X-PDF

Мир природы и человека

Поделиться статьей

.Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 487

Выборгского района Санкт- Петербурга

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕОБУЧЕНИЕ

 

 

 

ученик3 Г класса

находящийсяна индивидуальном обучении по адаптированнойосновной общеобразовательной программе обучающихся с легкой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

 

 

 

Учитель:Головкина Н.В.

 

 

Санкт-Петербург

2022-2023уч.год

 

Пояснительнаязаписка

Актуальность

Курс «Мир природыи человека» является начальным этапом формирования у ребёнка с лёгкойумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умений наблюдать,анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержаниеучебного курса для 3 класса предусматривает расширение знаний об объектах иявлениях окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать элементарныепричинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Основное вниманиепри изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представленийоб ок­ру­жа­ю­щем мире: жи­вой и неживой природе, месте человека в природе, вза­имосвязяхчеловека и об­ще­ства с природой. Практическая направленность учебного предметареализуется через развитие способности к ис­поль­зованию знаний о живой и не­живойпри­роде, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленнойи само­сто­я­тель­ной ор­ганизации безопас­ной жи­зни в конкретных условиях.

        Наэтих уроках у учащегося с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) формируются элементарные представления и понятия, необходимые приобучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление онепосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире,который находится вне поля их чувствительного опыта.

Цель учебного предмета: углублениесведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи междуобъектами, явлениями и состояниями природы.

Задачи учебного предмета:

    Уточнитьимеющиеся у учащегося представления о неживой и живой природе, дать новыезнания об основных её элементах.

    Наоснове наблюдений и простейших опытных действий расширить представления овзаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира кусловиям внешней среды.

    Выработатьумения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания,использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологическиеданные.

    Формироватьэстетические потребности путем наблюдения за природой родного края.

    Формироватьзнания обучающегося о природе своего края.

    Формироватьпервоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научитьобучающегося бережному отношению к природе.

Основным методом обучения является беседа.Главным компонентом беседы является речь самого обучающегося. Учителюнеобходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации,логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, доминои др.

На экскурсиях обучающийся знакомится спредметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – наоснове непосредственных чувственных восприятий.

Практические работы помогают закреплениюполученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычнойжизнедеятельности.

Правильная организация занятий,специфические приемы и методы побуждают обучающегося к самостоятельномувысказыванию, активизируют его речевую и познавательную деятельность.

Существеннаяособенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа дляширокой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет«Мир природы и человека» использует и тем самым подкрепляет умения, полученныена уроках чтения, русского языка и речевой практики и мате­матики, музыки иизобразительного искусства, трудового обучения и физической культуры, совместнос ними приучая ребёнка к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностномупостиже­нию окружающего мира.

Содержание дисциплины «Мир природы ичеловека» базируется на знакомых объектах и явлениях окружающего мира и даётвозможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные,следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниемприроды. Этот курс элементарного природоведения в младших классах (1-4 кл.)специальной школы должен заложить основы для изучения в дальнейшем такихучебных дисциплин как «Естествознание» и «География», создать преемственнуюсистему знаний между названными предметами.

Программа построена по концентрическомупринципу, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курсобучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания втечение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

 

Место предмета вучебном плане

        На изучение предмета «Мир природы и человека» в 3 классе по учебному плану ГБОУшкола №487 для учащихся индивидуально на дому отводится 0,5 часа в неделю.

        Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для учащегося 3класса составлена на основании:

1.   АООПобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) ГБОУ школа №487 Выборгского р-на СПб.

2.   РаспоряженияКомитета по образованию «О формировании учебных планов государственныхобразовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательныепрограммы, в 2020/2021  учебном году».

3.    «Программыспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы»,под ред. И.М. Бгажноковой (раздел «Живой мир», автор Н.Б. Матвеева) — Москва«Просвещение», 2011.

4.   Учебногоплана ГБОУ школа № 487 на 2020-21 уч. год. На основании Приложения №1 кПостановлению Правительства СПб от 22.04.2015 № 355 и Распоряжения Комитета поОбразованию Приказ 2525-р от 30.10.2013г «Об утверждении Порядка организацииобучения по медицинским показаниям по основным общеобразовательным программамна дому».  

Срок реализации программы: 1 учебный год.

 

Психолого-педагогическаяхарактеристика учащегося

 

Данная программа была скорректирована, опираясь наособенности учащегося. При отборе программного учебного материала учтеныиндивидуальные особенности учащегося и подобраны задания по формированию такихчерт характера и всей личности в целом, которые помогут стать полезным членомобщества. Программа обеспечивает активизацию познавательной деятельности иразвитие речи.

 

Причина созданияучебной программы

Так как в программе для 3 классаобучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) подред. В. В. Воронковой предусмотрена нагрузка по предмету Мир природы ичеловека 2 часа в неделю, а по учебному плану ГБОУ школы № 487 дляучащихся индивидуально на дому – 0,5 часа в неделю, была проведенакорректировка программы. Темы, изучаемые в 3 классе, оставлены без изменений, аколичество часов сокращенно на 1,5 часа в неделю за счет укрупнениядидактических единиц, объединения тем уроков, уплотнение учебного материала; выводачасти учебного материала на самостоятельное изучение с последующим контролем.

Государственная программа рассчитана на 17 часов в год(что составляет 34 занятия по 20 минут), коррекция праздничных дней и днейздоровья не требуется.

 

Условия реализации программы

Видыи формы организации учебного процесса

Для реализации данной программы используютсяразнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения итехнологии.

Уроки: традиционные(ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверкизнаний, умений и навыков; систематизации и обобщению изученного материала),нетрадиционные уроки (экскурсии, урок-игра и т.д.).

Формы работы на уроке:индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные,наглядные, практические.

            Технологии обучения:игровые, здоровьесберегающие, коммуникационные, личностно-ориентированные,технологии разноуровневого и дифферинцированного обучения и т.д. При реализациипрограммы могут использоваться дистанционные образовательные технологии, и(или) электронное обучение.

 

Виды и формы контроля

При реализации данной программы используетсяиндивидуальная форма контроля. Она предусматривает самоконтроль учащегося ивнешний контроль учителя за деятельностью учащегося. Контроль проводится:входной, текущий и итоговый.

В случае необходимости, корректировкарабочей программы может быть осуществлена посредством:

-укрупнения дидактических единиц, объединения тем уроков,уплотнение учебного материала;

-вывода части учебного материала на самостоятельное изучение споследующим контролем.

Методы контроля: самостоятельная работа, контрольнаяработа. Данные работы представлены в учебно-тематическом плане программы.Контрольные работы выполняются на отдельных листах и хранятся в портфолиоучащейся.

 

Учебно-тематический план программы

 

пп

Тема

Кол-во часов

Кол-во поурочных часов

Кол-во часов см.р.

1.       

Неживая природа.

8

1

7

2.       

Сезонные изменения: осень.

9

2

7

3.       

Живая природа: растения.

10

10

4.       

Сезонные изменения: зима.

7

2

5

5.       

Сезонные изменения: весна.

6

3

3

6.       

Живая природа: животные.

5

6

7.       

Живая природа: человек.

7

1

7

8.       

Сезонные изменения: лето.

6

1

7

9.       

Контрольная работа.

6

6

 

Итого

68

16

52

 

Межпредметная интеграция

предмета «Мир природы и человека» осуществляется с:

·        Русским языком: формированиенавыка правильного письма слов, составление предложений по картине или рядусюжетных картинок.

·        Чтением: чтение текстов оприроде. Полные ответы на вопросы. Умение дополнить ответ товарища.Использование в речи вновь усвоенных слов и предложений.

·        Изобразительным искусством:работа над художественными произведениями.

·        Физкультура: использованиефизкультурных минуток на уроках.

·        Математика: использованиепорядковых числительных в работе.

 

Содержание учебного предмета

 

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

Формирование представлений о смене времён года в свя­зи сизменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее илетнее время.

