Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Социальная адаптация.
Игры на сплочение классного коллектива. -
2 слайд
Основные условия благополучного вливания в коллектив.
Безопасность
Это база. Ощущение безопасности является залогом гармоничных межличностных отношений в любой среде.
Попадая в новый коллектив, практически любой человек будет испытывать стресс и тревогу. Если при этом он не чувствует себя в безопасности, первой реакцией станет стремление закрыться и стать незаметным для того, кто несет в себе угрозу.
А может быть наоборот – ребенок станет агрессивным по отношению к окружающим, чтобы защититься от потенциальной опасности. Еще один вариант сокрытия собственного страха – использование различных масок, позволяющих приспособиться к ситуации.
Если человек длительное время чувствует себя в опасности, его ответные реакции закрепляются и становятся основными способами взаимодействия с окружающим миром.
Условия для формирования положительной самооценки
Взаимоотношения новичка в коллективе должны способствовать не только объединению с его членами в общей деятельности, но и развитию в ребенке чувства собственной уникальности.
Поддержка.
Ощущение, что ты можешь обратиться к одноклассникам или учителю, и тебя не отвергнут. Учитель не в состоянии вложить в них собственные мысли и чувства по отношению к новенькому, но он может подтолкнуть детей к правильному поведению и адекватному восприятию этого человека. Учитель может помочь детям увидеть качества новенького и показать, что он неотъемлемая часть коллектива.
Связь с родителями.
Они могут подсказать, каково его эмоциональное состояние и мнение об одноклассниках и школе. -
3 слайд
Особенности принятия нового ученика в начальной школе
Ведущая деятельность этого возраста – учебная. Поэтому дети воспринимают нового ученика сквозь призму учебной деятельности. Они сами находятся в процессе адаптации к своей новой роли, роли ученика, а новеньких оценивают через педагога, который является для них авторитетом. То есть они пока смотрят не на личные качества нового ребенка, а на то, как он учится.
По началу они довольно индифферентны, их позиция – выжидание. После того, как новичка оценил учитель, они присоединяются к его точке зрения. По статистике, в начальной школе лучше относятся к новичкам-девочкам. -
4 слайд
Некоторые правила для педагога
В первую очередь в личной беседе необходимо посвятить новичка в правила школьной жизни, рассказать о досуге ребят, традициях класса и школы, вкратце охарактеризовать ребят-одноклассников (Гид новичка)
Необходимо представить новичка одноклассникам, рассказать о нем ребятам в положительном ключе.
Прежде чем вовлекать новичка в работу на уроках, необходимо дать ему какое-то время прийти в себя, почувствовать себя в своей тарелке.
В идеале нужно подстроить уроки под нового ученика так, чтобы он мог проявить себя естественным образом.
Чтобы адаптация проходила быстрее, можно посадить новенького вместе с одним из лидеров класса, который сможет ввести его в коллектив (Наставник)
Совместной может быть не только учебная деятельность. Дежурство по классу, например, тоже может способствовать налаживанию контакта.
Неплохо будет заранее выяснить, чем увлекается ребенок, каковы его интересы и любимые предметы. Это можно сделать в ходе анкетирования всего класса.
Важно поговорить с родителями и узнать побольше о новом ученике: его характере, учебе в прошлой школе, друзьях и т.п.
Если предпосылок нет, но новичок длительное время сторонится одноклассников, следует проконсультироваться со школьным психологом. -
5 слайд
Игры на сплочение.
Основная цель – снять эмоциональное напряжение каждого ребенка и создать благоприятную атмосферу для общения.
Чему научатся дети благодаря такой игре?
сотрудничеству, навыкам совместных действий для достижения общей цели;
дружеским взаимоотношениям внутри коллектива;
объективной самооценке, правильному анализу поступков других;
самоконтролю;
планированию своего поведения;
терпимости к действиям окружающих;
взаимопониманию, поддержке;
внимательности к эмоциональному состоянию других детей.
Кроме того, игры на сплочение способствуют избавлению от страхов и стеснения, разрешению конфликтных ситуаций, предотвращают их возникновение. Лидеры начинают учитывать не только собственные интересы, но и потребности остальных ребят. Уменьшается вероятность закрепления роли «изгоев» у отдельных ребят. -
6 слайд
Игры на знакомство
«Снежный ком»
«Мы идем в поход» (библиотеку, поездку на море, в школу и т.д.)
«Граница» (у кого есть брат; кому 7 лет; кто недавно ходил в кино; кто любит рисовать; у кого есть дома кошка и т.д.)
«Кто Я?» (по наводящим вопросам)
«Дрозд» (Участники образуют два круга — внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят: «Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга». Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается).
«Мое настроение».
«Микрофон» (вопросы по кругу)
«Биография друга» (анкета) -
7 слайд
Игры на сплочение
«Путанка». Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. Когда «зверь» сориентировался, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, «зверь» должен пробежаться. При этом руки расцеплять нельзя.
«Корабли и скалы». Две группы. Одни будут «скалами» — им следует расположиться по комнате и присесть. Участники другой группы — это «корабли», они должны закрыть глаза и начать двигаться по классу в хаотичном порядке. Если такой «кораблик» будет приближаться к какой-то «скале», то ребенку, который ее изображает, нужно зашипеть, имитируя звук морского прибоя. Всем участникам необходимо постараться избежать кораблекрушения. В ходе обсуждения могут быть выработаны некоторые правила поведения в коллективе: не создавать неприятностей друг другу, оказывать помощь и т.д.
«Совместный рисунок» (много вариантов)
«Молекулы» -
8 слайд
Счёт до десяти “Сейчас по сигналу “начали” вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет “один”, другой человек скажет “два”, третий скажет “три” и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут “четыре”, счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.” удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом? Если не получилось, то почему? Что мешало? Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?
Постройтесь по…
Сиамские близнецы (Близнецам предлагается: -походить по помещению, -присесть, -лечь, встать, -нарисовать что-то)
Пчелы и змеи
Ассоциации -
9 слайд
Игры на доверие и контактность
«М-М-М по кругу»
«Коленочки»
«Солнышко». Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это солнце. Группа (планеты) становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем солнце открывает глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. Может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. Это некий вариант социометрии.
«Остров»
«Муха»
«Торопись обрадовать»
«Я не такой, как все, и все мы разные» (отгадать по ответам на вопросы)
Игра «Только вместе» . Дети в парах встают спина к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь сможете ли вы точно также встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться… -
10 слайд
Лидеры и лидерство
«Большая семейная фотография»
“Веревочка”. Нужна веревка, связанная в круг. Задание: “Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник”. Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник и т.д.
Карабас”. Для проведения игры детей рассаживают в круг. Инструкция: “Я покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев”.
Игра «Кто быстрее». Две команды (или одна). Ваша задача сейчас как можно быстрее построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причем строитесь вы молча. Объясняться можно только жестами и мимикой. Возможные фигуры: треугольник; угол; буква; птичий косяк; круг и т.д.
Игра «Оркестр». Ведущий — дирижер. Когда он поднимает руки вверх, дети поют (любую гласную букву) очень громко, чем ниже опускает руки, тем тише поют дети, когда руки опускает «по швам» — дети молчат.