Муниципальное БюджетноеОбщеобразовательное Учреждение
Средняя ОбщеобразовательнаяШкола
№ 5 города Кузнецка
«ВеликаяОтечественная война
и математика»
Выполнил:
Ученик 10 «Б» класса
Белов Алексей
Наставник:
Учитель математики:
Белова Наталья Викторовна
Кузнецк 2022
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………………. ..3
- Математики, внёсшие вклад в победу над фашизмом…………………….4
- Вклад Пензенской области в Великую Победу………………………….12
- Математические задачи для фронта……………………………………….15
- Сборник математических задач, отражающий события Великой Отечественной войны…………………………………………… …………21
- Ответы к задачам…………………………………………………… ………27
Заключение………………………………………………………………………. 29
Литература………………………………………………………………………….30
Приложение………………………………………………………………………31
ВВЕДЕНИЕ
Математика и наша жизнь очень тесно связаны между собой. Этой науке принадлежит огромная роль в победе нашего народав Великой Отечественной войне. Одновременно, с развертыванием фронтовдействующей армии, советские математики в научно-исследовательских институтах,лабораториях, конструкторских бюро открыли невидимый для непосвященных свойфронт борьбы против фашизма и с честью вышли победителями в этом поединке сврагом. Давая оценку вклада советских ученых в военное дело, президент АкадемииНаук СССР С. И. Вавилов написал: “Почти каждая деталь военного оборудования,обмундирования, военные материалы, медикаменты – все это несло в себе отпечатокпредварительной научно-технической мысли и обработки”. В значительной части этимысли были результатом математического поиска или математической обработкиизучаемых явлений.
Меня заинтересовало, как же математика помогла учёным в годы ВеликойОтечественной войны, какой вклад сделали наши советские математики в победу надфашизмом.
Актуальность данного исследования состоитв том, что мы должны знать историю своей страны, знать реальных людей, которыеприближали победу и подарили нам будущее.
Цели и задачи
Изначально я сформулировала три главных задачи, которыенужно выполнить в ходе моей работы:
1. Выяснить вклад советскихматематиков в победу над фашизмом
2. Создать сборник задач,отражающий события Великой Отечественной войны
3. Представить полученныймною материал в доступной и понятной для восприятия форме.
Методы исследования
Для достижения поставленных мною задач, я воспользовалась следующимиметодами исследования:
1)Изучение источников школьного музея, библиотеки и Интернет -ресурсов, сравнительный анализ полученной информации
2) Отбор информации для работы
3) Составление задачника отражающего события ВОВ, для его использованияна уроках и во внеклассной деятельности.
4)Анализ проделанной мною работы
1. МАТЕМАТИКИ ВНЁСШИЕ ВКЛАД В ПОБЕДУ НАД ФАШИЗМОМ
Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня1941года.
А уже через 5 дней Академия наук обратилась к ученым всех стран спризывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма.
Математики нашей страны в период тягчайших испытаний проявилисебя как подлинные патриоты, были храбрыми и расчетливыми воинами. Наних, как и на представителей других направлений деятельности, в равной мереобрушились все тяготы войны. Многие были мобилизированы в армию или добровольнозаписались в народное ополчение, храбро сражались на фронте.
ТАНКОСТРОЕНИЕ
Огромный вклад в советское танкостроение внесли такие конструкторы иученые, как Ж.Я. Котин, М.Н. Кошкин, А.А. Морозов, Н.Л. Духов и другие. Ихусилиями были созданы лучшие танки второй мировой войны – тяжелый ИС (на баземодернизированных КВ, КВ-1 и КВ-2) и средний Т-34. С помощью ученыхпроизводство танков было поставлено на поток, а ручная сварка замененаавтоматической (по методу академика Е.О. Патона).
Вместо ковки и литья деталей для танков широко использовалась штамповкаи термическая обработка токами высокой частоты. Впервые в мире усилиямисоветских ученых и инженеров такая сложная деталь, как танковая башня, сталаизготавливаться посредством штамповки, что резко ускорило сроки сборки этихгрозных машин.
Михаил Ильич Кошкин
Советский конструктор, начальник КБ танкостроения Харьковского завода,создавшего знаменитый танк Т-34. Родился 21 ноября (3 декабря) 1898 года в селеБрынчаги Угличского уезда Ярославской губернии, ныне Переславского районаЯрославской области.
Михаил Ильич брал на вооружение любую передовую техническую мысль,доводил ее до совершенства, преобразуя в единый механизм, способный ходить побездорожью и по воде. Создатель советского танка Т-34. Сколько сил и мужествапотребовалось, чтобы в те невероятно короткие сроки, под неусыпным наблюдениемИ.В. Сталина, в борьбе с противниками идеи чисто гусеничного танка, отстаиватькаждое новшество своего детища! Это был коллективный труд людей, объединенныхинженерным и организаторским талантом
Александр Александрович Морозов
Советский инженер-конструктор в звании генерал-майор, один изсоздателей танка Т-34. Родился 16 октября 1904 года в г. Бежица (ныне в чертег. Брянска).
Все годы Великой Отечественной войны — главный конструкторхарьковского завода № 183 им. Коминтерна, эвакуированного в октябре 1941 вНижний Тагил.
Николай Леонидович Духов
Родился в селе Веприк Гадячского уезда Полтавской области. советскийконструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия. Параллельно синженерно-конструкторской, Николай Леонидович занимался и преподавательскойработой. Во время работы в филиале 1 КБ-11 Духов также придавал огромноезначение подготовке научных кадров высшей квалификации. Под его руководствомразрабатывались тяжёлые танки КВ-1с, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и ИС-4. Былиизготовлены и не пошедшие в серию образцы — например КВ-13.
Жозеф Яковлевич Котин
Родился 10 марта (по старому стилю 26 февраля) 1908 года в городеПавлограде, ныне Днепропетровской области Украины. Советский конструктор танкови тракторов, генерал-полковник инженерно-технической службы, доктор техническихнаук.
В 1941—1943 годах заместитель наркома танковой промышленности СССР,главный конструктор Челябинского тракторного завода.
Возглавлял работы по созданию тяжёлых танков КВ-2, КВ-16, КВ-85, ИС-1.Котин является одним из создателей самого мощного танка 2-й мировойвойны — ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой. В период 1943-1944 гг. подруководством Котина на базе танков КВ-1С и ИС были созданы самоходныеартиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122. За годы войны на Челябинскомтракторном заводе было выпущено 18 тысяч танков и самоходных установок.
