Рабочаяпрограмма элективного курса «Исследователи текста »
Данная программа составлена на основе программы элективного курса Е.А.Зининой «Основыпоэтики. Теория и практика анализа художественного текста» М.,20019 г . Программа предназначена для обучающихся 9класса (гуманитарная группа ) и рассчитана на 17 часов ( 1 час в неделю ).
Цель элективного курса :
— углубление и расширение представлений олитературоведении как науке, — формирование уменийинтерпретировать литературное произведение, — строить речевоевысказывание в письменной и устной форме, — воспитатьпотребность в самовыражении черезслово; –сформировать устойчивый познавательный интерес к предмету, потребность вчтении.
Ценностныеориентиры содержания учебного предмета
Рабочаяпрограмма элективного курса «Исследователи текста»детализирует и углубляетсодержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания иразвития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучениялитературы. Кроме того, элективный курс пробуждает стремление к вдумчивомучтению, содействует формированию художественного вкуса, выявлению читательскихпредпочтений, расширению культурного кругозора.
Количествочасов в неделю – 1 час. Количество часов в год – 17 часов .
Планируемыерезультаты изучения курса :
Личностными результатами изучения элективного курса являютсяследующие умения и качества:
–чувствопрекрасного- –– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
–устойчивыйпознавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребностьв чтении.
–ориентацияв системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
–потребностьв самовыражении через слово;
–устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Метапредметнымирезультатамиизучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
РегулятивныеУУД:
–самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели ; способность кцелеполаганию, включая постановку новых целей;
–самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решенияучебной проблемы;
–работатьпо плану,сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректироватьсвоюдеятельность;–
ПознавательныеУУД:
–самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактическую,подтекстовую, концептуальную;адекватно понимать основную идополнительную информацию текста, воспринятого на слух
–пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,ознакомительным;
–извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
–перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы вдругую (составлять план, таблицу, схему);
–пользоваться словарями, справочниками;
–осуществлять анализ и синтез;
–устанавливать причинно-следственные связи;
–строить рассуждения.
КоммуникативныеУУД:
–учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций всотрудничеств
–уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её икоординировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общегорешения в совместной деятельности;
–уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения иделать выборы;
–уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
Уметьосуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимуювзаимопомощь;
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевойситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
–оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
–адекватно использовать речевые средства для решения различныхкоммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи,различными видами монолога и диалога;
–высказывать и обосновывать свою точку зрения;
–слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,быть готовым корректировать свою точку зрения;
–выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
–договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
–задавать вопросы.
Предметные результаты изучения курса :
Учащиеся должны на более глубокомуровне знать:
1. Основныетеоретико-литературные понятия.
2. Изобразительно-выразительныесредства языка.
3. Элементыстихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиесядолжны уметь:
1. Анализировать произведение с учетомего идейно-художественного своеобразия.
2. Формулировать тему, идею, проблематикупроизведения.
3. Определять принадлежность к одному излитературных родов (эпос, лирика, драма).
4. Определять идейно-художественную рольв произведении элементов сюжета, композиции, системы образов иизобразительно-выразительных средств языка.
5. Выявлять роль героя в раскрытииидейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
6. Свободно владеть монологической речью,выражать свое отношение к прочитанному в устной или письменной форме иаргументировано обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
7. Работать с учебной книгой илитературно-критической статей (находить нужную информацию, выделять главное,сравнивать фрагменты, создавать тезисы, план или конспект прочитанного, выделяясмысловые части).
8. Готовить реферативное сообщение налитературную тему (по одномуисточнику). 9. 9. 9. 9.Пользоваться словарями и справочниками различных типов(литературоведческим, энциклопедическим, терминологическим и проч.).
Содержание
1 Художественноепроизведение как эстетический объект. Связь литературы с другими видамиискусства.
2 Роды литературы. Проза и поэзия. Жанры литературы .
3 Сюжет и фабулахудожественного произведения. Понятие и функции сюжета.
Фабула. Элементы сюжета .
4 Композиция художественногопроизведения. Понятие о композиции и ее составляющих. Связь композиции ссистемой персонажей, деталями и подробностями. Композиционные приемы. Типыкомпозиции.
5 Автор в художественном произведении.Понятие АВТОР. Авторский замысел и позиция читателя. Способы воплощенияавторской позиции
6 Образ человека в литературеи аспекты его анализа. Литературный герой. Индивидуальные и собирательныеобразы. Место героя в системе образов.
7 Художественная деталь.Символ. Подробность текста.
8 Функция портрета вхудожественном произведении. Понятие Портрет. Типы литературного портрета.Способы введения портрета в текст. Психологический портрет и деталь в нем.