Названия времён года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в тече­ние суток: утро,день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживойприроды: похолодание, дождь, заморозки, пас­мурно, первый снег, снегопад,снежинки, мороз, лёд, за­мерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, ка­пель,лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень.Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное времягода: тополь, дуб, сирень, калина, шипов­ник. Увядание и появление трав,цветов: одуванчик, лан­дыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица,сорока. Появление весной грачей, скворцов. Жи­вотные в разное время года: лиса,белка, ёж. Рыбы зимой.

Труд человека в разное время года

Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступ­ленииморозов.

Детские игры в природе, предупреждение травм, не­счастных случаев.

Неживая природа

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсут­ствие запаха,текучесть. Первичные представления о тем­пературе, о термометре как приборе дляизмерения темпе­ратуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа

Растения

Комнатные растения. Названия и отличительные при­знаки (3—4растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необ­ходимость дляжизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые,засухоустойчивые: традесканция и кактус.

Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и тра­десканция. Уходза комнатными растениями. Огород. Овощи (3—5 названий), их признаки.Особенности произ­растания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3—5 названий). Названия и признаки. Особенностипроизрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов данной местности.

Уход за растениями сада и огорода.

Животные

Сравнение домашних и диких животных. Кошка — рысь. Собака — волк.Внешний вид, питание, названия детёны­шей, повадки, образ жизни, места обитания.Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразиепород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2—3 названия рыб, распространённых в данной местности).Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Человек

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая по­лость, пищевод,желудок, кишечник (элементарные пред­ставления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевыхотравлений.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностныерезультаты

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущнонеобходимом жизнеобеспечении;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся иразвивающемся мире;

-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятиесоответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитиесоциально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях.

Предметныерезультаты

         Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальныйи достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами неявляется обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень являетсяобязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

§ правильнои точно называть изучаемые объекты и явления природы;

§ участвоватьв беседе;

§ называтьизученные предметы, характеризовать их по свойствам;

§ узнаватьи называть живые и неживые объекты.

 

Достаточный уровень:

·      называть изученные объекты и явления природы;

·      различать 2-3 комнатных растения, называть части растений.Ухаживать за ними;

·      различать наиболее распространённые овощи и фрукты;

·      различать домашних и диких животных, рыб;

·      различать признаки времён года;

·      выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёмапищи.

·      правильно называть изученные объекты и явления природы;

·      различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход закомнатными растениями;

·      различать наиболее распространённые овощи и фрукты, объяснять, гдеони растут, как используются человеком;

·      различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки,образ жизни;

·      различать элементарные гигиенические правила;

·      различать признаки времён года, объяснять причину сезонныхизменений в жизни живой и неживой природы.

Обучающийся должен усвоить следующие представления:

·      о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений,животных, человека;

·      о растениях сада и огорода, их отличии;

·      о разнообразии животного мира, образе жизни и по­вадках диких идомашних животных;

·      о роли питания в жизни человека;

·      о гигиенических правилах;

·      о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений,животных, человека;

·      о значении воды, тепла, света в жизни растений и жи­вотных.

 

Формированиебазовых учебных действий

Базовыеучебные действия, формируемые у обучающегося 3 класса на уроках предмета «Мирприроды и человека», обеспечивают успешное начало школьного обу­че­ния и положительноеотношение к учебе в целом:

Личностные:

·      овладение социально-бытовыми умениями, используемыми вповседневной жизни;

·      развитие адекватных представлений о собственных возможностях, онасущно необходимом жизнеобеспечении;

·      владение навыками коммуникации и принятыми нормами социальноговзаидмодействия;

·      развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми вразных социальных ситуациях.

Коммуникативные:

·      вступать в контакт (учитель – ученик);

·      отвечать на вопросы учителя;

·      использовать принятые ритуалы социального взаимодействия сучителем;

·      соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,прощаться, благодарить;

·      слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видахдеятельности на уроке «Мир природы и человека»;

·      доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми.

