Серкова Л.Б., учитель русского языкаи
литературы
Гагаринского районаМБОУ «Кармановскаясредняя школа» Смоленской области
Как помочьребёнку выучить словарные слова?
Словарных слов в процессеразвития русского языка с каждым днём становится все больше: теряется связьмежду словами, которые исторически были родственными; выходят из употребленияте слова, которые когда-то были проверочными. Как же запомнить все те слова,которые задают в школе и которые могут пригодиться в жизни? Есть несколькометодик запоминания словарных слов. Их использование облегчит жизнь и ученикам,и родителям и педагогам.
С чего начать?
Начать стоит с самой обычнойработы над словом, особенно если речь идет об учениках младших классов. Но небудет лишней эта работа и в других классах.
1. Прочитать слово по слогам.
2. Поделить слово на слоги и для переноса, подсчитать количествобукв, гласных, согласных.
3. Определить состав, часть речи.
4. Найти «опасную» букву, переписать слово, выделяя ее цветом.
5. Придумать предложения или словосочетания со словом.
6. Записать слово несколько раз в разных формах (падежах, лицах ит.д.), обязательно тщательно проговаривая его вслух.
Этот алгоритм запоминаниясловарных слов используют обычно в классе, и нередко этого оказываетсядостаточно. Но есть ребята, которым этого не хватает. Или слово попалоськакое-то «нехорошее» — не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучиваетслова, или слов слишком много. Причины бывают разные. И тогда работу стоитпродолжить. Существует множество методик, можно выбрать по вкусу илииспользовать их все. Желательно, чтобы вся работа проходила весело и синтересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболеепредпочтительными.
«Дерево слов». Надонарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень — это корень словарногослова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится болееразвесистым? Стоит обратить внимание, если игра проводится учителем, тем болеев средней школе, стоит обращать внимание на различение школьниками понятий«однокоренное слово» и «форма слова»: на веточки надо записывать толькооднокоренные слова.
«Шарады». Если науроках проводится игра в лингвистические «шарады», стоит включить в неесловарные слова: загадать их и слова, которые являются однокоренными.Например, запоминается слово «шёл».
Фонетическая «шарада».Первый звук как последний звук в слове «нож»; ударный гласный как ударныйгласный в слове «кошка», последний звук как последний звук в слове «пол».
Не оставит равнодушнымиребят и игра «Третий лишний». В эту игру тоже стоит включитьсловарные слова. Ученик должен не только назвать лишнее слово, но и обосноватьсвой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разнымоснованиям. Все разумные ответы правильные. Пример:
К..рандаш, м…тор, м…рковь
Лишнее слово «карандаш», потомучто надо вставить А, а в остальных О. Лишнее слово «морковь», потому что оноженского рода, а остальные — мужского.
«Письмо из бутылки». Текст,в котором отсутствуют («смыты водой, пока письмо плавало в бутылке побескрайнему морю») отдельные буквы и слова. Его надо восстановить. Пропускатьнадо слова и буквы, в которых можно ошибиться.
Как дети любят исправлятьчьи-то ошибки, да ещё и красной ручкой! Дайте им такую возможность! Пусть ребятапобудут корректорами или учителями. Игра «Исправь ошибки» или«Корректор». Детям предлагается текст или слова, в которых кое-где допущеныошибки. Задача школьника — найти их и исправить. «Перфокарты» Методконтроля, предложенный Г. Богдановой, требует подготовки от учителя, но затопользуется неизменным успехом у школьников. Для него надо заготовить перфокарты— картонки, в которых вырезаны «окошки» в три столбика. У автора методики по 9в каждом столбике. Учитель диктует (повторять слова нельзя!), а детивписывают только одну «опасную» букву в «окошко». Работа и выполняется, ипроверяется за считанные минуты. А если обменяться написанными работами ипроверить друг у друга, то это ещё интереснее.
«Свой словарныйдиктант» В качестве домашнего задания предложить придумать свой словарныйдиктант. Этот вид работы вызывает большой энтузиазм. Можно составить диктантне просто из словарных слов, а из словосочетаний. Сильные ребята могутсоставить небольшой текст, включающий в себя не менее 1015 словарных слов.
Составление ребусов и кроссвордов из словарных слов тоже помогает в их запоминании.
Но не всегда всё гладкополучается. Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогдапридется поработать с ними более серьёзно, используя различные мнемотехники.Например, предложите ребятам собрать разрезанное слово. Напишите крупнымипечатными буквами слово на полоске бумаги, разрежьте полоску не по слогам, апроизвольно на несколько частей, перемешайте их и сложите слово. Получается?Теперь разрежьте по буквам и опять сложите.
Игра «Всё наоборот». Напишитеслово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза,все равно повторите еще пару раз.
Ребенку помладше можно предложитьслово, в котором переставлены буквы. Например, «мроковь», «мкоровь», «моовькр»и т.д. Первую букву желательно не переставлять.
«Беглые гласные». Всегласные из слов куда-то убежали! Их срочно нужно восстановить. Ученик получаеткарточку, на которой написано слово таким образом: «м_рк_вь, к_п_ст_» или текстиз таких словарных слов. Конечно, необходим намек:
«Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей». «Картинки-ассоциации»Если кто-то из вас — вы или ребенок — хорошо рисует, то этот вариант длявас. Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована«опасная» буква. Например, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом,закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п.Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, которыйбольше нигде в изображении не используется, а затем устроить вернисаж по всейквартире, особенно там, где ребенок проводит больше времени или повесить такиекартинки – «запоминалки» в классе.
Следующий метод достаточносложен. Это запоминание слова по ассоциации и созвучию. Но еслиребёнок научится применять этот метод, то он с лёгкостью запомнит многие словарныеслова. Начать нужно с простых слов, чтобы ребёнок не испугался «сложного»задания. Но нельзя придумывать ассоциации за ребенка, разве что первый раз,для примера.Суть созвучия в том, что это слово или сочетание похоже по звучаниюи соответствует по написанию словарному. Например, чтобы запомнить правописаниеслова «винегрет», можно использовать созвучную фразу «… и не грет»:
Приготовим вИнЕгреТ, Он не жаренИ нЕ греТ.
Суть ассоциации в том,чтобы придумать слово, ассоциативно связанное со словарным и содержащее«опасную» букву в сильной позиции. Хрестоматийный пример: «кАпуста — зАяц».
Конечно, учитьсловарные слова — не самое интересное дело. Но если подойти к нему творчески,даже в нем можно найти много захватывающего и приятного. А наградой станетвысокая грамотность!