9 Пейзаж и его функции впроизведении. Понятие Пейзаж. Функции пейзажа. Пейзаж и философский контекст произведения
10 Основы стиховедения . Свойствастихотворной речи и принципы её анализа. стихотворная фоника, метрикаи строфика.
11 Структура анализастихотворного текста .
12 Средства выразительности вязыке. Стилистические фигуры и тропы Определение видов тропов и стилистическихфигур. Анализ произведений с точки зрения средств выразительности.
13 Практическая работа«Лингво-смысловой анализ текста». Анализ произведений с точки зрения средстввыразительности.
14 Проектная работа . Анализстихотворного текста .Анализ эпизода .
15 Итоги курса . Плананализа идейно-художественного своеобразия произведения .
Тематическоепланирование
№ |
Тема занятия |
Кол. часов |
Содержание раздела
|
УУД |
1 |
Художественное произведение как эстетический объект. Роды литературы. Проза и поэзия. Жанры литературы . |
1 |
Связь литературы с другими видами искусства. Эпос, драма, лирика: отличи тельные черты. Жанры литературы . |
Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения;
|
2 |
Сюжет и фабула художественного произведения. |
1 |
Понятие и функции сюжета. Фабула. Элементы сюжета. |
Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез информации; устанавливать причинно-следственные связи;– строить рассуждения. Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности . |
|
Композиция художественного произведения. |
1 |
Понятие о композиции и ее составляющих. Связь композиции с системой персонажей, деталями и подробностями. Композиционны приемы. Типы композиции. |
Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её
|
4 |
Автор в художественном произведении. |
1 |
Понятие АВТОР. Авторский замысел и позиция читателя. Способы воплощения авторской позиции. |
Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;– строить рассуждения. Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её Оформлять свои мысли в устной форме. |
5 |
Образ человека в литературе и аспекты его анализа. |
1 |
Литературный герой. Индивидуальные и собирательные образы. Место героя в системе образов. |
Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез информации. Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её
|
6 |
Художественная деталь. Символ. Подробность текста. |
1 |
«Бесконечно малые моменты текста» (Л.Н.Толстой). Детализация как неотъемлемое условие воспроизведения действительности. Деталь и символ: сходство и различие. |
Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её |
7 |
Функция портрета в художественном произведении. |
1 |
Понятие Портрет. Типы литературного портрета. Способы введения портрета в текст. Психологический портрет и деталь в нем. |
Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Оформлять свои мысли в письменной форме. |
8 |
Пейзаж и его функции в произведении. |
1 |
Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1512 Понятие Пейзаж. Функции пейзажа. Пейзаж и философский контекст произведения. |
Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;– строить рассуждения. Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её
|
9 |
Проверочная работа в формате сочинения ОГЭ .
|
1 |
Сочинение в формате ОГЭ по литературе часть 2.
|
Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;– строить рассуждения. Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в письменной форме.
|
10 |
Основы стиховедения . |
1 |
Свойства стихотворной речи и принципы её анализа. стихотворная фоника, метрика и строфика. |
Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
|
11 |
Структура анализа стихотворного текста |
1 |
Структура анализа стихотворного текста |
Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её |
12-13 |
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы. |
2 |
Определение видов тропов и стилистических фигур. Анализ произведений с точки зрения средств выразительности. |
Познавательные УУД:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её |
14 |
«Лингво-смысловой анализ текста» |
1 |
Анализ произведений с точки зрения средств выразительности. |
Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;– строить рассуждения. Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её
|
15-16 |
Проектная работа
|
2 |
Анализ стихотворного текста |
Регулятивные УУД: – самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели ; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;– строить рассуждения. Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её
|
17 |
Итоги курса |
1 |
План анализа идейно-художественного своеобразия произведения |
|
Календарно-тематическое планирование
Дата |
Тема занятия |
Кол. часов |
|
1 |
|
Художественное произведение как эстетический объект. Роды литературы. Проза и поэзия. Жанры литературы . |
1 |
2 |
|
Сюжет и фабула художественного произведения. |
1 |
3 |
|
Композиция художественного произведения. |
1 |
4 |
|
Автор в художественном произведении. |
1 |
5 |
|
Образ человека в литературе и аспекты его анализа. |
1 |
6 |
|
Художественная деталь. Символ. Подробность текста. |
1 |
7 |
|
Функция портрета в художественном произведении. |
1 |
8 |
|
Пейзаж и его функции в произведении. |
1 |
9 |
|
Проверочная работа в формате сочинения ОГЭ .
|
1 |
10 |
|
Основы стиховедения . |
2 |
11 |
|
Структура анализа стихотворного текста |
1 |
12-13 |
|
Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
|
2 |
14 |
|
«Лингво-смысловой анализ текста» |
1 |
15-16 |
|
Проектная работа
|
2 |
17 |
|
Итоги курса |
1 |
