Темаурока: Дифференциация парных по твёрдости — мягкости согласных звуков.Дифференциация парных по звонкости — глухости звуков (без введения терминов«звонкость», «глухость»).
Цельурока: это знакомство с твёрдыми и мягкими согласными звуками ибуквами, нужными для их обозначения.
Задачи:
Познавательные:
· Научиться правильно определять на слух и самостоятельнопроизносить мягкие и твёрдые согласные звуки.
· Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные инепарные).
· Научиться объяснять, как обозначена мягкость согласных написьме.
Развивающие:
· Развитие речи и расширение словарного запаса учащихся.
· Развитие аналитического мышления.
· Развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.
Воспитательные:
· Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русскойкультуре.
· Аккуратность.
Урокпосвящен знакомству с твёрдыми и мягкими согласными звуками и буквами, которыенужны для их обозначения. В ходе урока учащиеся узнают буквы, которые нужны дляобозначения твёрдых и мягких согласных. Учащиеся смогут правильно определять наслух и самостоятельно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки, а такжеразличать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).
1. Орг.момент
-Здравствуйте, ребята.
Динь-динь-динь,
Звенитзвонок,
Начинаетсяурок.
Будеммы писать красиво,
Будемдружно отвечать,
Будемдумать, рассуждать,
Дисциплинусоблюдать.
-Давайте проверим рабочее место, всё ли у вас на столах. Сядем прямо, ножкивместе, локоточки на парте.
2. Актуализациязнаний
-Давайте начнём наш урок со слов великого русского писателя Ивана СергеевичаТургенева, его слова и будут девизом нашего урока:
Берегитенаш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное намнашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественныморудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И.С. Тургенев
-Прочитай, пожалуйста. Как вы понимаете эти слова?
-Хорошо, я с вами соглашусь.
-Итак, мы с вами на прошлом уроке начали работать над темой твёрдые и мягкиесогласные звуки. Я вам сейчас предлагаю разделиться по группам. Напомнитеправила работы в группах и работать вы будете у доски, напомните правила работыс доской, выходите. Прочитайте задание: перенесите вправо буквы, которыеобозначают мягкость согласного звука, а влево буквы, которые обозначаюттвёрдость согласного звука.
-Понятнозадание?
-Приступайте к работе, желаю удачи.
-Молодцы, вы верно выполнили задание, а значит, хорошо усвоили материал,присаживайтесь по местам.
3.Самоопределение к деятельности
-Сегодня мы с вами продолжаем говорить о согласных звуках.
-Посмотрите на слайд, здесь зашифрованы слова. Подумайте, как прочитать.
Прочитав,вы узнаете тему нашего урока.
-Как ты расшифровала? (по треугольникам)
-Как можно объединить согласные по парности? (звонкость-глухость,мягкость-твердость).
-Мы сегодня будем говорить о твёрдости и мягкости
-Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (Парные и непарные по твердости– мягкости согласные звуки.)
-Хорошо, а какую поставим цель перед собой. (Знакомство с парными и непарными потвёрдости-мягкости согласными звуками)
-Также у нас есть задачи урока, но нам нужно выбрать только те, которые подходятнам. Прочитаем:
-ругаться;
-познакомиться с парными согласными звуками по твёрдости-мягкости;
— научиться распознавать и произносить парные инепарные твёрдые и мягкие согласные звуки;
— уметь обозначать на письме твёрдость и мягкость согласногозвука;
— шуметь.
— Мы будем работать по плану. Выйди, пожалуйста, к доскепереверни карточки и прочитай пункты нашего плана:
1 . познакомиться с парными согласными звуками потвёрдости-мягкости;
2. научиться правильно их произносить;
3. выполнять задания;
4. подвести итоги.
4.Открытие нового знания
— Давайте откроем стр. 83 и прочитаем парные твёрдые и мягкиесогласные звуки.
— Одинаково ли звучат эти звуки? (Нет)
— Одинаково ли обозначаются эти звуки на письме? (Нет)
— В чём отличие? (когда звук мягкий ставим соответствующий знакмягкости)
— Все ли звуки имеют пару? (Нет)
— Произнесите непарные мягкие согласные звуки. (й, ч, щ)
— А теперь непарные твёрдые согласные звуки. (ж, ш, ц)
— Хорошо, молодцы. Закройте учебники, отложите их в сторону, онивам пока не понадобятся.
— Сейчас вы выполните задание в парах. Напомните правила работыв паре.
— У вас на столах лежат карточки, на которых написано два слова,ваша задача записать их звуковое обозначение.
У каждой пары свои слова. Приступайте, если будут вопросы,поднимите руку, я подойду.
—реки, мороз. (Р,ЭКА), (марос)
— почка, печка (поч.та), (п,эчка)
— нос, нёс (нос), (н,ос)
— Не забывайте, что сидим мы ровно, спинка прямая, ножки вместе,локоточки на парте.
— Давайте обменяемся карточками и сверим с эталоном на доске.Поднимите руку у кого верно, хорошо, молодцы, обменяйтесь карточками обратно.
— Какие согласные составляют пары по твёрдости-мягкости в вашейпаре слов? (Спросить у каждой группы) (Р, П, Н)
— Хорошо, молодцы, отложите карточки в сторону.
5.Первичное закрепление
— Теперь вам предстоит самостоятельно выполнить задание напланшетах. Как мы работаем с планшетом. Хорошо, молодцы. Ваша задача соединитьсогласные звуки по твёрдости мягкости. Приступайте, если будут вопросы,поднимите руку, я подойду.
— Не забиваем про посадку.
— У всех всё получилось? Молодцы, заблокируйте планшеты,отложите их в сторону.
ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ
— Давайте запишем пару слова и найдём пару согласных звуков помягкости и твёрдости: лампа-билет, сон-сено, парта-пирог.
— Хорошо, молодцы
6.Итог урока
— О чём мы говорили сегодня на уроке?
— Давайте вспомним, какими буквами обозначается мягкостьсогласных на письме? (е, ё, ю, я, и, ь)
— А твёрдость? (а, о, у, ы, э)
— Мы с вами выполнили все пункты нашего плана?
— А задачи урока выполнили?
— А значит, достигли цели урока?
— Хорошо, мы с вами большие молодцы.
7.Рефлексия
— Я вам предлагаю оценить свою деятельность на уроке.
— Если вы всё усвоили, вам было понятно и интересно, топоднимите карточку с весёлый смайлик.
— Если вы не усвоили материал, вам было не понятно, то поднимитекарточку с грустный смайлик.
— Покажите мне, покажите друг другу. Спасибо, мне было приятно свами работать, урок окончен.
