Конспект занятия по преодолению ошибок письма (ошибок чтения) во 2-3х классах (на примере дифференциацииш-и)
Выполнила: Ушакова М.В.
Цель: закрепить у детей знания о буквах и — ш, сходных поначертанию;
1. выработать умения у учащихсяразличать и — ш на письме;
2. научить дифференцировать буквыизолированно, в слогах и в словах;
3. учить соотносить букву, звук исимвол для его обозначения,
4. формировать оптико-пространственной ориентировки;
5. развивать у детей логическоемышление,
6. формироватьположительную учебную мотивацию.
Оборудование: карточки сизображениями элементов букв и — ш; ребусы; изображения наложенных букв,карточки со словами и палочками, карточки со словами с перепутанными буквами.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Чтение сказки.
Жила-былабуква И – искренняя, игривая. Часто у неёпоявлялись интересныеидеи.
Однаждыбуква И решиласовершить путешествие в лето. Идёт она, интересуется всем.
— Какназывается этот изысканныйцветок?
— Это Иван-да-Марья.
— Аэтот?
— Иван-чай.
—Голоса каких чудных птиц слышатся мне?
— Это иволги исполняют свои известные песни.
— Чтоза чудесное дерево раскинуло свои богатые, изумрудные ветви?
— Это ива, царица раскидистых деревьев.
Довольнабуква И. Идёт, улыбается, искоса поглядывает: «И тут хорошо, и там хорошо. Славное уменя царство – интересное».
Авот буква Ш долго искала, где бы ей поселиться.
-Поселюсь-ка я в камышах! — наконец решила она. — Конечно, они неисправимыесплетники, но тихие и совершенно безвредные. А я с удовольствием помогу имшуршать.
Онасделала из камышей шалаш и поселилась у маленького лесного болотца. При каждомдуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шепотом пересказыватьдруг другу последние лесные новости — утешительные и неутешительные.
Пришлабуква И знакомиться со своей соседкой:
-Ох, подружка, ты же совсем как я! Только Шире!
-И правда! Давай дружить! – ответила ей буква Ш и широко улыбнулась.
II.Актуализация знаний. Постановка цели занятия.
а)Выделите первый звук в начале каждой строки:
Индюки и Индюшата –
Интересные ребята.
Идут строем, как солдаты.
Или бродят, как пираты .
(Звук И)
Шалунишка белый мишка
Шапку снял и снял штанишки,
Шарфик тёплый развязал –
Школу дважды прогулял.
(Звук Ш)
б)Рассмотрите элементы и отгадайте буквы:
— начинается с элемента
— в первой букве таких элементов два, она обозначает гласный звук (И.);
— во второй букве таких элементовтри, она обозначает глухой согласный звук (Ш.).
Посмотрите на картинки. Какие буквы в них спрятались?
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Буква Ш совсем простая,
Как забор стоит, прямая,
Но Шипит, Шумит, ШурШит,
Шепеляво говорит,
Будто выпало два зуба,
Как её учить я буду?
III. Работа по теме занятия
1. Соотнесение буквысо звуком и символом
— Запишите буквы по элементам,назовите их количественный и качественный состав.
Дети записывают буквы и называют количество элементов, определяют расположениевсех элементов в пространстве, затем логопед выставляет на доску символы для обозначениябукв занятия: красную двойку для буквы и, синюю тройку для буквы ш.
— Посмотрите, так мы с вамиобозначим наши буквы:
2. Дифференциация букв и-ш в словах
— Посмотрите на доску, здесь зашифрованы слова. Расшифруйте слова и объясните их значение:
3 П 2 К 3 УТК 2 3 АР 2 К
3 П 2 ОН 3 2 3 КА 3 2 ЛО
2 ДЁ 3 Ь ЛЕТ 2 3 Ь БЕЖ 2 3 Ь
М23КА АФ23А МАЛЫ 3 2
Расшифруйте и запишите предложения.
На3а бабу3ка нос2ит очк2.
3апкада 3убка вот на3 М23утка.
У Ма32 на карма3ке мак2 2рома3к2.
IV.Физкультминутка
Мишка косолапый
По лесу идет (Руки в стороны, наклонывправо-влево)
Шишки собирает (Наклоны вперед)
И в карман кладет. (Руки на пояс)
Вдруг упала шишка (Руки вверх, потрясти надголовой)
Прямо мишке в лоб. (Обе руки на лоб)
Мишка рассердился (Помахать кулачками)
И ногами топ-топ. (Топаем ногами)
V. Продолжение работы потеме занятия
3. Развитие фонематического слуха.
Запишите под диктовку слоги, обозначьте буквы занятия.
Слоги: уш, ли, ша,ти, шу, ни, аш, ки, шо, иш.
4. Развитие логического мышления. Работа с ребусами.
— Отгадайте слова, запишитеих, отметьте в словах буквы занятия.
(Шутка)
(Игрушки)
(Шарф)
VI. Закрепление изученногоматериала
1. Самостоятельная работа по карточкам.
Списатьслова. Вместо палочек написать буквы п или т. Прочитатьполучившиеся слова:
||ва |||ар м||ска
|||уруп ||голка ||| |||||ка
н||итка мы|||ка руба|||ка
п||нгв||н каранда||| с||ла
2. Игра «Путаница»
— Что за загадочные словасоставили для вас буквы и — ш? Исправьте ошибки. Прочитайте получившиеся словаи объясните их значения.
шзбуика итаншики плшта меиок
бабуика дедуика веншк илак
ослшк икола веиалка шва
VII.Итог занятия. Домашнее задание:
— Какие буквы мы свами сегодня изучали?
Какие задания вампоказались самыми сложными, а самыми простыми?
Вам понравилосьзанятие?
Оценим свою работуна уроке с помощью «Светофора»:
Молодцы, всесегодня хорошо поработали. До свидания!
