В.А.Федотова, к.ф.н., преподаватель
ГАПОУЧПК
Модель подготовкипедагога дополнительного образования в соответствии с запросом современногорынка труда
В настоящее время в условиях трансформации обществаформируется новая модель среднего профессионального педагогическогообразования, отвечающая на вызовы нового технологического уклада, запросысовременного социума и растущие образовательные потребности самих обучающихся.
В связи с этим, актуальнойстановится такая организация образования, которая обеспечивала бы способностьчеловека включаться в общественные и экономические процессы. Новые трендынеобходимы и для подготовки специалистов в области педагогики дополнительногообразования, поскольку в соответствии с Концепцией развития дополнительногообразования детей, (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04сентября 2014 года № 1726-р)фактически данная сфера становится инновационной площадкой для отработкиобразовательных моделей и технологий будущего.
В Читинском педагогическом колледжеобучение студентов на специальности 44.02.03 Педагогика дополнительногообразования осуществляется по четырем направлениям: техническое творчество,изобразительная деятельность, музыкальная деятельность ифизкультурно-оздоровительная работа.
С 2021 года данная специальностьвместе с другими была включена в реализацию проекта PROFI+, целью которогостало изменение подходов к взаимодействию педагогического колледжа с рынкомтруда Забайкальского края и вовлечение студентов в разноформатные отношения сработодателями, наставниками, обучающимися школ и учреждений дополнительногообразования. Проект предполагает изменения в организации педагогическихпрактик, социальных практик выстраивания треков личностного развития иформирования компетенций студентов.
Так, например, для будущих педагогов дополнительногообразования в области технического творчества на основе договора о реализацииобразовательных программ по сетевой форме открыта кафедра на базе технопаркаКванториум. Обучение студентов осуществляется с использованиемтехнологии секондмент, методов наставничества, ротации, проектных групп. Такаяорганизация учебного процесса дает возможность студентам комплексно погружатьсяв будущую сферу профессиональной деятельности, поэтапно осваивать hard skills.
Постоянное соединение теории с практикойявляется условием эффективного обучения студентов на направленииизобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство. Технологияпедагогических мастерских обеспечивает не только формирование опыта творческойдеятельностти рядом с талантливым мастером-педагогом, но и создаетпространство для личностной самореализации обучающегося. Студенты являютсяпостоянными участниками конкурсов регионального и российского уровня. За2021-2022 учебный год студенты, принявшие участие во всероссийском конкурсе Педагогическое мастерство,IX всероссийском конкурсе «Духовно- нравственное воспитание», всероссийскойолимпиаде по изобразительному искусству «Природа рисунка: изображение, какреальность» с презентациейпортфолио и других, заняли в общей сложности более тридцати призовых мест.
Помимоконкурсов студенты данного направления являются постоянными участникамисоциально-проектной деятельности. Их педагогическая практика Организацияоформительской деятельности всегда направлена на создание коллективногопроекта по оформлению какого-либо социального объекта. Так, летом 2022 г. былреализован социальный заказ Цветовое решение интерьера МБОУ СОШ № 27 г. Читы. Такие социальные практикиспособствуют целеориентированной и мотивированной профессионализации студентови успешному трудоустройству.
Важна творческая исоциально-полезная деятельность и для будущих педагогов — музыкальныхруководителей детскими творческими коллективами. Профессиональное становлениеданных студентов проходит не только на занятиях, но и в музыкально-концертнойдеятельности. Формат обучения студентов — это музыкальная студия. Всеобучающиеся входят в вокальную группу, занятия в которой объединяют теорию ипрактику развития музыкальных компетенций. Большое значение для этого имеетучастие в различных творческих мероприятиях — музыкальных фестивалях,творческих конкурсах. Студенты реализуют себя не только в русской музыкальнойкультуре, но знакомятся и с культурой иностранной. Примером является посещениеобразовательного центра в г. Цицикар Китайской народной республики, где имибыла пройдена педагогическая практика и получен важный опыт международногосоциального взаимодействия.
Для профессионализации будущего специалиста в областифизкультурно-оздоровительной работы избраны технологии командной деятельности.Значимую роль в становлении специалиста играет спортивный студенческий клубТриумф. Клуб является эффективной формой развития soft skills иhard skills студентов, способствует личностной самореализации и успешностиобучающихся. Показателями результативности работы клуба являются победы ипризовые места на многочисленных спортивных соревнованиях, краевых чемпионатахВорлдскиллс. Благодаря организационной работе студентов в рамках клуба,формируется их профессиональный подход к решению многих жизненных вопросов,многие студенты уже в период обучения начинают работу в образовательныхучреждениях, занимаются формированием детских спортивных коллективов.
Таким образом, реализация модели профессиональногостановления будущего педагога дополнительного образования направлена наподготовку специалиста, свободно ориентирующегося в современных, в том числесоциальных технологиях, конкурентноспособного на рынке труда, мотивированного кполучению высшего образования по данной и смежной профессиях. Профессионализмпедагога дополнительного образования будет способствовать формированиюкачественно новой системы дополнительного образования, что станет одним изключевых условий развития детей, их успешной социализации.