АВИАЦИЯ
Важные теоретические и практические проблемы были разработаны советскойнаукой в области авиации. Трудами таких ученых, как М.В. Келдыш, Н.Е. Кочин,С.А. Христианович и ряда другие, удалось решить сложные задачи, связанные ссозданием скоростных самолетов для советской военной авиации. Штурмовики,истребители, бомбардировщики, созданные такими конструкторами, как А.А.Архангельский, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, Н.Н. Поликарпов, А.Н.Туполев, А.С. Яковлев и другие, по всем важнейшим показателям превосходилисоответствующие типы самолетов фашистской Германии. Значительный вклад всовершенствование авиационной техники в военные годы внесли ученые-конструкторыавиационных двигателей – В.Я. Климов, А.А. Микулин, А.Д. Шевцов и другие.
Сергей Владимирович Ильюшин
18 марта 1894 года, в деревне Дилялево Вологодской губернии в семьекрестьянина Владимира Ивановича Ильюшина и его жены Анны Васильевны родился сынСергей. В семье Ильюшиных было одиннадцать детей, из них выжили и вырослидевять (два мальчика умерли в младенчестве). Сергей был самым младшим.
Деятельность академика члена Коммунистической партии с 1918 г. СергеяВладимировича Ильюшина на поприще авиации началась в годы Первой мировой войны,когда он служил в авиационных частях. В 1919 г. Ильюшин был назначенначальником авиационного поезда Кавказского фронта.
В ОКБ Ильюшина были созданы бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), осуществившиеряд налётов на Берлин в августе-сентябре 1941 года, а также «летающийтанк» — штурмовик Ил-2, самый массовый самолёт СССР в ВеликойОтечественной войне.
С 1943 года ОКБ Ильюшина приступает к разработке пассажирскихсамолётов. Серия гражданских Илов началась с Ил-12. За ним последовали Ил-14,Ил-18, Ил-62. Последним самолётом, разработанным под руководством СергеяВладимировича, стал Ил-62 — флагман Аэрофлота 1960-х — 1970-х годов.
Семён Алексеевич Лавочкин
Родился в Смоленске в еврейской семье. Советский авиаконструктор,член-корр. АН СССР (1958 г.), генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944г.), дважды Герой Социалистического Труда (1943 г., 1956 г.). Работал в рядесамолётостроительных КБ, а затем в Главном управлении авиационнойпромышленности. С 1939 года главный конструктор по самолётостроению, с 1956года – генеральный конструктор. Под его руководством созданы истребители ЛаГГ-3(совместно с М.И. Гудковым и В.П. Горбуновым), Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7,широко применявшиеся в годы Великой Отечественной войны.
Артём Иванович Микоян
Советский авиаконструктор, академик АН СССР (1968 г.; член-корр. 1953г.), генерал-полковник инженерно-технической службы (1967 г.), дважды ГеройСоциалистического Труда (1956 г., 1957 г.). В 1941-1945 гг. под руководствомА.И. Микояна и М.И. Гуревича были разработаны 15 самолетов: МиГ-1 (И-200), МиГ-3 (И-200), МиГ-7, ДИС-200, МиГ-9М-82 (И-210), И-211, МиГ-3У (И-230), И-231,И-220, И-221, И-222, И-224 (статический потолок 14100 м), И-225 (максимальнаяскорость 726 км/ч), И-250 с комбинированной силовой установкой (максимальнаяскорость 820 км/ч) и МиГ-8 «Утка»
Мстислав Всеволодович Келдыш
Родился в 10 февраля (28 января) 1911 года в Риге в профессорскойсемье с традициями, заложенными его дедами: по линии матери — полнымгенералом от артиллерии Скворцовым А. Н. и по линии отца — Келдышем М. Ф.,закончившим духовную семинарию, но затем избравшим медицинскую стезю идослужившимся до генеральского чина. Окончил МГУ (1931), затем работал в ЦАГИ,МГУ (профессор с 1937), Математическом институте им. В. А. СтекловаАН СССР (МИАН). Директор Института прикладной математики АН СССР (ИПМ РАН)(1953—1978). Келдыш — председатель Комитета по Ленинским и Государственнымпремиям при Совете Министров СССР (1964—1978), член многих иностранных академий(в том числе Международной академии астронавтики), научных учреждений иобщественная Международная премия Гуггенхеймов по астронавтике. ДелегатXXII—XXV съездов партии, на которых избирался членом ЦК КПСС. ДепутатВерховного Совета СССР 6—9-го созывов. Ленинская премия (1957), Сталинскаяпремия (1942, 1946).В 1955 году подписал «Письмо трёхсот».
Сергей Алексеевич Христианович
Советский и российский учёный в области механики. Член-корреспондент(1939), академик (1943) АН СССР. После окончания в 1925 году средней школыпоступил на антропологическое отделение географического факультетаЛенинградского государственного университета (ЛГУ) и лишь позже перевёлся нафизико-математический факультет и в 1930 году окончил университет поматематическому отделению.
Работал в ЦАГИ (1937—1953). Один из организаторов Сибирского отделенияАН СССР (1957—1965). Вернулся в Москву в 1965 году. Скончался 28 апреля 2000года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. В последние годы жизнизанимался проблемами извлечения нефти. Являлся членом редакционной коллегиижурнала Измерительная техника.
АРТИЛЛЕРИЯ
Советская армия была обеспечена самыми мощными и наиболее совершеннымиартиллерийскими системами. Артиллерийское оружие, созданное в конструкторскихбюро В.Г. Грабина, Ф.Ф. Петрова, И.И. Иванова, Б.И. Шавырина, отличалось отартиллерийских систем фашистской Германии большей мощностью, надежностью вэксплуатации, простотой в обращении, сроками службы. Новые образцы стрелковогооружия были разработаны советскими учеными-оружейниками В.А. Дегтяревым, Ф.В.Токаревым, Г.С. Шпагиным, П.Н. Горюновым, С.Г. Симоновым и другими.
Реактивная артиллерия, ставшая новейшим видом вооружения во второймировой войне, впервые стала использоваться в боевых действиях Красной Армией.Различные типы реактивной артиллерии, в том числе и знаменитыекатюши, разработанные коллективами советских ученых (в том числе ибудущим Главным конструктором, под руководством которого в 1961 году былосуществлен первый полёт человека в космос, – С.П. Королевым), по всемпоказателям превосходили аналогичные разработки Германии и стран-союзниц.
Сергей Павлович Королёв
Родился 12 января 1907 в городе Житомире (Украина) в семье учителярусской словесности Павла Яковлевича Королёва (1877—1929).
