X-PDF

Логопедическое занятие Дифференциация букв С-З (2 класс)

Поделиться статьей

Технологическая карта подгрупповогологопедического занятия

2 класса

Программа обучения: АООП НООв соответствии с ФГОС

для обучающихся с ОВЗ (ЗПР), вариант 7.1.

Подготовила: ХатмуллинаГульнара Николаевна,

учитель-логопед,

МБОУ «СОШ № 116 г. Челябинска»

Тема:Дифференциация букв С — З. Дифференциация звуков [С – С`],[З – З`].

Местозанятия в системе занятий: второе занятие по изучаемой теме

«Дифференциациябукв С – З. Дифференциация звуков [С – С`], [З – З`]».Тема предыдущего занятия: «Дифференциация букв С — З. Дифференциация звуков [С– С`], [З – З`].».

Темапоследующего занятия: «Дифференциация букв П – Б. Дифференциация звуков [П – П`], [Б – Б`].

Типзанятия: закрепление изученного материала

Цель: различение акустически сходных звуков [С – С], [З– З] путем выработки четкой артикуляторно-моторной координации.

Задачи:

1. Образовательные: сформировать представления обартикуляционных укладах звуков [С – С`], [З – З`],научить дифференцировать звуки на слух, соотносить их с буквами. Научитьдифференцировать буквы и звуки в слогах, словах, словосочетаниях ипредложениях.

2. Коррекционно-развивающие: формироватьартикуляционный праксис через выполнение артикуляционных упражнений; развиватьфонематический анализ через работу со слогами, словами, словосочетаниями,предложениями;

развивать зрительное восприятие через работу надграфическим образом букв; воспитывать орфографическую зоркость через анализ изапись предложений.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к логопедическимзанятиям и формирование учебной мотивации, умение работать самостоятельно и вподгруппе, анализировать результаты своей работы.

Планируемые результаты:

Личностные:

– проявлять интерес к освоению новых знаний и умений;

– интерес к способу решения и общему способу действия;

– проявлять интерес к освоению новых знаний и умений;

– оценивать свою активность в деятельности;

– применять правила делового сотрудничества;

– развитие умения взаимодействовать с другими людьми.

Метапредметные:

Познавательные:

– добывать новые знания

строить краткоемонологическое высказывание;

– находить ответы на вопросы;

– строить монологическоевысказывание по предъявленной схеме;

– делать выводы в результате совместнойработы;

– осуществлять анализ объектов свыделением существенных и несущественных признаков, обобщать полученные знания;овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза;

– уметь ориентироваться всвоей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Регулятивные:

– формирование умения планировать, контролироватьи оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; выполнениепоследовательности необходимых операций;

– сравнение способа действия и результатас заданным эталоном;

– умение анализировать собственную работу,находить ошибки;

– выполнение последовательности необходимыхопераций;

– сравнение способа действия и результатас заданным эталоном;

– уметь оценивать правильностьвыполнения действия.

Коммуникативные:

слушать и пониматьречь других;

– развитие доброжелательности и эмоциональнойотзывчивости;

– формирование коммуникативных навыковучебного сотрудничества;

– формирование умения договариваться ораспределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимныйконтроль в совместной деятельности.

Методы и приемы: частично-поисковый,деятельностный, создание проблемной ситуации, наглядно-иллюстрационный.

Использование технологии: развивающегообучения; проблемного обучения, технология игровых методов, обучение всотрудничестве.

Новые понятия: алгоритм.

Оборудование: карточки с заданиями, снежныйкомок, раздаточный материал для моделирования букв, тетради, компьютер,мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация урока, заготовка«Лесной газеты».

Форма промежуточного контроля на этапах занятия:сверка с образцом самоконтроль, взаимопроверка.

 

 

 

Ход занятия:

 

п/п

Этап занятия, хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Примечание

1.

Самоопределение к деятельнос-

ти. Организаци-онный момент.

(3 мин.)

 

Приветствие:

— Ребята, улыбнитесь и подарите друг другу улыбки, чтобы на сегодняшнем занятии мы с вами справились со всеми трудностями, которые встретятся на нашем пути.

— Посчитайте сколько нас сегодня на занятии. Скажите сколько времен в году? Назовем их по порядку? Предложите того, кто начнет эту игру?

— Можете пройти на свои места за партами.

1,2,3,4,5 Будем мы сейчас опять.

Видеть, слышать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно четко говорить

Не вертеться, не шалить.

   Дыхательная гимнастика: «Деревья».

