэмоционального здоровьяребенка наступают проблемы со здоровьем физическим.
Нейрографика как средство невербальногообщения, благодаря своим принципам, превращает для детей рисование в творческийпроцесс, направленный на развитие личностных качеств и уверенности в себе.
Преимущества нейрографики перед другими методами:
Развитиеречи.
Через рисунок передаются чувства,эмоциональное состояние ребенка. В данном случае кисть руки выступает органомречи. Прорисовывая проблемы, желания и собственные фантазии методомнейрографики у детей создаются новые нейронные связи, меняется мышление,развивается речь.
Эстетическоеразвитие.
Ребенок увлекается рисованием,появляется желание рисовать больше, создавать образы из фантазий. При этомпрослеживается положительная динамика развития. Увеличивается количество фигур,растет их сложность. Став художником, ребенок меняется сам и меняет отношение кмиру.
Эмоциональнаяуравновешенность.
Снятие напряжения и стрессовых ситуаций.Спокойствие при общении с другими детьми. Избавление от агрессии, отрицательнойэнергии.
Развитиесамостоятельности.
Нейрографика развивает самостоятельностьв работе над собой и познании себя: от исправления рисунка до перемен всобственном поведении. Благодаря технике у детей развивается «самопомощь» -умение выхода из конфликтов, стрессов, проблем. Развитие воображения.
Приводить рисунок к сходству снекими образами не требуется. Но у ребенка после завершения рисункарекомендуется спрашивать о том, на что похожи некоторые фигуры. Что онинапоминают, с чем или с кем ассоциируются. Это интересно.
Оценить эмоциональное состояние ребенкаможно при помощи фигур, изображенных на рисунке.
Выбор ребенком фигур, применяемых длякорректировки рисунка, зависит от его возраста и развития. Наличие полусфер изакругленных линий на рисунке вместо шара означают гармонию, спокойствие.Наличие «зигзагов» и острых прерывистых линий вместо треугольников означаеттревогу и состояние конфликта.
Использование этих же фигур трактуетсяиначе при выполнении рисунка-установки, рисунка — мотивации. К примеру,треугольник означает движение вперед, динамику развития, целеустремленность.Квадрат дает нейрографу установку на основательность и уверенность.Зафиксировать результат проделанной работы поможет нарисованный квадрат.
Круг большого размера вдохновит наудачу. Поместить в этот круг необходимо все, что требуется в данный моментжизни.
В нейрографике нет привязки к значениюцвета. Закрашивание геометрического рисунка разными цветами происходит в ключеего совершенствования. Рисунок должен получиться ярким и красивым. Применениетехники нейрографики в сочетании с другими традиционными методами и приемамиразвивают личность, формируют ее творческий потенциал, художественныеспособности.
Рисование в технике нейрографикиспособствует нравственно-эстетическому развитию детей. Ребенок ставит передсобой задачи и пытается самостоятельно их решать. При этом желание и трудребенка необходимо стимулировать и поддерживать.
Нейрографика — техника рисования безграниц. Принципы этого метода позволяют устранять ненужные установки на уровнебессознательного. В другой форме применения техника позволяет моделироватьжелаемое будущее с помощью рисования и давать «правильные» установки.
Для детей и взрослых нейрографикаприменяется на первом этапе как освобождение от лишнего груза мыслей и эмоций.На втором этапе нейрографика формирует внутренний потенциал способныйсмоделировать желаемые изменения.
Мудра(йога пальцев)
Искусство мудр возникло в Китаеболее двух тысяч лет назад. Целители того времени считали, чтожизнедеятельность организма поддерживается не только пищей, но и энергией,которую он получает из Космоса. Эта энергия циркулирует по особымканалам-меридианам, обеспечивающим «доставку» ко всем органам и тканяморганизма. Если в одном или нескольких меридианах возникает сбой, энергетическое«топливо» перестает поступать к месту своего назначения, и работа внутреннихорганов нарушается. Причины могут быть разными: неблагоприятные внешниеусловия, плохая наследственность, стресс, а результат один: человек начинаетболеть.
Шесть основных энергетическихканалов, связанных с сердцем, легкими, головным мозгом, печенью, селезенкой,сосудистой системой, толстым и тонким кишечником, проходят по рукам и пальцамчеловека. Именно поэтому рука обладает такой огромной целительной силой! Соединяяпальцы в определенных комбинациях, можно активизировать меридианы и направитьэнергию по всему телу, восстановить поток энергии и устранить «поломки» вбольных органах.
Систематически выполняя мудры, ужечерез неделю можно ощутить улучшение состояния. При острых заболеванияхоблегчение наступает через несколько дней, а то и часов. Некоторые мудрыдействуют даже мгновенно! При хронических недугах стойкий эффект наступает попрошествии нескольких недель.
Выполнять мудры лучше в спокойнойобстановке, лицом на восток. Но в случае необходимости их можно делать, гдеугодно — на прогулке, в транспорте, на работе во время обеденного перерыва. Приэтом совершенно неважно, сидите вы, стоите или идете.
Руки держите спокойно, безнапряжения. Некоторые упражнения можно делать на улице, не вынимая рук изкарманов, а также в варежках (при этом большой палец вам придется освободить, амудру складывать прямо внутри варежки). Перчатки все же лучше снять. На рукахне должно быть никаких украшений: колец, браслетов.
Научиться мудрам могут не тольковзрослые, но и дети. Ребятишкам это, как правило, удается это без особоготруда: для них складывать пальчики в замысловатые фигуры — и игра, иудовольствие. Проследите за тем, чтобы малыши выполняли упражнения только пособственному желанию (заставлять их ни в коем случае нельзя!) и под наблюдениемвзрослых.
Детям можно назвать мудруигрой двух «петушков». Следует научить малыша делать петушков, которые танцуют,ссорятся, поют «ку-ка-ре-ку», будят по утрам, здороваются с солнышком. На стенеможно открыть театр теней: разыграть сценки между большим петушком и маленьким.такое представление доставит много радости и взрослым, и детям. Польза от этогоупражнения также велика. Она улучшает память, мышление, внимание, успокаивает иснимает тревогу, нервное перевозбуждение, поднимает настроение.
Можно поиграть с ребенком в«хитрых лис», соединив подушечки большого, среднего и безымянного пальцев накаждой руке и свободно подняв мизинец и указательный.
Расскажите сказки о лукавых лисах ипроиллюстрируйте их своими руками, а потом научите малыша показывать «лису».Разыграйте сказки об «обманщицах лисах» и «храбрых петушках» или «лисах» и«доверчивых зайцах». Можно меняться ролями: сначала взрослые — две лисы, амалыш – «петушок», потом родители – «два зайца», а малыш — хитрый и умный«лис». Не нужно заставлять или принуждать ребенка к игре, а если он заигрался,не надо прерывать. Мудра энергии особенно важна для противостояния плохойэкологии, так как она очищает организм.
Вдвинуть 4 пальца правой руки между 4-мяпальцами левой так, чтобы все 8 пальцев обеих рук оказались внутри обеихладоней. Большие пальцы рук соединить боками.
Расскажите малышу что-то интересное омалоизвестном морском гребешке. Например, что морские русалки расчесывают своидлинные зеленые волосы такими гребешками. Это мудра — символ мощи и богатстважизни. Если ее повторять регулярно, то у ребенка повысится аппетит и наладитсяпищеварение. Эта мудра более сложная. Она лечит болезни легких, верхних дыхательных путей и носоглотки. Кроме того, к ее помощи следуетприбегать весной и осенью — в сезоны гриппа и простуд.
Целебный эффект мудры заключается вследующем. на больших пальцах рук заканчиваются энергетические каналы легких.При замыкании левого и правого каналов усиливается их энергетика и притоккислорода в организм. Эта мудра трудна, но очень полезна. Чтобы ребёнку сталоскучно, можно рассказать ему о добрых сказочных драконах.
Урокручного труда
Аппликация«Снегирь (1 «а»)
Чиркова А.С., учитель Жук Т.И., учитель-логопед МБОУ ООШ для учащихся сОВЗ № 45
Тип урока: изучение новых знаний.
Цель урока: учить детей приемам работы спластилином.
Задачи:
Образовательные:
— актуализация знаний, умений и трудовых навыков учащихся дляизучения нового материала (изготовление новогодней игрушки);
— обобщение и структурирование знаний, умений и трудовых навыков вимеющуюся систему знаний;
— осуществление контроля за усвоением полученных знаний.
Коррекционные– развивающие:
— коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности наоснове изучаемого материала.
Воспитательные:
— воспитание трудовых навыков с опорой на зону ближайшего иактуального развития с целью использования их в социуме.
Технологии и методы работы:технология деятельного подхода, здоровьесберегающие технологии, игровая,использование ИКТ.
Демонстрационный материал:иллюстрация с изображением снегиря; кормушка; образец, выполненный учителем,интерактивная доска.
Материалы к занятию: клеенка, пластилин, заготовкиснегирей, влажные салфетки.