Сергей Королёв — создатель советского стратегического ракетного оружиясредней и межконтинентальной дальности. Его конструкторские разработки вобласти ракетной техники имели исключительную ценность для развития советскогоракетного вооружения, а вклад в организацию и развитие практическойкосмонавтики имеет мировое значение. С. П. Королёв является создателемсоветской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет исделавшей СССР передовой ракетно-космической державой.
Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии,академик Академии наук СССР. Член КПСС с 1953 года
Георгий Семёнович Шпагин
Будущий конструктор родился 29 апреля в деревне Клюшниково вкрестьянской семье. Окончил трёхлетнюю школу. Во время Первой мировой войны, в1916 году, Шпагин был призван в армию и попал в полковую оружейнуюмастерскую, где детально ознакомился с различными отечественными и иностраннымиобразцами оружия. После Октябрьской революции работал оружейным мастером водном из стрелковых полков Красной Армии. Одной из значительных работконструктора явилась модернизация 12,7-мм крупнокалиберного пулемёта Дегтярёва(ДК), снятого с производства из-за выявленных недостатков.
Фёдор Васильевич Токарев
Советский конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда(1940), доктор технических наук. Имеются противоречивые сведения о дне и местерождения Фёдора Васильевича. По одним данным, он родился 2(14)июня 1871 года встанице Егорлыкская, ныне Ростовской области. По другим данным, ФёдорВасильевич Токарев родился в станице Мечетинской, Донской области, 22 июня1871 г.Окончил казачье юнкерское училище в 1900 году. С 1891 работалоружейным мастером в казачьем полку в Радивилове на Волыни, а с 1900 —заведующим оружием. Затем поступил на курсы при офицерской стрелковой школе вОраниенбауме, где и начал свою конструкторскую карьеру. Талант Токарева расцвёлв начале 1920-х годов. С 1921 он связал свою судьбу с Тульским оружейнымзаводом. В 1924 на вооружение Красной Армии был принят ручной пулемёт «Максим»,модернизированный по системе Токарева (МТ — Максим — Токарев). В 1926Токарев разработал новый вариант пулемёта Максим для применения в авиации,заменивший пулемёт Виккерс. В 1927 разработал первый отечественныйпистолет-пулемёт под револьверный патрон (Пистолет-пулемет Токарева образца1927 г.).
ВОЕННО-МОРСКОЕ ДЕЛО
В апреле 1942 года была создана специальная комиссия понаучно-техническим вопросам военно-морского дела. Она занималась модернизациейстарых и созданием новых боевых кораблей, поиском способов защиты их от морскихмин, повышением эффективности стрельбы корабельной артиллерии. Председателемкомиссии был академик А.Ф. Иоффе, ученым секретарем – профессор И.В. Курчатов.Значительную помощь военной промышленности оказали исследования П.С.Александрова, И.М. Виноградова, М.А. Лавреньева, С.А. Соболева в областивычислительной математики, работы физиков под руководством А.Ф. Иоффе поизучению полупроводников и созданию приборов для самолетов, артиллерийскихсистем и кораблей.
Абрам Фёдорович Иоффе
Родился в 1880 году (Ромны, Полтавской губернии) в семье купца второйгильдии Файвиша (Фёдора Васильевича) Иоффе и домохозяйки Рашели АбрамовныВайнштейн. Среднее образование получает в реальном училище города РомныПолтавской губернии (1889—1897), где заводит дружеские отношения со СтепаномТимошенко, связь с которым поддерживает и в зрелом возрасте. 1902 —окончил Санкт-Петербургский технологический институт. 1905 — окончилМюнхенский университет в Германии, где работал под руководством В. К. Рёнтгенаи получил степень доктора философии.
С 1906 работал в Политехническом институте, где в 1918 организовалфизико—механический факультет для подготовки инженеров-физиков. Профессор с1913 года. В начале Отечественной войны назначен председателем Комиссии повоенной технике, в 1942 — председателем военной и военно-инженернойкомиссии при Ленинградском горкоме партии.
Иван Матвеевич Виноградов
Российский и советский математик, академик Академии Наук СССР (1929).Дважды Герой Социалистического Труда (1945, 1971), лауреат Сталинской (1941),Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Виноградов работал вдолжности директора Математического Института им. В. А. Стеклова,ведущего математического института страны, с момента его организации в1934 г. до своей смерти в 1983 г., то есть в течение 49 лет.Виноградов — единственный советский математик, в честь которого былорганизован дом-музей ещё при жизни. Ему дважды присуждалось звание ГерояСоциалистического Труда. Виноградов пользовался большим авторитетом в отделенииматематики АН СССР и во многих отношениях был неформальным главой советскихматематиков.
- ВКЛАД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ
22 июня 1941 г. мирный труд был прерван нападением на СССР фашистскойГерманией. Мобилизованы и ушли добровольцами из городов и сел Пензенскойобласти за годы войны 312 тыс. человек. Оставшиеся старики, женщины и детизаменили ушедших воинов у станков, в поле, на фермах.
В 1941-1942 гг. в область эвакуировано около 50 промышленныхпредприятий, в том числе 13 машиностроительных заводов, прибывших из Москвы,Ленинграда, Орла, Курска, Калинина, с Украины и Белоруссии. Они были размещеныв Пензе, Кузнецке, Н.Ломове, Никольске, Каменке, Грабове, Бессоновке. На ихбазе возникли «Пензмашзавод», «Пензтекстильмаш», «Кузтекстильмаш»,«Белинсксельмаш».
На фронт отправлялись установки реактивных минометов, боеприпасы,шинельное сукно, валенки, лыжи. Каждая 4-я мина, авиабомба, а такжеартиллерийский снаряд, изготовленные в годы войны, были оснащеныпиротехническими изделиями Пензенского завода им. Фрунзе.
Осенью 1942 г. объем валовой продукции всей промышленности области посравнению с 1940 г. увеличился на 90 %, а по продукции машиностроительныхзаводов — на 174 %.
Пензенский завод им. Фрунзе награжден орденом Ленина, Пензенскийчасовой завод — орденом Отечественной войны. Коллектив завода «Кузтекстильмаш»не раз завоевывал переходящее Красное знамя ЦК ВКП(б), а коллективу Пензенскогочасового завода оно присуждалось 24 раза.
В Пензе размещались артиллерийское и минометное училище, школа младшегоавиационного состава, формировалась 10-я армия, пять стрелковых дивизий, в томчисле 354 Калинковичская дивизия. Дивизия билась с врагом под Москвой ипрославилась тем, что ни разу, ни в одном бою с превосходящими силамипротивника не отступила.
В области в 1941-1945 гг. были сформированы свыше 90 госпиталей, гделечилось 200 000 раненых. Почти 70 % из них вернулись в строй. Доноры сдалиболее 15 тонн крови.
В фонд обороны жители области внесли 129 млн. рублей, 4,5 кг золота и38,8 кг серебра. На эти средства было закуплено вооружение. Доярка кузнецкогоколхоза “Гигант” Е.П. Кулакова и Никольский колхозник В.Е. Ежов сдали по 100тысяч руб. Было собрано для воинов 67358 кг шерсти, 17765 полушубков, 59 тыс.пар валенок, 8103 меховых жилета, 124447 пар носков и др. К 1944 г. в МТСобласти 56,6 % трактористов и 62,2 % комбайнеров составляли женщины.
Трудовой подвиг жителей Пензы также отмечен наградами Родины — 35 тысячпензенцев награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне1941-1945 гг.».
За большой вклад в обеспечение победы в Великой Отечественной войнеПенза в 1985 г. награждена орденом Трудового Красного Знамени.
В конце ноября 1941 года на территории Пензенской области закончилосьформирование 354 стрелковой дивизии. Командиром дивизии был назначен полковникДмитрии Федорович Алексеев. С 4 Декабря 1941 года 354 стрелковая дивизия всоставе 16 армии генерала К.К.Рокосовского вела тяжелые бои за Москву.
В течении трех суток, днём и ночью, преодолевая упорное сопротивлениепротивника, отбивая его яростные контратаки, переходящие в рукопашные схватки,под непрерывным пулеметным, минометным и артиллерийским огнем, под бомбовымиударами немецкой авиации с воздуха, дивизия прорвала оборону противника иначала преследовать отступающую 35 пехотную дивизию противника. 4 августа 1942года дивизия прорвала оборону в районе Погорелое-Городище и с боями через селаПраслово, Мякотино вышла в район Ярыжно на реке Гжать.
В сентябре 1942 года, дивизия вела бои за г.Ржев. За умелые боевыедействия в сражениях за Москву и Ржев за проявленные мужество и стойкостьличному составу 354 стрелковой дивизии была объявлена благодарность верховнымГлавно¬командующим И.В. Сталиным.
227 бойцов, командиров и политработников награждены орденами имедалями. Орденами Ленина были награждены пензенцы: В.И.Вдовин, Г.Ф.Демин,С.В.Посыпкин.
Орденом Красного Знамени: Т.Н.Бояров, И.Т. Камков, Б.Х.Хайрулин, И.И.Табаков, Г.К.Храмов, И.К.Киселев, А.Г.Яценов. Орденом Красной Звездынаграждено 39 человек.
В боях под Москвой стойкость и мужество проявил батальонный комиссарН.М.Панаев, учитель из Пензы. Находясь всегда на переднем крае, он умело владелне только оружием, но и пламенным большевистским словом, среди солдат икомандиров комиссар пользовался особом уважением и любовью. Не раз приходилосьему отбивать атаки танков и пехоты противника, идти во главе атакующихподразделений, увлекая за собой солдат и командиров. В одном из боев Панаевзаменил убитого в бою командира полка и умелым маневром вывел полк из окружениябез потерь. В другом бою с группой бойцов отбил атаку 30 танков врага. Запроявленную находчивость Н.М.Панаев, был награжден орденом Красного Знамени.
Только в боях под Москвой 354 стрелковая дивизия уничтожила более 10тысяч солдат и офицеров противника, десятки танков, сотни орудий и минометов.Всему личному составу у дивизии были хорошо известны имена мужественныхкомиссаров и политработников — посланцев Пензенской партийной организации:Ф.Г.Герасимова, А.М.Гуськова, И.П.Жаркова, И. В.Кирьянова, И.А.Миташвили,В.П.Мокроусова, Латкова, Н.В.Седова, Чистова, Шишкина, проявивших себя в осенне-зимнихбоях в 1941 -1942 годах.
В феврале 1943 года дивизия была переброшена на Курскую дугу в районгорода Севска. Попытки врата прорвать оборону на Курском выступе были отбиты.Военный Совет Центрального фронта в специальной телеграмме-обращении поздравилбойцов, командиров и политработников дивизии с успехом: «…Спасибо вам,товарищи за мужество, железную стойкость и честное выполнение задач,поставленных Родиной… — говорилось в телеграмме. — Враг захлебывается в своейсобственной крови и в бессильной ярости тяжело израненного хищного зверямечется от одного участка к другому в поисках слабого места. Бейте же,товарищи, нещадно подлую фашистскую банду!…».
Потерпев сокрушительное поражение под Курском и Белгородом,немецко-фашистские войска уже не в силах били задержать и даже ослабить мощноенаступление Красной Армии, которое развернулось на огромном фронте от ВеликихЛук до Азовского моря. Войска 65 армии, в состав которой входила и 354 дивизия,двигались к Днепру.
В июне 1943 года генерал-майор Алексеев был переведён командиром 105стрелкового корпуса. Командиром 354 дивизии был назначен полковник В. Н.Джанджгава, дивизия оставалась в составе 105 С.К. Боевой путь 354 стрелковойдивизии начинался у стен Москвы и окончен у берегов Балтики.
За годы войны с 1941 по 1945 года дивизия входила в состав Западного,Центрального, 1 и 2 Белорусского фронтов. Дивизия прошла с боями 1930 км,овладела 1100 населёнными пунктами на Советской, Польской и немецкойтерритории.
За успешные боевые действия личный состав дивизии 15 раз отмечалсяблагодарность Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина, За освобождениег.Бобруйска 354 дивизия была награждена орденом Красного Знамени, заосвобождение Барановичей — орденом Суворова II степени, за освобождениег.Калинковичи ей присвоено наименование Калинковичской.
В мае 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР 354 С.Д.награждена Орденом Ленина. 6 воинов дивизии за беспримерное мужество и героизмбыли удостоены звания Героя Советского Союза, среди которых — ефрейторВ.А.Алисов, сержант В.Н.Бочкарёв, полковник М.Н.Павлов, младший сержантН.И.Григорьев, красноармеец С.Т Усолов, старшина Г.Ф.Канцев. Звание ГерояСоветского Союза было присвоено генералу В.Н.Джанджгава.
В ходе боевых действий дивизия нанесла противнику большие потери вживой силе и технике, убито и ранено 79500, взято в плен 5645 солдат и офицеровпротивника. Уничтожено и захвачено 48 самолётов, 283 танка и САУ, 767 орудий,589 миномётов, 2554 пулемёта, более 5000 автомашин и тягачей, много другогооружия и техники.
От Подмосковья до Германии в составе 354 дивизии прошли воины-пензенцы:пропагандист полка П.С.Илюхин, разведчики А.В.Жуков, А.И.Колесин, В.И.Денисов,шофёр В.М.Колчанов, радист А.К.Дручков, ст.сержант И.И.Кудряков, мл.лейтенантМ.Протопопов, ст.лейтенант Сычёв, парторг рядовой П.П.Соколов, старшина Рыжков,замполит П.И.Рязанцев, комбат И.А.Грязнов, политработники А.Я.Агапов, В. Г.Кузнецов, М В.Седов, командиры взводов Н. Н. Шугаев, И.П.Милешин, миномётчикиА.П.Хлгопин, С. П.Володин.
Много пензенцев погибли в ходе жестоких кровопролитных боёв. ИсторияКалинковичской, орденов Ленина, Красного Знамени и Суворова II степени — этоистория боевого пути, который прошли воины-пензенцы.
10а Армия была сформирована в Белорусском особом военном округе всентябре 1939 г. Принимала участие в освободительном походе советских войск вЗападную Белоруссию. Командовал 10а комкор И.Г.Захаркин.
К началу Великой отечественной войны командовал армией генералГ.Д.Голубев.
В конце июля 1941 года после тяжелых боев и выхода из окруженияуправление 10 Армии было расформировано и войска переданы для укомплектованиядругих подразделений и частей.
Вновь 10 Армия была сформирована в ноябре 1941 г. в Приволжском военномокруге. Формировалась в городе Кузнецке Пензенской обл.
командующим 10 Армией был назначен генерал С.И.Голиков.
По прибытию в г. Кузнецк, командование установлю тесные связи с городскимкомитетом партии и горисполкомом. В здании медицинского техникума разместилсяштаб армии, в помещении ветеринарного техникума и театре подразделения связи,охраны, автомобилисты. Командование армии установило прочный контакт сПензенским Обкомом ВКП(б), облисполкомом. Местные организации и трудящиесяКузнецка и других городов, где сосредоточилась части армии, помогали всем, чеммогли. Дело не ограничивалось отводом помещений. Приближались холода и трудящиесяпроявили немало заботы о воинах.
По прибытию частей 10 Армии в место сбора, колхозники по своейинициативе подвезли солому для нар. В частях, расположенных в лесах, землянках,было очень трудно наладить выпечку хлеба, организовать мытье людей, стиркубелья. И здесь местные организации помогали, предоставив в распоряжение воиновбани, пекарню, часть городского транспорта, чугунные котлы для приготовленияпищи, а так же бочки, которые попользовались для оборудования печек в землянкахи палатках.
В первое время армия не располагала своей типографией, нужнымколичеством газетной бумаги, шрифтов, краски, не было и наборщиков. Работникиполит. отдела обратились за помощью в Пензенский и Кузнецкий горком партии ичерез сутки все необходимое было полечено. Местные организации помогли и вкультурном обслуживании воинов: в частях и подразделениях выступали артистытеатров и коллективы художественной самодеятельности фабрик и заводов.
Организуя трудовую и боевую подготовку соединения, командование армииучитывало характер контингента её рядового и командного состава. Армия почти.90% состояла из русских, около 4% составляли украинцы. В 326- стрелковойдивизии преобладали мордва — 3246 человек. В составе 324 стрелковой дивизиинасчитывалось 1685 чувашей. Численность коммунистов едва превышала 5%. В связис необходимостью укрепления партийных организаций части и подразделенийполитотдел армии обратился с просьбой пополнить 10 Армию коммунистами. В началеноября прибыло 700 коммунистов, которые сыграли большую роль в боевом иполитическом цементировании рот и батальонов. Большую, помощь в обеспечениикадрами командиров и политработников 10 Армии оказал Приволжский Военный округ.
К утру 6 декабря 10 Армия в основном была готова к боевым действиям.
Сложная обстановка на фронте вынудила Верховное Главнокомандование допредела ограничить сроки формирования и подготовки резервной армии. В числебоевых резервов Красной Армии, призванных разгромить и отбросить врага отМосквы находилась 10 Армия.
Несмотря на то, что ей предстояло выступить на фронт ранее намеченныхсроков, её дивизии были готовы встретиться с врагом.
24 ноября по телефону ВЧ позвонил начальник Генерального штабаБ.Л.Шапошников, Передавая командующему армии распоряжения Ставки, он сказал:«Время пребывания в районе Кузнецка считайте законченным. Будьте готовы кначалу железнодорожных перевозок. А цель? Будьте готовы действовать на Зарайски Венев, получите к вечеру приказ. Из него всё станет ясно…Сердечнопровожали 10 Армию на фронт воины округа, местные организации и население. 29ноября 10 Армия вошла в состав Западного фронта. Армией командовали:
начало войны — генерал Голубев Г.Д.
с октября 1941 года — Голиков Ф.И.
с февраля 1943 года — генерал Попов В.С.
3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ФРОНТА
Мы должны преклоняться перед выдержкой,самоотверженностью и верностью Отчизне, которую проявляли математики-воины.Однако нельзя забывать и о другом вкладе математиков в победу советскогонарода над сильным и коварным врагом. Этот вклад состоит в использовании техспецифических знаний и умений, которыми обладают математики. Значение этогофактора особенно важно в наши дни, когда война стала, в первую очередь,соревнованием разума, изобретательности и точного расчета. Дело в том, что длявоенных действии привлекаются все достижения естествознания, а вместе с ними иматематика во всех ее проявлениях. Создание атомного и ракетного оружияпотребовало не только использования физических законов, но и обширныхматематических расчетов, создания новых математических моделей и даже новыхветвей математики. Без таких предварительных математических исследований несоздается ни одна техническая система и, чем она сложнее, тем разнообразнее ишире ее математический аппарат.
Для примера, крейсер представляет собойочень сложную техническую систему. Прежде чем его построить, надо выявитьгеометрические формы корпуса судна, чтобы при движении не создавалосьдополнительное сопротивления и чтобы одновременно судно слушалось руля. Такженеобходимо обеспечить живучесть корабля, надежность его управления,рассчитать влияние расположения машин, орудий, торпедных аппаратов наустойчивость и пр. Но и этого мало — требуется обеспечить связь со всемибоевыми единицами корабля, то есть создать эффективную систему управлениякораблем и его оружием.
Здесь перечислена лишь ничтожная доля техзадач, которые должен решить математик, прежде чем корабль можно начатьстроить. Но серьезные задачи необходимо решать и в период его эксплуатации —штурманские расчеты, расчеты стрельб и т. д.