 Зимний ветерок подул. Веточки подняли вверх  на вдохе. Задержали дыхание и стряхнули снежок с веток. Затем веточки опустили и выдохнули.

 Артикуляционная гимнастика.

— Посмотрите на себя в зеркальце. Какие мы с вами сегодня красивые, улыбчивые. Улыбнулись, а сейчас покажите «Трубочку». Затем «Лопаточку», а сейчас сделали «Чашечку».

Подготовка класса к работе.

(Дети стоят  взявшись за руки).

Ответы детей.

Дети выбирают начинающего игру и по цепочке называют времена года.

 

Выполняют действия за логопедом.

 

Выполнение дыхательной, артикуляционной гимнастики перед зеркалом.

Коммуникатив-ные:

формирование

Коммуникатив-ных навыков

учебного сотрудничества;

– развитие

Доброжелатель-ности и эмоциональной отзывчивости.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

5.

Сообщение темы, цели занятия

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

(5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

(5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

Произношение звуков в слогах.

(3 мин.)

 

 

 

 

Произношение звуков в словах.

Фонематический

анализ слов

(8 мин.)

— Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

– Как вы думаете, какое сейчас время года?

– Как вы догадались?

– Какой день зимой?

– Какая ночь?

– Что можно сказать о снеге?

– Какой бывает лед?

– Перечислите  зимние  месяцы.

 Мы сейчас с вами отправимся в зимний лес. Нам предстоит трудный путь. Нужно быть внимательными.

— Как мы должны вести себя в лесу? (не шуметь, чтобы не напугать птиц и животных, не сорить, т.к.  никто не уберет за тебя.) А как другие ребята смогут побывать в зимнем лесу? Нам надо с вами сделать «Лесную газету» и рассказать всем ребятам о нашем путешествии. Отправляемся в дорогу.

— Как вы думаете, каких лесных жителей можно встретить в лесу? Отгадайте загадки:

Птички на деревья сели,

Посчитай-ка: раз, два, три…

На зимовку прилетели

С красной грудкой…. (снегири)

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса,

Там зверёк живёт в тревоге,

От беды уносят ноги

Задние лапки длиннее передних,

В зиму он белый, а летом сереет,

Травкой питается, корою деревьев,

Бегать и плавать отлично умеет!   (заяц)

— Правильно, ребята. Давайте картинки с изображениями поместим в нашей газете. 

Кто у нас будет фотокорреспондентом? Расположи  картинки-отгадки в нашей газете.

— А если бы вам нужно было написать эти слова, с какой бы буквы вы написали бы слово снегири? Слово заяц?

— Мы с вами читаем буквы, а произносим звуки. Какие звуки может обозначать буква  С? А какие звуки может обозначать буква З.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

— Под каждой картинкой прикрепите соответствующую букву.

Как вы думаете с какими звуками мы сегодня познакомимся?

 

Сегодня мы с вами научимся различать звуки [С], [С`], [З], [З`]

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Они оба согласные. Похожи по звучанию? А чем отличаются? Для этого мы с вами закроем глазки и почувствуем, в каком положении находится язык,  губы. Дайте характеристику каждому звуку.

Чтобы нам с вами не замерзнуть давайте поиграем в игру.

а) Игра: «Топни-хлопни».

А сейчас попробуйте определить, какой звук я произнесу. Если звук звонкий – хлопни, если звук глухой – топни.

Дифференциация звуков [С], [С`], [З], [З`] в слогах.

А сейчас поиграем в снежки.

б) Игра со снежным комом: «Измени звук».

Послушайте слоговой ряд и измени звонкий согласный на глухой и наоборот.

— А кто будет журналистом в нашей газете? Он расскажет остальным ребятам, как нам было весело в зимнем лесу. И сколько много интересного мы с вами встретили на нашем пути.

   В следующем задании ваша задача сложить из слогов слова.

в) Игра: «Слово рассыпалось» (В это время выставлять  картинки на доску)

Слова: Зима, морозы, снежинка,   и т.д.

Запишите в тетрадь слова, которые у вас получились.

г) Определите какой из наших звуков есть в вашем слове и где он находится.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Дети распределяют роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

Произносят самостоятельно.

Закрывают глаза.

Дают характеристику звукам.

 

 

Играют в игру.

 

 

 

Изменяют согласные звуки в слогах.

 

 

Собирают слова из слогов.

Определяют в словах количество, слогов. Определяют место звука в слове.

Работа в тетрадях.

Регулятивные:

-научиться принимать и сохранять учебную задачу;

-определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя.

Познавательные:

-научиться основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию (из загадок), анализировать объект с целью выделения признаков (загадка), синтез (составление целого из частей)

-самостоятель-но определять тему занятия, выделять и формулировать цель занятия;

-научиться строить осознанное и произвольное высказывание в устной форме.

 

Коммуникативные:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное  мнение и позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкульт

минутка

(3 мин.)

 

 

 

 

 

 

И следующее задание.

д) Игра: «Один – много».

(На партах снежинки, на которых написаны слова

в единственном числе. Необходимо изменить слово и положить снежинку в нужную снежную кучку в нашей газете).

Образец: зима – зимы

Мороз – морозы

Снежинка – снежинки

Сугроб – сугробы и т.д.

Слова: заяц, снегирь

г) Игра «Подбери признак»
Зима какая?

Морозы какие?

Снежинка какая?

Молодцы! Справились и с этим заданием. А сейчас немного отдохнем.

(выполняются движения соответствующие тексту стихотворения)

Рано утром в лес ходили                  (ходьба на месте)

Там снеговика лепили                           (махи руками)

А потом с горы катались  (волно- движения руками)                                      

Веселились и резвились                   (прыжки).

В Соню кинули снежком. 

В Зою кинули снежком,

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой              (киваем головой)

Побежим скорей домой   (возвращаемся на места)

Изменяют слова и раскладывают снежинки в газете.

 

 

Дети подбирают признаки к предметам.

 

 

Ответы на вопросы учителя и рассуждения

 

 

 

Познавательные:

-отвечать на вопросы учителя;

-наблюдать и делать самостоятельные выводы.

 

Коммуникатив-ные:

-участвовать в диалоге;

-слышать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

-оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих жизненных речевых ситуаций.

 

7.

Работа над предложением.

(10 мин.)

 

                     

 

Организация деятельности по применению новых знаний.

— А кто будет редактором нашей газеты. Его задача подготовить нашу газету к выпуску. А мы поможем ему.

а) Игра: «Собери предложение».

— Ребята,  я  придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать. Выбирайте сами.

Дети подходят к столу и выбирают конверты с предложениями).

— В каких словах встретился звук [С], а в каких словах встретился звук [З]

«Снежная, мне, зима, нравится».

«Закружились, воздухе, в, снежинки ».

«Дети, горки,  катаются, с».

«Снегу,  лесные, на, звери, следы, глубокие, оставили».

б) Необходимо посчитать количество слов в ваших предложениях.

Запишите в тетради предложения, которые у вас получились.

— Получившиеся предложения поместите в нашей газете, соблюдая орфограммы.

Вот и пришло время возвращаться. Давайте посмотрим какая «Лесная газета» у нас получилась. – Как вы думаете мы справились с нашей задачей?

 Составление предложений. Чтение предложений у доски.

Совместная работа.

Работа в тетрадях.

Ответы детей. В предложении

орфограммы:

Предложение пишется

с большой буквы в конце

предложения ставится

точкa.

Познавательные:

-осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникатив-ные:

-участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

 

 

8.

Рефлексия деятельности (3 мин.)

Организация рефлексии.

Понравилось вам в зимнем лесу?

А с какими звуками и буквами вы сегодня познакомились?

— Правильно.

— Вспомните самые интересные моменты занятия.

— Что больше всего понравилось?

—  Какое задание было самым трудным?

 

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степень их соответствия.

Коммуникатив-ные: слышать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

Познавательные:

— делать самос-тоятельные выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.      Безруких М.М.,Ефимов С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющимися трудности при обученииписьму. — Тула: Арктоус, 1996. – 48с.

2.      Жиренко О.Е.,Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1класс. – 6 издание, переработанное. – М.: ВАКО, 2012. – 448 с.

3.      Жукова Н.С.Букварь. – М.: Аст- Пресс Книга, 2006. – 65 с.

4.      Останина Е.В.Буквы я запоминаю сам по картинкам и стихам: альбом по подготовке к школе. –М.: ГНОМ и Д, 2008. – 40 с.

5.      Сухин И.Г.,Яценко И.Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 336 с.

6.      Юрова Е.В.Коррекция письменной речи. Пособие по логопедии. Начальная школа. – М.:«Аквариум», 1998. – 208 с.

7.      Яворская О.Н.Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7 – 11 лет. – СПб.:КАРО, 2010. – 96 с.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет