МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат»
Доклад
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Подготовила воспитатель
Журавлева Татьяна Владимировна
Март
2021-2022 учебный год
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Внастоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельным подходом кусвоению детьми новых знаний. Основной из разновидностей такого подходаявляется проектная деятельность.
Воснове организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта- это одна из личностно ориентированных технологий, способ организациисамостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачиучебного проекта.
Для чего нам нужен метод проектов?
· научит учащихся самостоятельному,критическому мышлению;
· размышлять, опираясь на знаниефактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
· принимать самостоятельныеаргументированные решения;
· научит работать в команде,выполняя разные социальные роли.
Основные требования к проекту: наличие социально значимой задачи, планированиедействий по разрешению проблемы, поиск информации, создание продукта проекта,презентация продукта проекта.
Поспособу деятельности проекты можно разделить на:
· Практико — ориентированный;
· Исследовательский;
· Информационный;
· Творческий;
· Ролевой.
Начать обучение учащихся проектной деятельности можно с тренинговых занятий поразвитию, информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений.
Например, формирование способности развивать собственную точку зрения, смотретьна объект с разных сторон.
…Дойдя до речки, мы увидели на берегу следы костра, пустые банки ипластиковые бутылки.
Задание:Продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего вдоль речки сдрузьями; эколога; главы местного самоуправления; галкой, сидящей на дереве ит.д.
Личная оценка события.
Цель: создать условия для формирования навыка самостоятельности, уменияоценивать события с двух позиций: с хорошей и плохой.
Драка:
– хорошо — плохо
Сумел постоять засебя. Порвал одежду.
Сумел защититьслабого. Опять будут ругать родители т.д.
Задание: Составь рассказ,используя данную концовку:
«…Нам так и не удалось выехать на дачу».
«…Маленький котёнок сидел на дереве и громко мяукал».
Развитие умения выдвигать гипотезы:
Задание: «Давайте вместеподумаем».
— Почему весной появляются почки на деревьях?
— Почему бобров называют речными строителями?
— Для чего белке хвост?
— Может ли мышонок сразиться с котом?
Задания типа «Найди возможнуюпричину события. Почему это происходит?»
— Собака громко лает под окном.
— Пожарный вертолёт весь день кружит над лесом.
Упражнения на обстоятельства.
— При каких условиях каждый из этих предметов будеточень полезным?
— При каких условиях эти же предметы могут бытьсовершенно бесполезны и даже вредны?
Например: соль, апельсин, букет цветов.
Затем я познакомила детей с основнымиэтапами метода проектов:
· Проблема,
· Гипотеза,
· Планирование,
· Продукт,
· Защитапроекта,
· Рефлексия.
Рассмотрим подробнее основныеэтапы.
Этапы работы над проектом |
Содержание работы на данном этапе |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Мотивационный этап. Постановка учебной задачи. |
Создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий. Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 |
Уточняют информацию, обсуждают задание, формируют цель урока и результат. |
Направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею. |
Планирование |
Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде. |
Формируют задачи, уточняют информацию. |
Помогает в анализе и синтезе, наблюдает. |
Информационно-аналитический этап |
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. |
Выполняют задания, вырабатывают план действий. Фиксируют результаты. |
Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельностью. |
Выполнение |
Выполнение проекта |
Анализируют информацию, оформляют проект. |
Наблюдает, советует (по просьбе) |
Защита проекта |
Коллективная защита проекта, оценка. |
Защищают проект. |
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Рефлексивный этап |
Анализ выполнения проекта. |
Участвуют в самоанализе и самооценке проекта |
Наблюдает, направляет процесс анализа, продумывает вопросы |
Очень важнонаучить детей работать в группе.
Работав группах сотрудничества:
1. Знакомствос материалом, планирование работы в группе.
2. Распределение заданий внутри группы.
3. Индивидуальное выполнение задания.
4. Обсуждение индивидуальных результатовработы в группе.
5. Обсуждение общего задания группы(замечания, уточнения, дополнения, обобщения).
6. Подведениеитогов группового задания.
Какие роли могут быть в группе?
· Организатор — отвечает за работу группы в целом;
· Докладчик -выступает перед классом с готовым решением группы;
· Секретарь -записывает высказанные идеи и решения;
· Критик -высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;
· Контролёр -проверяет, все ли поняли принятое решение.
Следующий этап, это где можно найтинеобходимую информацию?
1. Понаблюдать.
2. Прочитатьв книге.
3. Найтив интернете.
4. Провестиисследование.
5. Спроситьу взрослых.
Отчёт групп о проделанной работе.
1. Расскажите,какое задание выполняла группа.
2. Чтовы предприняли для выполнения задания?
3. Представьтерезультат своей работы.
4. Оценитеработу своей группы.
На каждый проект составляетсякарточка-отчёт.
· Фамилия, имя.
· Тема проекта.
· Почему я начал работу над проектом?
· Какой продукт я хочу получить?
· Какой продукт я получил в результатеработы над проектом?
· Что нового я узнал, чему научился.
· Мои впечатления от работы над проектом.
Защита проектных работ проходит последующему плану:
1. Почемуизбрана эта тема?
2. Какуюцель преследовали?
3. Какиеставились задачи?
4. Какиегипотезы проверялись?
5. Какиеиспользовались методы и средства?
6. Какимбыл план?
7. Какиерезультаты получены?
8. Какиевыводы сделаны по итогам?
Думаю, что метод проектов на уроках будетвостребован начальной школой, так как он позволяет:
— научить ребёнка самостоятельномудостижению цели;
— повысить мотивацию учащихся к учению;
— сформировать умение работать синформацией, проводить исследование, передавать и презентовать полученныезнания;
— развивать творческие способности,предоставляет каждому возможность самореализации;
-сформировать навыки совместной работы иделового общения в коллективе.