Роль математики в военном деле велика.Обратимся к фактам прошлого.
В период Великой Отечественной войнытехника была разнообразной и сложной. Она требовала широкого использованияматематических расчетов для ее изготовления и эксплуатации.
Увеличение скорости полета самолетовтребовало не только повышения мощности двигателей, но выбора оптимальногопрофиля фюзеляжа и крыльев, а также решения многих других вопросов. Достижениеблестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов позволило А. С.Яковлеву и С.А.Лавочкину создать грозные истребители, С. В. Илюшину –неуязвимые штурмовики, А.Н. Туполеву, Н. Н. Поликарпову и В. М. Петлякову –мощные бомбардировщики.
Но, овладевая большими скоростями, авиаконструкторыстолкнулись с неизвестным ранее явлениями в поведении самолета. В определенныхрежимах работы моторов в конструкциях самопроизвольно возникало возбуждение,причем с большой амплитудой, и это явление (флаттер) вело к разрушению самолетав воздухе. Опасности подстерегали скоростные машины и на земле. При взлете ипосадке самолета колеса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Этоявление, названное шимми, нередко вызывало катастрофы самолетов на аэродромах.Выдающийся советский математик М. В. Келдыш и возглавляемый им коллектив ученыхисследовали причины флаттера и шимми. Созданная учеными математическая теорияэтих опасных явлений позволила советской авиационной науке своевременнозащитить конструкции скоростных самолетов от появления таких вибраций. Ученыедали рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолетов.В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетовпо причине неточного расчета конструкций, тем самым были спасены жизни многихлетчиков и боевые машин.
Советские ученые опередили врага и в создании реактивной авиации.
Первый испытательный полет нашего реактивного истребителя былпроизведен в мае 1942 г., немецкий реактивный «Мессершмитт» поднялся в воздухчерез месяц после этого.
Видная роль в деле обороны нашей страны принадлежит выдающемуся математику– академику А. Н. Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки кораблябыли использованы нашими Военно – Морскими силами. Он создал таблицунепотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабльзатопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобыликвидировать крен и насколько это затопление может улучшить устойчивостькорабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечьогромные материальные ценности.
Традиционная область деятельности ученыхнашей страны — исследование артиллерийских систем. Проблемыпристрелки, разработанные еще в XIX веке, в связи споявлением новых типов артиллерии потребовали в период Великой Отечественнойвойны дополнительных исследований и составления таблиц.
а) Стрельба с самолета по самолету и поназемным целям также привела к математическим задачам, которые нужно былосрочно решить. Ими занимались как специалисты в области артиллерии, так иматематики. Проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц,позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, а такжеобласть, которую накроет бомбовой удар. Такие таблицы были составлены еще доначала войны, но для самолетов, обладающих большими скоростями.Во время войны были созданы специальные полки ночных тихоходных бомбардировщиков,но для них не было таблиц бомбометания.
На кафедре теории вероятностей МГУ былирассчитаны таблицы бомбометания с малых высот при малых скоростях самолета. Ониоказали несомненную помощь нашим летчикам и летчицам.
б) В апреле 1942 г коллектив математиковпод руководством основателя конструктивной теории функции действительногопеременного и первого аксиоматика теории вероятностей академика С. Н.Бернштейна разработал и вычислил таблицы для определения местонахождения суднапо радиопеленгам. Таблицы ускоряли штурманские расчеты примерно в 10 раз.
В 1943 г были подготовлены штурманскиетаблицы, которые нашли широкое применение в боевых действиях дальней авиации,значительно повысили точность самолетовождения. Штаб авиации дальнего действия,дал высокую оценку работе математиков, отметив, что ни в одной стране мира небыли известны таблицы, равные этим по простоте и оригинальности.
В результате решения сложнойматематической задачи член – корреспондент АН СССР Н. Г. Четаев определилнаиболее выгодную крутизну нарезки стволов орудия. Это обеспечиваломаксимальную кучность боя и непереворачиваемость снаряда при полете.
Один из крупнейших советских математиков,академик А.Н. Колмогоров, используя свои работы по теории вероятности,разработал теорию наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Он нашелполное решение этой задачи и довел его до практического использования.Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самымувеличить эффектность действия артиллерии, которую заслуженно называли богомвойны.
Большое значение для решения практических задач, в том числе оборонных,имело развитие номографии – одного из разделов математики, изучающей теорию испособы построения одного из видов чертежей – номограмм, которые экономят времядля вычислений, упрощают их. Номограммы специального бюро при НИИ математикиМГУ под руководством Н.А.Глаголева применялись при обороне городов,использовались для оптимального размещения зенитных батарей вокруг Москвы, вВоенно-Морском Флоте.
Имеется еще один аспект работы советскихматематиков на помощь фронту, о котором нельзя не вспомнить — это работа поорганизации производственного процесса, направленная на повышениепроизводительности труда и на улучшение качества продукции. Здесь былоогромное число проблем, которые нуждались в математических методах и в усилияхматематиков. Я рассмотрю только одну проблему – контроль качества продукции иуправления качеством в процессе производства.
Эта проблема со всей остротой возниклаперед промышленностью уже в первые дни войны, поскольку прошламассовая мобилизация и квалифицированные рабочие стали солдатами. Им на сменупришли женщины и подростки без квалификации и рабочего опыта.
Рассмотрим лишь один пример, имевший местона приборостроительном заводе в Свердловске. Здесь изготовлялись очень важныеприборы для авиации и артиллерии. У станков были только подростки 13 — 15 лет.Многие детали, которые они выпускали, выходили за пределы допуска и поэтому неиспользовались для сборки. Тогда все детали разбили на 6 групп по размерам,которые уже было бы возможно сопрягать между собой. Исследования показали, чтотак собранные приборы оказались вполне пригодными для дела и удовлетворилипотребности на месяц вперед.
Они обладали одним недостатком: есликакая-либо деталь выходила из строя, то ее можно было заменять лишь детальютой же группы, из деталей которой собран прибор. Но в ту пору и для тех целей,для которых были предназначены приборы, можно было обойтись заменой приборов, ане деталей. Мастерам удалось успешно использовать завалы испорченныхподростками деталей.
Задача контроля качества изготовленнойпродукции состоит в следующем. Пусть изготовлено N изделий,они должны удовлетворять некоторым требованиям. Скажем, снаряды должны бытьопределенного диаметра, не выходящего за пределы отрезка [D1, D2],иначе они будут непригодны для стрельбы. Они должны обладать определеннойкучностью при стрельбе, иначе будут затруднения при стрельбе по цели. И если спервой задачей справиться легко — нужно замерить диаметры изготовленныхснарядов и отобрать те из них, которые не удовлетворяют требованиям, то сдругим требованием положение значительно сложнее. Действительно, чтобыпроверить кучность стрельбы, необходимо провести стрельбы. А что же останетсяпосле испытаний? Испытания нужно произвести так, чтобы подавляющая частьпродукции осталась пригодной для дальнейшего использования. Была поставленазадача – как по испытанию малой части изделий научиться судить о качестве всейпартии. Методы, которые были для этой цели предложены, получилиназвание статистических. Их теория берет свое начало с одной работы1848 года академика М.В. Остроградского. Позднее этой задачейзанимались профессор В. И. Романовский (1879 — 1954) в Ташкенте иего ученики. Во время войны их совершенствованием занялся А.Н. Колмогоров и егоученики.
Задача, о которой только что былорассказано, обладает одним дефектом в самой ее постановке: партия продукцииуже изготовлена и нужно выяснить, можно ее принять или же следует ееотвергнуть? Но зачем изготовлять партию, чтобы ее затем браковать? Возниклапроблема, как организовать производственный процесс, чтобы уже приизготовлении поставить заслон для изготовления некачественной продукции? Такиеметоды были предложены и получили название статистических методовтекущего контроля. Время от времени со станка берутся несколько (скажем,пять) только что наготовленных изделий и замеряются параметры их качества. Есливсе эти параметры находятся в допустимых пределах, то производственный процесспродолжается, если же хотя бы одно изделие выходит за пределы допуска, топодается сигнал о необходимой переналадке станка или о смене режущегоинструмента. Какое отклонение параметра от номинала допустимо, чтобы вся партиябыла изготовлена качественно? Это требует специальных расчетов.
После окончания войны выяснилось, чторезультаты работы советских математиков и инженеров принесли за годы войныстране миллиардную экономию.
4.СБОРНИК МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, ОТРАЖАЮЩИЙСОБЫТИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
№1
В начале войны с п. Амурский на фронт ушло 100 человек, из них 72погибли. Сколько фронтовиков вернулось домой?
№2
В п. Амурский в память о погибших в ВОВ односельчан был построенпамятник в 1984 году. Сколько лет этому памятнику будет в 2015 году?
№3
Фурсов Филипп Максимович получил повестку в армию в ноябре 1943 года, апервые бои, в которых он принимал участие, были под Ковелем в мае 1944 года.Сколько времени длилась военная подготовка, если считать с первого числамесяцев?
№4
В начале наступления у полка было 40 противотанковых ружей, из нихосталось только 2. Какой процент ружей утерян?
№5
На подступах к Берлину полк прошёл за 10 дней 80 км. Сколько километровв день проходил полк?
№6
Максимальная скорость среднего танкаТ-34 – 55 км/ч, а немецкого танка такого же класса Т-III-40 км/ч. Скольковремени понадобится каждому танку для преодоления пути в 440 км, если оба онибудут двигаться равномерно с максимальной скоростью.
№7
Уральский край в годы войны стал крупнейшим пунктомпромышленной эвакуации: Удмурская АССР приняла 34 завода, Оренбургская область90, а Пермская область приняла столько, сколько приняли Удмурская АССР иОренбургская область вместе , 212 заводов разместилось в Свердловской области,на 12 меньше в Челябинской и 172 в Башкирской АССР. Сколько всего предприятийразместилось на Урале?
№8
За годы ВОВ артиллерийская промышленность Урала направилав действующую армию более 150 000 орудий, из них 731 танк «Т-34». Какой процентсоставил выпуск танка «Т-34», ответ округлите до сотых.
№9
Первые 50 км танк «Т-34»прошел за 1 час, следующие 75 кмза 2 часа, а последние 62,5 км за 4 часа. Постройте график зависимостипройденного пути от времени.
№10
Всего за годы войны на Урале выпустили: 5000 самоходныхартиллерийских установок, 731танк «Т-34»,3219 тяжелых танков, 6510 средних танковых корпусов, 7100 танковыхбашен, 150 000 артиллерийских орудий, 11,1 млн винтовок и карабинов,213 400пушек, 961 500 пистолетов. Какой процент от числа военной техники и оружиясоставляет выпуск танка « Т-34»? Ответ округлите до сотых.
№11
Фляжка с водой весят 900 г. Сколько весит пустая фляжка, если фляжканаполненная наполовину весит 550 г.?
№12
Тактико-технические данные советской«КАТЮШИ»:
Используя данныетаблицы, ответьте на вопросы:
- Какой калибр снаряда установки БМ-13?
- Какой вес снаряда установки БМ31-12?
- Сравните набольшую дальность стрельбы установок и расположите данные в порядке возрастания.
№13
В годыВеликой Отечественной войны трудно приходилось жителям всех городов СоветскогоСоюза, но особенно тяжкая участь постигла жителей города Ленинграда. Наиболеетрудный и трагический период в жизни ленинградцев продолжался с 8 октября 1941года по 27 января 1942 года. Город был блокирован врагами. Вопрос: сколько днейпродолжался самый суровый период ?
№14
Послепрекращения эвакуации ленинградцев, в городе осталось 2 млн. 887 тыс. мирныхжителей, в том числе 400 тыс. детей. Запасы продовольствия и топлива быликрайне ограничены. (На 1-2 месяца).
Расходмуки в сутки по периодам был следующий (в тоннах):
Сначалаблокады по 11 сентября – 2100
С 11сентября – по 15 сентября – 1300
С 16сентября – по 1 октября – 1100
Со 2октября – по 26 октября – 1000
С 27октября – по 1 ноября – 880
Со 2ноября – по 13 ноября – 735
С 14ноября – по 20 ноября – 662
С 21 ноября– по 25 ноября – 510
Вопрос:во сколько раз уменьшился расход муки с 21 ноября по сравнению с началомблокады? (ответ округлить до десятых).
№15
Намомент вторжения, враг превосходил наши войска, по личному составу в 1,8 раза,по тяжелым и средним танкам в 1,5 раза, по самолетам в 3,2 раза, по орудиямминометам в 1,25 раза. Каково было вооружение захватчиков, если в войсках,прикрывавших Западные границы СССР, было 2,9 млн. человек, 1540 самолетов,34695 орудий и минометов, 1800 тяжелых и средних танков?
№16
ПобедаСоветских войск над фашистскими оккупантами под Сталинградом – одна из наиболееславных страниц летописи Великой Отечественной войны. Она продолжалась 200 днейи ночей с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Сражение за Сталинградпринято подразделять на два неразрывно связанных между собой периода:
- Оборонительный с 17 июля по 18 ноября 1942 года.
- Наступательный с 19 ноября по 2 февраля 1943 года.
Определитепродолжительность каждого периода, какой из них был наиболее продолжительней ина сколько дней?
№17
В тетяжелые годы пензенцы делали немыслимое. Ставили цеха из остатковвывезенных сборных конструкций, рубя проволоку и вытесывая топором сложнейшиеперекрытия;,возвращали в строй тысячи тяжелораненых, делая сложнейшие операциии отдавая свою кровь бойцам, снабжали армию хлебом и мукой, мясом и одеждой,получая по карточкам 800 граммов хлеба, 50 граммов крупы и 30 граммов мяса вдень на работающего. Сколько килограммов хлеба получал один пензенец занеделю?
№18
В танке«Т-34» экипаж составляет 5 человек. Колонна из 20 танков отправляется к новомупункту военных действий. Сколько человек отправляются на новое место?
№19
Дляпрохождения 100 км танком «Т-34» в среднем расходуется 140 л топлива. Сколькокм пройдет танк если в его баке 180 л топлива?
№20
В школурадистов изъявили желание записаться 156 человек.
Собеседованиепрошли 75% . Найдите, сколько желающих прошли собеседование?
№21
Замужество и отвагу, проявленные в ходе военных операций, уральские «чудо –богатыри» получили 42 368 наград : среди них 1000 героев СоветскогоСоюза, 27 полных кавалеров ордена Славы. Какой процент составили героиСоветского союза вместе с полными кавалерами ордена Славы? (ответ округлите додесятых)
№22
За годы войны было выпущено18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысяч танковых дизельмоторов, 17,7 миллионов заготовок боеприпасов. Сколько всего было выпущено военнойпродукции?
№23
В партиииз 1500 патронов, каждый сотый — бракованный, какова вероятность того, что вамможет попасть некачественный патрон?
№24
На заводепервый рабочий изготовляет деталь для танка за 5 часов, второй за 10 часов, атретий за 7 часов. Сколько времени понадобится для изготовления детали рабочим,если они будут работать совместно?
№25
За какоевремя пуля настигнет врага, находящегося на расстоянии 1500 м, если скорость вылетапули из снайперской винтовки 650 м/с?
№26
Решитеуравнения и расшифруйте фамилию участника ВОВ который, проявил мужество и героизм вбоях под Сталинградом и был награждён орденом Красной Звезды. Ответы расставьте в порядкевозрастания:
№27
9 мая 1945 года в честь народа-победителя в Москве был дан салют 30залпами из 1000 орудий. Сколько всего было залпов?
№28
Расстояние от Бреста до Москвы 1000 км. От Москвы до Берлина на 600 кмбольше. Советские солдаты, освобождая свою Родину , километр за километромперебежками и по-пластунски за 4 года преодолели расстояние от Бреста доБерлина . Чему равно расстояние от Бреста до Берлина ?
№29
Выполнивследующие вычисления, вы узнаете еще о некоторых фактах и
событияхвремен ВОВ. 224: 8 = (героев Панфиловцев)
624: 6 =(удостоены звания дважды
ГерояСоветского Союза)
28000* 3= (разрушенных школ)
117:9 =(городов Героев)
709 *2 =(дней и ночей длилась ВОВ)
№30
Подсчитайте,сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1кг? Какую частьбуханки составляет одна треть от восьмушки? Сколько граммов приходится на1/24 часть буханки? Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этимидробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколькограммов?
№31
Общий ущерб, нанесенный народному хозяйству СССР второймировой войной, составляет 2569 млрд.р. Сколько школ можно было бы построить насредства, потерянные нами в годы Великой Отечественной войны, если считать, чтостоимость строительства новой четырехэтажной школы составляет 8 млн.600 тыс.руб. (в ценах, действовавших до 1 января 1961
ОТВЕТЫ
Ответ
1
28
2
31
3
6
4
95
5
8
6
8 и11
7
832
8
49%
10
0,01%
11
200
12
132;51,5;БМ31-12;БМ8-48;БМ-13
13
111
14
4,1
15
5,22;2700;4928;43368
16
124 и77; на 47
17
5,6
18
100
19
128,6
20
117
21
2,4%
22
17766500
23
0,01
24
2,26
25
2,3
26
Осипов
27
30000
28
2600
29
104;28;84000;13;1418;
30
125;1/24;41,66;на21;
31
298720
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Со дня Победы прошло почти 77 лет.Вторая мировая война оказалась прежде всего войной танков, соревнованиеммоторов, огня и брони, и от того, чья конструкторская мысль оказывалась точнееи глубже, зависел исход многих сражений. Советские математики многое сделалидля восстановления и развития народного хозяйства. За годы войны, в нечеловеческихусловиях, наблюдался прогресс теоретической математики. До сих пор нет сводноготруда, который бы показал, как много математики дали фронту для победы, как ихисследования помогали совершенствовать оружие, которое использовали воины вбоях. Поэтому практической частью даннойработы стало создание сборника математических задач. Использование на урокахматематики задач, представленных в сборнике, позволит обучающимся запомнитьосновные факты о Великой Отечественной войне.
Нам никак нельзя забывать о том, чтоподвиг народа в Великой Отечественной войне не ограничивается только славнымиделами фронтовиков, что основы победы ковались и в тылу, где руками рабочих иих разумом, руками и разумом инженеров и ученых создавалась исовершенствовалась военная техника. Нельзя нам забывать и того, чтопо многим параметрам к концу войны наши танки, самолеты, артиллерийские орудиястали совершеннее тех, которые противопоставлял нам враг.
К сожалению, и теперь положение в миретаково, что страна, а вместе с ней и математики, вынуждены уделять вниманиеразработке проблем обороны. Однако это не самоцель, а вынужденнаянеобходимость. Каждый же из нас мечтает о том времени, когда человечество забудет овойнах и о подготовке к ним.
Таким образом, я считаю, что тема моейработы очень актуальна и в наши дни, особенно для моих сверстников.
Во – первых, она лишь чуточку приоткрываетогромнейший вклад советских математиков в историю моей страны, в часприближения Победы.
Показывает, что это не просто сухие цифры,это история, человеческие судьбы. Ведь от точности расчетов зависеличеловеческие жизни.
Во – вторых, эта работа помогает понять,что изучение математики необходимо, она соприкасается со всеми отраслями науки.И чем бы мы в дальнейшем не занимались, чтобы не выбрали, знания математики намбудут необходимы.