Урок химии в 8-м классе по теме Химические свойства кислот
Технологическая карта урока
Образовательная организация |
МБОУ «Каменская средняя школа №44» |
Возрастная категория обучающихся, класс |
13-15 лет, 8 класс |
Тема |
Химические свойства солей |
Цель |
изучение химических свойств кислот в процессе исследовательской деятельности |
Задачи урока:
|
I .Общеобразовательные — об особенностях класса неорганических веществ – кислот, -технику безопасности при работе с лабораторным оборудованием и реактивами. 2) ознакомить с химическими свойствами кислот 3) показать применение электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости 4) продолжить формирование научного мировоззрения. II. Развивающие III Воспитательные — продолжить формировать коммуникативные компетенции учащихся
|
Планируемые образовательные результаты
|
Личностные: Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и педагогом Формирование навыка самостоятельного принятия решений Нести ответственность за коллективный результат Предметные: Знание особенностей класса неорганических веществ- кислот Метапредметные: а) познавательные: освоение способов решения проблем творческого и исследовательского характера использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации расширение научного мировоззрения б) регулятивные: понимание цели своих действий проявление познавательной и творческой инициативы адекватное восприятие предложений одноклассников, учителя умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать в) коммуникативные умение работать в группе (договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности); умение слушать собеседника и вести диалог |
Тип урока, Форма обучения, Методы обучения Технологии обучения |
Урок изучения нового материала. Групповая Проблемно-поисковый, индуктивный и дедуктивный метод, метод активного обучения, Проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, формирования УУД. |
Организационные средства обучения |
Презентация к уроку, карточки-инструкции, карточки- задания, черные маркеры, листы А3, ряд активности металлов, таблица растворимости, периодическая система, брошюры с правилами техники безопасности, «химоны» — кружочки в виде медалек. |
Оборудование |
Компьютер, пробиркодержатель, спиртовка, спички |
Реактивы для опытов |
медная проволока, гидроксид меди (II), гидроксид натрия, раствор соляной кислоты, раствор фенофталеина, оксид меди (II), цинк. |
Учебно-методическое обеспечение |
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Химия: 8 класс»/ Н.Е.Кузнецова И.М.Титова, Н.Н.Гара.-М.: Вентана-Граф»,2013 |
Ход урока
Этап урока, метод. задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые образовательные результаты(УДД) |
||||||||||||||||||||||
Организационный (1 мин) (метод.задачи: -создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. |
Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой на продуктивную работу в течение урока: «Прозвенел уже звонок, К изучению свойств кислот мы приступаем |
Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку: Учебник, тетрадь |
1)регулятивные -волевая саморегуляция 2)личностные -смыслообразование 3)коммуникативные Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками |
||||||||||||||||||||||
1.Актуализация опорных знаний и умений (5 мин.)
|
Организует вовлеченность в учеб.процесс и контроль ранее изученного материала -Ребята, напомните мне, пожалуйста, с каким классом неорганических соединений мы с вами познакомились на прошлом занятии? — Кислоты (показывает Слайд №1 презентации) -Давайте вспомним, что такое кислоты и их классификация. 1. (Экспресс – контроль) -Сейчас я раздам вам по вариантам карточки, в которых из-за компьютерной ошибки все перемешалось. -Вам необходимо выбрать формулы кислот и соответствующее им название, а затем составить схему классификации кислот. (Через 3 минут) -Передайте свою карточку соседу по парте и проверьте друг друга.
Организует взаимопроверку: (показывает Слайд №3, затем №4 презентации) с правильными ответами.
Показывает Слайд №5 презентации: Критерии оценок: |
Отвечают на вопросы.
Выбирают формулы кислот и соответствующие им названия. классификации кислот.
Проводят взаимопроверку и выставляют оценки Передают карточки учителю.(2 мин)
|
1)познавательные: Общеучебные умения структурировать знаний
2)логические умение быстро и чётко формулировать мысли, логически рассуждать, сравнивать. 3) регулятивные контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
||||||||||||||||||||||
2.Целеполагание (3 мин) Метод.задачи: развивать интерес к предмету, эрудицию
|
Наводящими вопросами подводит обучающихся к формулировке темы урока: — Итак, небольшую разминку серого вещества в нашей голове мы с вами сделали, вспомнили, что такое : (показывает Слайд №6 презентации) (после ответов учащихся показывает Слайд №7 презентации)
— Какими еще свойствами, кроме физических, должны обладать вещества, которые нам еще предстоит изучить? — Значит, сегодня на уроке мы будет знакомиться с химическими свойствами кислот. Для этого мы проведем самое настоящее исследование. (показывает Слайд №8, затем №9 презентации) |
Отвечают на вопросы, Описывают свойства вещества. Высказывают свое умозаключение: «Кислоты должны обладать еще и химическими свойствами». |
1)познавательные умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать
2) регулятивные прогнозирование |
||||||||||||||||||||||
3.Изучение
Задачи: -развивать интерес к предмету, эрудицию, — формировать коммуникативную компетенцию учащихся, |
Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели и плана действий). Контролирует выполнение работы.