Регулятивные:

·      входить и выходить из учебного помещения со звонком;

·      ориентироваться в пространстве класса;

·      пользоваться учебной мебелью;

·      адекватно использовать ритуалы школьного поведения (подниматьруку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

·      работать с учебными принадлежностями (учебник, плакаты, природныйматериал, дневник наблюдения за погодой и др.) и организовывать рабочее местопод руководством учителя;

·      принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следоватьпредложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;

·      участвовать в деятельности, контролировать и оценивать своидействия с помощью учителя.

Познавательные:

·      выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

·      устанавливать видо — родовые отношения предметов;

·      уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

·      делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать нанаглядном, электронном материале.

 

Критериямиоценивания являются:

-соответствиедостигнутых предметных и личностных результатов обучающегося;

-динамикарезультатов предметной обученности, формирования БУД.

 

Системаоценивания знаний

При оценке итоговыхрезультатов освоения программы по предмету «Мир природы и человека» должныучитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психическиепроблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакцийребенка.

Текущее оценивание-наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со­путствует процессустановления умения и навыка. Его основная цель — анализ хода формиро­ваниязнаний и умений учащихся, формируемых на уроках. Это даёт возможностьучастникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недос­татки,выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

При оценке устных ответовпринимается во внимание:

а) правильность ответа посодержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практическиприменять свои знания;

г) последовательностьизложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставитсяученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителяобосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;допускаются единичные ошибки, которые сам же исправляет.

Оценка «4» ставится,если ученик даст ответ, в целом соответствующий оценке «5», но допускаетнеточности в подтверждение правил примерами и исправляет их с помощью учителя;делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложениядопускает одну-две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится,если ученик обнаруживает знание понимание основных положений данной темы, ноизлагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок вречи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это спомощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится,если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной частиизученного материала; допускает ошибки в формулировании правил, искажающие ихсмысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» в1-4 классах за устные ответы не ставится.

 

Учебно-методическоеобеспечение программы

 

1.         Литература

Основная:

1.    Мирприроды и человека. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализиющихадапт. основные общеобразоват.  программы. В 2 ч. / Н.Б. Матвеева, И.А.Ярочкина,  М.А. Попова. – М.: Просвещение, 2019.

2.    Программыдля подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида / под ред. В. В. Воронковой.- М.:Издательство «Просвещение», 2013.

 

Дополнительная:

1.    Кудрина С.В. Окружающий мир: учеб. для 3 кл. специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида / С.В. Кудрина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. — 111 с.: ил. -(Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа).

2.    КудринаС.В. программно-методическое обеспечение  к урокам «Окружающий мир» в 1-4классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида.-М:ВЛАДОС, 2018.

3.    Тетрадь поокружающему миру для 3 класса для детей с легкой умственной отсталостью к учебникуХуденко Е.Д. Сост.: Гаранина О.А., Коваленко Г.Н.

 

2. Дидактические пособия

Демонстрационные:

Плакаты:времена года, профессии, зимующие и перелётные птицы, сюжетные ипредметные картинки, таблицы времён года, плакаты для определения «Кто чем питаетсяиз животных», картинки фруктов и  овощей, профессий, цветов, обуви и одежды,времён года, видов транспорта, грибов, животных, насекомых, растений, С.Вохринцева «Окружающий мир»: домашние животные, птицы, домашние птицы, дикиептицы, деревья и листья, лесные ягоды, садовые ягоды, транспорт; книги-сказки,иллюстрации по темам: Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Дикие животные»,«Домашние животные»; «Времена года»; «Игрушки», «Учебные принадлежности»;«Птицы»,  «Деревья», «Кустарники», «Цветы»; «Мебель»; «Продукты»; «Обувь»;«Одежда». Природныйматериал (шишки, семена растений)

 

Раздаточные:

Лотодля детей и родителей по темам курса.

Индивидуальныекарточки для штриховок и раскрасок предметов и животных.

Раскраскипредметов и явлений окружающей действительности.

Шаблоныживотных и предметов.

Шаблонызверей и фигур.                         

3.Оборудования для мультимедийных демонстраций:

Компьютер,магнитофон.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет