Технологическая карта подгрупповогологопедического занятия
2 класса
Программа обучения: АООП НООв соответствии с ФГОС
для обучающихся с ОВЗ (ЗПР), вариант 7.1.
Подготовила: ХатмуллинаГульнара Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ «СОШ № 116 г. Челябинска»
Тема:Дифференциация букв С — З. Дифференциация звуков [С – С`],[З – З`].
Местозанятия в системе занятий: второе занятие по изучаемой теме
«Дифференциациябукв С – З. Дифференциация звуков [С – С`], [З – З`]».Тема предыдущего занятия: «Дифференциация букв С — З. Дифференциация звуков [С– С`], [З – З`].».
Темапоследующего занятия: «Дифференциация букв П – Б. Дифференциация звуков [П – П`], [Б – Б`].
Типзанятия: закрепление изученного материала
Цель: различение акустически сходных звуков [С – С], [З– З] путем выработки четкой артикуляторно-моторной координации.
Задачи:
1. Образовательные: сформировать представления обартикуляционных укладах звуков [С – С`], [З – З`],научить дифференцировать звуки на слух, соотносить их с буквами. Научитьдифференцировать буквы и звуки в слогах, словах, словосочетаниях ипредложениях.
2. Коррекционно-развивающие: формироватьартикуляционный праксис через выполнение артикуляционных упражнений; развиватьфонематический анализ через работу со слогами, словами, словосочетаниями,предложениями;
развивать зрительное восприятие через работу надграфическим образом букв; воспитывать орфографическую зоркость через анализ изапись предложений.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к логопедическимзанятиям и формирование учебной мотивации, умение работать самостоятельно и вподгруппе, анализировать результаты своей работы.
Планируемые результаты:
Личностные:
– проявлять интерес к освоению новых знаний и умений;
– интерес к способу решения и общему способу действия;
– проявлять интерес к освоению новых знаний и умений;
– оценивать свою активность в деятельности;
– применять правила делового сотрудничества;
– развитие умения взаимодействовать с другими людьми.
Метапредметные:
Познавательные:
– добывать новые знания
– строить краткоемонологическое высказывание;
– находить ответы на вопросы;
– строить монологическоевысказывание по предъявленной схеме;
– делать выводы в результате совместнойработы;
– осуществлять анализ объектов свыделением существенных и несущественных признаков, обобщать полученные знания;овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза;
– уметь ориентироваться всвоей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Регулятивные:
– формирование умения планировать, контролироватьи оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; выполнениепоследовательности необходимых операций;
– сравнение способа действия и результатас заданным эталоном;
– умение анализировать собственную работу,находить ошибки;
– выполнение последовательности необходимыхопераций;
– сравнение способа действия и результатас заданным эталоном;
– уметь оценивать правильностьвыполнения действия.
Коммуникативные:
– слушать и пониматьречь других;
– развитие доброжелательности и эмоциональнойотзывчивости;
– формирование коммуникативных навыковучебного сотрудничества;
– формирование умения договариваться ораспределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимныйконтроль в совместной деятельности.
Методы и приемы: частично-поисковый,деятельностный, создание проблемной ситуации, наглядно-иллюстрационный.
Использование технологии: развивающегообучения; проблемного обучения, технология игровых методов, обучение всотрудничестве.
Новые понятия: алгоритм.
Оборудование: карточки с заданиями, снежныйкомок, раздаточный материал для моделирования букв, тетради, компьютер,мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация урока, заготовка«Лесной газеты».
Форма промежуточного контроля на этапах занятия:сверка с образцом самоконтроль, взаимопроверка.
Ход занятия:
№ п/п |
Этап занятия, хронометраж |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Примечание |
1. |
Самоопределение к деятельнос- ти. Организаци-онный момент. (3 мин.)
|
Приветствие: — Ребята, улыбнитесь и подарите друг другу улыбки, чтобы на сегодняшнем занятии мы с вами справились со всеми трудностями, которые встретятся на нашем пути. — Посчитайте сколько нас сегодня на занятии. Скажите сколько времен в году? Назовем их по порядку? Предложите того, кто начнет эту игру? — Можете пройти на свои места за партами. 1,2,3,4,5 Будем мы сейчас опять. Видеть, слышать, размышлять, Но друг другу не мешать. Внятно четко говорить Не вертеться, не шалить. Дыхательная гимнастика: «Деревья». Зимний ветерок подул. Веточки подняли вверх на вдохе. Задержали дыхание и стряхнули снежок с веток. Затем веточки опустили и выдохнули. Артикуляционная гимнастика. — Посмотрите на себя в зеркальце. Какие мы с вами сегодня красивые, улыбчивые. Улыбнулись, а сейчас покажите «Трубочку». Затем «Лопаточку», а сейчас сделали «Чашечку». |
Подготовка класса к работе. (Дети стоят взявшись за руки). Ответы детей. Дети выбирают начинающего игру и по цепочке называют времена года.
Выполняют действия за логопедом.
Выполнение дыхательной, артикуляционной гимнастики перед зеркалом. |
Коммуникатив-ные: —формирование Коммуникатив-ных навыков учебного сотрудничества; – развитие Доброжелатель-ности и эмоциональной отзывчивости. |
|
2.
3.
4.
5. |
Сообщение темы, цели занятия Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. (5 мин.)
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. (5 мин.)
Произношение звуков в слогах. (3 мин.)
Произношение звуков в словах. Фонематический анализ слов (8 мин.) |
— Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. – Как вы думаете, какое сейчас время года? – Как вы догадались? – Какой день зимой? – Какая ночь? – Что можно сказать о снеге? – Какой бывает лед? – Перечислите зимние месяцы. — Мы сейчас с вами отправимся в зимний лес. Нам предстоит трудный путь. Нужно быть внимательными. — Как мы должны вести себя в лесу? (не шуметь, чтобы не напугать птиц и животных, не сорить, т.к. никто не уберет за тебя.) А как другие ребята смогут побывать в зимнем лесу? Нам надо с вами сделать «Лесную газету» и рассказать всем ребятам о нашем путешествии. Отправляемся в дорогу. — Как вы думаете, каких лесных жителей можно встретить в лесу? Отгадайте загадки: Птички на деревья сели, Посчитай-ка: раз, два, три… На зимовку прилетели С красной грудкой…. (снегири) Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса, Там зверёк живёт в тревоге, От беды уносят ноги Задние лапки длиннее передних, В зиму он белый, а летом сереет, Травкой питается, корою деревьев, Бегать и плавать отлично умеет! (заяц) — Правильно, ребята. Давайте картинки с изображениями поместим в нашей газете. — Кто у нас будет фотокорреспондентом? Расположи картинки-отгадки в нашей газете. — А если бы вам нужно было написать эти слова, с какой бы буквы вы написали бы слово снегири? Слово заяц? — Мы с вами читаем буквы, а произносим звуки. Какие звуки может обозначать буква С? А какие звуки может обозначать буква З. Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1167 — Под каждой картинкой прикрепите соответствующую букву. Как вы думаете с какими звуками мы сегодня познакомимся?
Сегодня мы с вами научимся различать звуки [С], [С`], [З], [З`] Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Они оба согласные. Похожи по звучанию? А чем отличаются? Для этого мы с вами закроем глазки и почувствуем, в каком положении находится язык, губы. Дайте характеристику каждому звуку. Чтобы нам с вами не замерзнуть давайте поиграем в игру. а) Игра: «Топни-хлопни». А сейчас попробуйте определить, какой звук я произнесу. Если звук звонкий – хлопни, если звук глухой – топни. Дифференциация звуков [С], [С`], [З], [З`] в слогах. А сейчас поиграем в снежки. б) Игра со снежным комом: «Измени звук». Послушайте слоговой ряд и измени звонкий согласный на глухой и наоборот. — А кто будет журналистом в нашей газете? Он расскажет остальным ребятам, как нам было весело в зимнем лесу. И сколько много интересного мы с вами встретили на нашем пути. В следующем задании ваша задача сложить из слогов слова. в) Игра: «Слово рассыпалось» (В это время выставлять картинки на доску) Слова: Зима, морозы, снежинка, и т.д. Запишите в тетрадь слова, которые у вас получились. г) Определите какой из наших звуков есть в вашем слове и где он находится. |
Ответы детей.
Отгадывают загадки.
Ответы детей.
Дети распределяют роль.
Произносят самостоятельно. Закрывают глаза. Дают характеристику звукам.
Играют в игру.
Изменяют согласные звуки в слогах.
Собирают слова из слогов. Определяют в словах количество, слогов. Определяют место звука в слове. Работа в тетрадях. |
Регулятивные: -научиться принимать и сохранять учебную задачу; -определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя. Познавательные: -научиться основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию (из загадок), анализировать объект с целью выделения признаков (загадка), синтез (составление целого из частей) -самостоятель-но определять тему занятия, выделять и формулировать цель занятия; -научиться строить осознанное и произвольное высказывание в устной форме.
Коммуникативные: -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию. |
|
6. |
Физкульт минутка (3 мин.)
|
И следующее задание. д) Игра: «Один – много». (На партах снежинки, на которых написаны слова в единственном числе. Необходимо изменить слово и положить снежинку в нужную снежную кучку в нашей газете). Образец: зима – зимы Мороз – морозы Снежинка – снежинки Сугроб – сугробы и т.д. Слова: заяц, снегирь г) Игра «Подбери признак» Морозы какие? Снежинка какая? Молодцы! Справились и с этим заданием. А сейчас немного отдохнем. (выполняются движения соответствующие тексту стихотворения) Рано утром в лес ходили (ходьба на месте) Там снеговика лепили (махи руками) А потом с горы катались (волно- движения руками) Веселились и резвились (прыжки). В Соню кинули снежком. В Зою кинули снежком, Получился снежный ком! Холодно гулять зимой (киваем головой) Побежим скорей домой (возвращаемся на места) |
Изменяют слова и раскладывают снежинки в газете.
Дети подбирают признаки к предметам.
Ответы на вопросы учителя и рассуждения
|
Познавательные: -отвечать на вопросы учителя; -наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникатив-ные: -участвовать в диалоге; -слышать и понимать других, высказывать свою точку зрения; -оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих жизненных речевых ситуаций. |
|
7. |
Работа над предложением. (10 мин.)
|
Организация деятельности по применению новых знаний. — А кто будет редактором нашей газеты. Его задача подготовить нашу газету к выпуску. А мы поможем ему. а) Игра: «Собери предложение». — Ребята, я придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать. Выбирайте сами. Дети подходят к столу и выбирают конверты с предложениями). — В каких словах встретился звук [С], а в каких словах встретился звук [З] «Снежная, мне, зима, нравится». «Закружились, воздухе, в, снежинки ». «Дети, горки, катаются, с». «Снегу, лесные, на, звери, следы, глубокие, оставили». б) Необходимо посчитать количество слов в ваших предложениях. Запишите в тетради предложения, которые у вас получились. — Получившиеся предложения поместите в нашей газете, соблюдая орфограммы. Вот и пришло время возвращаться. Давайте посмотрим какая «Лесная газета» у нас получилась. – Как вы думаете мы справились с нашей задачей? |
Составление предложений. Чтение предложений у доски. Совместная работа. Работа в тетрадях. Ответы детей. В предложении орфограммы: Предложение пишется с большой буквы в конце предложения ставится точкa. |
Познавательные: -осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Коммуникатив-ные: -участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
|
|
8. |
Рефлексия деятельности (3 мин.) |
Организация рефлексии. Понравилось вам в зимнем лесу? А с какими звуками и буквами вы сегодня познакомились? — Правильно. — Вспомните самые интересные моменты занятия. — Что больше всего понравилось? — Какое задание было самым трудным?
|
Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степень их соответствия. |
Коммуникатив-ные: слышать и понимать других, высказывать свою точку зрения; Познавательные: — делать самос-тоятельные выводы. |
|
Список использованной литературы:
1. Безруких М.М.,Ефимов С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющимися трудности при обученииписьму. — Тула: Арктоус, 1996. – 48с.
2. Жиренко О.Е.,Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1класс. – 6 издание, переработанное. – М.: ВАКО, 2012. – 448 с.
3. Жукова Н.С.Букварь. – М.: Аст- Пресс Книга, 2006. – 65 с.
4. Останина Е.В.Буквы я запоминаю сам по картинкам и стихам: альбом по подготовке к школе. –М.: ГНОМ и Д, 2008. – 40 с.
5. Сухин И.Г.,Яценко И.Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 336 с.
6. Юрова Е.В.Коррекция письменной речи. Пособие по логопедии. Начальная школа. – М.:«Аквариум», 1998. – 208 с.
7. Яворская О.Н.Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7 – 11 лет. – СПб.:КАРО, 2010. – 96 с.