— Каждой группе исследователей выдается карточка-инструкция, на столах расставлены лотки с набором реактивов для проведения химических реакций, лист А3 и маркер.
— Перед работой нам обязательно нужно вспомнить правила техники безопасности. Давайте повторим основные правила! (показывает Слайд №10 презентации)
— Все приготовления сделаны. Приступим к нашим исследованиям! (показывает Слайд №11 презентации)
— Группа, которая выполнит задание раньше всех, получает право ответа у доски и в награду 4 «химоны» ( кто выполнил правильно, но не первый получает 2 «химона», кто допустил ошибки – не получает «химон»). По окончанию урока согласно полученным «химонам» будут выставлены оценки.
Группам выдается карточка-инструкция №1 — Руководствуясь карточкой-инструкцией№1 проведите химическую реакцию взаимодействия кислоты с металлами.
После выступления представителя группы учитель акцентирует внимание учащихся на ст.150 рис.66 учебника: (показывает Слайд №12 презентации) — Ребята, обратите внимание! Реакция с медью у вас не протекала! Объясняется это тем, что металлы, стоящие в ряду активности металлов после водорода, с растворами кислот (кроме азотной кислоты) в реакцию не вступают
Группам выдается карточка-инструкция №2. Руководствуясь карточкой-инструкцией проведите реакцию взаимодействия кислоты с оксидом металла.
Контролирует выполнение работы.
Группам выдается карточка-инструкция №3, Руководствуясь карточкой-инструкцией проведите реакцию взаимодействия кислоты с растворимым основанием (щелочью).
Группам выдается карточка-инструкция №4, Руководствуясь карточкой-инструкцией проведите реакцию взаимодействия кислоты с нерастворимым основанием. |
Записывают в тетрадь тему урока
Проговаривают по цепочке правила ТБ
Представленная информация была полезной? ДА 59.01% НЕТ 40.99% Проголосовало: 1110
Согласно карточке – инструкции учащиеся проводят опыты, в тетради записывают признаки реакции и уравнение реакции. На листе А3 переписывают уравнение реакции.
Ученики проверяют правильность выполнения задания записи в рабочих тетрадях.
Аналогичные действия выполняют по карточке-инструкции №2,№3,№4 |
1)регулятивные: -целеполагание как постановка учебной задачи, планирование 2)личностные -умение нести ответственность за собственный и коллективный результат 3)познавательные -умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение применять свои знания в лабораторной практике; -поиск и выделение необходимой информации , умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать,
4)коммуникативные Сотрудничество с одноклассниками, умение работать в группах
|
||||||||||||||||||||||
4. Оценивание результатов, взаимоконтроль. Закрепление новых знаний.(3 мин)
Работа в группах (2 мин)
|
Подводит обучающихся к выводу о полученных знаниях
-Исследования закончены.
— С чем же вступают во взаимодействие кислоты на основании проведенных опытов?
— К какому классу соединений относится один из продуктов взаимодействия веществ? (показывает Слайд №13 презентации)
Организует проверку полученных первичных знаний
— Каждой группе выдается карточка-задание «Третий лишний» (2 мин) «В каждом ряду вычеркните вещество, которое не вступает в реакцию с разбавленной серной кислотой: алюминий, ртуть, гидроксид калия оксид цинка, оксид углерода (IV), гидроксид магния соляная кислота, гидроксид бария, железо»
Учитель по полученным и сверенным данным озвучивает оценки |
Отвечают на наводящие вопросы учителя.
Формулируют конечный результат своей работы на занятии: «Кислоты взаимодействуют с металлами, их оксидами и гидроксидами- растворимыми и нерастворимыми. Во всех проведенных реакциях одним из продуктов взаимодействия оказывается соль»
За верный ответ получают «химон»
Выполняют задания по карточкам За верно выполненные задания учащиеся получают «химоны» Ученики групп передают выполненные карточки учителю, подсчитывают «химоны», передают учителю результат. . |
1)познавательные: -умение структурировать знания
2)коммуникативные Сотрудничество с одноклассниками, умение работать в группах
|
||||||||||||||||||||||
Домашнее
|
Диктует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. (показывает Слайд №14 презентации) 1) №5-85. Задачник по химии 8 класс. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Лёвкин — составить иллюстрацию «химические свойства кислот» |
Задают уточняющие вопросы |
Регулятивные волевая саморегуляция, осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению
|
||||||||||||||||||||||
Рефлексия (1 минуты) |
Проводит обратную связь. (показывает Слайд №15 презентации) — Ребята, давайте подведём итоги сегодняшнего урока. — Была ли достигнута цель нашего урока? — Прошу вас посчитать оценить свою работу и сам урок, посчитать и проставить в тетради общую сумму получившихся у вас баллов.
(показывает Слайд №16 презентации) |
Оценивают свою деятельность на уроке и отражают свое отношение к уроку. |
1)коммуникативные -умение выражать свои мысли -оценивать качества своей и общей учебной деятельности |
Приложения к уроку
Экспресс-контроль
Фамилия _______________________Класс____________ (задание на повторение). Выберите формулы кислоты, подберите к ним названия, составьте схему классификации предложенных вам кислот.
Правильная запись ответа: записывается цифра и соответствующая этой цифре буква __________________________________________________
|
Фамилия _______________________Класс____________ (задание на повторение). Выберите формулы солей, подберите к ним названия, составьте схему классификации предложенных вам солей.
Правильная запись ответа: записывается цифра и соответствующая этой цифре буква __________________________________________________
|
Приложения к уроку
Карточка – инструкция №1. |
Карточка – инструкция №2. |
Химические свойства кислот Взаимодействие металлов с кислотами. |
Химические свойства кислот Взаимодействие кислот с оксидами металла |
В пробирку с цинком прилейте 1 мл (6-8 капель) раствора HCl Что наблюдается? В пробирку с медной проволокой прилейте 1 мл (6-8 капель) HCl Что наблюдается? Какие признаки реакции это доказывают? Напишите уравнение протекающей реакции между металлом и раствором кислоты, назовите полученные вещества. Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь рядом напряжений металлов. |
Закрепите в пробиркодержателе и нагрейте над спиртовкой под углом 45 градусов соблюдая правила техники безопасности. Что наблюдается?
|
Карточка – инструкция №3 |
Карточка – инструкция №4. |
Химические свойства кислот Взаимодействие кислот с растворимыми основаниями (щелочами). |
Химические свойства кислот Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями |
В пробирку к 3 мл гидроксида натрия добавьте 3 капли фенолфталеина, а затем добавьте раствор соляной кислоты до изменения окраски индикатора. Почему изменилась окраска индикатора? Напишите уравнение реакции |
В пробирку с гидроксидом меди (II) прилейте 2 мл раствора соляной кислоты Что наблюдается?
|
Правила техники безопасности
(при работе с кислотами)
При работе с кислотаминеобходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
1. Необходимоналивать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
2. Заполнятьпробирку можно только на 1/3 объема.
3. Взбалтыватьследует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстиепальцем.
4. Приразбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количествотеплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большойосторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. «Сначалавода, потом кислота! Иначе случится беда!». Если вливать воду в серную кислоту,то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислотаначнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
5. Концентрированнаясерная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислотунеобходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем растворомпитьевой соды и вновь смыть водой.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
КИСЛОТЫ
-
2 слайд
Назначение презентации
Презентация предназначена
для использования в качестве наглядного материала
при изучении темы «Кислоты» на уроках химии в 8 классе. -
3 слайд
Классификация кислот
-
4 слайд
Классификация кислот
H2S -
5 слайд
Критерии оценок
-
6 слайд
Hn R-n,
где R- кислотный остаток ;
n- число атомов водорода, равное степени окисления кислотного остатка.Кислоты- это сложные вещества, молекулы которых содержат один или несколько
атомов водорода,
способных замещаться на атомы металлов,
и кислотного остатка.Кислоты
-
7 слайд
К
И
С
Л
О
Т
Ырастворимые
H2SO4
H3PO4
Растворы кислот имеют кислый вкус. Например, многим плодам придают кислый вкус содержащиеся в них кислоты. Отсюда названия кислот:
яблочная муравьинаялимонная щавелевая
H2SiO3
Физические свойства
Нерастворимые
в воде -
8 слайд
Цель урока: познакомиться с общими химическими свойствами кислот.
-
9 слайд
Понятие кислот, их физические св-ва. Классификация кислот. (повторение)
Химические свойства кислот.(изучение, опыты).
Закрепление материала
План урока -
10 слайд
Правила техники безопасности
(при работе с кислотами)При работе с кислотами необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
Взбалтывать следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот.
«Сначала вода, потом кислота! Иначе случится беда!».
Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения
теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и
может попасть на кожу, в глаза.
Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой. -
11 слайд
-
12 слайд
Химические свойства кислот
Кислота + металл = соль + водородРяд активности металлов:
Li K Ba Ca Na Mg Al Zn Fe Sn Pb H Cu Hg Ag Pt Au
Активность металлов уменьшается -
13 слайд
Химические свойства кислот
КИСЛОТА +
С
О
Л
Ь
Металл
Основный оксид
Основание
Соль
+
Н2
Н2О
Н2Окислота
-
14 слайд
Домашнее задание
1) № 5-85
Задачник по химии 8 класс.
Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин
2) Составить кроссворд «Кислоты» или составить информативную иллюстрацию к теме урока «Химические свойства кислот». -
15 слайд
-
16 слайд
До новых встреч на уроках химии