X-PDF

Открытый урок по теме Химические свойства кислот 8 класс

Поделиться статьей

Урок химии в 8-м классе по теме Химические свойства кислот

Технологическая карта урока

Образовательная организация

МБОУ «Каменская средняя школа №44»

Возрастная категория обучающихся, класс

13-15 лет,

 8 класс

Тема

Химические свойства солей

Цель

изучение химических свойств кислот в процессе исследовательской деятельности

Задачи урока:

 

I .Общеобразовательные
1) актуализировать опорные знания:

 — об особенностях класса неорганических веществ – кислот,

  -технику безопасности при работе с лабораторным оборудованием и реактивами.

2) ознакомить с химическими свойствами кислот

3) показать применение электрохимического ряда напряжения металлов и таблицы растворимости

4) продолжить формирование научного мировоззрения.

II. Развивающие
— стимулировать познавательную активность ребят;
— развивать интерес к предмету, эрудицию
— расширить мотивационное поле при изучении химии.

III Воспитательные

— продолжить формировать коммуникативные компетенции учащихся    

 

Планируемые образовательные результаты

 

Личностные:

Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и педагогом

Формирование навыка самостоятельного принятия решений

Нести ответственность за коллективный результат

Предметные:

Знание особенностей класса неорганических веществ- кислот
умение применять свои знания в лабораторной практике;
умение работать с дополнительной информацией, делать обобщения.

Метапредметные:

а) познавательные:

освоение способов решения проблем творческого и исследовательского характера

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации

расширение научного мировоззрения

б) регулятивные:

понимание цели своих действий

проявление познавательной и творческой инициативы

адекватное восприятие предложений одноклассников, учителя

умение быстро и чётко формулировать и  высказывать свои мысли, логически рассуждать

в) коммуникативные

умение работать в группе (договариваться  о распределении  функций и ролей в совместной деятельности);

умение слушать собеседника и вести диалог

Тип урока,

Форма обучения,

Методы обучения

Технологии обучения

Урок изучения нового материала.

Групповая

Проблемно-поисковый, индуктивный и дедуктивный метод,  метод активного обучения,

Проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, формирования УУД.

Организационные средства обучения

Презентация к уроку, карточки-инструкции, карточки- задания, черные маркеры, листы А3,  ряд активности металлов, таблица растворимости, периодическая система, брошюры с правилами техники безопасности, «химоны» — кружочки в виде медалек.

Оборудование

Компьютер, пробиркодержатель, спиртовка, спички

Реактивы для опытов

медная проволока, гидроксид меди (II), гидроксид натрия, раствор соляной кислоты, раствор фенофталеина, оксид меди (II), цинк.

Учебно-методическое обеспечение

Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Химия: 8 класс»/ Н.Е.Кузнецова И.М.Титова, Н.Н.Гара.-М.: Вентана-Граф»,2013

 

Ход урока

Этап урока,

метод. задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые образовательные результаты(УДД)

Организационный (1 мин)

(метод.задачи:

-создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

Приветствует учеников, создает эмоциональный  настрой  на продуктивную работу в течение урока:

«Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Урок сегодня необычный,
От всех других весьма отличный.

К изучению свойств кислот мы приступаем
И очень многое узнаем.
Будем экспериментировать, опыты анализировать.
Работы много предстоит, никто без дела не сидит…»

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку: Учебник, тетрадь

1)регулятивные

-волевая саморегуляция

2)личностные

-смыслообразование

3)коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками

1.Актуализация опорных знаний и умений (5 мин.)


Метод .задачи:
— актуализация опорных знаний;


—  расширение мотивационного поля при изучении химии

Организует вовлеченность в учеб.процесс и контроль ранее изученного материала

-Ребята, напомните мне, пожалуйста, с каким классом  неорганических соединений  мы с вами познакомились на прошлом занятии? 

— Кислоты (показывает  Слайд №1 презентации)

-Давайте вспомним, что такое кислоты и их классификация.

1.      (Экспресс – контроль) -Сейчас я раздам вам по вариантам карточки, в которых из-за компьютерной ошибки все перемешалось.

-Вам необходимо выбрать формулы кислот и соответствующее им название, а затем составить схему классификации кислот.

(Через 3 минут) -Передайте свою карточку соседу по парте и проверьте друг друга.

 

 

Организует взаимопроверку: (показывает  Слайд №3, затем №4 презентации) с правильными ответами.

Кислоты:  1 вариант

Кислоты: 2 вариант

кислородосодержащие

кислородосодержащие

1 Г, 3 А, 6 В

1 Б, 4 В, 7 Г

бескислородные

Бескислородные

5 Б, 8 Д

6 А, 8 Д

Одноосновные

Одноосновные

3 А, 8 Д

1 Б, 6 А, 8 Д

двухосновные

двухосновные

1 Г, 5 Б, 6 В

7 Г

трехосновные

трехосновные

4 В

  Показывает  Слайд №5 презентации: Критерии оценок:
«3» — правильно выбраны все формулы кислот из предложенных;
«4» — правильно выбраны все формулы кислот и даны им         названия;
«5» — правильно выбраны все формулы кислот, даны им названия, составлена классификация.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Выбирают формулы кислот и соответствующие им названия.
Составляют схему/таблицу

классификации кислот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят взаимопроверку и выставляют оценки

Передают карточки учителю.(2 мин)

 

 

 

 

1)познавательные:

Общеучебные умения структурировать знаний

 

 

 

 

2)логические

умение быстро и чётко формулировать мысли, логически рассуждать, сравнивать.

3) регулятивные

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

2.Целеполагание (3 мин)

Метод.задачи:

развивать

интерес к предмету,

эрудицию

 

Наводящими вопросами подводит обучающихся к формулировке темы урока:

— Итак, небольшую разминку серого вещества в нашей голове мы с вами сделали, вспомнили, что такое :

(показывает  Слайд №6 презентации)
      Кислоты – это ….вещества…..
— А какими свойствами обладают вещества?

(после ответов учащихся показывает  Слайд №7 презентации)

 

— Какими еще свойствами, кроме физических, должны обладать вещества, которые нам еще предстоит изучить?

— Значит, сегодня  на уроке мы будет знакомиться с химическими свойствами кислот. Для этого мы проведем самое настоящее исследование. (показывает  Слайд №8, затем №9 презентации)

 

Отвечают на вопросы,

Описывают свойства вещества.
Перечисляют физические свойства кислот.

Высказывают свое умозаключение:

«Кислоты должны обладать еще и химическими свойствами».

1)познавательные умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать

 

2) регулятивные

прогнозирование

3.Изучение
нового материала.
Экспериментальная работа в группах
(4 мин на каждую карточку+ 3 мин. проверка)

 

 

 

Задачи:
-стимулировать познавательную активность ребят;

-развивать интерес к предметуэрудицию,

— формировать коммуникативную компетенцию учащихся,
— воспитывать ответственность за коллективный результат.

Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели и плана действий). Контролирует выполнение работы.

 

— Каждой группе исследователей выдается  карточка-инструкция, на столах расставлены лотки с набором реактивов для проведения химических реакций, лист А3 и маркер.

 

— Перед работой нам обязательно нужно вспомнить правила техники безопасности. Давайте повторим основные правила!

(показывает  Слайд №10  презентации)

 

— Все приготовления сделаны. Приступим к нашим исследованиям!

(показывает  Слайд №11 презентации)

 

— Группа, которая выполнит задание раньше всех, получает право ответа у доски и в награду 4 «химоны» ( кто выполнил правильно, но не первый получает 2 «химона», кто допустил ошибки – не получает «химон»). По окончанию урока согласно полученным «химонам» будут выставлены оценки.

 

Группам выдается карточка-инструкция №1

— Руководствуясь карточкой-инструкцией№1  проведите  химическую реакцию взаимодействия кислоты с металлами.

 

 

 

После выступления представителя группы учитель акцентирует внимание учащихся на ст.150 рис.66 учебника:

(показывает  Слайд №12 презентации)

Ребята, обратите внимание! Реакция с медью у вас не протекала!

Объясняется это тем, что металлы, стоящие в ряду активности металлов  после водорода, с растворами кислот (кроме азотной кислоты) в реакцию не вступают

 

 

Группам выдается карточка-инструкция №2. Руководствуясь карточкой-инструкцией проведите реакцию взаимодействия кислоты с оксидом металла.

 

Контролирует выполнение работы.

 

 

Группам выдается карточка-инструкция №3, Руководствуясь карточкой-инструкцией проведите реакцию взаимодействия кислоты с растворимым основанием (щелочью).

 

Группам выдается карточка-инструкция №4, Руководствуясь карточкой-инструкцией проведите реакцию взаимодействия кислоты с нерастворимым основанием.

Записывают в тетрадь тему урока

 

 

 

 

 

Проговаривают по цепочке правила ТБ

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.01%
НЕТ
40.99%
Проголосовало: 1110

 

 

 

 

 

Согласно карточке – инструкции учащиеся проводят опыты, в тетради записывают признаки реакции и уравнение реакции. На листе А3  переписывают уравнение реакции.


Представитель от группы, первой выполнившей задание,  выходит к доске с листом А3, на котором написано уравнение реакции, прикрепляет к доске магнитом, озвучивает признаки реакции и уравнение реакции. Получает «химон»(кружочек приравненный к 1 баллу) 

Ученики проверяют правильность выполнения задания записи в рабочих тетрадях.

 

Аналогичные действия выполняют по карточке-инструкции №2,№3,№4

1)регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи, планирование

2)личностные

-умение нести ответственность за собственный и коллективный результат

3)познавательные

-умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение применять свои знания в лабораторной практике;

-поиск и выделение необходимой информации , умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать,

4)коммуникативные

Сотрудничество с одноклассниками,

умение работать в группах

 

4. Оценивание результатов, взаимоконтроль. Закрепление новых знаний.(3 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах
Игра «Третий лишний»

(2 мин)

Подводит обучающихся к выводу о полученных знаниях

 

-Исследования закончены.

 

— С чем же вступают во взаимодействие кислоты на основании проведенных опытов?

 

— К какому классу соединений относится один из продуктов взаимодействия веществ? 

(показывает  Слайд №13 презентации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует проверку полученных первичных знаний

 

— Каждой группе выдается карточка-задание «Третий лишний»

(2 мин)

«В каждом ряду вычеркните вещество, которое не вступает в реакцию с разбавленной серной кислотой:

          алюминий, ртуть, гидроксид калия

          оксид цинка, оксид углерода (IV), гидроксид магния

          соляная кислота, гидроксид бария, железо»

 

Учитель по полученным и сверенным данным озвучивает  оценки

Отвечают на наводящие вопросы учителя.

 

Формулируют конечный результат своей работы на занятии:

«Кислоты взаимодействуют с металлами, их оксидами и гидроксидами- растворимыми и нерастворимыми.

Во всех проведенных реакциях одним из продуктов взаимодействия оказывается соль»

 

За верный ответ получают «химон»

 

 

Выполняют задания по карточкам 

За верно выполненные задания учащиеся получают «химоны»

  Ученики групп передают выполненные карточки учителю, подсчитывают «химоны», передают учителю результат.

.

 

1)познавательные:

-умение структурировать знания

 

2)коммуникативные

Сотрудничество с одноклассниками,

умение работать в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее
задание (2 мин)

 

Диктует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. (показывает  Слайд №14 презентации)

1) №5-85. Задачник по химии 8 класс. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Лёвкин
2) творческое задание по желанию:
— составить кроссворд «Кислоты»

— составить иллюстрацию «химические свойства кислот»

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные

волевая саморегуляция,

осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению

 

Рефлексия

(1 минуты)

Проводит обратную связь. (показывает  Слайд №15 презентации) 

— Ребята, давайте подведём итоги сегодняшнего урока.

— Была ли достигнута цель нашего урока?

— Прошу вас посчитать оценить свою работу и сам урок, посчитать и проставить в тетради общую сумму получившихся у вас баллов.

 

1 б

0 б

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно

доволен 

коротким 

не устал

стало лучше

понятен

легким

пассивно

не доволен

длинным

устал

стало хуже

не понятен

трудным

 

(показывает  Слайд №16 презентации)

 

 

Оценивают свою деятельность на уроке и отражают свое отношение к уроку.

1)коммуникативные

-умение выражать свои мысли

-оценивать качества своей и общей учебной деятельности

 

 

 

 

Приложения к уроку

Экспресс-контроль

 Фамилия _______________________Класс____________
Карточка I

(задание на повторение).

Выберите формулы кислоты, подберите к ним названия, составьте схему классификации предложенных вам кислот.
I вариант

1. H2SiO3
2. N2O5
3. HNO2
4. BaSO4
5. H2 S
6. H2
СO3
7. Fe (OH)3
8. HF

а) азотистая кислота
б) сероводородная кислота
в) угольная кислота
 г) кремниевая кислота
д) фтороводородная кислота

 

    Правильная запись ответа:

  записывается цифра и соответствующая этой цифре буква

__________________________________________________

 

Фамилия _______________________Класс____________
Карточка I 

(задание на повторение).

Выберите формулы солей, подберите к ним названия, составьте схему классификации предложенных вам солей.
II вариант

  1.HNO 3
2.
СuSO4
3. NaOH
4. H3PO4
5. ArNO3
6. HBr
7. H2SO
3
8. HJ

    а) бромоводородная кислота; 
    б) азотная кислота; 
    в) фосфорная (ортофосфорная)   

        кислота;
    г) сернистая кислота
    д) иодоводородная кислота

         Правильная запись ответа:

  записывается цифра и соответствующая этой цифре буква

__________________________________________________

 

 

 

 

 


 

Приложения к уроку

Карточка – инструкция №1.

Карточка – инструкция №2.

Химические свойства кислот

Взаимодействие металлов с кислотами.

Химические свойства кислот

Взаимодействие кислот с оксидами металла

В пробирку с цинком прилейте 1 мл (6-8 капель) раствора HCl

Что наблюдается?

В пробирку с медной проволокой прилейте 1 мл (6-8 капель) HCl

Что наблюдается?
В какой из 2-х пробирок реакция протекает?

Какие признаки реакции это доказывают?

Напишите уравнение протекающей реакции между металлом и раствором кислоты, назовите полученные вещества.
В каких случаях идет реакция между металлом и растворами кислоты?

Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь рядом напряжений металлов.


В пробирку с оксидом меди (
II) прилейте 2 мл раствора HCl

Закрепите в пробиркодержателе и нагрейте над спиртовкой под углом 45 градусов соблюдая правила техники безопасности.

Что наблюдается?


Напишите уравнение реакции

Карточка – инструкция №3

Карточка – инструкция №4.

Химические свойства кислот

Взаимодействие кислот с растворимыми основаниями (щелочами).

Химические свойства кислот

Взаимодействие кислот с нерастворимыми основаниями

В пробирку к 3 мл гидроксида натрия добавьте 3 капли фенолфталеина, а затем добавьте раствор соляной кислоты до изменения окраски индикатора.

Почему изменилась окраска индикатора?

Напишите уравнение реакции

В пробирку с гидроксидом меди (II)  прилейте 2 мл раствора соляной кислоты

Что наблюдается?


Напишите уравнение реакции

 

 

Правила техники безопасности

(при работе с кислотами)

        При работе с кислотаминеобходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

1.    Необходимоналивать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

2.    Заполнятьпробирку можно только на 1/3 объема.

3.    Взбалтыватьследует, слегка покачивая пробиркой, при  этом не закрывать ее отверстиепальцем.

4.    Приразбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количествотеплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большойосторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. «Сначалавода, потом кислота! Иначе случится беда!». Если вливать воду в серную кислоту,то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислотаначнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

5.    Концентрированнаясерная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислотунеобходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем растворомпитьевой соды и вновь смыть водой.

                               

       

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • КИСЛОТЫ

    1 слайд

    КИСЛОТЫ

  • Назначение

    2 слайд

    Назначение презентации
    Презентация предназначена
    для использования в качестве наглядного материала
    при изучении темы «Кислоты» на уроках химии в 8 классе.

  • Классификация

    3 слайд

    Классификация кислот

  • Классификация

    4 слайд

    Классификация кислот
    H2S

  • Критерии

    5 слайд

    Критерии оценок

  • Hn

    6 слайд

    Hn R-n,
    где R- кислотный остаток ;
    n- число атомов водорода, равное степени окисления кислотного остатка.

    Кислоты- это сложные вещества, молекулы которых содержат один или несколько
    атомов водорода,
    способных замещаться на атомы металлов,
    и кислотного остатка.

    Кислоты

  • К

    7 слайд

    К
    И
    С
    Л
    О
    Т
    Ы

    растворимые
    H2SO4
    H3PO4
    Растворы кислот имеют кислый вкус. Например, многим плодам придают кислый вкус содержащиеся в них кислоты. Отсюда названия кислот:
    яблочная муравьиная

    лимонная щавелевая

    H2SiO3
    Физические свойства
    Нерастворимые
    в воде

  • Цель

    8 слайд

    Цель урока: познакомиться с общими химическими свойствами кислот.

  • Понятие

    9 слайд

    Понятие кислот, их физические св-ва. Классификация кислот. (повторение)

    Химические свойства кислот.(изучение, опыты).

    Закрепление материала
    План урока

  • Правила

    10 слайд

    Правила техники безопасности
    (при работе с кислотами)

    При работе с кислотами необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

    Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.
    Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
    Взбалтывать следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
    При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот.
    «Сначала вода, потом кислота! Иначе случится беда!».
    Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения
    теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и
    может попасть на кожу, в глаза.
    Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

  • title=

    11 слайд

  • Химические

    12 слайд

    Химические свойства кислот
    Кислота + металл = соль + водород

    Ряд активности металлов:

    Li K Ba Ca Na Mg Al Zn Fe Sn Pb H Cu Hg Ag Pt Au
    Активность металлов уменьшается

  • Химические

    13 слайд

    Химические свойства кислот

    КИСЛОТА +
    С
    О
    Л
    Ь
    Металл
    Основный оксид
    Основание
    Соль
    +
    Н2
    Н2О
    Н2О

    кислота

  • Домашнее

    14 слайд

    Домашнее задание

    1) № 5-85
    Задачник по химии 8 класс.
    Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин
    2) Составить кроссворд «Кислоты» или составить информативную иллюстрацию к теме урока «Химические свойства кислот».

  • title=

    15 слайд

  • До

    16 слайд

    До новых встреч на уроках химии


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.01%
НЕТ
40.99%
Проголосовало: 1110

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет