Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Этические нормы общения с подростками в современных реалиях
-
2 слайд
Базальное доверие (надежда)
Автономия (сила воли)
Инициативность (цель)
Трудолюбие (компетентность)
Эго-идентичность (верность)
Интимность (любовь)
Продуктивность (забота)Эго-интеграция
Мудрость
Базальное недоверие
Стыд, несамостоятельность
Безынициативность, вина
Неполноценность, леность
Эго-диффузия, ролевое смешение
Избегание интимности, изоляция
Застой, эгоцентризмНепринятие жизни/смерти
Застой
Два варианта развития личности подростка -
3 слайд
Общение с подростком через зоны общения
Зона ближайшего развития подростка
Зона актуального развития подростка -
4 слайд
Теория психогенетической модели личности Ю.В. Валентика
-
5 слайд
Патологическая личность
Патологическое социальное
функционирование
Деформированные, депривированные нормативные личностные статусы -
6 слайд
Патологический ЛС
Я-дисфункция
Я-зависимый
Я-невротик
Я-неудачник
Я – ничего не хочу
Нормативные ЛС
Свойства
психологического
здоровьяМодель или стратегии общения,
ориентированные на восстановление прежних способностей
Или развитие здоровых профессиональных возможностей подростка -
7 слайд
Мишень
подросток
Мотивация на приобретение проф. опыта
Ключевые положения мотивационного общения
мотивация к изменениям исходит от подростка;
сформулировать и разрешить амбивалентность — это задача как подростка, так педагога;
прямое убеждение не является эффективным методом этического общения;
стиль общения должен быть спокойным и располагающим;
педагог помогает подростку исследовать и разрешить амбивалентность (двойственность);
готовность измениться — это нестойкий результат межличностного взаимодействия;
отношения между педагогом и подростком носят партнерский характер. -
8 слайд
Ключевые стратегии
развитие противоречий между позициями подростка через выявление вербальной, мимической, поведенческой амбивалентности в процессе образовательной системы;
участие в проф. проблемах подростка;
сопереживание/эмпатия;
поддерживающее (подкрепляющее) поведение;
умение найти основания для изменений подростка в проф.среде;
оптимизм в отношении позитивных изменений;
умение вовремя вселить уверенность.Мишень
подросток
Мотивация на профессиональное взаимодействие -
9 слайд
Этика проф. Общения с подростком
Неприемлемое общение в образовательном процессе:
осуждение, обвинение подростка;
конфронтация, противостояние мнению подростка;
навешивание на подростка ярлыков;
ошибочное оценивание деятельности подростка;
неадекватное направление в работе с подростком. -
10 слайд
Границы общения с подростками
Первое, с чего стоит начать в теме границ, это определить для себя: что можно и что недопустимо. Напишите два списка, например: «Родителям можно здороваться со мной за руку. Ученикам нельзя повышать на меня голос». Отдельно стоит обозначить время, когда можно вам звонить, когда можно получить от вас ответ в переписке и т.п. Когда вы определите границы для самих себя, на их основании стоит не только продумать правила взаимодействия с учащимися и их родителями, но и суметь их объяснить. С этого начинается авторитет педагога!!! -
11 слайд
Обозначение правил важно для нормальных отношений между вами и детьми, между вами и родителями, даже между детьми и родителями. Правила должны быть адекватны и учебному заведению, и контингенту, и вашему внутреннему ощущению, и вашему профессионализму. Возможно вам нравится строгая дисциплина, но это совершенно не соответствует вашему типу личности и манере взаимодействия с детьми. Возможно ваша сильная сторона не в этом, а в создании тёплой семейной обстановки. Приглядитесь с себе, к своим способностям и возможностям. Выберите то, что подходит именно вам.
Этические границы в общении -
12 слайд
Для того чтобы ваши правила соблюдались, вам тоже нельзя нарушать их. Например, нужно быть готовым ответить на вопросы детей в определенное время. Ну конечно, дети будут и дальше вам писать вне установленного срока, останавливать вас в коридоре, даже если у вас нет времени с ними поговорить, но они будут готовы к тому, что вы не удовлетворите их запрос немедленно. С самого первого дня пребывания в учебном заведении они должны понимать не только что можно и что нельзя, но и алгоритм действий в различных ситуациях. В эти основные правила, как в базу, вы можете добавлять любые другие в зависимости от специфики вашей работы и учеников. Главное, правил должно быть столько, чтобы их можно было легко запомнить и они были логичны и понятны детям.
-
13 слайд
Безусловно, сколько бы вы ни придумывали правил и как бы логичны они ни были, дети всегда будут их нарушать, но они им очень нужны, чтобы ощущать себя в безопасности и не испытывать постоянную тревогу. Подростки с помощью правил учатся договариваться и решать конфликты, а мы, взрослые, должны подавать им в этом пример.
Например, можно установить следующие правила …
Этические границы в общении -
14 слайд
-
15 слайд
Рекомендации педагогам по общению с подростками
Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.
В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
Диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
Будьте всегда чуткими к делам детей.
Анализируйте с детьми причины их удач и неудач. -
16 слайд
Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.
Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
Научите подростка преодолевать трудности.
Сравнивайте ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед.
Поощряйте даже едва возникшие потребности в знаниях, гармонии и красоте, в самоактуализации (развитии собственной личности).
Информируйте ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.
Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.
Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).
Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности, иронии.
Советуйте ребенку следить за своей внешностью — одеждой, прической, соблюдать правила личной гигиены.
Помните: недоверие оскорбляет! -
17 слайд
Спасибо за внимание!!!