X-PDF

Конспект Солярные знаки

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

Конспектурока по изобразительному искусству

в5 классе на тему:

«Древниеобразы в народном искусстве»

попрограмме Б.М.Неменского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок № 1 – 2.

 

Тема

 

Древние образы в народном искусстве.

Педагогическая цель:

 

Познакомить учащихся с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой и её историей. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества. Способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать условно-символический ха­рактер народного декоративного ис­кусства. Читать орнамент

Личностные (ЛР)

 

— Уважительно относиться к культуре народного искусства;

— понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

— уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

— иметь эстетическую потребность  в самостоятельной практической творческой деятельности;

   — уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций   

   творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД   Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

— овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

— овладеть умением вести диалог;

— владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы  под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

— уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

— находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

— уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

— уметь организовать место занятий.

 

Основное содержание темы, понятия, термины.

Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.

Образовательные ресурсы.

В/ф «Народные промыслы». Презентация «Солярные знаки». Иллюстрации с изображением знаков-символов, с изображением орнамента на предметах быта. Учебник. Бумага, акварель.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1128

 

Ход урока.

 

1.     Мотивация к деятельности.

 

2.     Актуализация знаний.

— Знаете ли вы как  жили наши предки?

С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полныйтаинственных, непонятных и устрашающих явлений.

Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться кокружающей его среде.  Так появились верования в сверхъестественные силы,олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу.

Эти явления приобрели разнообразные изобразительные формы и цветовыерешения.

Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ,посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозныхстихий и злых духов.

Так появилось декоративно – прикладное искусство.

— Что такое декоративно – прикладное искусство?

— Назовите предметы нашего быта?

— Материалы ДПИ?

 

3.     Постановка учебной задачи.

— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

 

4. Решение учебной задачи.

 Декоративно–прикладное искусство – это украшение предметов бытахудожниками и народными умельцами. Древние люди наполняли свою жизнь предметамис символическими изображениями солнца в виде розеток и полурозеток сузорами внутри окружности; земли в виде горизонтальных линий,прямоугольников, ромбов; воды в форме вертикальных и горизонтальныхлиний. Такие изображения называются солярными знаками.   Из этих знаковвыстраивали узор. (показ таблиц со знаками, рассматривание иллюстраций вучебнике на стр.12-13).

Цвет тоже имел символическое значение:

Черный – символизировал землю;

Желтый – солнце;

Красный – жизнь.

Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женскойфигуры, коня, чудо-птицы и древа жизни.

Рассматривание иллюстраций в учебнике на стр. 15-18.

Берегиня – так называли изображение женщины споднятыми руками. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородиеземли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян.

Ее часто изображали на одежде, полотенцах, стенах жилищ, и всегда еефигура переплеталась с изображением птиц, растений, иногда напоминала дерево.

Древо жизни – символ вечной жизни,процветающей природы и счастливого продолжения рода. Изображалось в видеразветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях либо цветами иплодами.

Конь – крестьянский кормилец, опора всегохозяйства, был одним из древнейших образов солнца, движения солнца по небу,символом крепости крестьянской жизни.

Птицы – изображения птиц были особенноразнообразными и красивыми. С удивительными гребнями, хвостами и узорчатымиперьями. Птицы – счастье, символ весны, тепла, света.

Удивительно красивым был труд трудолюбивого крестьянина, окружавшегосебя яркими, красивыми предметами и изображениями. Радостнее было терпетьтяготы труда, пережидать суровую зиму, преодолевать горести и болезни в доме, излучающемрадость, тепло и добро.

 

5. Закрепление знаний. Практическая работа.

Нашу жизнь можно представить в видеогромного дерева с его многочисленными ответвлениями и корнями. Сегодня выизобразите древо жизни акварелью. Помните, при создании рисунка необходимосохранять обобщенную форму изображения, фантазируя, украшайте свою работу.

 

6. Оценка.

Оцените результаты своей работы, способы ихдостижения. (Выставка рисунков).

 

7. Итог. Рефлексия деятельности.

— Что такое ДПИ?

— Какие предметы относятся к ДПИ?

— Что относится к материалам ДПИ?

— Как в образах народного искусства отражаются представления древнегочеловека о жизни и быте?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1128

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет